Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация управленческих решений.

Поиск

Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие—процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления.

Классификация.

По содержанию: социальные, экономические, организационные, технические, технологические и др.

По длительности действия: стратегические касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения и рассчитаны на длительный период действия, решение перспективных задач; тактические обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года; оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.

По виду лица, принимающего решение: индивидуальные; коллегиальные; коллективные.

По степени определенности используемой информации: решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда информация недостоверна, противоречива или ее количество недостаточно.

По степени уникальности: рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно; периодические принимаются с определенной чистотой; уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике.

По степени проявления творчества: запрограммированные, когда решение – это реализация определенной последовательности известных руководителю шагов, представляющих собой логические или математические операции; незапрограммированные решения.

По степени сложности: простые, принимаемые по одному критерию оценки и выбора альтернатив, и сложные, принимаемые по нескольким, часто противоречивым критериям.

По степени охвата объекта управления, относительно которого они принимаются: общие, охватывающие весь объект; частные, охватывающие некоторые стороны деятельности; локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (например, решение об отзыве из отпуска какого-либо сотрудника).

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений. В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта, основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач управления. Упр. реш. должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом. Упр. реш. должно иметь количественную и качественную определенность в зависимости от поставленной задачи. Эффективность упр. реш. предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Упр. реш. должно удовлетворить требованию правомочности - возможности распоряжаться трудовыми, матер., денеж. и др. ресурсами в целях достижения заданных результатов. Требование законности состоит в том, чтобы решение не противоречило действующим гос. и ведомственным законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям и др. документам. Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах. Упр. реш. должны носить комплексный характер. Упр. реш. должно быть понятным исполнителям без каких-либо доп. уточнений и разъяснений. Упр. реш. должно быть всесторонне обоснованным. При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные.

16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Упр. решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Принятие решений является основой управления.

Выработка и принятие решений - творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

· выработку и постановку цели;

· изучение проблемы на основе получаемой информации;

· выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения;

· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы;

· выбор и формулирование оптимального решения;

· принятие решения;

· конкретизацию решения для его исполнителей.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

17. Понятие коммуникации в управлении. Коммуникационный процесс.

Коммуникация - процесс передачи информации от источника к получателю. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:

· отправитель - лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее;

· сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;

· канал — средство передачи информации;

· получатель - лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.

Этапы процесса коммуникации: посылки и кодирования (формирование послания), передачи, обратной связи. Основу процесса коммуникации составляет взаимодействие между подразделениями, должностными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов. По содержанию такое взаимодействие может быть: информационным; административным; техническим. По характеру взаимодействие в организации может быть прямым или косвенным. По форме передачи информации коммуникации могут быть: устные; письменные; электронные.

18. Понятие и характеристики организационной культуры.

Организац. культура— совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компоненты: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации: личная инициатива; готовность работника пойти на риск; направленность действий; согласованность действий; обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; степень отождествления каждого сотрудника с организацией; система вознаграждений; готовность сотрудника открыто выражать свое мнение; степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Первичные факторы: Точки концентрации внимания высшего руководства. Реакция руководства на критические ситуации. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. Критерии поощрения сотрудников. Критерии отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

Вторичные факторы: Структура организации. Система передачи информации и организационные процедуры. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.145.189 (0.009 с.)