Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Священное Писание и Священное Предание у суннитовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Священной книгой всех мусульман является Коран (см. Ислам). Другой важнейшей книгой уже у суннитов является сунна – «Священное предание» (те сведения и положения, которые прямо не содержатся в священной книге Коран, но признаются авторитетными). Происхождение этой книги связано с развитием общества и появлением таких жизненных обстоятельств, которые не были изложены в Коране. Сюда входят, в том числе, законы права (государственного, семейного, имущественного, уголовного) и наставления для бытовой жизни.
На первоначальном этапе в суннитское Священное предание были включены только изречения (каул) и описания дел (фиал) Мухаммеда. Они были записаны учениками пророка в качестве рассказов (хадисов). Приверженцы шиизма не признают подлинными некоторые суннитские хадисы, пользуясь собственными сборниками (см. Шиизм). Уже к началу VIII века этих хадисов насчитывалось более миллиона. Также появились три школы их толкования с центрами в Медине (Саудовская Аравия), а также во многих городах Сирии и Ирака. Собственно с начала их появления хадисы начали письменно фиксировать. В IX веке за шестью такими сборниками был признан приоритет и они стали повсеместно авторитетными. В них подробно описывается, что суннитам запрещено, разрешено, рекомендуемо и порицаемо. Самое авторитетное такое собрание было написано Мухаммадом аль-Бухари.
Сунниты признают и биографию пророка Мухаммеда (сира). В её составе также лежат хадисы. Сира рассказывает о жизненных принципах Мухаммеда.
Богослужение и духовенство В суннизме нет понятия церкви и священнослужителей тождественных христианским, к примеру. Отличительной чертой суннитов от шиитов является то, что богословы этого направления ислама (улемы) не имеют права выносить собственные решения по самым важным вопросам религиозной и общественной жизни. По этой причине улемы занимаются, в первую очередь, толкованием текстов священного характера.
Календарь Мусульмане используют лунный календарь. Год включает в себя 12 месяцев (лунных), что составляет около 354 суток и потому исламские праздники являются переходящими относительного солнечного календаря (григорианского).
Праздники и посты в суннизме У мусульман существует два главных торжества: Ид аль-Фитр (Праздник Разговения, или Ураза Байрам) и Ид аль-Адха (Праздник Жертвоприношения, или Курбан Байрам). В правилах шариата также указано, что не запрещено праздновать те торжества, где нет многобожия и нововведений. Однако данное предписание относится именно к обычаям, а не праздникам.
У суннитов важное значение отведено обрядам, связанным с исполнением религиозных праздников. Как у суннитов, так и шиитов государственными признаны праздник жертвоприношения, праздник разговения, день рождения пророка (маулид ан-наби), ночь чудесного вознесения пророка на небеса (мирадж), ночь предопределения (лайлат аль-кадр).
Особо стоит отметить суннитскую ханафитскую школу, которая приемлет местные обычаи. К ним относятся адат, урф, канун. Данные традиции урегулировали отношения общественного характера и были согласованы и приравнены к правилам шариата.
• Адат – обычаи и народная юридическая практика, которая затрагивает различные сферы жизни (имущественные отношения, семейные и т.д.).
• На территориях Мекки, Медины и их окрестностей понятие «урф» синонимично адату. В других местах расселения суннитов правила шариата могут существенно расходиться с нормами адата. Это происходит на территориях, где преобладают доисламские правовые отношения.
• Кануном называют те законы и правила, которые были переняты у немусульман руководителем государства нешариатских стран.
Обязательным у суннитов является ураза – пост во время месяца Рамазан длительностью в 30 суток. В этот период запрещено пить и есть от восхода и до заката. Лекарства также рассматриваются в качестве пищи. В отличие от христианства, пост ограничивает мусульман во времени принятия трапез, но не в их составе. В дни воздержания суннитам предписывается выполнять больше добрых дел, чтобы быть ближе к аллаху. В это время также запрещены интимная близость и курение. Впрочем, во время поста старым или серьезно больным людям разрешены определенные послабления.
Особое место сунниты отводят шестидневному посту в месяце Шавваль. У шиитов признается только воздержание в священный месяц Рамадан (см. Шиизм). Шавваль следует за Рамаданом. Мусульмане верят, что постящиеся в течение всего Рамадана и дополнившие воздержание шестью днями в Шаввале будут награждены. Поощрение приравнивается к тому, если бы соблюдался ежедневный пост на протяжении всего года.
По поводу дополнительных постов сунниты полагаются на хадисы. В них сказано, что такие дни воздержания и молитвы совершались Мухаммедом в произвольном порядке, а не в определенные жизненные периоды. Посты призваны помочь суннитам приблизиться к аллаху.
Духовная жизнь суннитов Духовная жизнь суннитов заключается в следовании пути пророка Мухаммеда. Важную роль играют законы шариата. Наказания за нарушения этих правил также опираются на Коран. Сунниты должны соблюдать праздники, посты, совершать обряды (обрезание у мальчиков и т.д.). Неотъемлемой частью жизни верующих являются добрые дела.
Основы духовной жизни мусульман составляют так называемые «пять столпов ислама». Первым по значимости является шахада (с араб. «свидетельство»). Она представляет собой слова, которые свидетельствуют о Едином Боге. Произносится при выполнении намаза. Отличается от шиитского текста отсутствием слов о праведном халифе.
Следующим столпом ислама и характерной чертой суннитов является совершение намаза (ежедневной пятикратной молитвы). Намаз состоит из стихов Корана. Данная молитва обращена к Богу. Намаз предписывается осуществлять во всяком чистом месте. При этом следует стать на молитвенный коврик, циновку либо верхнюю одежду. По пятницам предписано совершать намаз в мечети. Эту молитву можно выполнять только при условиях 1) ритуальной чистоты (в состоянии осквернения следует совершать ритуальное омовение); 2) киблы (верующий стоит лицом к Каабе); 3) истинного намерения совершить молитву; 4) наличия чистой одежды на человеке, концы которой не свисают ниже щиколоток; 5) трезвости ума. Групповая молитва предпочтительнее индивидуальной.
У суннитов совершается также шестой намаз (в последние нечётные ночи месяца Рамадан). Предписываются и особые намазы по окончании поста в тот же месяц и по поводу праздника жертвоприношения в месяце Зуль-хидж. Существуют особые суннитские молитвы, совершаемые при обряде погребения (джаназа) и с просьбой о помощи.
В отличие от суннитов, шииты совершают намаз три раза в сутки. Они молятся утром, в полдень и вечером (см. Шиизм). Сунниты могут осуществлять Намаз трижды в сутки только в одном случае: когда они путешествуют. Ритуал намаза на территории Средней Азии имеет некоторые различия с арабскими странами. Верующие заходят в мечеть только в головных уборах. Женщины молятся только дома и иначе, чем мужчины.
Третьим столпов ислама принято считать закят – благотворительный акт, выполняемый в виде пожертвований бедным и нуждающимся. Саум – следующий из столпов ислама. Данный термин означает следование посту в течение священного месяца Рамадан. Пятым столпом ислама является хадж. Это паломничество в Мекку, при котором разногласия между шиитами и суннитами забываются: все преклоняются Каабе (святыня мусульман в Заповедной Мечети Мекки).
Большее количество приверженцев суннизма находится в странах Африки и Азии (за исключением таких государств, как Иран, Ирак, Бахрейн, Оман, Ливан, Азербайджан).
Оппозиционный ислам (шииты) Возникнув как политическая оппозиция, партия сторонников Али, особенно после смерти ее вождя, приобрела характер религиозно-сектантского движения, противостоявшего ортодоксальному направлению суннитов (включая все его течения и секты). В основе доктрины шиитов лежал, как говорилось, тезис об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Этот тезис стал фундаментом последующего учения шиитов во всех его деталях и вариантах. В отличие от суннитов, для которых Мухаммед был высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную связь правоверных с Аллахом, шииты воспринимали пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделенную сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать своим потомкам. Но и это еще не все. Для шиитов важна была святость не только Мухаммеда, но и Али, чей авторитет базировался как на родственной близости к пророку, так и на личных качествах, благодаря которым наследственная благодать, выпавшая на долю потомков Мухаммеда и Али, становилась еще более весомой и неопровержимой. Вот почему Али как великий символ шиитов, как решающее звено в их учении был со временем обожествлен ими не менее, чем пророк, а в некоторых шиитских сектах даже больше. Идейные вожди шиитов Как и все гонимые сектанты, шииты со временем все более сплачивались вокруг своих духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией истины. Это привело к резкому возвеличению статуса шиитских улемов по сравнению с суннитскими. Претендуя на право вещать голосом скрытого имама, шиитские улемы и наиболее почитаемые из них – муджтахиды, обладавшие авторитетом знания, набожности и благочестия, становились подчас подлинными вождями, затмевая своим влиянием политическую администрацию. Авторитет такого руководителя не умалялся тем, что он не всегда был заметен снаружи. Среди гонимых шиитов (как и среди некоторых суннитских сект) широкое распространение получила практика такыйи, мысленной оговорки, позволявшей скрывать свои истинные убеждения и игравшей роль защитной мимикрии в обстановке преследований. Такая практика даже увеличивала авторитет того духовного вождя, кто был истинным, хотя и незаметным наставником и обладал, как предполагалось, частицей благодати скрытого имама. Это обстоятельство нашло свое отражение и в шиитском шариате: в отличие от четырех мазхабов суннитского толка шииты выработали собственные приемы толкования исламского права, причем особое внимание они уделяли малораспространенному у суннитов методу рая (иджтихада), т.е. индивидуальному толкованию авторитетного муджтахида. Имамиты в Иране Основная часть шиитов, наиболее многочисленная и в наши дни, принадлежит к числу так называемых имамитов, т.е. тех, кто почитает всех двенадцать святых имамов, включая скрытого. Большинство их живет в Иране, который чуть ли не с первых веков ислама стал центром шиитской оппозиции. Шииты составили немалую силу восстания, приведшего к падению Омейядов. Они принимали активное участие и во многих других движениях. Как оппозиционная доктрина, шиизм служил знаменем всех недовольных и нередко прикрывал религиозной оболочкой те острые социальные и экономические причины, которые лежали в основе этих движений. Кроме того, сохранивший свое этническое лицо Иран на протяжении веков был центром не только религиозной, но и этнической и политической оппозиции Арабскому халифату. Секты шиитов. Исмаилиты Имамитский шиитский ислам был той базой, на основе которой на протяжении веков формировались остальные течения и секты. Как правило, доктринальные расхождения между ними сводились к спору о количестве почитаемых имамов, хотя нередко этот спор приводил и к более существенным изменениям в догматике и принципах деятельности той или иной из шиитских сект. Секты исмаилитов. Ассасины В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Кар-маты выступали за равенство и уравнительное распределение, но при этом сохраняли и даже увеличивали количество работавших на них рабов. Их отличали крайний фанатизм и нетерпимость. В 889 г. они овладели Бахрейном, создав там свое государство, но политика нетерпимости и жестоких набегов на соседей привела, в конечном счете, к крушению этого государства и исчезновению карматов на рубеже XI-XII вв. Алавиты и Али-илахи Особое положение среди всех шиитских сект занимают две из них, близкие по характеру друг к другу, алавиты и Али-илахи. Обе они обожествляют Али и ставят его, чуть ли не рядом с Аллахом. Алавиты появились в IX в. как секта основателя этого учения Нусайра. В учении Нусайра сочетались астральные культы, вера в переселение душ и элементы христианства. Алавиты полагают, что некогда все их души были звездами. Али поместил их в людей, но по смерти души праведников вновь станут звездами и сольются с божественным Али, тогда как души грешников переселятся в животных. Алавиты читают христианские Евангелия, причащаются хлебом и вином, часто носят христианские имена. Секта имеет свою священную книгу, составленную на основе Корана, но вся мудрость ее доступна лишь посвященным. Вплоть до нынешнего дня в Сирии, Ливане, Турции немало последователей этой секты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.012 с.) |