Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крупнейшая полуколония — Китай

Поиск

В странах Азии и Африки возникают полуколонии, превратившиеся в объект острых споров и столкновений между ведущими капиталистическими державами мира.

Полуколонии — это формально самостоятельные государства, имевшие свои правительства и систему управления. Типичные полуколонии — Китай, Иран, Османская империя.

Характерна история превращения крупных стран Востока в полуколонии, и прежде всего крупнейшей из них — Китая. «Закрытие» этой страны в 1756 г., т.е. запрещение торговли иностранными товарами на территории Китая (кроме порта Макао), было своеобразной реакцией на экспансию европейских держав в страны Дальнего Востока. Но это осложнило положение самого Китая. Китай лишился возможности пользоваться достижениями европейской науки и техники, сократилась его торговля с другими странами, что подрывало производство.

Несмотря на это, в конце XVIII в. англичане все более стремятся проникнуть в Китай. Главным предметом ввоза в страну становится опиум, производимый в Индии. Китайское правительство пытается вести борьбу с контрабандой. В 1839 г. торговля опиумом в Китае была запрещена, и примерно 1000 т наркотика, принадлежавших британским купцам, были уничтожены. Это и послужило поводом к войне. В 1840—1842 гг. вспыхивает так называемая первая опиумная война между Китаем и Англией. Отсталый Китай терпит жестокое поражение и вынужден подписать неравноправный Нанкинский договор. Англия достигла своих целей: захватила порт Гонконг, расширила районы торговли, получила военных контрибуций на 23 млн. долл. Китай лишался таможенной самостоятельности — таможенная пошлина не могла превышать 5% стоимости ввозимой продукции.

Бомбардировка южно-китайского портового города Кантона британскими кораблями во время опиумной войны

В 1843 г. Китаю был навязан новый договор, по которому устанавливалась экстерриториальность англичан, британские купцы пользовались режимом наибольшего благоприятствования в торговле. В 1844г. США послали к берегам Китая эскадру и вынудили его дать им те же права. В 1844 г. французы подписали с Китаем такой же договор.

Правительство Китая делает непрерывные уступки колонизаторам. В 1869 г. «открывается» уже 15 портов для торговли с иностранцами. В стране было создано Управление имперскими морскими таможнями, которое полностью перешло к англичанам (таможенные сборы шли на уплату контрибуции).

Усиление экспансии иностранного капитала, народные восстания, разрушение ирригационных систем и как следствие этого — неурожаи, постоянные войны (франко-китайская война 1885 г. из-за Вьетнама, японо-китайская война 1894—1895 гг. из-за Кореи и др.), крах политики «самоусиления» и т. д. — все это полностью расстроило финансы страны и в конечном счете сделало Китай полуколонией.

В полуколонию европейских держав превратилась и бывшая могущественная Османская империя.

Единственной страной, которая хотя и подвергалась экспансии европейских держав и которой удалось отстоять свою независимость, оказалась Япония.

В скором времени и она сама станет колониальной державой.

 

 

Сикхский вопрос: история религиозного конфликта в Пенджабе

Яковлев Александр Юрьевич,

аспирант кафедры истории и политологии Государственного университета управления, г. Москва.

Индийский штат Пенджаб расположен на северо-западе страны и граничит с Пакистаном. Его площадь составляет 50362 км². На территории провинции проживает 24,3 млн. чел. Столица – г. Чандигарх. Штат является одной из наиболее развитых в экономическом смысле областей. В Пенджабе производится 60% пшеницы и 50% риса, а также 1/4 хлопка закупаемого центральным правительством [3, c. 22].

«Пенджаб» в переводе с панджаби означает «пять вод (рек)» и, действительно, до 1947 г. его территория включала в себя бассейны пяти главных притоков Инда. Образование двух новых южно-азиатских государств сопровождалось разделом территории британской Индии. Особенно болезненным был раздел Пенджаба. Предвидя это, английские власти сообщили сведения, касающиеся границы между Индией и Пакистаном только во второй половине дня 16 августа 1947 г., т.е. после официального провозглашения независимости. Население провинции узнало об этом лишь на следующий день [12, p. 85].

Этнорелигизная проблема в Пенджабе стала существенной еще в 20-е годы 20 века, когда в конфликт, помимо индусов и мусульман, оказались вовлечены сикхи. Согласно переписи 1941 г., из 28,4 млн. жителей - 7,6 млн. (26,6% населения) являлись последователями индуизма, 16,2 млн. (57%) – мусульмане, 3,8 млн. (13%) – сикхи, причем в разных областях, число представителей разных религий отличалось – в западных районах было более 80% мусульман, в центральных – от 47 до 63% мусульман и от 10 до 40% сикхов [4, c. 164-165]. Что касается распределения промышленности и земли, за которые в последствии разгорелась борьба, между представителями конфессий, то значительная часть земли в центральном Пенджабе принадлежала сикхам-джатам, сильны были позиции и у семей индусов в промышленном производстве, торговле и банковском деле. В то же время мусульмане, нередко составляя большинство населения на той или иной территории штата, не занимали лидирующих позиций в экономике.

Религиозные различия между тремя общинами Пенджаба всегда были значительны. Сикхизм – самая молодая религия Индии, сформировавшаяся на территории современного Пенджаба. В настоявшее время большинство последователей этой религии проживает на территории одноименного штата. По переписи 1991 г. сикхов насчитывалось 16,2 млн. чел. [3, c. 86].

Существует три точки зрения на природу сикхизма: сикхизм – ответвление индуизма; результат синтеза ислама и индуизма; точка зрения, которой придерживаются представители сикхской общины, сикхизм – самостоятельная религия [5, с. 26-28]. В основу сикхизма положена деятельность десяти гуру (учителей), внесших определенный вклад в развитие сикхизма. Каждый последователь данного религиозного направления является сикхом (учеником). Родоначальником сикхизма считается Гуру Нанак (1469-1539). Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию общины - упразднил пост гуру и создал военно-политическую организацию – хальсу («чистые»), также установил обряд приема в нее. При вступлении неофит присоединял к своему имени слово Сингх (лев). После этого сикх должен был придерживаться принципа пяти «К»: иметь при себе кирпан (меч или кинжал) как символ доблести, расческу – кангх, носить на левом запястье стальной браслет – кара – как символ верности, пользоваться нижнем бельем – каччха, не стричь волосы и не брить бороду - кеш, не курить и не употреблять спиртные напитки. Единство религии, политики и особое место военной составляющей, делает сикхизм серьезным оружием в борьбе за интересы общины.

В конце XVIII века правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство, которое дольше других индийских королевств сопротивлялось английским колонизаторам. После покорения Пенджаба в 1849 г. англичане разделили его территорию на несколько составляющих, а часть присоединили к Британской колонии. Несмотря на старания англичан, им не удалось привлечь на свою сторону сикхов-джатов. Антиколониальные выступления значительной части сикхской общины приняли, в частности, форму борьбы против махантов – настоятелей гурдвар, пользовавшихся покровительством англичан. Большинство махантов принадлежало к секте удаси, ведущий свое происхождение от сына Гуру Нанака Шри Чанда. Они признавали касты и священные книги индуизма. В 20-е годы XX века Борьба сикхов против махантов достигла апогея. Был сформирован корпус волонтеров, получивший название Акали дал (Отряд бессмертных), затем трансформировавшийся в политическую партию, сыгравшую далеко не последнюю роль в жизни Пенджаба.

Для управления гурдварами в октябре 1920 г. решением второго съезда сикхов был образован Широмани гурдвара прабандхак комити (ШГПК). В 1925 г. вступает в силу закон о сикхских гурдварах, в соответствии с которым контроль за их деятельностью в Пенджабе и соседних провинциях передавался Комитету по управлению гурдварами (КУГ), что легализировало деятельность ШПГК. В последствии КУГ стал ядром сикхской общины и начал пользоваться даже большим авторитетом, чем правительство штата. Его членов и председателя избирают все сикхи, вследствие этого он часто именуется «мини-парламент». Низовые звенья Акали дал (АД) формируются как религиозные подразделения во главе с джатхадаром – предводителем отряда воинов (джатха), которые составляют воинство общины. Повседневная жизнь членов общины строго регламентируется Престолом бессмертного (Акали Тахт) – специальным органом, куда входят пять религиозных старейшин (пандж пиара). Религиозные вердикты (хукумната), издаваемые ими определяют как ритуальное, так и социальное поведение сикхов. Все это доказывает неразрывность религии и политики (в том числе военной ее составляющей) в сикхской общине, в высшее религиозно-политическое руководство которой входят: первые лица ШГПК, лидеры АД и старейшины Акали Тахт.

В середине 20-х гг. ХХ в. этнорелигиозные противоречия в Пенджабе стали еще более обостряться в связи с началом кампании «шуддхи» (возвращение в лоно индуизма тех, кто в прошлом был индусом), «сангатхан» (движения за укрепление индуизма) и «танзим ва таблиг» (обращение в ислам иноверцев), активно пропагандировавшиеся религиозными общинными партиями.

Все это происходило на фоне усиливавшихся споров за территорию между индусами, мусульманами и сикхами, периодически сопровождавшиеся погромами. Предметом наиболее оживленной дискуссии служил вопрос об административно-территориальном делении Пенджаба по конфессиональному признаку. На кону стояли водные и земельные ресурсы, а также производственные мощности.

В марте 1942 г. группа влиятельных лидеров АД при встрече с главой английской правительственной делегации Р. С. Криппсом, прибывшем в Дели со специальной миссией, поставила вопрос о создании независимого Азад Пенджаба. В случае появления такого государства, оно становилось неким буфером между Индией и Пакистаном. Схема создания Азад Пенджаба предусматривала пересмотр границ Пенджаба с целью исключения из него районов, в которых проживало большинство мусульман. Их число в новом государстве должно было сократиться до 40%, также как и индусов, а численность сикхов в новой стране предполагалось довести до 20% [2, c. 78]. Однако колониальная администрация предложила населению, после вхождения в Доминион Индия, возможность раздела провинции на две части или создания полуавтономной территории по советскому типу.

Сценарий по созданию государства сикхов не мог быть реализован по следующим причинам:

· М.А. Джинна требовал при образовании Пакистана включения в его состав 6 провинций, в числе Бенгалии и Пенджаба (целиком), а свою очередь, ИНК, ни при каких обстоятельствах, не дал бы согласия на вхождение в образуемое исламское государство указанных выше территорий в существовавших границах;

· создание Азад Пенджаба требовало бы включения в него значительной территории будущего Пакистана, которая затем составила его территориальную и экономическую основу;

· подобное развитие событий вынуждало изменить концепцию «двух наций», служившей базой в секуляризационных трендах того периода;

· выполнение требований по образованию Азад Пенджаба создавало прецедент, который мог быть использован другими общинами Индии;

· ухудшающееся здоровье авторитетного и популярного М.А. Джинны, смерть которого могла бы серьезно скорректировать направление развития событий;

· неготовность ни сикхской элиты, ни населения всеми возможными способами и методами требовать создания независимого государства сикхов.

Произошел раздел Пенджаба, в результате которого часть территории с преобладанием мусульманского населения отошла к Пакистану. Штат захлестнула политическая борьба за электорат между ИНК, Джан сангх (коммунистической индусской партией, пользовавшейся популярностью у городского населения) и АД. Сикхские лидеры оказались расколотыми, внутренние противоречия, давление со стороны различных социальных сил и стремление к власти привели к непоследовательности политического курса АД. С одной стороны, начиная с 1947 г. лидеры АД настаивали на создании панджабиязычного штата и обвиняли союзное правительство в ущемлении интересов сикхов. С другой, руководство АД было готово пойти на сделки с ИНК, и уже в 1948 г. вернулось в ее состав.

Подобная позиция помогла выторговать ряд существенных уступок: был повышен статус языка панджаби, увеличилась доля сикхов на государственной службе и число, занимаемых ими министерских постов. Добившись удовлетворения указанных требований, лидеры АД помогли Б.С. Сачару свергнуть Г.Х. Бхаргаву и занять пост главного министра штата. После чего они в 1949 г. представили новому первому лицу области более жесткий список требований, включая разделение провинции на лингвистические зоны панджаби и хинди. Уступки АД вели к потери ИНК поддержки населения, чем умело пользовалась АД. В 1950 г. ее лидер Тара Сингх потребовал включения в конституцию положений о выделении сикхских избирательных курий, половины мест в парламенте Пенджаба и 5% мест в союзном законодательном органе [10, c. 229]. Набирал силу лозунг «Пенджаб-субы», т.е. образование панджабиязычного штата.

Указанный принцип не был реализован в силу различных обстоятельств. Главным образом это произошло из-за: сложной этнорелигиозной структуры населения Пенджаба, состоящего из двух языковых групп – пенджабцев и хиндустанцев (при этом нет совпадения религиозного и национального деления – есть индусы, говорящие на панджаби, и сикхи, говорящие на хинди); малочисленности сикхского населения провинции, отсутствия у АД ярких лидеров и четко сформулированной секуляристской программы, а так же из-за сокрушительного поражения на выборах 1952 г. в парламент штата.

После проигрыша выборов и стремления восстановить свои позиции среди сикхского населения Пенджаба, лозунг «Пенджаб-субы» претерпел изменения. Теперь АД выступал за создание Пенджабской субы (штата), предполагая включить в ее состав весь пенджабский этноареал и округ Ганганагар, входивший в состав Раджастана, и отделить Харьяну. В таком виде суба охватила бы территорию в 90 тыс. км² с 12 млн. населением, среди которых сикхи составили бы 40% [11, p. 162]. В противовес этому требованию некоторые индусских коммуналистских организаций выступали за создание Маха Пенджаба (Большого Пенджаба) путем присоединения к нему Дели, Химачал-Прадеша и нескольких округов Уттар-Прадеша.

В 1956 г. был принят закон о реорганизации штатов, в соответствии с которым ликвидировалось деление провинций на категории и произошло их уравнивание в правах (несколько большую самостоятельность сохранил Джамму и Кашмир). Итогом компромиссного решения этнополитических проблем Пенджаба стало присоединение к нему группы княжеств ПЕПСУ (PEPSU – Patiala and East Punjab State Union или Союз княжеств Патиала и Восточного Пенджаба). После этого в Пенджабе стало проживать 30% сикхов, при этом мусульман практически не осталось [1, c. 537]. В соответствии с так называемой региональной формулой, хинди и панджаби сохранили статус официальных языков, также штат был разделен по языковому принципу на две зоны.

После указанных действий, в штате поднялась волна коммунализма, был создан Хинди ракша самити (Комитет спасения хинди), начавший кампанию за спасение языка. Это движение получило развитие в Харьяне, жители которой имели в культурно-лингвистическом аспекте мало общего с пенджабцами, а их дети должны были изучать в школах дополнительный язык и письменность гурмукхи. Опасаясь развития конфликта, правительство штата отказалась от реализации многих принципов, заложенных в региональной формуле. Это вызвало недовольство АД, вновь начавшей агитацию не только за создание Пенджабской субы, но и за образование штата Харьяна. Указанный тактический ход принес успех, т.к. большинство жителей, исповедовавших индуизм, хотели иметь свою провинцию.

В ноябре 1966 г. Пенджаб был вновь разделен по лингвистическому принципу: были образованы новые штаты Пенджаб и Харьяна, в союзную территорию выделился город Чандигарх, провозглашенный столицей одновременно двух штатов, союзная территория Химачал-Прадеш преобразовалась в штат после присоединения к ней ряда пенджабских районов. В результате реорганизации часть панджабоязычных деревень и районов отошли к Харьяне, в то время как ряд хиндоязычных населенных пунктов оказались в составе Пенджаба. Это произошло в результате того, что за основу деления был взята не деревня, а более крупное административно-территориальное образование - тахсил.

Реорганизация Пенджаба, в сущности, означала удовлетворение требования АД о создании сикхского штата. После отделения Харьяны Пенджаб стал лингвистически однородной провинцией, и сикхи превратились в этническое большинство. В 1966 г. в Пенджабе сикхов было 56%, а в 1971 г. чуть более 60% [10, c. 238; 2, c. 80].

В 70-х годах ХХ века происходила постепенная радикализация сикхского движения. Основными причинами этого явились неудовлетворенность политических лидеров сикхов своими позициями в штате и опасения религиозного руководства сикхской общины за незыблемость устоев веры. Также в этом виноваты возникшие социально-экономическими проблемы, а именно: нехватка рабочих мест, в том числе для хорошо образованной молодежи, установление контроля центральным правительством за ценами на зерно – основную пенджабскую продукцию и другие просчеты республиканских властей.

В гурдваре г. Анандпур в октябре 1973 г. АД приняли резолюцию, определяющую политические цели партии. Среди них были требования присоединения, не вошедших в Пенджаб, панджабиязычных районов, предоставление штату более широкой автономии в области финансов, обороны, внешних сношений и общих коммуникаций. Анандпурская резолюция осуждала внешнюю и внутреннюю политику ИНК.

Условной «отправной точкой» в развитии сикхского сепаратизма стал апрель 1980 г. Тогда был образован Национальный совет Халистана во главе с президентом Джагджит Сингх Чауханом, бывшим министром финансов Пенджаба и автором лозунга создания Халистана (Страны чистых), сформулированного им в октябре 1971 г. в «Нью-Йорк таймс». Эта идея встретила активную поддержку не только в самом Пенджабе, но и у сикхских общин за рубежом, где в то время проживало около 2 млн. сикхов [7, c. 113]. Именно заграницей (в основном в Великобритании, ФРГ, США, Канаде) изначально действовали сепаратистские сикхские организации (Национальный совет Халистана, Акханд киртани джатха и Баббар Хальса). Там же проходили конференции, и издавалась литература в поддержку образования независимого государства сикхов. Так, например, в Канаде печатались паспорта, марки и денежные знаки Халистана, которыми позже снабжались сепаратисты в Пенджабе [9, c. 113-114].

Для консолидации сикхской общины начинается формирование образа врага. Первым объектом были выбраны ниранкари (приверженцы одного из направлений сикхизма). В 1980 г. под руководством Джарнайл Сингх Бхиндранвале убивают гуру ниранкаре Бабу Гурбачана Сингха. Вскоре он возглавляет сепаратистскую организацию Дал Хальсу. В мае 1982 г. власти Индии запрещают деятельность структуры, и ее лидеры обосновываются в Золотом храме в г. Амритсаре, превратив главную сикхскую святыню в крепость, откуда боевики совершали вылазки. Укреплению авторитета Д.С. Бхиндранвале способствовало решение лидеров АД о переносе своей штаб-квартиры в комплекс зданий Золотого храма, а также начатой дхармаюддхе (войне за веру) уже против индусов, т.к. малочисленные ниранкаре стали не соответствовать необходимому образу врага. Задачей террора 1980-1984 г. был массовый отток индусов из Пенджаба с целью превращения его в мононациональный штат.

После нескольких крупных терактов в октябре 1983 г. в штате водится прямое президентское правление, а в июне 1984 г. правительство Индии предпринимает штурм Золотого храма. В результате плохо подготовленного мероприятия погибло несколько сотен паломников и около ста солдат индийской армии [8, c. 124]. Был убит Д.С. Бхиндранвале и большинство его стотонников. «Осквернение» индусами храма в г. Амритсаре имело серьезные последствия. Во-первых, это серьезно радикаловало даже умеренно настроенных сикхов. Во-вторых, привело к убийству в 1984 г. премьер-министра Индии Индиры Ганди личными охранниками-сикхами, что, в свою очередь, вызвало стихийные сикхские погромы во многих городах страны. По данным, приведенным отечественным исследователем Е.П. Кожушко, в эти дни было убито около 30 тыс. сикхов [6, c. 204].

С конца 1985 г. поднялась новая волна сикхского террора, шедшая до 1991 г. по нарастающей. Боевики сочетали индивидуальный и массовый террор. Наиболее известными террористическими организациями сикхов, действовавших в тот момент, были Силы Халистана, Национальная армия Халистана, Халистанский освободительный фронт и Шахиды Хальсы.

К середине 90-х начался спад активности сикхского движения за свои политические права с помощью радикальных методов. Индийские власти проделали значительную работу по созданию благоприятной социально-экономической атмосферы и поиску путей политического урегулирования пенджабского кризиса. Несмотря на то, что центральное правительство практически одержало победу над сепаратизмом в Пенджабе, в штате иногда совершаются единичные террористические акты, и продолжают действовать мелкие группы боевиков.

На основании данных, приведенных российским индологом С.А. Барановым, в период с 1981 г. по 2000 г. в Пенджабе погибло: 11770 мирных граждан, 1748 сотрудников, обеспечивающих безопасность и 8094 террориста [2, c. 106] (Рис. 1).

Рис. 1. Число погибших в период сепаратистского движения в Пенджабе.

Итак, этнорелигиозный конфликт в Пенджабе включает в себя следующие стадии:

1. Созревания противоречий – 20-е гг. ХХ в. по 1947 г. – постепенный накал обстановки вследствие появления объективных причин для освобождения от колониальной зависимости, далее политизация сикхской общины, выдвижение требования об Азад Пенджабе и раздел Пенджаба.

2. Мирной борьбы за суверенитет – с 1947 г. до начала 70-х гг. ХХ в. - расширение автономных прав, три реорганизации штата до появления лозунга о создании независимого сикхского государства.

3. Активных действий – начало 70-х годов – середина 90-х годов ХХ века - сопровождался высоким уровнем террористской активности в борьбе за Халистан.

4. Затишье – середина 90-х ХХ века – наше время – характеризуется спадом вооруженной борьбы и уходом противоречий в латентную стадию.

 

Религиозно-этнические проблемы в Индии носят региональный характер

1. В Пенджабе существует проблема сикхов: она обострилась в первой половине 1980-х гг. и привела к убийству И. Ганди в 1984 г. Впослед­ствии было заключено соглашение об урегулировании 1985 г., и хотя оно неоднократно срывалось, в 1990-е гг. воинственность сикхов пошла на убыль. Но за время конфликта погибло около 250 тыс. че­ловек.

Выступления экстремистов в поддержку независимости Халистана поддерживаются далеко не всеми сикхами. Сикхи живут в разных районах Индии, они играют в стране видную роль. Из их среды вы­шли 90% офицеров индийской армии и сил безопасности, сотни ты­сяч преуспевающих фермеров, директора многих государственных компаний общенационального значения.

Сам штат Пенджаб дает 1/5 часть индийской пшеницы, является высокоразвитым в промышленном отношении — это центр электрон­ной промышленности и высоких технологий.

2. В штате Ассам этнические проблемы обострились в начале 1980-х гг. На 20 млн. ассамцев в то время приходилось 5 млн. бенгальцев, в большинстве своем беженцев из Бангладеш.

Началось движение под лозунгом: «Выслать иностранцев из Ассама!». Студенческие организации инициировали в 1983 г. региональ­ную сатьяграху. Страсти накалились в апреле 1983 г. — вспыхнула рез­ня. Только что назначенный генеральным секретарем ИНК(И) Р. Ганди приехал в Ассам, чтобы разобраться в ситуации на месте иуладить конфликт, но тщетно. Население бойкотировало все попытки властей разрядить ситуацию.

Разумеется, за этим стояли интересы конкретных слоев. Так, чиновники и интеллигенция опасались конкуренции со стороны бенгальцев, которые еще со времен англичан занимали «теплые местеч­ки» в госаппарате. Местные бизнесмены опасались серьезной конкуренции с крупным бизнесом касты марвари, выходцев из Запад­ной Индии, которые ныне успешно действуют по всей стране.

Частично имели место обиды, связанные с «несправедливым раз­делом доходов»: как известно, именно в Ассаме добывается большая часть нефти, выращивается лучший в мире чай. С большим трудом соглашение о мирном урегулировании было заключено 15 августа 1985 г. Конфликт стал терять первоначальную остроту. Но в ноябре 1990 г. в штате было введено президентское правление, начались во­енные операции против боевиков. После отмены чрезвычайного по­ложения в июне 1991 г. у власти находилась партия Национальный совет Ассама, но выборы в марте 1998 г. были бойкотированы ассам­цами по призыву сепаратистских организаций. В мае 1999 г. прово­дится крупнейшая операция против боевиков, после чего положение в целом нормализуется.

3. Проблема тамилов связана с ситуацией в соседнем Цейлоне (Шри Ланка), где выходцы из Южной Индии борются за автономию и независимость. Население индийского штата Тамилнад поддер­живает своих соплеменников, оказывает поддержку местной органи­зации «Тигры освобождения Тамил-Илама», укрывает боевиков, снабжает их оружием. Попытки индийского правительства занять жесткую позицию в этом вопросе, пресечь терроризм привели в кон­це концов к убийству бывшего премьер-министра Раджива Ганди в 1991 г.

4. Проблема Кашмира возникла в 1947 г., когда махараджа Кашми­ра Хари Сингх решил войти в состав Индии. Большинство населения области составляют мусульмане, но примерно 3/4 ее территории обра­зовали индийский штат Джамму и Кашмир. На оставшейся под кон­тролем пакистанской армии территории был создан Азад Кашмир, формально являющийся свободной зоной.

С тех пор проблема Кашмира держит в напряжении обе страны, не­однократно дело доходило до военных действий. В самой Индии ос­ложнялись отношения с мусульманской общиной, составляющей сейчас свыше 100 млн. человек.

Во главе индийской части Кашмира стоял популярный мусульман­ский деятель шейх Абдулла, но в 1953 г. он был арестован, после чего Индия отказывалась проводить плебисцит в Кашмире о его дальней­шей судьбе. Шейх Абдулла был освобожден после войны 1965 г. В на­чале 1975 г. он признал Кашмир частью Индии с гарантиями прав штата. Абдулла возглавлял индийский Кашмир вплоть до своей смер­ти в 1983 г. После смерти Абдуллы штатом правил его сын— Фарук Аб­дулла, но к концу 1980-х гг. ситуация осложнилась. Активизировался так называемый Фронт освобождения Джамму и Кашмира, требовав­ший «независимости». Начался террор против индуистов, вызвавший их бегство из Кашмира. Бежали, в частности, 400 тыс. брахманов-кандидов, выходцев из высшей брахманской касты Индии. Произо­шли серьезные беспорядки, во время которых множество людей бы­ло убито. Тогда индийское правительство отстранило Ф. Абдуллу и ввело в штате президентское правление. В Кашмир были направлены 600 тыс. индийских войск, которые и сегодня пытаются пресечь тер­рор, восстановить порядок.

С тех пор в штате находятся индийские войска, происходят взаим­ные столкновения между мусульманами и индусами, военные прово­дят антитеррористические операции. Действия военных вызывают озлобление мусульман. Так, в 1993 г. войска окружили мечеть Хазрат Баль в Сринагаре, где хранится волос из бороды пророка — священ­ная реликвия мусульман. Это было воспринято как провокация. В хо­де военных операций была уничтожена в 1995 г. историческая мечеть Чараф-э-шариф. Пакистан обвинил Индию в геноциде мусульман­ского населения в Кашмире, в репрессиях и пытках мирных жителей. В Кашмире действуют несколько террористических мусульманских организаций

5. В последние годы оживились дискуссии об индийском федерализме. В августе 2000 г. парламент принял 84-ю поправку к Конституции, которая позволила создать 3 новых штата — Чаттисгарх, Уттаранчали Джаркханд. Они выделились из так называемых хиндиязычных штатов — Мадхья-Прадеж, Уттар-Прадеж и Бихар — значительную часть населения там составляют племена и мелкие языковые группы. Специалисты предполагают, что общее число штатов в Индии может достичь 58 (в настоящее время их — 28, а в 1956 г. было создано 14).

6. Актуальной для Индии является проблема коммунализма. В 1 947 г. Индия была объявлена светским государством, но все послевоенные десятилетия там открыто действовали индуистские шовинистические организации Хинду Махасабха, Раштрия Сваямсевак Сангх, Шив Сена, Рам Раджья Паришад, Джана Сангх. Они выступали за провозглашение Индии индуистским государством. Деятельность эта провоцировалась в Индии исламскими экстремистами, выступавшими под лозунгами фундаментализма.

Как известно, по исламскому канону, если евреи и христиане име­ют статус «покровительствуемых», то индуисты как представители по­литеистической религии должны перейти в ислам, или быть уничто­жены. В 1980 г. была создана Бхаратия Джаната парти, выступавшая с идеями коммунализма. В 1990 г. был арестован ее лидер Л.К. Адва-ни, который проводил в Северной Индии марш с целью разрушения мечети и строительства на ее месте индуистского храма.

В декабре 1992 г. толпы индуистских фанатиков разрушили мечеть Бабура в Айодхья (штат Уттар-Прадеж). Власти не могли этому вос­препятствовать, что накалило отношения между религиозными об­щинами. С 1998 г. БДП возглавляет правительство, и с тех пор угроза коммунализма в Индии, превращения страны в индуистское государ­ство стала реальной.

7. Кастовая проблема также остро стоит в Индии: 3/4 населения принадлежат к низшим кастам, из них 15,5% — далиты, или хариджане, бывшие «неприкасаемые». На развитые касты приходится 17,6%населения, из них брахманы составляют 5,5% от общего числа населения, но занимают 63% высших должностей в государстве. Все индийские правительства стремились исправить положение, «подтянуть» отсталые касты: для них резервировались места в госсекторе: в сфере образования, в административном аппарате.

В 1978 г. во время правления Джаната парти была создана Комис­сия по отсталым кастам. В 1980 г. она представила отчет, в котором ре­комендовала расширить резервирование мест в различных сферах для низких каст. Правительство долгое время пыталось игнорировать вы­воды Комиссии, но в 1983 г. отчет все же был заслушан в парламенте.

С тех пор вопрос о резервировании мест постоянно вызывает кон­фликты. Положение о квотах рабочих мест для далитов постоянно на­рушается чиновниками. Как известно, против резервирования допол­нительных мест высказывались деятели, вызвавшие в 1980 г. раскол в Джаната партии и основавшие в том же году ныне возглавляющую правительство Бхаратию Джаната парти. Это не может не внушать тре­вогу сторонникам расширения резервирования мест для низших каст, хотя 25 июля 1997 г. президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, далит по происхождению, и он пытается привлечь к этой проблеме внимание развитых каст.

8. Индия продолжает лидировать в числе стран с самым быстрым приростом населения — оно уже превысило миллиард человек (на 2001 г. — 1027 млн. человек). Сейчас каждый шестой житель Земли — индиец. Это порождает множество социальных проблем в явно пере­населенной стране. Они связаны, прежде всего, с огромной разницей в доходах между людьми, занятыми в традиционном и современном экономическом укладах. Примерно 300 млн. человек населения со­ставляют ныне в Индии «средний класс» — уровень их доходов при­мерно равен доходам на душу населения в развитых странах. Но ос­тальная часть находится в куда худшем положении.

Двадцать процентов населения пребывает ниже официально ус­тановленной черты бедности (100 долл. в год). Фактически около 35 млн. населения — безработные. Доступ к цивилизованным санитар­но-гигиеническим условиям имеют лишь 28% населения. Половина детей регулярно страдают от недоедания. Все это приводит временами к вспышкам инфекционных заболеваний, в 1994 г зафиксирована да­же вспышка бубонной чумы в штате Махараштра.

Несмотря на всю остроту стоящих перед Индией проблем, страна с ними по мере сил справляется. Достижения послевоенной Индии поистине удивительны. За это время вдвое увеличилась средняя про­должительность жизни в стране, решена продовольственная пробле­ма, среднегодовые темпы роста экономики составили 6%. Ныне Ин­дия входит в десятку наиболее быстро развивающихся стран мира. Это — крупнейшая в мире демократия, там продолжают практиковать древнейшие формы деревенского самоуправления — панчаяты. Стра­на продолжает сохранять единство, в то же время не разрушается культурное своеобразие регионов. Хочется надеяться, что это удастся ей и впредь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.016 с.)