Причины нарушений развития речи у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины нарушений развития речи у детей



Специалисты выделяют 3 основные причины:

  1. Наследственные аномалии. Имеют место похожие случаи недоразвития речи у родственников.
  2. Осложнения периода беременности и родов.
  3. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Речь идет о тяжелых заболеваниях дыхательных путей, травмах головы, психических травмах.

Формы нарушения речи у детей

Нарушения звукопроизношения. Ребенок в должном возрасте не может качественно произносить некоторые звуки родного языка. Чаще всего сложности вызывают звуки Р, Рь, Ч, Щ. При своевременном обращении к логопеду эти недостатки устраняются после 1-3 месяцев занятий.
Дизартрия. Произношение звуков сильно искажено. Иногда про такое отклонение говорят «каша во рту». Причиной является поражение речевых центров головного мозга, отвечающих за движения мышц, участвующих в артикуляции. Исправить ситуацию можно, но для этого нужны годы коррекционной работы. Начать лучше в возрасте 2-3 лет.

Моторная алалия. Позднее появление фразовой речи (предложений) у детей. Обычно после 3-4 лет. Такие дети произносят первые слова в срок, но затем их речевое развитие как бы останавливается и новые слова не появляются долгое время. При этом ребенок довольно хорошо понимает речь взрослого, развито логическое мышление (хорошо конструирует, лепит, рисует) Трагедия в том, понимая речь, не могут поделиться своими чувствами и мыслями с окружающими. Причинами моторной алалии чаще всего бывают органические повреждения в речевых центрах головного мозга при беременности или родах. Сенсорная алалия. Представляет собой нарушенную связь между словом и смыслом. Ребенок с такой патологией слышит речь, но она для него лишь бессмысленный шум. Если такой ребенок не получает коррекционной помощи, он становится похож на глухонемого. Но если коррекционная работа начата вовремя, ситуация далеко не безнадежна, хотя и потребует многолетней работы.
Ринолалия. Врожденная аномалия зубочелюстного аппарата (так называемая «заячья губа») Раннее оперативное вмешательство, которое проводится в несколько этапов – это главное средство помощи таким детям. Занятия с логопедом начинают после окончания хирургического лечения. Вовремя оказанная помощь позволяет полностью ликвидировать недостатки речи.
Дислексия. Ребенок, страдающий дислексией, долго не может понять связь между звуком и буквой. Вследствие этого не умеет сливать буквы в слоги. Путает буквы. При чтении пытается не читать, а угадывать. Из-за этого очень низкая скорость чтения. Иногда родители, желая помочь ребенку, заставляют его читать больше, чем усугубляют ситуацию. Такие дети сами очень страдают от своей неспособности к чтению. Все это порождает заниженную самооценку, неуверенность в себе. Правильнее всего в такой ситуации как можно раньше обратиться за логопедической помощью.

 


 

Вопрос 13. Особенности выработки и значение динамического стереотипа в различные возрастные периоды

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания

Торможение, в физиологии — активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.

 

 

Описание условных рефлексов

Торможение (наряду с возбуждением) является одним из важнейших механизмов координации работы нервной системы и других органов. С помощью торможения выключаются одни нервные центры и усиливается работа других. Наконец, благодаря торможению организуется согласованная деятельность целых отделов мозга. Различные виды условного и безусловного торможения лежат в основе формирования и воспитания различных поведенческих навыков. Наряду с условными рефлексами они обеспечивают адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Виды торможения условных рефлексов

Безусловное торможение ( это врожденная форма торможения, она присуща всем особям данного вида; не нужно время для его возникновения; он может развиваться в любом отделе центральной нервной системы) может быть:

1. внешнее торможение: Механизм: дополнительный внешний раздражитель вызывает новый очаг возбуждения в коре головного мозга, который является доминантным. Значение: переключение внимания с одного раздражителя на другой;

2. запредельное торможение: Механизм: условный рефлекс резко увеличивает силу и превышает порог работоспособности нейронов коры головного мозга. Как следствие в мозговом отделе анализатора возникает запредельное торможение. Значение: предохраняет нейроны коры головного мозга от истощения.

Условное торможение - осуществляется по принципу условного рефлекса.

Особенности:

1. это индивидуальная, приобретенная в течении жизни реакция организма;

2. требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;

3. развивается в нейронах коры головного мозга.

Условное торможение возникает при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.

Значение торможения условного рефлекса:

1. отношение организма с окружающей средой становится более совершенными;

2. осуществляется более детальный анализ и синтез информации.

3. позволяет избежать существования множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.


 

Вопрос 14. Особенности органа зрения у детей. Нарушения зрения. Профилактика нарушений зрения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.006 с.)