ТОП 10:

Важнейшие этапы развития исторической науки.



1. Мифология

Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники.

2. Древняя Греция

Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродотаи Фукидида. Греческого историка Геродота(между 490 и 480-ок. 425 гг. до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 гг. до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 гг. до н.э.

3. Древний Восток

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 гг. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

4. Средние века

Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием христианства.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) в работе «Государь» (1513 г.) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

5. Новое время

В эпоху Нового времени западноевропейские историки отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879 гг.), «Русская история» Николая Ивановича Костомарова (1817-1885 гг.) и «Курс русской истории» Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.).

6. Новейшее время

Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития.

Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1860-1933 гг.), Михаил Николаевич Покровский(1868-1932 гг.), Евгений Викторович Тарле (1876-1955 гг.), Василий Васильевич Струве (1889-1965 гг.) и др.

Территория и население России с древности до наших дней.

История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от

Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом

обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от

з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с.

занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места.

Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ

влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э.

славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн

отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила

община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли

старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений.

Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц

групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во

главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-

9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в

идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с.

Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе:

Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. была связана с миром

сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и поэт

он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.

4)Восточные славяне и образование Др. Русского государства.

Предпосылки объединения земель: 1.эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами 2.формирование на местах опыта управления и создания структур управления 3.мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов. 4.народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь 5.сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. 6.Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы: 1.выгодное географич полож-е (а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг б. Удобные водные пути в. Моск кн-во занимало центр полож-е )2. Умелая политика моск князей(а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО г. введение института наследования престола от отца к сыну) 3.Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М) 4.отсутствие сильных врагов 5.нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в полит, эконом, духовн аспектах, а именно (1.за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км 2.благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли 3.были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань) 4.М становится центром русского православия 5.ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми 6.на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв 7.именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. Власти

Киевская Русь 10-12 вв.

Начало этапа киевской Руси следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы. Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбравПравославие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника.

Византийское наследие - способ приобщенияк истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи и др. Владимир послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами. Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой. Уже в Х веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В IX—Х веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Однако, несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)