Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.



К гос долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физ. и юр лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникающие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на гос долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Структура гос долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) гос ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) гос гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем гос внутреннего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по гос гарантиям, выраженным в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем гос внешнего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под гос гарантии РФ;

3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Порядок прекращения долговых обязательств РФ, выраженных в валюте РФ, и их списание с гос долга РФ рассматривается в статье 98.1 БК РФ.

Принципы гос долговой политики РФ:

1) замещение гос внешнего долга внутренними заимствованиями;

2) развитие рынка гос ценных бумаг;

3) использование гос гарантий для ускорения экономического роста;

4) использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

 

Гос долговая политика РФ на 2012- 2014 годы. Документ разработал минфин. Для борьбы с бюджетным дефицитом Россия ежегодно будет увеличивать свой госдолг по 2 триллиона рублей, занимая на внутреннем и на внешних рынках. До конца 2014 года объем госдолга достигнет 12 триллионов рублей, или 17 процентов ВВП.

Абсолютный приоритет отдается развитию национального долгового рынка. Планируется, что в среднем на 90 процентов дефицит бюджета будет покрываться за счет внутренних займов. Внешние займы соответственно не превысят 133-140 миллионов рублей в год.

Долговую политику на ближайшие три года будут определять несколько факторов. Во-первых, она будет реализовываться на фоне ускоренных темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля. Во-вторых, дефицит бюджета сохранится на протяжении всех трех лет, увеличиваясь в первые два года до 2,7 процента ВВП и снижаясь в 2014 году до 2,3 процента ВВП.

Между тем по состоянию на 1 июля 2011 года объем госдолга, по подсчетам минфина, составил 4,6 триллиона рублей. По сравнению с другими странами, сущие "копейки". Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, инвестиционные кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена. Поэтому Россия будет создавать предпосылки для его повышения в перспективе до высшей категории, отмечается в документе минфина. "Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории является одной из целей долговой политики на ближайшие три года".

Долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а заемная политика разумной, что в конечном счете создаст условия для роста в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики, сохранит важнейшие конкурентные преимущества страны. Основные государственные расходы бюджета, ради которых требуются займы, связаны, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке. С учетом других дополнительных обязательств, в 2012 году расходы вырастут на 1,3 триллиона рублей, в 2013 году - на 1,5 триллиона рублей. При этом цена на нефть заложена ниже, чем в этом году. В "долговом" документе минфин ориентируется, что в 2012 году баррель будет стоить 93 доллара, а в 2014 году 97.

 

Масштабная приватизация, которую уже объявило правительство, в решении проблемы дефицита бюджета поможет только частично, так как ее объем гораздо меньше, чем нужды казны. К тому же, по расчетам, которые приводятся в документе, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5 процентов ВВП, основным источником его финансирования также станут госзаимствования. Иного не дано. Как говорится в документе, например, "использование средств Фонда национального благосостояния лишит "подушки безопасности" бюджет Пенсионного фонда, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, а увеличение налогов крайне нежелательно".

 

Итак, в ближайшие три года министерство финансов предлагает больше сосредоточиться на заимствованиях на внутреннем рынке с помощью выпуска государственных рублевых облигаций. Причем, привлекая к их покупке и внешних инвесторов. В том, что такой подход предпочтительней, эксперты соглашаются единодушно. "Это поможет банкам лучше управлять ликвидностью, создаст доходность на внутреннем рынке".

Вся соль, по его словам, в процентной ставке по рублевым облигациям, которая должна быть ниже инфляции. Ставка в

 

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания способности корпоративных российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях, а с другой - эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.

Отдельной проблемой текущей долговой политики остается вопрос о компенсационных выплатах по дореформенным сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла с 12 млрд рублей в 2001 г. до 115 млрд рублей в 2010 г. В плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд рублей ежегодно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.)