Пон-е и сод-е фин. Системы РБ на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пон-е и сод-е фин. Системы РБ на современном этапе.



Понятие и функции финансов.

Финансы - (по материальному содержанию)- это денежные фонды гос-ва, его административно-территориальных единиц, областей, городов, а также организаций.

Финансы – (как экономическая категория) это система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных фондов в соответствии с задачами и функциями государства (пример: уплата налогов в бюджет).

Функции финансов:

- Распределительная – гос-во аккумулирует часть чистого дохода в денежной форме, осущ. с помощью финансов его распределения и потребления. Т. о. формируются фонды республиканского бюджета, фонды местных бюджетов, фонды предприятий. Также имеет место перераспределение, т.е. повторное распределение того, что уже было распределено (зарплата работников бюджетной сферы)

- контрольная- она реализуется в процессе:

--взимания налогов и неналоговых доходов гос-ва

--при расходовании гос денежных фондов, кот должны использ эффективно и строго по целевому назначению

-функция обеспечения существования государства – она охватывает не все области денежного обращения, а только те денежные отношения, кот связаны с образованием, распределением и использованием гос денежных фондов.

 

Пон-е и сод-е фин. системы РБ на современном этапе.

Финансовая система государства – это совокупность 1) экономических институтов, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность; 2) государственных органов, осуществляющих свою финансовую деятельность.

Экономические институты:

1.Финансы РБ – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования государственных денежных фондов, формируемых республиканскими органами государственной власти и государственного управления. В качестве системообразующих элементов Они включают в себя:

*Республиканский бюджет;

*республиканские внебюджетные фонды (ФСЗН);

*денежные Фонды, созданные по решению парламента, президента и правительства. Ежегодно они имеют свою особую структуру.

2. финансы местного управления и самоуправления – (смотреть выше), право формирования местным органом власти и управления (местные советы депутатов (местные бюджеты и местные внебюджетные фонды (у нас отсутствуют))).

3. республиканский бюджет;

4. местные бюджеты;

5. бюджеты СЭЗ

(в каждой области);

6.бюджет союзного государства РБ и РФ;

7. республиканские (ФСЗН) и местные (нету) внебюджетные фонды;

8. финансы организаций (самый главный, т.к за счет отчислений формируют все основные фонды).

Они как материальное воплощение сущности финансов являются источником для образования денежных ресурсов всех звеньев Финансовой системы.

Гос органы:

-Органы общей компетенции: Президент, Парламент, Правительство (совет министров), Местные советы депутатов

-Органы специальной компетенции: Минфин, Министерство по налогам и сборам, Нац Банк, Комитет гос контроля

 

3. Финансовая деятельность государства: понятие и содержание.

Финансовая деятельность государства – это деятельность государства (в лице соответствующих органов и должностных лиц), по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Задачи при формировании:

1.Увеличить количество поступающих в бюджет денежных средств;

2.Учет возможности получения средств (сдача квартир по найму);

3.Учет резервов;

Эти задачи будут решаться в полной мере если будет

4.Учет налогоплательщика;

5.Установление определенного порядка взимание налогов и сборов (налоговый кодекс).

Методы образования денежных фондов:

1.Метод добровольных платежей (лотерея, пожертвование, % за пользование денежными средствами);

2.Метод обязательных платежей (обязательное страхование, налоги, сборы);

3.Метод уплаты экономических санкций

Задачи распределения и использования государственных денежных фондов:

1.Учет объектов и их нужд;

2.определение размера каждой потребности (сколько средств нужно на что);

3. определение правового положения (прав обязанностей) распорядителей и получателей бюджетных средств (министерство образования и ректора университета);

4.строгий учет и отчетность;

5.обеспечение сохранности денежных средств.

Методы распределения и использования денежных средств:

1.финансирование; 2.кредитование; 3. м-д выплаты страхового возмещения

Конституционные основы фин. деят-ти РБ.

Ст. 56 закрепляет обязанность граждан участвовать в финансировании расходов путем уплаты налогов и иных платежей.

Ст. 84,85,97,98,107,121,129 определяет полномочия гос органов осущ финн. деятельность

Ст. 132-136 – посвящены фин. кредитной системе.

Принципы и формы осуществления финансовой деятельности государства.

1. П-п законности (гос органы руководствуются единой правовой базой и преследуют одну цель).

2.П-п согласованности.

3.П-п самостоятельности сторон (местные советы депутатов самостоятельно устанавливают на своей территории местные налоги и сборы);

4.Планирование - разработка бюджета на 2014г);

5.Разограничение компетенции в вопросах фин. д-ти

6.П-п гласности.

Формы осущ фин деятельности:

1Правовые формы (принятие НПА, утверждение смет-расходов бюджетной организации).

2Неправовые формы (разъяснительные работы, составление проектов бюджета).

 

Понятие и предмет ФП

Финансовое Право – это самостоятельная отрасль права, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе образования распределения и использования государственных денежных фондов.

Предмет Финансового Права – это экономические отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Методы правового регулирования финн-х отношений.

Метод – это совокупность приемов и способов воздействия на участников отношений (императивный и диспозитивный).

Для финансовых правоотношений характерен императивный метод:

- повелительный характер;

- неравное положение сторон (властвует одна из сторон – государство);

-отсутствие договора между сторонами;

-стоимостной механизм действия на участников финансовых отношений (штраф, пеня).

Данный метод способствует своевременному и полному поступлению средств в распоряжение государства и их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными целевыми программами. Однако в последние годы для финансовых правоотношений характерно использование:

- диспозитивного метода (приобретение лотерей);

- метод рекомендаций;

- метод согласований

которые сочетаются с основным методом.

 

Система финансового права: понятие и характеристика.

Система Финансового Права – это внутреннее построение норм финансового права, их расположение в определенной последовательности и взаимосвязь между собой.

Структура системы:

- Общая часть - включает в себя нормы, которые закрепляют перечень государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, их права и обязанности, формы и методы финансового контроля.

- Особенная часть - состоит из самостоятельных подотраслей и финансово-правовых институтов (которые регулируют однородные отношения):

*бюджетное право;

*налоговое право;

*банковское право.

Институты:

1.правовое регулирование гос. расходов;

2.правовое регулирование гос. кредитов;

3.правовое регулирование гос. займов;

4.правовое регулир. денежного обращения и расчетов;

5.правовое регулир-е валютных отношений.

 

Виды финансового контроля.

1. В зависимости от субъектов осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль парламента и местных советов депутатов;

б) контроль президента (комитет гос. контроля);

в) контроль правительства и местных распорядительных органов;

г) ведомственный (контроль за подведомственными организациями);

д) внутрихозяйственный или внутрифирменный;

е) аудиторский;

з) общественный (профсоюзной организации).

2. В зависимости от причины поведения:

а) обязательный (в силу требований законодательства, страхов. банк организаций);

б) инициативный. – проводится по решению самого субъекта хоз-вания.

3. в зависимости от содержания проверяемых операций: налоговый, бюджетный, валютный и др.

Задачи финн контроля:

-проверка выполнения юр и физ лицами финн обязательств перед гос-вом.

- проверка законности распределения финн ресурсов

-проверка целевого характера и эффективного использования гос организациями бюджетных средств, собственных средств

- проверка соблюдения юр лицами и ИП правил совершения финн операций, расчетов

-выявление внутренних резервов производства.

- предупреждение и устранение нарушений финн дисциплины.

 

 

Понятие и значение бюджета

Бюджет, как экономическая. категория -это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного денежного фонда.

Его сущность реализуется через функции:

-распределительная;

-контрольная;

-фискальная.

Бюджет в материальном смысле -это централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих государственных органов.

Его материальное содержание находится в динамике.

Как правовой акт Бюджет принимают в форме закона (республиканские) или решения (местные).

Признаки Бюджета:

-универсальный план (его показатели охватывают все области экономического и социального развития);

-координирующий (его показатели взаимосвязаны с показателями других финансовых планов). (в бюджете доходы, расходы, лимиты долга, перечень, инновационный фонд, фонд национального развития).

Порядок исполнения бюджета.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетный процесс – это регламентируемая государством деятельность госорганов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об его исполнении.

Исполнение бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете. На данной стадии происходит с одной стороны – аккумуляция в бюджете налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны – распределение денежных средств между их получателями.
Исполнение республиканского бюджета обеспечивается правительством РБ (Минфин). В РБ предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, которая обеспечивается органами государственного казначейства (главное финансовое казначейство – Минфин РБ и территориальные органы государственного казначейства). Исполнение бюджета подразумевает 2-х аспектное взаимное встречное движение доходов и расходов (ст.108, 109 БК).
Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета, который представляет собой распределение доходов и расходов бюджетов источников финансирования, дефицита бюджета по кварталу.
Бюджетная роспись предусматривает:

1) бюджетные ассигнования (бюджетные средства, передаваемые получателю денежных средств распорядителем)

2) на основании бюджетной росписи составляемой бюджетной сметы.

В процессе исполнения бюджета большая роль принадлежит распорядителям и получателям денежных средств, правовой статус, которых определяется ст.80-82 БК РБ.

Понятие и признаки налога.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (частные предприятия, физ лица), хоз ведения (гос предприятия), оперативного управления (бюджетные предприятия) денежных средств в бюджет.

К налогам могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам:

обязательность для плательщиков;

поступление в республиканский и (или) местный бюджеты;

отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств;

индивидуальная безвозмездность (имеется в виду отсутствие прямой эквивалентности или встречного получения плательщиком взамен уплаченной суммы какой-либо выгоды, материальных или нематериальных благ, либо преимуществ, пропорциональных величине сделанных взносов).

Классификация налогов.

Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж взымаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский или местные бюджеты.

Виды налогов:

1.По степени компетенции государственных органов различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и ведением налогов: (ст7-8)

- Республиканские (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физ. лиц, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, консульский сбор, госпошлина, гербовый сбор, патентная пошлина, таможенные пошлины, сборы

- Местные (налог за владение собаками; сбор с заготовителя; курортный сбор)

2.По способу взимания:

- Прямые (устанавливаются на доходы и имущество плательщика, Юридически и фактически плательщик совпадают);

- Косвенные (включаются в отпускную цену товаров, работ, услуг в виде надбавки)

3. По субъекту:

- Налоги с физических лиц (подоходный налог);

- Налоги с юридических лиц (налог на прибыль);

- Смешанные (земельный налог).

Правовая конструкция налога

Правовая конструкция налога – это закрепление всех элементов налога для признания его законно установленным средством платежа. В соответствии с п.5 ст.6 НК налог считается установленным в том случае, когда определены все элементы налогообложения:

1.Определить плательщика (организации, физ лица, которые обязаны уплачивать налоги (сборы) в соответствии с законодательством РБ). Организации - это юридические лица РБ, иностранные и международные организации, хозяйственные группы, участники договора о совместной деятельности. Физические лица – это граждане РБ, лица без гражданства, иностранные граждане и ИП.

2.Объект налогообложения – юр факты, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство (получение дохода, заработной платы);

3.налоговая база - это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения (зар плата, земельный участок). Налоговая база – количественная характеристика предмета налога.

4.налоговые ставки - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено НК (в %);

5.налоговый период - период времени по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (календарный год, месяц);

6.порядок исчисления налога

*налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает налог - организации (налог на прибыль);

*налоговый орган исчисляет налог подлежащий уплате (земельный налог, налог на недвижимость);

*налоговый агент исчисляет (подоходный налог);

Порядок и сроки уплаты налогов. Уплата производится разово либо в ином порядке установленном законодательством. Сроки могут быть определены календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить.

Могут устанавливаться дополнительные элементы - факультативные элементы – налоговые льготы, предусмотренные законодательством преимущества, предоставление отдельным категориям плательщиков (освобождение от уплаты налогов, понижение налоговой ставки).

Понятие и функции финансов.

Финансы - (по материальному содержанию)- это денежные фонды гос-ва, его административно-территориальных единиц, областей, городов, а также организаций.

Финансы – (как экономическая категория) это система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных фондов в соответствии с задачами и функциями государства (пример: уплата налогов в бюджет).

Функции финансов:

- Распределительная – гос-во аккумулирует часть чистого дохода в денежной форме, осущ. с помощью финансов его распределения и потребления. Т. о. формируются фонды республиканского бюджета, фонды местных бюджетов, фонды предприятий. Также имеет место перераспределение, т.е. повторное распределение того, что уже было распределено (зарплата работников бюджетной сферы)

- контрольная- она реализуется в процессе:

--взимания налогов и неналоговых доходов гос-ва

--при расходовании гос денежных фондов, кот должны использ эффективно и строго по целевому назначению

-функция обеспечения существования государства – она охватывает не все области денежного обращения, а только те денежные отношения, кот связаны с образованием, распределением и использованием гос денежных фондов.

 

Пон-е и сод-е фин. системы РБ на современном этапе.

Финансовая система государства – это совокупность 1) экономических институтов, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность; 2) государственных органов, осуществляющих свою финансовую деятельность.

Экономические институты:

1.Финансы РБ – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования государственных денежных фондов, формируемых республиканскими органами государственной власти и государственного управления. В качестве системообразующих элементов Они включают в себя:

*Республиканский бюджет;

*республиканские внебюджетные фонды (ФСЗН);

*денежные Фонды, созданные по решению парламента, президента и правительства. Ежегодно они имеют свою особую структуру.

2. финансы местного управления и самоуправления – (смотреть выше), право формирования местным органом власти и управления (местные советы депутатов (местные бюджеты и местные внебюджетные фонды (у нас отсутствуют))).

3. республиканский бюджет;

4. местные бюджеты;

5. бюджеты СЭЗ

(в каждой области);

6.бюджет союзного государства РБ и РФ;

7. республиканские (ФСЗН) и местные (нету) внебюджетные фонды;

8. финансы организаций (самый главный, т.к за счет отчислений формируют все основные фонды).

Они как материальное воплощение сущности финансов являются источником для образования денежных ресурсов всех звеньев Финансовой системы.

Гос органы:

-Органы общей компетенции: Президент, Парламент, Правительство (совет министров), Местные советы депутатов

-Органы специальной компетенции: Минфин, Министерство по налогам и сборам, Нац Банк, Комитет гос контроля

 

3. Финансовая деятельность государства: понятие и содержание.

Финансовая деятельность государства – это деятельность государства (в лице соответствующих органов и должностных лиц), по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Задачи при формировании:

1.Увеличить количество поступающих в бюджет денежных средств;

2.Учет возможности получения средств (сдача квартир по найму);

3.Учет резервов;

Эти задачи будут решаться в полной мере если будет

4.Учет налогоплательщика;

5.Установление определенного порядка взимание налогов и сборов (налоговый кодекс).

Методы образования денежных фондов:

1.Метод добровольных платежей (лотерея, пожертвование, % за пользование денежными средствами);

2.Метод обязательных платежей (обязательное страхование, налоги, сборы);

3.Метод уплаты экономических санкций

Задачи распределения и использования государственных денежных фондов:

1.Учет объектов и их нужд;

2.определение размера каждой потребности (сколько средств нужно на что);

3. определение правового положения (прав обязанностей) распорядителей и получателей бюджетных средств (министерство образования и ректора университета);

4.строгий учет и отчетность;

5.обеспечение сохранности денежных средств.

Методы распределения и использования денежных средств:

1.финансирование; 2.кредитование; 3. м-д выплаты страхового возмещения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.072 с.)