Неолиберальная модель государственного регулирования. «Провалы» государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неолиберальная модель государственного регулирования. «Провалы» государства.



Государственное регулирование, согласно этой модели, направлено на устранение препятствий свободной конкуренции, прежде всего таких препятствий, которые создаются самой свободной конкуренцией. Конкуренция выступает не только как борьба за место на рынке, по и как взаимодействие различных звеньев общественного разделения труда, дающее толчок росту рынка. Поддержание этой стороны конкуренции и является предметом регулирования в рамках германской модели рынка.

Специфика проявляется в бюджетно-налоговой политике. Размеры налогов и госбюджета увязываются с ростом экономики. Государство поощряет доходы всех производителей, которые вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, прогрессивные структурные сдвиги в экономике. Ведется систематическая борьба против чрезмерной дифференциации в уровнях доходов как фактора ограничения рынка.

Регулирование рынка осуществляется прежде всего через регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок). Занятость поддерживается в большей мере через переквалификацию работников, чем через поддержание численности рабочие мест. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей через трансфертные платежи (бесплатные услуги или услуги по льготным ценам).

Под провалами (фиаско) государства традиционно понимают ситуации, когда оно не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Это сферы, в которых вмешательство государства в хозяйственную деятельность приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования ресурсов.

1. Ограниченность контроля над бюрократией со стороны политических партий и общественности (гражданского общества). Чиновник в своей деятельности на первый план выдвигает собственные, а не общественные интересы, продвигая такие решения, которые максимизируют значение функции полезности чаще для него, реже для общества.

2. Несовершенство политического процесса, находящего выражение в лоббизме, бюрократии, поиске политической ренты

3. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации,

4. Неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать последствия принятых решений. Конечные результаты правительственных решений зависят не только от поведения представителей государственных органов, но и от реакции экономических агентов, связанных с этими действиями.

К провалам, логически вытекающим из теории общественного выбора, целесообразно добавить такие ситуации несостоятельности и неэффективности государства, как коррупция и так называемые административные провалы.

Неэффективность государства как основного производителя нерыночной продукции обусловлена искажением взаимодействия нерыночного спроса и нерыночного предложения, вследствие чего и происходит деформация механизма регулирования, приводящая к потере эффективности.

Причины искажения нерыночного спроса – его существенного завышения – можно

сформулировать следующим образом:

1. Разделение издержек и выгод, т.е. не совпадение между теми, кто получает выгоды от решения государства, и теми, кто эти выгоды оплачивает.

2. Малый горизонт пребывания политиков у власти. Индивидуальный политический цикл, как правило, недолог (в среднем5–10 лет), поэтому политический выбор всегда страдает “близорукостью”.

3. Особенности “вознаграждения” политиков голосами избирателей.

Провалы государства и проблемы эффективности

Во-первых, трудность определения и измерения выпуска. Крайне трудно определить содержание и сущностные характеристики, а также измерить количество и оценить соответствие продукции стандартам качества для таких нерыночных услуг, как оборона, услуги по государственному управлению, социальные программы и т.п.

Во-вторых, государственная монополия. Нерыночная продукция часто производится

единственным агентством, чья исключительная монополия в определен-ной области законодательно закреплена, вследствие чего государственные агентства и предприятия не заинтересованы в снижении издержек и повышении качества благ(услуг).

В-третьих, отсутствие эффективного регулятора. Нерыночное производство не имеет “ограничителя”, подобного тому, который механизм прибылей и убытков в условиях конкуренции устанавливает для выпуска рыночной продукции.

Наконец, важным источником и одновременно формой провалов государства является несовершенство информации, требуемой для принятия государственных решений, мониторинга и контроля их практического исполнения. Несовершенство информации, т.е. ее неполнота, недостоверность, некорректность,

Наибольшую опасность с точки зрения фиаско государства представляет информационная асимметрия между госорганами и группами специальных интересов, лоббирующими отраслевые, региональные и иные интересы и стремящимися ввести государство в заблуждение, придать собственным интересам видимость общественного интереса, побуждая к принятию соответствующих, выгодных данным группам, решений.

 

Функции государства

1) Правовая база и общественная атмосфера

На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функция арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний, т.е.:

· Установление законного статуса частного предприятия

· Определение прав частной собственности

· Соблюдение законных правил игр

· Поддержание общественного порядка

· Введение стандартов изменения веса и качества продуктов

· Создание денежной системы, необходимой для денежного обмена

2) Защита конкуренции

Появление монополий рушит механизмы конкуренций, т.к.

· Монополия искусственно ограничивает объем продукции

· Диктат осуществляет потребитель, а производитель

· Ресурсы распределены в интересах продавца, а не общества

Государство проводит антимонопольную политику для того, чтобы цены были гибкими, а конкуренция свободной

3) Перераспределение доходов

Рыночный механизм и обеспечивает неравенство гораздо большее, чем желательно обществу. К причинам относят: образование, наследство, соц статус, способности.

Задача правительства уменьшить разницу в доходах:

· Трансфертные платежи, которые обеспечивают пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам, инвалидам, безработным. Программы соц обеспечения.

· Рыночное вмешательство в виде модификаций цен, также изменяет распределение доходов: например, гарант. Цены в с\х, налоги на личные доходы имущих – эффект Робин Гуда.

4) Перераспределение ресурсов

Механизмы рынка является эффективным, поэтому теория предполагается, что все рынки товаров и услуг получают нужное количество ресурсов, и они распределяются эффективно. Однако, в реальной рыночной экономике возможны ситуации, когда ресурсы идут на товары для богатых при нехватке для бедных.

Функция государства перенаправить ресурсы в производство дефицитных товаров.

5) Борьба с внешними отрицательными эффектами экстерналиями

Рынок как самостоятельный механизм должен полностью брать на себя бремя издержек. Если выгоды или издержки попадают к 3 лицам, то государство должно вернуть их в частный сектор.

6) Стабилизационная

Т.е. борьба с кризисами, инфляцией, безработицей.

 

7) Рынок производит только частные блага, т.к. они потребляются на платной основе.

Задача государства – производство общественных благ. Частные блага являются товаром индивидуального потребления. Они делимы и дробны по внешнему виду. Частные подвержены принципу исключения - потребление этого блага напрямую зависит от желания и возможности заплатить за него.

Общественные блага имеют внешний вид крупных единиц, т.к. являются крупными и неделимыми. К общественным благам относят нац оборону, охрану обществ порядка гос управление, фундаментальную науку, защиту сырьевой среды, борьба с бедностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.007 с.)