Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Система права в РФ. Система законодательства и формы ее реализации
Система права – структурно-упорядоченное единство, действующее в государственных правовых нормах, группирующихся во взаимодействующих между собой отрасли. Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм, в структуре единой системы права, регулирующие качественно однородные виды общественных отношений. КПРФ– устанавливает и закрепляет основы гос. Устройства, права человека, порядок формирования органов гос. Власти и принципы их дея-ти. АП–регулирует отнош-я в сфере гос.управления между гос.органами и между гос-м и гражданами. ГП– регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. УП – регулирует отношения охраны общ. Безопасности и общ. Порядка, защиты жизни и здоровья граждан, нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний. Производные отрасли ГП: -трудовое п.;хозяйств.п; жилищное п.;земельное п.;семейное п.;таможенное п. Близкими к АП:финансовое;банковское;налоговое. Близкими к УП:уголовно-процессуальное право;уголовно-исполнительное.
Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного гос-ва.
Горизонтальное (отраслевое) строение (конст-е право — конст-е з-во, трудовое п.- трудовое з-во, гражд.процессуальное п.- гражданское про-ное з-во).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе стоит Конституция, далее з-ны, указы През-та, постановления Прав-ва, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре гос-ва и круге полномочий субъектов Федерации в сфере з-ва.
Комплексные образования в системе з-ва складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы госу-го управления (природоохранительное, транспортное з-во, и т.д.)
16. Понятие, метод и предмет конституционного права. КП- отрасль права устанавливающая и закрепляющая основы гос-го устройства.
-обеспечивает соблюдение прав человека
-регулирует порядок формирования органов гос.власти и принципы их деятельности
Предмет КП:
- отношения характеризующие отношения конституционного строя
- взаимоотношения личности с обществом и гос-вом
- установление основ федерального устройства и национально-гос. отношений
- вопросы организации гос.власти и органов МСУ
Методы организованного права
- обязывание (ст.158 К.РФ)-плата налогов, ВС
- дозволение
- запрещение
Субъекты конституционного права
1.граждане
2.предприятия, объекты, организации(как гос. так и негос.)
3.гос органы
4.МСУ
5.общественные объединения
6.территореальные образования
Источники КПРФ
1. Конституция РФ (5 конст. В России)
2.Федеральные законы
3.Законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения
4.Подзаконные Н-ПА (указы президента)
Особенности норм Конст.права
- Большинство норм носит обобщённый характер
- Нормы конст.права не обладают 3 звенной структурой
- Обладают высшей юридической силой по отношению других отраслей права
- Учредительный характер т.е определяют правовой статус каждого субъектаКП
17. Сущность Конституции. История развития отечественного конституционализма и основные этапы Конституционной реформы в РФ. Сущность конституции. Слово "конституция" имеет двоякий смысл. Фактическая конституция возникает вместе с возникновением самого общества. Во втором смысле под конституцией понимается установление, закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений. В отличие от фактической конституции - это юридическая конституция. Таким образом, юр.конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества. По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юр.документ конституция является Основным Законом гос-ва.
Сущность конституции заключается также в том, что ее возникновение и развитие связано с изменениями определенного соотношения общественных сил. И наоборот, создание новой конституции приводит к движению и изменению общественных сил. История развития отечественного конституционализма. Первой конституцией России явилась Конституция РСФСР, принятая 1918 году. Ее создание было вызвано необходимостью законодательного закрепления победы нового общественного строя. Данная Конституция устанавливала социалистические принципы организации государственной власти (провозглашение диктатуры пролетариата, создание системы Съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т.д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (ликвидация частной собственности на землю, установление общественной собственности на средства производства). Конституция 1918 года выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного Закона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия конституций России был связан с принятием и развитием конституций СССР. Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной федерации. В структуру Конституции СССР от 1924 года вошли два документа: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Эта конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата. Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 году. Она юридически закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР. Вторая Конституция СССР принята в 1936 году. Она провозгласила окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила изменения в структуре государственной власти, упразднила Съезды Советов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Данная Конституция содержала обширный перечень демократических прав и свобод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Конституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному положению прав человека, которые грубо попирались. Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году. Она практически дублировала Конституцию СССР 1936 года. В отличие от союзной Конституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом республиканского статуса РСФСР. Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года. Это последняя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР развитого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности - "Советский народ". В данной Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер. С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всестороннее развитие личности, с другой - провозглашалась руководящая роль одной партии (ст. 6 Конституции СССР), безраздельное господство государственной собственности, трудовая обязанность для всех граждан и т.д. Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 году. Она зеркально отражала союзную Конституцию. Следует отметить, что таким же образом разрабатывались и принимались все конституции республик в составе СССР. Этапы конституционной реформы в Российской Федерации. Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета - Съездом). На I Съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции, и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией. Второй этап (июнь 1990 - декабрь 1991 года). В Конституцию была внесена новая глава "О Президенте РСФСР", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления). В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового Союзного Договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот Договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 года на V Съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения, по сути, предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства. 8 декабря 1991 года было заключено соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании на основе СССР нового образования - Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции). Третий этап (декабрь 1991 - сентябрь 1993). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Был образован Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый герб, гимн и флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия Съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что явилось причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года. Четвертый этап (сентябрь - декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Затем были приняты "Временное положение о Федеральном Собрании РФ" и "Положение о выборах депутатов в Государственную Думу РФ". Согласованный проект Конституции был разработан в соответствии с Указом Президент на Конституционном Совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.
18.основы конст. Строя в РФ
Признаки КС
| Их проявление в КРФ 1993г
| 1. Верховенство права.
| Оно отражено в ст.1 Конституции и выражается в том, что наша Конституция обладает высшей юридической силой, является вершиной правовой системы РФ и имеет прямое действие на всей территории страны.
| 2. Приоритет прав и свобод человека, их гарантированность.
| Ст.2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы – это есть высшие ценности в государстве, ст.7 обязывает государство соблюдать и защищать их.
Также ст.7 устанавливает, что РФ – социальное государство, которое обеспечивает достойную жизнь своих граждан. =>основные направления социальной политики:
– охрана труда и здоровья
– охрана материнства, детства, семьи
– соц.поддержка инвалидов, пожилых и иных незащищ-ных слоёв населения
– гарантированный минимум зарплаты.
Ст.13 провозглашает идеологический и политический плюрализм: никакая идеология в РФ не может быть обязательной, их много + многопартийность.
Ст.14 провозглашает, что РФ – светское государство, т.е. не допускается установление никакой религии в качестве обязательной государственной; религиозные объединения отделены от государства и школы, все религии равны перед законом (т.е. свобода совести и вероисповедания).
Ст.8 и ст.9 устанавливают основы рынка, признают и обеспечивают защиту различных форм собственности и поощряют конкуренцию (экономическая свобода).
| 3. Участие народа в осуществлении гос. власти и широкое народное представительство =>народовластие.
| Ст.3 провозглашает суверенитет многонационального народа РФ, и что народ – единственный источник власти в стране, который осуществляет её двумя путями:
1) через прямую демократию (например, референдумы, выборы)
2) через представительную демократию (через выборные представ-ные органы)
Ст.4 провозглашает суверенитет самого государства, т.е. государство независимо, как внутри страны, так и на международной арене.
| 4. Принцип разделения властей (по горизонтали и по вертикали).
| Ст.5 провозглашает федерализм (он, с одной стороны, обеспечивает гос. целостность РФ, а с другой стороны является одним из средств регулирования национальных отношений). Федерализм обеспечивает разделение властей по вертикали, т.е. полномочия строго разделены между центром (федеральными властями) и регионами.
Ст.10 провозглашает разделение властей по горизонтали, т.е. на три ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную.
|
|