Нормы права, их структура, виды и способы изложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы права, их структура, виды и способы изложения.



Принципы права.

П.п. – основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности человеческой жизни. П.п. пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы гос-ва.

1) Демократизма (означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.)

2) Гуманизма (означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).)

3) Социальной свободы (означает установленную правом возможность вести себя по своему усмотрению в определенных сферах общественной жизни. Например, закрепленное законом право выбора вида трудовой деятельности)

4) П. равенства всех перед законом (Лица, совершившие преступление, перед законом равны. Они подлежат ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и партиям. Преступники подлежат уголовной ответственности на равных основаниях в рамках требований закона.)

5) П. законности (означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.)

6) П. единства юридических прав и обязанностей (выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чьюто обязанность.)

7) П. социальной справедливости (Наказание и иные меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми. Они должны соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.)

8) П. Юридической отв-ти только за виновные действия (Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлена его вина.)

 

Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

Н.п. – государственно властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

С.н.п. – это её составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «если…,то…,иначе…»

1) Гипотеза (если) – часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

2) Диспозиция (но) – ч.п.н., указывающая каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

3) Санкция (иначе) – ч.п.н., в которой указывается меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Виды н.п.:

1) Диспозитивные (управомочивающие) – представляют участникам отношений определенные объем прав, которыми они при желании могут пользоваться.

2) Императивные (обязывающие) – устанавливают для участников общественных отношений требования придерживаться определенного поведения. Ключевыми фразами таких норм являются слова «обязан» и «должен».

3) Запрещающие – устанавливают обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействий.

Способы изложения:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем от­сылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это име­ет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

 

10. Н.п. акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

Формы права:

1) Н.п. акт – содержащий юридические норма официальные документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или референдум.

2) Санкционированный обычай, которому государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой.

3) Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения.

4) Нормативный договор.

Виды н.п. актов:

1) Закон – н.п. акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке, с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

a) Виды з-в:

· Основные (конституция РФ)

· Федеральные конституц-ные з-ны (ФКЗ) (регулируют наиб.важные общ-е отнош-я)

· Федеральные (регулируют основные сферы об-ва и гос-ва)

· З-ны субъектов РФ (регулируют соц,эк,культ,научные и др.сферы общ-й жизни в рамках отдельных регионов гос-ва)

b) Правом законодательной инициативы в РФ обладают:

· Президент РФ

· Совет федерации и его члены (166)

· Депутаты ГД (450)

· Правительство РФ

· Законодательные органы власти субъектов РФ

· Высшие судебные органы

2) Подзаконный акт – один из видов н.п. актов, создаваемый для конкретизации положений принятых з-в, с целью обеспечения их применения, с учетом с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

а) Признаки: - содержит в себе только те нормы, которые закреплены в з-х

- обладают меньшей юридической силой, чем з-ны

б) виды: - указы президента

- постановления и распоряжения правительства

- ведомственные нормативные акты

- подзаконные акты местного самоуправления

- внутриорганизационные акты

Требования:

1) Законность

2) Компетентность

3) Четкость и непротиворечивость

4) Своевременное принятие оперативность доведения содержания до исполнителя.

Действие н.п. актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Во времени:

1) Время вступления н.п. акта в законную силу

а) с момента официального опубликования з-в

б) с момента подписания закона

в) срок вступления в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие

г) н. акт может вступить в силу с момента получения его в органах и учрежденниях.

д) н. акт президента и правительства РФ вступают в силу через 7 дн. после опубликования

е) все ведомственные подзаконные акты вст. в силу через 14 дн. после опубликования

2) Н.п. акт утрачивает свою силу

а) по истечения срока действия

б) по прямой отмене

в) по фактической отмене

В пространстве:

Действия н.п. актов в пространстве определяется территорией гос-ва, на которую распространяется их предписания.

1) В территориальном пространстве гос-ва:

а) земная поверхность

б) недра

в) внешнее и внутреннее водное пространства

г) воздушное пространство в пределах гос-х границ

2) К экстериальному пространству гос-ва относятся:

а) посольства

б) представительства

в) салоны и кабинеты штатных аппаратов на земле и в воздухе

г) военные корабли в открытом море и в зарубежном порте

д) все другие корабли в открытом море

По кругу лиц:

Правовые нормы распространяются на неодинаковый круг лиц, их должны исполнять те, кому они адресованы.

 

 

Органы исполнительной власти РФ

Статья 110

1. Исп.власть РФ осуществляет Правительство РФ.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГосДумы.

Статья 112

1. Председатель Прав-ва РФ представляет През-ту РФ пред-ния о струк-ре фед-х органов исп.власти.

Статья 114

1. Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет ГосДуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГосДуме отчет об исполнении федерального бюджета; представляет ГосДуме ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГосДумой;

б) обеспечивает проведение в РФ единой фин, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой гос.политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны стр, гос.безоп-и, реализации внеш.политики РФ;

Статья 115

1. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

54. Особенная и специальная части экологического права.
Система эколог-о права состоит из общей, особенной и спец-й части.
Общая часть – институты, регул-е отн. независимо от их принадлежности (понятие экологического права, право собственности на природные объекты, право природопользования и юридическая ответственность).
Особенная часть – правовой режим охраны отдельных объектов: режим исп-я и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира, правовое регулирование особо охраняемых территорий и объектов, правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации.
Спец.часть экол-го права вкл. в себя международно-правовой механизм сотруд-а гос-в в области охраны окру. среды.

 

24. конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы.

Судебная система – это система судов всех уровней (федеральных судов и судов субъектов РФ).

I. Федеральные суды: 3 ветви: 1. Конституционный Суд РФ. 2 Суды общей Юрисдикции (ОБЩЕГРАЖДАНСКИЕ -верховный суд, суды среднего звена(гл.суды субъектов), суды основного звена(районные,городские), ВОЕННЫЕ (верховный суд, военные суды среднего звена,военные суды основного звена). 3. Арбитражные суды (высший АС, федеральные АС округов, АС субъектов)

II. Суды субъектов РФ:

– - конституционные (21), т.к. 21 республика + уставные суды субъектов (68)

– - мировые суды общей юрисдикции.

Каждое из звеньев С.с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в С.с. РФ входят суды трех категорий: обычные суды (суды общей компетенции и военные суды), арбитражные суды и конституционные (уставные) суды. Высшими судебными органами РФ являются соответственно ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.Единство судебной системы РФ обеспечивается путем (ст.3 Закона):

установления суд.системы РФ Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституц-м законом;

ü соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

ü применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституц-х законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

ü признания обязательности исполнения на всей терр-и РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

ü законодательного закрепления единства статуса судей;

ü финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Неизменными принципами правосудия в РФ являются следующие принципы:

- п.законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону;

- п.осуществления правосудия только судом;

- п.независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей д-ти никому не подотчетны;

- п. осуществления правосудия на основе = всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции);

- п. обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов;

- презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);

- принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту;

- гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);

- п.участия граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32Конституции);

- п.охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции);

- непосредственность и устность суд.разбирательства – в основу суд.реш-я ложатся только те док-ва, которые исследованы в суд.заседании.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уг-го закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

 

 

Признаки:

1. Охрана права (восстановление нарушенного права, наказание нарушителя).

2. Государственные органы

3. осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним.

4. Применение мер принуждения

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Эти ф-и взаимосвязаны.

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ВРФ

— самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. М.с. — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Статья 130
1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на суд.защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

     

26.Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления.
Предмет административного права:
1)Отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти во всех субъектах РФ.
2)Отношения, складывающиеся в процессе организации деятельности органов государственного и муниципального управления.
3)Отношения, возникающие в связи с функционированием не государственных формирований (общ. объединения, коммерческих структур)
Источники административного права:
1)Конституция РФ
2)Федеральные конституционные законы о правительстве РФ
3)Федеральные законы
4)Указы президенты РФ, относящиеся к предмету ведения ап
5)Постановления правительства РФ
6)Кодифицированные акты (кодекс РФ об админ.правонарушениях)
7)Приказы и постановления министерств и других федеральных органов исполнительной власти
8)Законы, принимаемые субъектами РФ
9)Распоряжения и постановления органов местного самоуправления
10)Приказы руководителей гос. И не гос. Предприятий
11)Распоряжения в устной или письменной форме руководителей подразделения предприятия
Субъекты административного права:
1)Федеральные органы исполнительной власти
2)Органы местного самоуправления
3)Предприятия и учреждения
4)Общ. Объединения
5)Гос. Служащие
6)Граждане
Принципы административного управления:
1)Подчиненности и соответствующей подчиненности нижестоящих органов управления вышестоящим
2)Пр. участия населения в управлении
3)Пр. законности управления
4)Принцип федерализма
Система административного права:
административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

 

27. Характеристики административно-правовых отношений. Виды а-п норм и их особенности.
Административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исп. власти (гос.управления) и урегулированные нормами административного права.
Основные характеристики административно-правовых отношений:
Представляют собой разновидность правовых отношений.
- Являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, гос.интерес. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исп.ветви гос.власти в процессе гос.управления.
- Носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется гос.управление.
- Обладают обширной сферой возникновения — это сфера гос.управления или сфера реализации исп.власти гос-ва. (могут возникнуть и в области обороны и гос.безопасности, и в сфере культуры, науки, образования, и т.д.)
- Являются организационными, возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле.

- Отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений, возникающих между лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией.

- Обладают своеобразным механизмом действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения. Административная ответственность в отличие от гражданско-правовой наступает перед гос-вом.
Виды административно-правовых норм:
По целям содержащихся в них юридически власт­ных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.
Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений.
Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей.
Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений.
Именно на основе норм процессуального административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются входящие в компетенцию губернатора области управленческие действия и т.п.
По юри­дическому содержанию различают:
а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту гос.служащего руководитель исп.органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;
б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы адм-х правонар-й;
в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений.
Однако невозможно роль права свести исключительно к уста­новлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.
г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреп­лены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение.
По признаку адресата можно выде­лить:
• административно-правовой статус граждан;
• организацию и деятельность органов исполнительной влас­ти;
• правовое положение гос.служащих;
• основы функционирования государственных предприятий и учреждений;
• отдельные стороны организации и д-ти различного рода коммерческих структур, включая частные;
• административно-правовой статус общественных объеди­нений.
Возможны и некоторые иные виды классификации админи­стративно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений можно разли­чать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы и т.д.

Содержание,основания возникновения и прекращения права собственности.

Право собственности -закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания.

Основаниями возникновения ПС являются различные ЮФ, т.е. обстоятельства реальной жизни, влекущие возникновение прав у конкретных лиц. Основания приобретения ПС называют также титулами собственности (владение вещью, основанное на каком-либо праве (титле), вытекающем из соответствующего ЮФ), в отличии от которого фактическое владение не опирается на какое-либо правовое основание. ПС (титулы собственности) в зависимости от способа приобретения подразделяются на 2 группы: а) первоначальные (не зависящие от прав предшественника); б) производные (ПС возникает по воле предшествующего собственника). К первоначальным способам относятся: создание или изготовление новой вещи (собственник материалов или лицо их переработавшее (если стоимость переработки выше)); переработка и сбор или добыча общедоступных для этой цели вещей (грибов, ягод, лов рыбы, добыча животных); самовольная постройка (при определенных условиях (владеть добросовестно и открыто в течении 15 лет)); приобретение ПС на бесхозное имущество, в т.ч. на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право (брошенные вещи, находки, клады). К производным способам приобретения ПС относятся: на основании договора или сделки на отчуждение вещи; в порядке наследования после смерти гражданина; в порядке правопреемства при реорганизации ЮЛ. Практическое значение это разграничение имеет в том, что при производных способах приобретения ПС на вещь помимо согласия собственника необходимо учитывать возможность наличия прав на эту вещь у других лиц-несобственников (залогодержателя, арендатора, субъекта ограниченного вещного права).

Прекращение ПС может происходить только в случаях прямо предусмотренных законом: 1) по воле собственника: а) отчуждение своего имущества (различного рода сделки); б) добровольный отказ от своего права (путем публичного объявления об этом или реальных действий (выброс имущества) – здесь важно помнить, что до приобретения права собственности на вещь другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются); 2) особый случай – приватизация Г и М имущества; 3) гибель (отсутствие чей-то вины) или уничтожение имущества; 4) принудительное изъятие имущества у ЧС на возмездных основаниях (выкуп, реквизиция, национализация и т.п.); 5) безвозмездное принудительное изъятие имущества (по его обязательствам и конфискация).

Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Принципы права.

П.п. – основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности человеческой жизни. П.п. пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы гос-ва.

1) Демократизма (означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.)

2) Гуманизма (означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).)

3) Социальной свободы (означает установленную правом возможность вести себя по своему усмотрению в определенных сферах общественной жизни. Например, закрепленное законом право выбора вида трудовой деятельности)

4) П. равенства всех перед законом (Лица, совершившие преступление, перед законом равны. Они подлежат ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и партиям. Преступники подлежат уголовной ответственности на равных основаниях в рамках требований закона.)

5) П. законности (означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.)

6) П. единства юридических прав и обязанностей (выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чьюто обязанность.)

7) П. социальной справедливости (Наказание и иные меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми. Они должны соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.)

8) П. Юридической отв-ти только за виновные действия (Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлена его вина.)

 

Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

Н.п. – государственно властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

С.н.п. – это её составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «если…,то…,иначе…»

1) Гипотеза (если) – часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

2) Диспозиция (но) – ч.п.н., указывающая каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

3) Санкция (иначе) – ч.п.н., в которой указывается меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Виды н.п.:

1) Диспозитивные (управомочивающие) – представляют участникам отношений определенные объем прав, которыми они при желании могут пользоваться.

2) Императивные (обязывающие) – устанавливают для участников общественных отношений требования придерживаться определенного поведения. Ключевыми фразами таких норм являются слова «обязан» и «должен».

3) Запрещающие – устанавливают обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействий.

Способы изложения:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем от­сылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это име­ет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

 

10. Н.п. акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

Формы права:

1) Н.п. акт – содержащий юридические норма официальные документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или референдум.

2) Санкционированный обычай, которому государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой.

3) Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения.

4) Нормативный договор.

Виды н.п. актов:

1) Закон – н.п. акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке, с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

a) Виды з-в:

· Основные (конституция РФ)

· Федеральные конституц-ные з-ны (ФКЗ) (регулируют наиб.важные общ-е отнош-я)

· Федеральные (регулируют основные сферы об-ва и гос-ва)

· З-ны субъектов РФ (регулируют соц,эк,культ,научные и др.сферы общ-й жизни в рамках отдельных регионов гос-ва)

b) Правом законодательной инициативы в РФ обладают:

· Президент РФ

· Совет федерации и его члены (166)

· Депутаты ГД (450)

· Правительство РФ

· Законодательные органы власти субъектов РФ

· Высшие судебные органы

2) Подзаконный акт – один из видов н.п. актов, создаваемый д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.176 с.)