Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма и структура конституции.

Поиск

Форма конституции – это способ организации и выражения конституционных норм.

Различают три формы конституции:

- консолидированная – единый акт (например, конституции Китая 1982 г., России 1993 г., Украины 1996 г., Швейцарии 1999 г. и др.). данная форма преобладает среди всех конституций мира. Такие конституции более четкие, удобные для пользования;

- неконсолидированная – состоит из нескольких основных законов, которые приняты по процедурам принятия основных законов или (или) официально объявлены составными частями конституции (например, Конституция Швеции состоит из трех законов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1949 г.; Конституция Канады, Австрии; Израиля);

- комбинированная – состоит из нескольких 9иногда очень многих) законов, которые, однако, официально не объявлены основными законами и принимаются. Изменяются в обычном порядке. Определяет их в качестве конституционных лишь доктрина, иногда – практика судов, иных государственных органов. В состав такой конституции могут входить судебные прецеденты, конституционные обычаи, правовая доктрина. Таких конституций в мире только две – в Великобритании и Новой Зеландии. Данные конституции в науке также называют неписаными. Это связано с тем, что они состоят не только из писаных документов (законов, решений судов), но и из неписаных источников – конституционных обычаев.

Так, современная Британская неписаная конституция представляет собой весьма сложный комплекс различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она состоит из следующих основных частей.

Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., акты о народном представительстве 1949 и 1969 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и ряд других. Парламентские статуты порождают новые права и обязанности должностных лиц и граждан, изменяют правовой статус государственных органов и общественных организаций, меняют взаимоотношения между различными частями политической системы.

Общее право (прецедентное право) – было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является доктрина, в силу которой суд придерживается ранее состоявшихся решений по аналогичным делам (прецедент). На практике это означает, что решения судов высшей инстанции обязательны для всех нижестоящих судов при рассмотрении похожих дел. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод. Так, в судебном решении о прокламациях 1611 г. было сформулировано положение о том, что Король своей прокламацией не может объявить преступлением то, что таковым до этого не считалось. В решении 1839 г. было сказано, что резолюция Палаты общин не может изменять права страны. В 1922 г. суд запретил исполнительной власти облагать граждан налогами без прямого уполномочия Парламента. В 1936 г. суд разрешил полиции входить в любое публичное собрание, если есть разумные основания подозревать, что оно может вызвать беспорядки.

Конституционные соглашения (обычаи) – правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Установленные конституционными соглашениями предписания не могут быть принудительно осуществлены через суд. Конституционные соглашения составляют важнейшую часть Британской неписаной конституции. Вся система управления Кабинета целиком основана на этих соглашениях: выбор премьер-министра, подбор членов Кабинета, коллективная ответственность Кабинета перед палатой общин, роспуск Палаты общин. Фактический статус монарха, созыв Парламента на ежегодные сессии и многое другое регулируется только конституционными соглашениями.

Доктринальные источники — мнения авторитетных ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда выявляется пробел в конституционном праве. К числу доктринальных источников относятся следующие труды: Брэктон «Трактат о законах Англии» (1250); Блэкстон «Комментарии законов Англии» (1565); Кок «Правовые институты Англии» (1628); Фостер «Решения королевских судов» (1763). К числу «авторитетных ученых» обычно относят Джона Локка (1632—1704), Иеремию Бентама (1748—1832), Эдмунда Берка (1729-1797), Дж. С. Милля (1806-1873), Эрскина Мэя (1815-1886), А.В. Дайси (1835-1922), Дж. Остина (1911-1960) и др.

 

Выделяют и другие классификации конституций по форме. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писанными актами, то мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Примеры развернутых конституций дают греческая, португальская; неразвернутых – действующая французская, не говоря уже об американской. Развернутые конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство.

Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, он они существуют обычно временно – после революции, переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если они не противоречат сущности и целям нового режима.

Деление конституций на писаные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответственен только перед нижней палатой Парламента – Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом Республики.

Примером также может служить обычай, долгое время существовавший в высших представительных органах СССР, когда по обычаю первую сессию вновь избранного парламента открывал старейший по возрасту депутат.

Структура конституции. В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных – охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы о парламенте, затем – о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок - сначала - глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Например, Конституция Франции 1958 г. состоит из преамбулы и 18 разделов, которые делятся на статьи. Схожую структуру имеют конституции Индии, Малайзии, ФРГ, Швейцарии, Японии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США).

В заключительных положениях обычно содержатся нормы, устанавливающие порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится разделение компетенции между Союзом и штатами.

Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера не получили в них своего регулирования.

 

Функции конституции.

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой выделяют три основные функции конституции.

Первая функция конституции – юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция – политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.

Третья функция – идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.).

Существуют и иные подходы. Так, Хабриева Т.Я. и Чиркин В.Е. выделяют три уровня функций: общие, специальные и единичные.

Общие функции присущи всем конституциям. К ним относят:

- верховная легализация основ существующего общественного и государственного порядка;

- развивающая: конституция устанавливает исходные начала для развития новых институтов на основе закрепленного ею порядка;

- стабилизационная. Вытекает из стабильности самой конституции, которую изменить зачастую довольно сложно, а некоторые положения вообще невозможно;

? Найти примеры положений конституции, которые нельзя изменить.

- идеологическая. Включает два аспекта: 1) выражение идеологии в форме конституционных формулировок; 2) воспитательная часть, влияющая на поведение граждан, которое должно сообразовываться с теми принципами, которые провозглашены в конституции.

Специальные функции зависят от содержания конституции, степени ее демократичности и др. факторов. Одни направлены на поддержание тоталитарного режима, другие на развитие демократических ценностей, третьи – на защиту прав человека, четвертые – на усиление регулирующей роли государства и т.д.

Единичные функции характерны в большинстве случаев для тоталитарных государств и направлены на закрепление роли определенной личности (например, генералиссимуса дона Франциско Франко, вождя испанцев и крестоносцев в Конституции Испании, действовавшей до принятия Конституции в 1978 г.; Мао Цзэдуна в китайской Конституции), идеологии, производной от имени того или иного диктатора (например, мобутизма в бывшем Заире – от имени президента Мобуту).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.167 (0.01 с.)