Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Структурно-функциональная организация системы биотрансформация чужеродных соединений
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь ________________ А.И. Жук
____ __________ 2011 г.
Регистрационный № ТД-G. __/тип. Биотрансформация веществ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направление 1-31 01 01 01-01 Научно-производственная деятельность и направление 1-31 01 01-03 Биотехнология
Минск 2011 Составитель: Игорь Викторович Семак, заведующий кафедрой биохимии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра биотехнологии и биоэкологии Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»;
Владимир Адамович Кульчицкий, зам. директора ГУ "Институт физиологии НАН Беларуси", д.м.н., профессор, член-корреспондент НАН Беларуси
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой биохимии Белорусского государственного университета (протокол № от октября 2010 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № от октября 2010 г.);
Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология Учебно-методического объединения вузов РБ по естественнонаучному образованию (протокол № от декабря 2010 г.);
Ответственный за редакцию: Игорь Викторович Семак ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ферменты, принимающие участие в метаболизме эндогенных и чужеродных соединений (ксенобиотиков), с успехом используются для синтеза органических веществ, для решения целого ряда экологических, биотехнологических, фармакологических, токсикологических и медицинских задач. Курс «Биотрансформация веществ» связан с другими биологическими дисциплинами – молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, микробиологией, физиологией и биохимией растений, физиологией животных и человека. Цель курса – усвоение биохимических основ биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений (ксенобиотиков) в живых организмах; формирование у студентов понимания общности процессов биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений; усвоение основных принципов и теоретических положений использования ферментов системы биотрансформации ксенобиотиков для решения экологических, биотехнологических, фармакологических, токсикологических и медицинских задач. Задачи курса: - Сформировать у студентов целостной системы знаний о биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений; - Закрепить теоретические положения лекционного курса на лабораторных занятиях. В результате изучения дисциплины обучаемый должен: знать: - особенности биотрансформации гидрофильных и гидрофобных соединений эндогенного и чужеродного происхождения; - внутриклеточную локализацию, физико-химические и биохимические свойства ферментов системы биотрансформации ксенобиотиков и эндогенных соединений; - основные типы реакций биотрансформации ксенобиотиков; их видо- и тканеспецифичность; - механизмы многоуровневой регуляции биотрансформации веществ; - особенности биохимических механизмов адаптации филогенетически различных организмов к воздействию негативных физических и химических факторов окружающей среды; - примеры использования ферментов биотрансформации ксенобиотиков для cинтеза органических веществ, биодеградации веществ антропогенного происхождения и биомониторинга загрязнения окружающей среды уметь: - использовать биохимические и молекулярно-биологические подходы для оценки функционального состояния системы биотрансформации ксенобиотиков; - разрабатывать и моделировать биотехнологические процессы с участием ферментов биотрансформации ксенобиотиков; - пользоваться специализированными компьютерными базами данных и ресурсами Интернета. При чтении лекционного курса рекомендуется применять технические средства обучения для демонстрации слайдов и презентаций, наглядные материалы в виде таблиц и схем. Для изучения дисциплины, подготовки к практическим занятиям и КСР студентам можно использовать один из учебников, перечисленных в разделе «Литература: основная». Для более углубленной подготовки студентам предлагается список дополнительной литературы, включающий учебные пособия, литературу по физиологическим методам. Для организации самостоятельной работы студентов по курсу рекомендуется использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.). Теоретические положения лекционного курса развиваются и закрепляются на лабораторных занятиях, при выполнении которых студенты приобретают навыки анализа процессов и закономерностей, происходящих в иммобилизованных препаратах. Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний в форме устного опроса, коллоквиумов, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса. Для общей оценки качества усвоения студентами учебного материала рекомендуется использование накопительной рейтинговой системы. Программа рассчитана на 48 часов, в том числе 36 часов аудиторных: 22 – лекционных и 14 – лабораторных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА I. Введение Биотрансформация веществ: история вопроса, круг задач и способы их решения. Экологические, фармакологические, токсикологические и биотехнологические аспекты биотрансформации веществ. Эволюционная общность процессов биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений (ксенобиотиков). II. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БИОТРАНСФОРМАЦИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ Пути поступления ксенобиотиков в организм. Общая характеристика процесса биотрансформации ксенобиотиков в организме. Локализация, многостадийность процесса, его роль в поддержании гомеостаза. Критерии оценки функционального состояния системы биотрансформации ксенобиотиков. Связь между отдельными компонентами системы метаболизма ксенобиотиков и сопряженными с ней системами. Участие ферментов биотрансформации ксенобиотиков в метаболизме эндогенных соединений.
III. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕАКЦИЙ БИОТРАНСФОРМАЦИИ КСЕНОБИОТИКОВ Окислительно-восстановительные реакции. 1. Моноаминоксидазные реакции. Моноаминооксидаза. 2. Реакции окисления спиртов. Алкогольдегидрогеназа. Каталаза. Микросомальная этанолокисляющая система. 3. Реакции окисления и восстановления альдегидов. Альдегиддегидрогеназа. Альдегидоксидаза. 4. Монооксигеназные реакции. Структурная организация монооксигеназной системы и характеристика ее основных компонентов. Цитохром Р-450. НАДФН цитохром Р-450 редуктаза. Цитохром b5. НАДН цитохром b5 редуктаза. Роль фосфолипидов мембран в функционировании микросомальных оксигеназ. Лимитирующие звенья монооксигеназных реакций. Индукторы и ингибиторы микросомальных оксигеназ. Псевдопероксидазные реакции и их роль в биотрансформации ксенобиотиков и эндогенных соединений. Реакции гидролиза. Эпоксидгидролаза. Реакции коньюгации. 1. Коньюгация с глутатионом. Глутатион S-трансферазы. 2. Коньюгация с сульфатами. Сульфотрансфераза. 3. Коньюгация с УДФ-глюкуроновой кислотой. УДФ-глюкуронозилтрансфераза. 4. Реакции метилирования. Метилтрансфераза. 5. Коньюгация с аминокислотами. Ацил-КоА-синтетаза. N-ацилтрансфераза. 6. Коньюгация с сахарами. УДФ-глюкозопирофосфорилаза. УДФ-глюкозилтрансфераза. 7. Коньюгация с ацетильными группами. N-ацетилтрансферазы.
ЛИТЕРАТУРА О с н о в н а я: 1. Головенко Н.Я. Сравнительная биохимия чужеродных соединений / Н.Я. Головенко, Т.Л. Карасева – Киев: Навукова думка, 1983. 2. Голиков С.Н. Общие механизмы токсического действия / С.Н. Голиков, И.В. Саноцкий, Л.А. Тиунов – Л.: Медицина, 1986. 3. Промышленная микробиология: учеб. пособие для вузов по спец. «Микробиология» и «Биология» / Под ред. Н.С. Егорова. – М.: Высш. шк., 1989. 4. Бутова С.Н. Теоретические основы биотехнологии. Биохимические основы синтеза биологически активных веществ / С.Н. Бутова, И.А. Типисева, Г.И. Эль-Регистан / Под ред. И.М. Грачевой. – М.: Элевар, 2003. – 554 с. 5. Саприн А.Н. Детоксикация ксенобиотиков в организме / А.Н. Саприн. Итоги науки и техники. Общие проблемы физико-химической биологии. - М.: ВИНИТИ, 1990.
Д о п о л н и т е л ь н а я: 1. Харчевникова Н.В. Квантовохимическая модель для прогноза положения гидроксилирования ароматических соединений под воздействием цитохрома Р-450 / Н.В. Харчевникова, А.В. Дмитриев, Ю.В. Бородина, П.Н. Дьячков. Биомедицинская химия. 2005. том 51(3). 341-355. 2. Биотехнология: учеб. пособие для вузов. В 8 кн.: / Под ред. С.Н. Егорова, В.Д. Самуилова. Кн. 6: Микробиологическое производство биологически активных веществ и препаратов – М.: Высш. шк., 1987. 3. Ionnides C. The Cytochrome P450I Gene Family of Microsomal Hemoproteins and their Role in the Metabolic Activation of Chemicals / C. Ionnides, D.V. Parke. Drug Metab. Rev. - 1990. - V.22. - P.1-86. 4. Guengerich F.P. Enzymology of Rat Liver Cytochrome P-450 // Mammalian Cytochrome P-450 / Ed. Guengerich F.P. - Boca Raton: CRC Press, 1987. - P.2-54. 5. Кобляков В.А. Цитохромы семейства Р-450 и их роль в активации проканцерогенов / В.А. Кобляков // Итоги науки и техники. Серия Биологическая химия. М.: ВИНИТИ, Т.35, 1990. 6. Биотехнология. Принципы и применение: Пер. с анг. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж. Джонса. – М.: Мир, 1988. 7. Graham-Lorence S. Р450s: Structural similarities and functional differences / Graham-Lorence S., Peterson J.A. FASEB J. V. 10, 1996, P.206-214. 8. Armstrong R.N. Structure, catalytic mechanism, and evolution of the glutathione transferases / R.N. Armstrong. Chem. Research Toxicol., 1997, V.10, P.2-18. 9. Гуляева Л.Ф. Микросомная монооксигеназная система живых организмов в биомониторинге окружающей среды // Л.Ф. Гуляева, А.Ю. Гришанова, О.А. Громова, Н.М. Слынько, В.А. Вавилин, В.В. Ляхович // Аналитический обзор, серия "Экология". Изд-во ГПНТБ СО РАН, 1994, 101 с. 10. http://isir.ras.ru/ - Интегрированная Cистема Информационных Ресурсов Российской Академии Наук. 11. http://www.viniti.msk.su/ - Всероссийский Институт Научной и Технической Информации (ВИНИТИ РАН). 12. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/Pubmed - База научных данных в области биомедицинских наук.
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь ________________ А.И. Жук
____ __________ 2011 г.
Регистрационный № ТД-G. __/тип. Биотрансформация веществ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направление 1-31 01 01 01-01 Научно-производственная деятельность и направление 1-31 01 01-03 Биотехнология
Минск 2011 Составитель: Игорь Викторович Семак, заведующий кафедрой биохимии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра биотехнологии и биоэкологии Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»;
Владимир Адамович Кульчицкий, зам. директора ГУ "Институт физиологии НАН Беларуси", д.м.н., профессор, член-корреспондент НАН Беларуси
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой биохимии Белорусского государственного университета (протокол № от октября 2010 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № от октября 2010 г.);
Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология Учебно-методического объединения вузов РБ по естественнонаучному образованию (протокол № от декабря 2010 г.);
Ответственный за редакцию: Игорь Викторович Семак ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ферменты, принимающие участие в метаболизме эндогенных и чужеродных соединений (ксенобиотиков), с успехом используются для синтеза органических веществ, для решения целого ряда экологических, биотехнологических, фармакологических, токсикологических и медицинских задач. Курс «Биотрансформация веществ» связан с другими биологическими дисциплинами – молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, микробиологией, физиологией и биохимией растений, физиологией животных и человека. Цель курса – усвоение биохимических основ биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений (ксенобиотиков) в живых организмах; формирование у студентов понимания общности процессов биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений; усвоение основных принципов и теоретических положений использования ферментов системы биотрансформации ксенобиотиков для решения экологических, биотехнологических, фармакологических, токсикологических и медицинских задач. Задачи курса: - Сформировать у студентов целостной системы знаний о биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений; - Закрепить теоретические положения лекционного курса на лабораторных занятиях. В результате изучения дисциплины обучаемый должен: знать: - особенности биотрансформации гидрофильных и гидрофобных соединений эндогенного и чужеродного происхождения; - внутриклеточную локализацию, физико-химические и биохимические свойства ферментов системы биотрансформации ксенобиотиков и эндогенных соединений; - основные типы реакций биотрансформации ксенобиотиков; их видо- и тканеспецифичность; - механизмы многоуровневой регуляции биотрансформации веществ; - особенности биохимических механизмов адаптации филогенетически различных организмов к воздействию негативных физических и химических факторов окружающей среды; - примеры использования ферментов биотрансформации ксенобиотиков для cинтеза органических веществ, биодеградации веществ антропогенного происхождения и биомониторинга загрязнения окружающей среды уметь: - использовать биохимические и молекулярно-биологические подходы для оценки функционального состояния системы биотрансформации ксенобиотиков; - разрабатывать и моделировать биотехнологические процессы с участием ферментов биотрансформации ксенобиотиков; - пользоваться специализированными компьютерными базами данных и ресурсами Интернета. При чтении лекционного курса рекомендуется применять технические средства обучения для демонстрации слайдов и презентаций, наглядные материалы в виде таблиц и схем. Для изучения дисциплины, подготовки к практическим занятиям и КСР студентам можно использовать один из учебников, перечисленных в разделе «Литература: основная». Для более углубленной подготовки студентам предлагается список дополнительной литературы, включающий учебные пособия, литературу по физиологическим методам. Для организации самостоятельной работы студентов по курсу рекомендуется использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.). Теоретические положения лекционного курса развиваются и закрепляются на лабораторных занятиях, при выполнении которых студенты приобретают навыки анализа процессов и закономерностей, происходящих в иммобилизованных препаратах. Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний в форме устного опроса, коллоквиумов, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса. Для общей оценки качества усвоения студентами учебного материала рекомендуется использование накопительной рейтинговой системы. Программа рассчитана на 48 часов, в том числе 36 часов аудиторных: 22 – лекционных и 14 – лабораторных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА I. Введение Биотрансформация веществ: история вопроса, круг задач и способы их решения. Экологические, фармакологические, токсикологические и биотехнологические аспекты биотрансформации веществ. Эволюционная общность процессов биотрансформации эндогенных и чужеродных соединений (ксенобиотиков). II. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БИОТРАНСФОРМАЦИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ Пути поступления ксенобиотиков в организм. Общая характеристика процесса биотрансформации ксенобиотиков в организме. Локализация, многостадийность процесса, его роль в поддержании гомеостаза. Критерии оценки функционального состояния системы биотрансформации ксенобиотиков. Связь между отдельными компонентами системы метаболизма ксенобиотиков и сопряженными с ней системами. Участие ферментов биотрансформации ксенобиотиков в метаболизме эндогенных соединений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.223 (0.01 с.) |