Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя торговля россии и ее регулирование

Поиск

Государственное регулирование внешней торговли в России, заключается в том, что она охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации.
Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.
Отечественные производители защищены не столько высокими импортными пошлинами, сколько дешевизной сырья и действенным экспортным контролем за его вывозом. Такая поддержка производителей требует дотаций на импорт машин и оборудования, ведет к значительным государственным расходам.
Регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и политического развития.

Вплоть до конца 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.
Система государственной монополий внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Импорт решал задачу получения недостающих товаров а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.
Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям—95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли
(позже—Министерства внешних экономических связей).
На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре экспорта и импорта.
В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений.
Право ведения внешнеторговых операций получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального обменного курса рубля.
Последовательной реорганизации подверглась таможенно-тарифная система страны. Из чисто символической структуры, перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный инструмент торговой политаможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Вводится также налог на добавленную, стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.


 

21. Роль международных организаций в регулировании международной торговли.
С целью создания гарантий того, что мир, наступивший после Второй мировой войны, не будет нарушен такими торговыми войнами было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1947 г. 23 странами; оно вступило в силу 01.01.1948 г. и действовало до 1995 г., когда на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Функции:

воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; выполнение функций форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми; урегулирование споров.

Цель ГАТТ - обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Работа ГАТТ, предусматривает выполнение следующих принципов:

торговля без дискриминаций; защита посредством таможенных пошлин; стабильная основа для торговли путем замораживания таможенных ставок; поощрение справедливой конкуренции; количественные ограничения на импорт консультации и разрешение споров; региональные торговые соглашения; льготный режим для развивающихся стран.

Несмотря на временный характер, ГАТТ остался единственным инструментом, управляющим международной торговлей с 1948 по 1995 год, когда было учреждено ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

В настоящее время система ВТО является наиболее универсальной и полной. Подавляющая часть мировой торговли осуществляется странами-участницами этой организации.

 

ТОРГОВЫЙ И ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ

Платежный баланс страны - это учет торговых и финансовых операций страны с другими странами мира за определенный период (год, квартал, месяц)

Платежный баланс состоит из двух разделов - поступлений и платежей. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс активен (имеет место положительное сальдо), в противном случае он пассивен.

Платежный баланс отражает истинную картину, характеризующую реальный эффект или потери внешней торговли. Информация, содержащаяся в платежном балансе, дает возможность оценивать объем и качество участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Поэтому проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо вызывают большой общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.

Основу платежного баланса составляет торговый баланс. Торговый (внешнеторговый) баланс характеризует экспорт и импорт товара. Торговый баланс положителен, если страна вывозит товаров и услуг больше, чем ввозит из-за рубежа. В этом случае торговый баланс имеет активное сальдо. Если импорт больше экспорта, тогда торговый баланс отрицателен или имеет дефицит. Следовательно, изменения в балансе текущих операций связаны с изменениями в объеме внутреннего производства и занятостью.

Торговый баланс строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров, тогда как платежный баланс учитывает платежи и поступления в ходе внешнеторгового оборота, которые по времени могут не совпадать с движением товаров.

Платежный баланс, кроме торгового, включает в себя иностранные займы, проценты по ним, доходы от инвестиций, трансфертные платежи и обмен финансовыми активами. Такой баланс называется баланс по счету капитала. Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. Покупка активов (приток стоимостей) требует затрат иностранной валюты (так же, как и обычный импорт товаров), поэтому в счете движения капитала она принимает отрицательный знак. Продажа активов (отток стоимостей) схожа с экспортом в торговом балансе, поэтому в счете движения капитала проходит со знаком плюс.

Каждая международная сделка указывается в платежном балансе два раза: как кредит и как дебет. Это объясняется тем, что каждая сделка имеет две стороны: если страна что-то покупает у иностранных государств, то она за это платит. Следовательно, в платежном балансе страны отражается как поток товаров, так и поток платежей за них.

МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляет­ся в некотором полезном эффекте, который получает ее по­требитель.

К сфере услуг относят:

• традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

• такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

• социально-культурные отрасли: наука и научное обслужи­вание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммуналь­ное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреацион­ные услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже ус­луг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продук­ции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экс­порту и импорту туристических услуг; консультационные услу­ги в области информатики и совершенствования управления.

Туризм

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, осо­бенно международный. Число международных туристов постоян­но растет, обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн человек. Международная торговля услугами

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с вы­соким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также стра­ны с переходной экономикой, для которых характерен относи­тельно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Боль­шинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.008 с.)