Специфические черты международной торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические черты международной торговли.



Международная торговля — это особая сфера международных экономических отношений. Она обладает рядом специфических черт, которые отличают международную торговлю от внутринациональной. Эти специфические черты выделяют международную торговлю в предмет специального исследования. К специфическим чертам международной торговли обычно относят

• разные валюты;

• политическое вмешательство и контроль;

• различия в перемещении факторов производства между странами.

1. Разные валюты. Каждая страна использует различную валюту. Но речь идет не только о существовании отдельных национальных валют, но и о возможном изменении их ценового соотношения.

2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство активно вмешивается и подвергает жесткому контролю отношения международной торговли и связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения. Эти вмешательства и контроль заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли. Правительство каждой суверенной страны своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает свою собственную систему пошлин и ограничений на импорт, экспортных субсидий, свое собственное налоговое законодательство и т.п. Использование вышеназванного инструментария вмешательства и контроля противозаконно внутри какой-либо страны.

3. Различия в перемещении факторов производства между странами. Капитал перемещается внутри страны более свободно, чем между странами, что обусловлено наличием институциональных барьеров, различиями в налоговых законодательствах, в других мерах государственного регулирования экономики и бизнеса. Предположение некоторой способности факторов производства к перемещению между странами позволяет сделать следующий вывод. Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

 

17. Ценообразование в мировой экономике


В рыночной экономике процесс ценообразования формируется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, сравнительной свободы поведения на рынке всех его субъектов: производителя, посредника, покупателя, а также под воздействием общих и специфических законов, которые присущи системе рыночных отношений в целом.
Цена есть денежное выражение стоимости товара, это сумма, которую производитель намерен получить, предлагая покупателю товар или услугу, и которую готов заплатить в данный момент сам покупатель. Основой цены является себестоимость товара и процент на ожидаемую прибыль. Но окончательная цена складывается на рынке под воздействием ряда факторов:
1) общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Это прежде всего жизненный цикл товара, состояние совокупных спроса и предложения на рынке (или его конъюнктура), инфляция;
2) конкретно-экономические, т. е. факторы, определяемые условиями производства и реализации данной продукции. К ним относятся: издержки производства товара или услуги, прибыль, налоги, конкурентная ситуация на рынке, соотношение спроса и предложения на данный конкретный
продукт или услугу, потребительские свойства данной продукции или услуги (качество, дизайн, сервис, упаковка, надежность, престижность, послепродажное обслуживание и т.д.);

3) специфические, т.е. факторы, которые действуют только в отношении некоторых видов продукции или услуг: сезонность, комплектность, гарантии
и условия сервиса и т.д.;
4) специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Например, государственные формы регулирования,
валютный курс, таможенные пошлины, нетарифные ограничения и т.д.;
5) неэкономические: политическая обстановка в стране и в мире, военные конфликты и т.д.
На мировых рынках ценообразование имеет специфику. Так, например, соотношение спроса и предложения субъекты мирового рынка ощущают намного сильнее, чем субъекты национального рынка. На мировом рынке более жесткая конкуренция, очень высокий уровень требований к качеству и прочим потребительским свойствам товаров, здесь большое значение приобретают цены на ресурсы, используемые при производстве товаров и т.д.
В последнее время все большее значение в ценообразовании на мировом рынке играют так называемые деловые и сопутствующие услуги производству: техническое обслуживание, консалтинг, инжиниринг, гарантийный ремонт и т.д.

 

18.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ПРОТЕКЦИОНАЗМ.
В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования. Наиболее распространенной формой государственного регулирования является тариф.
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.
Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара.
Нетарифные методы регулирования -это ограничения, которые имеют скрытый характер и дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно.

История мировых экономических отношений связана с развитием двух концепций в подходе к мировым связям, следовательно, и двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники протекционизма считают необходимым осуществление государственной защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что международная торговля должна развиваться на основе рыночных сил спроса и предложения, т.е. структуру экспорта и импорта должен формировать рынок. Сочетание этих двух подходов в той или иной пропорции в разные периоды формирует внешнеэкономическую политику государств.

В пользу протекционизма обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Социально-политические преимущества протекционизма:

1. поддержание государственной безопасности страны;

2. защита более высокого уровня жизни и заработной платы в стране (защита богатых стран от наплыва дешевой рабочей силы и наплыва товаров, произведенных дешевой рабочей силой);

3. сохранение некоторых традиционных видов деятельности (национальные промыслы);

4. достижение определенных политических целей в отношениях с другими государствами.

Экономические аргументы в защиту протекционистских мер:

1. с помощью импортных пошлин страна может достичь улучшения условий торговли и увеличения экономического выигрыша;

2. поддержка национальной промышленности на этапе ее зарождения и становления;

3. повышение уровня занятости национальных ресурсов;

4. смягчение кризиса в отраслях, испытывающих экономические трудности;

5. ограждение национальной экономики от мировых кризисов. Реакцией на протекционистские меры государства в разные периоды развития национальной экономики стало появление и дальнейшее совершенствование принципа свободной торговли.

Критика протекционизма:

1. в долгосрочном периоде протекционизм подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет конкурентное давление со стороны мирового рынка:

2. снижает благосостояние потребителей, поскольку из-за введения протекционистских мер происходит рост цен на товары;

3. усиливает международное соперничество государств и создает угрозу стабильности и безопасности мирового хозяйства.

Преимущества свободной торговли:

1. свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций в результате применения международной специализации производства и обменана основе принципа сравнительных преимуществ;

2. способствует повышению качества выпускаемой продукции вследствие роста международной конкуренции;

3. оптимизирует процесс распределения производственных ресурсов;

способствует международной концентрации производства и массовому выпуску товаров.

 

19. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:
- импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.
- экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
- транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:
- адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;
- специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);
- смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.
вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт.
Нетарифные методы регулирования

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
1.нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;
2. позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
3. применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД.
Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

 

Количественные ограничения:

1. Квотирование- ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

2. Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе

3. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.

Методы скрытого протекционизма:
1. технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;
2. внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;
3. политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;
К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.
Демпинг- продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен,

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.011 с.)