Эволюция менеджмента качества.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция менеджмента качества.



В 80-90 гг. 20в. Пераллельно с перв западной системой в РБ в период его вхождения в состав СССР разраб-сь и находили широкое практич применение такие сис-мы упр-я кач-ом как:

-сис-ма бездефектного изгот-я прод-ии (БИП) и сьачи её в ОТК (отдел технич контроля) с первого предъявления.

- сис-ма бездефектного труда (СБТ)

- сис-ма КАНАСПРИ (кач-во, надёжность, ресурс с первых изделий)

-научнорг-ия работ по увеличению моторесурсов (НОРМ)

- В 70-х гг во Львове стала разраб-ся единая комплексная сис-маупр-я кач-ом прод-ии (КС УКП)

В РБ системн подход по улучшению кач-ваприн-ся с 1755г. Он наз-ся «Саратовскаясис-ма БИП и сдачи её в ОТК с перв предъявления». Она вкл-т взаимосвяз-е соц-е ,экон-е, правовые, организац-е, технологич-е мероприятия, кот-е обеспеч-т условия изготовления бездефпрод-ии в соответствии с треб-ми нормативн док-ии . Но саратсис-ма имела ряд недостатков: она охватывала только произвольн этап жизн цикла, не затрагивая проектир-е, реал-ию, эксплуат-ию.

Развитием сис-мы БИП явилась СТБ. Основным показателем кач-вабездеф работы был принят коэф-т кач-ва труда в соотв-и с которым осущ-ся моральное и материальное стимулирование.система СТБ позволяла оценивать кач-во труда работников всех служб и отделов орг-ии, а также пп в целом.

В к.50 – нач.60в на пп Горьковской обл была разработана сис-ма КАНАРСПИ. Был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку и производство кач-вапрод-ии. Осн задачи этой сис-мы: выявление на этапе проектирования изделий максимального кол-ва причин возможных отказов и их устранения в допроизводственный период.

В к.60гг. 20в в объединении Автодизель была разработана сис-ма НОРМ. Она отлич-сь тем, что впервые за ключевой критерий кач-ва был принят технич параметр пр-ии, а не ур-нь брака.

КСУКП – это первая сис-ма, в кот-ойорг-технич основой упр-я стали стандарты орг-ии. В рамках каждой спец ф-ии этой сис-мы был предусмотрен полнуправл цикл:

-планиров-е работ по виду деят-ти

- организ-я выполн работ

-контроль и учёт результатов

- анализ инф-и

- оценка рез-в

- подготовка и принятие реш-й

- оказание стимулир-я воздействий для реализ-и ф-ий.


Этапы и организация работ по созданию системы качества на предприятии .

1. Определение политики предприятия в области качества.

Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения

2. Обучение персонала

Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001 :2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии создания СМК

3. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК .

Разработка программы проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК (при необходимости)

4. Оптимизация и описание бизнес процессов.

Основой СМК явл-ся процессный подход. Необходимо описать те бизнес процессы, кот рук-во считает наиб важным для СМК.Далеенеобх разработать системы показателей и процедуры, необх для реализации и мониторинга этого процесса.

5. Разработка нормативной докум СМК

Формир-ся нормативные процессы, регламенты и процедуры, обеспечив работу СМК. Основой явл набор документов, кот изм-ся в соответствии с требовСМК.Готовится док-т «Рук-во по кач-ву».

6. Подготовка к внедрению СМК

Ознакомление персонала с документацией СМК.

Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК

7. Внедрение СМК

Апробация документации СМК. Осуществление бизнес-процессов в соответствии с документированными процедурами

8. Сертификация СМК

Определение сертифицирующего органа.

Подача заявки на проведение сертификации. Заключение договора

 


Сущность системы качества на основе стандартов серии СТБ ИСО 9000:2000

В 1946г. Делегаты из 25 стран встретились в Лондоне и создали ИСО, кот-еофиц-но приступило к работе 23 февраля 1947г. В наст время туда входит 140 орг-ий-членов. В составе ИСО 6 комитетов (например, технич комитет ТК-176), заним-ся вопросами кач-ва. РБ участвует в работе почти всех комитетов.

Т.ксрок действия междунарстандар-та рассчитан на 5 лет ТК-176 принял решение о разраб-ке ИСО 9000-2000 в 2 этапа:

1. 1994 г наработанные стандарты были расширены и больш степени потерпели изменения ИСО 9004:87.

2. К 2000г. Было окнчательно доработана новая версия ИСО 9000-2000, кот вкл 4 базов стан-ты:

1) ISO 9000 (СТБ ИСО 9000-2000)

Этот стандарт содержит в себе основные положения и является словарем СМК.

2) ISO 9001 (СТБ ИСО 9001-2000)

Устанавливает основные требования, необходимые для сертификации СМК, а также области распространения СМК организации. Является базовым стандартом всей серии

3) ISO9004(СТБ ИСО 9004-2000)

Содержит рекомендации по улучшению деятельности организации и разъясняет обязательные требования ISO 9001.

4) 4) ISO 19011 (СТБ ИСО 19011-2002)

Устанавливает требования к аудиту сис-мы мен-та кач-ваи(или) аудиту эколог мен-та.


МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 методы делятся на две группы:

-по способу получения информации(объективные):

*измерения(осн характеризующий элемент – прочность)

*регистрации(осущ-ся на основе наблюдений и подсчетов числа опред событий, предметов или затрат)

*расчетный (осущ на основе использования теоретич или эмпирич зав-ти)

*оргонолептический (осущ-ся на основе анализа восприятий органов чувств)

-по источнику получения информации( субъективные):

*Традиционные( источником информации явл спец службы, подраздел информации, осуществл отбор, систематизацию, обраб и анализ и предоставл инф, необх для принятия решения)

*Экспертный (осущ-ся на основе решения , принимаемого экспертами)

*Социологический (осущ-ся на сборе и анализе мнений потребителей)

Измерит – знач ПКП устанавл с исп технич средств измерений разл назначения. Осн хар-ка – точность. Он явл предметом метрологии

Регистр – основан на фикс соверш опред событий и послед их статист обработка

Органом – примен при невозм исп первых 3 методов

Традиц – относится к субъект, т.к. его рез-ты во многом зависят от квал-ции, проф-ма и опыта персонала.

Социологический м-д применяется при определении пок-лей назаначения (с трудом опред-мых или неопределимых др методами)


23. Документация системы менеджмента качества.

Документация – совокупность однородных по своему функцион назначению и взаимосвязанность служебн-х докум-в, оформленных в соответствии с действ-ми нормами и правилами, относящиеся к 1-му субъекту упр-ия.

Докум процедура обеспечивает установление порядка в управлении документации в системе СМК орг-ии.

Положения этой процедуры обязательны для всех подразделений организации.

К группам документов, управляемых данной процедурой относится: пол-ка в облкач-ва, рук-во по кач-ву, документ-е процедуры, стандарты пп, должнинстр-и, положения о подразд-х, прогр-мы кач-ва, приложения к докум-и, внеш док-ты, шаблоны, записи о кач-ве.

Виды документированных процедур:

1) УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЯМИ ПО КАЧЕСТВУ-служит для формирования и управления записями по качеству, предназначенными для обеспечения свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества (СМК).

Процедура применяется на всех стадиях функционирования СМК.

2)ВНУТРЕННИЙ АУДИТ-Устанавливает порядок и правило проведения внутреннего аудита СМК организации.

3)УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ - Процедура является обязательной для всех подразделений организации, производящих продукцию.

4) КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ-Стандарт ИСО 9000:2006 объявляет данную процедуру как действие предпринимаемое для устранения причины обнаруженного несоответствия или др. нежелательной ситуации.

 

 


24. Национальная система подтверждения стандартам соответствия Республики Беларусь.

Основополагающие документы Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь

Технический кодекс устанавливает основные положения Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь и является основополагающим в комплексе технических кодексов и стандартов, обеспечивающих функционирование Системы. Технический кодекс определяет основные правила организации работ по подтверждению соответствия, структуру Системы и функции ее органов. Технический кодекс обязателен для всех юридических и физических лиц, участвующих в деятельности по подтверждению соответствия в отношении объектов оценки соответствия.

-Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции.

Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку проведения сертификации отечественной и импортируемой продукции и применяется при обязательной и добровольной сертификации продукции. На основе технического кодекса разрабатываются и применяются совместно с ним порядки сертификации групп однородной продукции, учитывающие особенности ее производства, испытаний, поставок и эксплуатации.

-Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия продукции.

Технический кодекс устанавливает порядок проведения декларирования соответствия отечественной и импортируемой продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

-Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации услуг.

Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку сертификации услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Технический кодекс применяется при проведении сертификации услуг и разработке порядка сертификации конкретного вида услуг.

- Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения.

-Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Экологическая сертификация. Порядок экологической сертификации услуг в области охраны окружающей среды.

Технический кодекс устанавливает требования к порядку экологической сертификации услуг в области охраны окружающей среды в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Технический кодекс применяется при проведении добровольной экологической сертификации услуг в области охраны окружающей среды.

-Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки знаком соответствия.

Технический кодекс устанавливает правила маркировки знаками соответствия, применяемыми в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для обозначения продукции (услуг), систем управления качеством при прохождении процедур подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

 

Порядок применения знаков соответствия продукции, услуг, систем управления

 

Технический кодекс устанавливает порядок проведения сертификации профессиональной компетентности персонала, осуществляющего конкретную деятельность в области архитектуры, градостроительства и строительства в организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь".


25. Аудит системы качества

Аудит – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а так же эффект внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

Аудит системы качества – документир деятельность для получения путем проверки и оценивания объектив доказательств того, что она развивается, документир-ся и эффективно исп-ся в соотв с конкр требованиями. Служит для оценки эф-ти функционирования системы, выявления слабых мест в системе. При проверке СМК проверяется ее документация и фактическое выполнение требований, изложенных в этой документации, а также взаимодействие всех элементов, в общей структуре системы и ее влияние на качество продукции.

Аудит системы м. б внешним и внутренним.

Внутренний аудит системы проводится самим предприятием на основе документов системы качества предприятия.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ АУДИТЕ:

НАЧАЛО АУДИТА: руководитель аудита группы, определение целей и объема критериев, определение осуществимости аудита, подбор аудит группы, установление первонач контакта с проверяемой организацией.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТАЦИИ :анализ соответствующей документации системы менеджм, включая записи и опеределение их адекватности исходя из критериев аудита; подготовка аудита на местах (подготовка плана аудита, распред обязанностей в аудит группе, подготовка раб документов); проведение аудита (вступит совещание, связь в процессе аудита, роли и обязанности сопровождающих наблюдателей, сбор и проверка инф, наблюдение аудита, подготовка закл по рез-м аудита, проведение закл совещания).

ОТЧЕТ И РАССЫЛКА; ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТА.ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО АУДИТА.


26. Общая характеристика отечественных систем управления качеством.

В 80-90 гг. 20в. Пераллельно с перв западной системой в РБ в период его вхождения в состав СССР разраб-сь и находили широкое практич применение такие сис-мы упр-я кач-ом как:

-сис-ма бездефектного изгот-я прод-ии (БИП) и сьачи её в ОТК (отдел технич контроля) с первого предъявления.

- сис-ма бездефектного труда (СБТ)

- сис-ма КАНАСПРИ (кач-во, надёжность, ресурс с первых изделий)

-научнорг-ия работ по увеличению моторесурсов (НОРМ)

- В 70-х гг во Львове стала разраб-ся единая комплексная сис-маупр-я кач-ом прод-ии (КС УКП)

В РБ системн подход по улучшению кач-ваприн-ся с 1755г. Он наз-ся «Саратовскаясис-ма БИП и сдачи её в ОТК с перв предъявления». Она вкл-т взаимосвяз-е соц-е ,экон-е, правовые, организац-е, технологич-е мероприятия, кот-е обеспеч-т условия изготовления бездефпрод-ии в соответствии с треб-ми нормативн док-ии . Но саратсис-ма имела ряд недостатков: она охватывала только произвольн этап жизн цикла, не затрагивая проектир-е, реал-ию, эксплуат-ию.

Развитием сис-мы БИП явилась СТБ. Основным показателем кач-вабездеф работы был принят коэф-т кач-ва труда в соотв-и с которым осущ-ся моральное и материальное стимулирование.система СТБ позволяла оценивать кач-во труда работников всех служб и отделов орг-ии, а также пп в целом.

В к.50 – нач.60в на пп Горьковской обл была разработана сис-ма КАНАРСПИ. Был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку и производство кач-вапрод-ии. Осн задачи этой сис-мы: выявление на этапе проектирования изделий максимального кол-ва причин возможных отказов и их устранения в допроизводственный период.

В к.60гг. 20в в объединении Автодизель была разработана сис-ма НОРМ. Она отлич-сь тем, что впервые за ключевой критерий кач-ва был принят технич параметр пр-ии, а не ур-нь брака.

КСУКП – это первая сис-ма, в кот-ойорг-технич основой упр-я стали стандарты орг-ии. В рамках каждой спец ф-ии этой сис-мы был предусмотрен полнуправл цикл:

-планиров-е работ по виду деят-ти

- организ-я выполн работ

-контроль и учёт результатов

- анализ инф-и

- оценка рез-в

- подготовка и принятие реш-й

- оказание стимулир-я воздействий для реализ-и ф-ий.


 

27. Принципы менеджмента качества.

Ориентация на потребителя.

Лидерство руководителя.

Ни одно серьезное дело не может быть выполнено, если человек, который его возглавляет, не будет играть роль лидера.

Руководитель – лидер – это непременное условие успеха любого дела.

Применение этого принципа предполагает:

1) Умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство с учетом имеющегося опыта.

2) Понимание изменений в окружающем мире и умение реагировать на них.

3) Принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, таких как потребители, владельцы, сотрудники, поставщики, местные жители и общество в целом.

4) Формирование ясного видения будущего организации.

5) Формирование ценностей на всех уровнях организации.

6) Создание в организации атмосферы доверия.

7) Представление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности.

8) Поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности организации.

9) Ведение открытого обмена информацией.

10) Непрерывное обучение сотрудников.

11) Постановка только достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к самосовершенствованию.

12) Применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.

Успешное применение принципа дает следующие преимущества:

1) Устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего организации.

2) Для установления целей и показателей, сформированное видение трансформируется в измеримые цели и показатели.

3) Для оперативного управления вовлеченные за счет лидерства люди достигая собственных целей, достигают целей организации.

4) Для управления людскими ресурсами создается новая корпоративная культура, основанная на высокой мотивации, хорошей информированности и преданности персонала.

Вовлечение персонала.

Чем больше люди, работающие в организации, действуют во благо этой организации, тем большие перспективы открывается перед ней. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и тем самым вовлекать в процессы постоянного улучшения деятельности организации.

Современная организация – это система взаимодействующих команд.

Применение этого принципа предполагает следующие действия со стороны персонала:

1) Принятие ответственности за определенный круг задач и самостоятельное решение связанных с этой ответственностью проблем.

2) Активный поиск возможностей для улучшения

3) Активный поиск возможностей для повышения уровня компетентности знаний и опыта.

4) Свободный обмен знаниями и опытом внутри команд и групп.

5) Сосредоточение на создании ценностей для потребителя

6) Новаторство и изобретательность.

7) Стремление к улучшению имиджа организации у потребителей и других заинтересованных сторон.

8) Получение удовлетворения от работы.

9) Энтузиазм в работе и гордость за работу в организации.

Успешное применение принципа дает следующие преимущества:

1) Люди эффективно участвуют в улучшении политики и стратегии организации.

2) Люди, наделенные полномочиями, становятся хозяевами своих собственных процессов.

3) Люди оказываются вовлеченными в принятие решений и в процесс улучшения.

4) Повышается удовлетворенность людей своей работой и стремление к самосовершенствованию на благо организации.

Процессный подход.

Процессный подход – все виды действий, совершенных в организации могут рассматриваться как процессы , то есть логически упорядоченные последовательности шагов, преобразующих с некоторой целью входы в выходы.

Применение этого принципа предполагает:

1) Определение таких принципов, с помощью которых достигается желаемый результат, то есть выбор некоторого набора шагов, который приносит 100% результат.

2) Определение и измерение входов и выходов процесса.

3) Выявление внутренних и внешних потребностей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса.

4) Выявление способа «общения» участников процесса с функциональными подразделениями организации.

5) Оценка возникающих рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

6) Установление ответственности, полномочий и четких взаимодействий для управления процессом.

7) Рассмотрение этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудование технологий информацией о материалах и др. ресурсов, требуемых для достижения запланированного результата в процессе..

Успешное применение принципа дает следующие преимущества:

1) Реализация описанных процессов дает более предсказуемые результаты, позволяет лучше использовать ресурсы, сокращает время на выполнение технологических операций.

2) Понимание возможности процессов порождает цели и показатели, вызывающие стремление к постоянному улучшению на основе непрерывного взаимодействия.

3) Применение процессного подхода ко всем операциям позволяет предупреждать ошибки и управлять вариативностью процесса.

4) Согласование процессов с потребностями организации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.025 с.)