Тема 1. 1. Качество как фактор успешного функционирования предприятий и организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Качество как фактор успешного функционирования предприятий и организаций



Качество как основной фактор успеха предприятия и организаций. Влияние качества на показатели деятельности организации.

Качество продукции и услуг: понятие, подходы к пониманию сущности. Отечественные и зарубежные взгляды на категорию качества.

Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции, услуги. Виды конкуренции. Системообразующие факторы конкурентоспособности продукции, услуги.

 

Тема 1.2. Управление качеством в организации: содержание, методология и терминология

Качество как объект управления. Управление качеством: понятие, функции и методы.

Характеристика системного подхода к управлению качеством. Принципы применения системного подхода. Подсистемы управления качеством.

Стратегическое и тактическое управление качеством на предприятии: содержание, подходы к планированию.

 

Тема 1.3. Системы управления качеством. Рекомендации

Международных стандартов ИСО серии 9000

 

Международные стандарты ИСО серии 9000: понятие, основные принципы, словарь. Требования к созданию систем управления качеством в организациях.

Системы экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000. Отраслевые системы менеджмента качества.

Интегрированные системы менеджмента. Интегрированные системы менеджмента на основе международных стандартов и в корпоративных структурах.

Концепция всеобщего управления качеством (TQM). Принципы TQM.

 

Тема 1.4. Разработка систем управления качеством в организациях

 

Формирование системы управления качеством в организации: этапы и содержание в соответствии со стандартами ИСО серии 9000.

Документирование системы управления качеством. Основные виды документов и записей. Политика и руководство в области качества.

Проблемы внедрения и развития систем менеджмента качества на отечественных предприятиях.

 

 


МОДУЛЬ 2. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ управления качеством В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема 2.1. Таможенная деятельность как услуга: содержание, категориально-понятийный аппарат

Таможенная деятельность как услуга. Признаки, характеристики и классификация таможенных услуг.

Категориально-понятийный аппарат управления качеством таможенных услуг. Понятие таможенной услуги, качества таможенной услуги, управления качеством таможенной услуги. Концептуальная модель управления качеством таможенных услуг.

 

Тема 2.2. Методологические основы управления качеством

В таможенной деятельности

 

Методологический подход к формированию методологии управления качеством в таможенной деятельности. Понятие и значение методологии управления качеством таможенных услуг, содержание ее основных структурообразующих элементов.

Факторы и тенденции развития управления качеством таможенных услуг: понятия, подходы к выявлению. Законы и закономерности развития управления качеством таможенных услуг: общие, частные и специфические. Порядок формирования принципов управления качеством таможенных услуг.

 

 

Тема 2.3. Методические основы управления качеством в таможенной деятельности

Методический подход к созданию системы управления качеством в таможенной деятельности. Порядок формирования управляющих воздействий в процессе управления.

Методика мониторинга результативности функционирования системы управления качеством таможенных услуг. Этапы осуществления мониторинга. Направления оценки качества и доступности таможенных услуг.

Методический подход к оцениванию эффективности управления качеством таможенных услуг. Понятие и виды эффективности управления. Экономическая, социальная и безопасная эффективность управления качеством таможенных услуг. Показатели и критерии эффективности управления.

Моделирование процесса управления качеством таможенных услуг. Баланс системы требований заинтересованных сторон, определяющий направления оценки качества таможенных услуг. Модель интегральной оценки качества таможенных услуг.

Тема 2.4. Основы применения стандартов качества

В таможенной деятельности

 

Стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества»: назначение, структура и основные принципы.

Освоение требований стандартов ИСО серии 9000 в таможенной службе Российской Федерации. Структура и состав документации системы управления качеством в таможенных органах. Методические рекомендации по освоению в таможенной службе Российской Федерации требований МС ИСО серии 9000.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Основными видами занятий при реализации программы являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Лекционные занятия проводятся с использованием компьютерных презентаций. Практические занятия проводятся в виде учебных групповых дискуссий и разбора конкретных ситуаций.

Проведение учебных групповых дискуссий предусмотрено по следующим темам:

– тема 1.2. «Управление качеством в организации: содержание, методология и терминология» – 2 часа (очная форма обучения);

– тема 1.3. «Системы управления качеством. Рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000» – 2 часа (очная форма обучения);

– тема 2.1. «Таможенная деятельность как услуга: содержание, категориально-понятийный аппарат» – 4 часа (очная форма обучения).

Разбор конкретных ситуаций по анализу и исследованию факторов, влияющих на управление качеством таможенных услуг,предполагается по теме 2.2 «Методологические основы управления качеством в таможенной деятельности» - 4 часа (очная форма обучения) / 2 часа (заочная форма обучения).

Разбор конкретных ситуаций по моделированию процесса управления качеством таможенных услуг предусмотрено по теме 2.3 «Методические основы управления качеством в таможенной деятельности» - 4 часа (очная форма обучения) / 2 часа (заочная форма обучения).

Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы.

Удельный вес практических занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 16 часов или 44% отводимого аудиторного времени согласно учебного плана.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материал дисциплины оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль   Максимальное количество баллов
  Модуль 1  
  Модуль 2  
  ИТОГО  

 

Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

№ п/п Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
1. Контрольная работа 0-5
2. Тестирование 0-5
№ п/п Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
3. Блиц-опрос по определениям 0-1
4. Ответ на теоретический вопрос 0-3
5. Решение практических задач 0-3
6. Доклад на практическом занятии 0-5
7. Участие в дискуссии на практическом занятии 0-3
8. Участие в научно-исследовательской работе 0-5
9. Конспектирование источника 0-3
10. Другие виды работ и способы контроля 0-5

 

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
  Модуль 1 Тестирование – 10, участие в дискуссии – 10, контрольная работа – 5, подготовка доклада с презентацией – 10, блиц-опрос по определениям – 2, ответ на теоретический вопрос – 3.
  Модуль 2 Тестирование – 10, участие в дискуссии – 10, блиц-опрос по определениям – 2, ответ на теоретический вопрос – 3, конспектирование нормативных источников – 5, подготовка доклада с презентацией – 10.

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки проводится по следующей шкале:

80-100 баллов - «зачтено»;

менее 80 баллов - «не зачтено».

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативно-правовые акты

1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1.

2. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Закон РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

3. О техническом регулировании: Закон РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.

4. Об обеспечении единства измерений: Закон РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ.

5. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

6. ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

7. ИСО 9004:2009. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

Литература

Основная

1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

2. Гупанова Ю.Е. Управление качеством таможенных услуг: учебное пособие. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2013.


Дополнительная

1. Барамзин С.В., Черныш А.Я., Голоскоков В.И. и др. Теоретические основы освоения требований МС ИСО серии 9000 в ФТС России: монография / Под общ.ред. С.В. Барамзина. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.

2. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.

3. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.

4. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.

5. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.

 

Методические рекомендации (указания)

1. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2010. – 92 с.

 

Программное обеспечение

1. Электронные презентации Power Point.

2. Справочно-поисковые системы «Консультант Плюс» и «Гарант».

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Книжный фонд библиотеки, компьютерный класс, фонд нормативных документов. Практические занятия будут проводиться в специализированной аудитории, оснащенной современными персональными компьютерами и программным обеспечением в соответствии с тематикой изучаемого материала. Аудитория также оснащена современным компьютером с подключенным к нему проектором с видеотерминала на настенный экран, или иным аналогичным по функциональному назначению оборудованием.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для изучения дисциплины « Управление качеством в таможенной деятельности» предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Вопросы для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов, а также вопросы к зачетам представлены в «Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов».

Для студентов заочной формы обучения в соответствии с учебным планом во время самостоятельной работы предусмотрено выполнение контрольных работ по тематике, приведенной в «Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов».

Дисциплина «Управление качеством в таможенной деятельности» содержит 8 тем, распределенных на 2 модуля. Изучение отдельных тем студентами Академии рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

- предварительное ознакомление с содержанием рабочей программы учебной дисциплины по теме;

- прослушивание лекции и изучение соответствующих литературных источников;

- самостоятельная работа и подготовка к практическим занятиям в соответствии с учебными вопросами и рекомендуемыми литературными источниками;

- подготовка вопросов, требующих, по мнению студента, обсуждения и рассмотрения на практических занятиях и консультациях.

Теоретической основой для изучения данной дисциплины является нормативно-правовая база Российской Федерации и учебно-методическая литература по управлению качеством.

Важным источником для самостоятельного освоения отдельных вопросов, связанных с разработкой и внедрением систем управления качеством в деятельности таможенных органов, могут служить монографии и публикации в периодических и информационно-публицистических изданиях.

Для самостоятельной работы студентов, а также при их подготовке к зачету рекомендуется пользоваться полным перечнем источников, приведенных в списке литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.034 с.)