Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17. Шопенгауэр А. «О четверояком корне достаточного основания».

Поиск

Вопрос 17. Шопенгауэр А. «О четверояком корне достаточного основания».

 

Формулировка: "Ничто не существует без основания того, почему оно есть" (с)Хр. Вольф.

Подтверждение ЗДО: Тот, кто просит подтверждения этого закона, уже предполагает этим его истинность и конкретно на этом предположении основывает свое требование.

Формы ЗДО: две формы закона налицо - первая относится к суждениям, которые, чтоб быть истинными, постоянно обязаны иметь основание, или в виде опыта, или в виде логического вывода (подтверждения); вторая - к изменениям в настоящих объектах, которые постоянно обязаны иметь причину. Чтоб разглядеть вправду ВСЕ формы ЗДО, нужно установить их общую базу и причину различия.

База ЗДО: общей основой всех форм ЗДО является то, что они определяют связи между объектами, причина их различия в разнородности самих объектов. Всего Шопенгауэр выделил четыре класса объектов, которыми оперирует сознание, и соответственно четыре формы закона достаточного основания, выражающие формулировку пункта 1 для каждого класса объектов.

Первый класс объектов: - это класс созерцаемых, полных, эмпирических представлений. Они созерцаемы, полны, эмпиричны. Формой таковых представлений является пространство, время и наполняющая их материя. Характерной особенностью этого класса объектов является их существование во времени. В различие от трех осей пространства, по которым мы можем "гулять" в обе стороны, восприятие во времени имеет строгую скорость и направленность. Понятие "время" влечет за собой понятие "изменение". Фактически говоря, изменение - это переход некой системы объектов из одного состояния в другое. Причем каждое новое состояние системы может быть представлено как функция от предшествующего состояния и времени. Традиционно рассматривая какой-или изменение, исходное состояние называют предпосылкой, новое состояние - последствие, а сам процесс перехода - действием.

Из ЗДО для первого класса объектов вытекают два остальных принципиальных закона, касающихся этого класса, а фактически "закон инертности" и "закон сохранения". Первый гласит, что хоть какое тело обязано сохранять свое состояние, пока на него не окажет действия какая-или причина, второй утверждает вечность материи, так как любые конфигурации касаются лишь состояния системы.

ЗДО для первого класса объектов затрагивает и другой "глобальный" философский вопрос - "свободу воли", которая является камнем преткновения для детерминизма.

Второй класс объектов: понятия, т.е. абстрактные представления, в противоположность созерцаемых, из которых они выведены. Под каждым таковым понятием содержится бесчисленное множество отдельных вещей, которые и составляют его совокупное содержание. В ходе этого процесса, создаваясь из объектов первого класса, понятия теряют свою созерцательность, так мы не можем представить просто "собаку", даже представляя себе "просто собаку", в памяти все равно создается образ какой-то конкретной собаки. Таковой конкретный объект, который мы представляем себе, думая о понятии, можно назвать "представителем понятия". фактически мышление состоит в соединении либо разъединении двух либо нескольких понятий с применением ряда ограничений и операций логики. ЗДО для этого класса объектов можно сконструировать так: для того, чтоб суждение выражало познание, оно обязано иметь достаточное основание, и в силу этого характеристики оно получает предикат "истинное". Следовательно, истина есть отношение суждения к чему-то от него хорошему, которое именуется его основанием.

В зависимости оттого, что представляет собой это основание, истина может быть одного из следующих видов: ЛОГИЧЕСКАЯ (формальная). В этом случае суждение имеет своим основанием другое суждение, причем набор операций, позволяющий получать истинные суждения таковым образом и составляет формальную логику. Сама таковая истинность также является формальной, ибо не считая правильного внедрения логических операций просит еще и истинность исходных положений. ЭМПИРИЧЕСКАЯ (материальная) истинность. В этом случае суждение имеет своим основанием опыт, т.е. конкретно созерцаемые представления - объекты первого класса. Суждение имеет материальную истинность - значит вообще: его понятия так соединены, разъединены либо ограничены, как того требуют созерцательные представления на которых они построены. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ истинность. В этом случае суждение основывается на форме созерцательных представлений. Т.Е. С одной стороны можно сказать, что основанием является опыт, но не сами настоящие объекты, а форма, в которой мы их себе представляем. МЕТАЛОГИЧЕСКАЯ истинность. Основой таковых суждений являются формальные условия мышления, заложенные в разуме a priori. Их Шопенгауэр выделил четыре: субъект равен сумме собственных предикатов, субъекту нельзя сразу придать предикат и отказать в нем, из двух противоположных предикатов один непременно обязан подходить субъекту, истинность есть отношение суждения к чему-нибудь вне его, как к достаточному основанию.

Третий класс объектов: формальная часть полных представлений (объектов первого класса), а конкретно - пространство и время. Пространство и время имеют ту изюминка, что все, наполняющее их, составляет определенную структуры, задаваемую для пространства положением, а для времени - последовательностью. Закон, по которому объекты, наполняющие пространство и время составляют такую структуру, и есть ЗДО для третьего класса объектов.

Четвертый класс объектов: непосредственный объект внутреннего чувства - субъект воления. ЗДО для этого объекта звучит более непривычно - "хоть какое действие субъекта однозначно определяется его характером, внутренним состоянием и действующими на него мотивами". Фактически говоря, как ЗДО для первого класса объектов отрицает возможность случайных (либо спонтанных) событий, так ЗДО для четвертого класса объектов отрицает свободу воли.

Вопрос 21. Органическая логика истории в учении Освальда Шпенглера.

Он отказывается от деления истории по временным периодам. Хронологическое деление условно, оно внешне. Деление имеет своим источником представления о единой всемирной истории, а также понятия человечество.

Это понятие является или пустым абстрактным или взятым из зоологии для выделения формальных периодов в истории.

Шпенглер является сторонниуом органической школы в истории, сравнивает историю с организмом, который имеет свою судьбу.

Ставит задачу найти логику истории, предопределить ее посредством морфологии истории, выявления структур.

Источником истории являются живые культуры, каждая из которых имеет свой образ.

2 подхода: логика пространства и логика времени.

В основе лежит душа, ей соответствует прошлое. Душа (прошлое, возможное) – жизнь (настоящее, становление) – мир (будущее).

Выделяет несколько культур по различию душ. Культура – творчество, рождение нового

Цивилизация – судьба культуры, ставшее. Выделяет восемь культур: китайская, египетская, индуистская, арабская, античная, западно-европейская, американская, сибирская.

Возникает тема упадка. Цивилизация – логика чисел, пространства, однородности. Культура расцветает в городах, города приносят цивилизацию. Цивилизация – простое расширение, повторение того, что сделано культурой. Культура – символы, которые схватывают форму культуры. Число как величина, число как отношение. Важно, чтобы культура себя выражала. Структура в истории – форма. Культура – профеномен истории, она символичная, требует чувствования, понимания. История – многообразие, богатство культур. Жизнь – активность.

 

Вопрос 23. «Философия судьбы» Генриха Зиммеля.

 

 

Вопрос 28. Анализ научного опыта Эрнстом Махом.

 

Вопрос 29. Общая характеристика и источники философии 19 века.

 

 

Вопрос 17. Шопенгауэр А. «О четверояком корне достаточного основания».

 

Формулировка: "Ничто не существует без основания того, почему оно есть" (с)Хр. Вольф.

Подтверждение ЗДО: Тот, кто просит подтверждения этого закона, уже предполагает этим его истинность и конкретно на этом предположении основывает свое требование.

Формы ЗДО: две формы закона налицо - первая относится к суждениям, которые, чтоб быть истинными, постоянно обязаны иметь основание, или в виде опыта, или в виде логического вывода (подтверждения); вторая - к изменениям в настоящих объектах, которые постоянно обязаны иметь причину. Чтоб разглядеть вправду ВСЕ формы ЗДО, нужно установить их общую базу и причину различия.

База ЗДО: общей основой всех форм ЗДО является то, что они определяют связи между объектами, причина их различия в разнородности самих объектов. Всего Шопенгауэр выделил четыре класса объектов, которыми оперирует сознание, и соответственно четыре формы закона достаточного основания, выражающие формулировку пункта 1 для каждого класса объектов.

Первый класс объектов: - это класс созерцаемых, полных, эмпирических представлений. Они созерцаемы, полны, эмпиричны. Формой таковых представлений является пространство, время и наполняющая их материя. Характерной особенностью этого класса объектов является их существование во времени. В различие от трех осей пространства, по которым мы можем "гулять" в обе стороны, восприятие во времени имеет строгую скорость и направленность. Понятие "время" влечет за собой понятие "изменение". Фактически говоря, изменение - это переход некой системы объектов из одного состояния в другое. Причем каждое новое состояние системы может быть представлено как функция от предшествующего состояния и времени. Традиционно рассматривая какой-или изменение, исходное состояние называют предпосылкой, новое состояние - последствие, а сам процесс перехода - действием.

Из ЗДО для первого класса объектов вытекают два остальных принципиальных закона, касающихся этого класса, а фактически "закон инертности" и "закон сохранения". Первый гласит, что хоть какое тело обязано сохранять свое состояние, пока на него не окажет действия какая-или причина, второй утверждает вечность материи, так как любые конфигурации касаются лишь состояния системы.

ЗДО для первого класса объектов затрагивает и другой "глобальный" философский вопрос - "свободу воли", которая является камнем преткновения для детерминизма.

Второй класс объектов: понятия, т.е. абстрактные представления, в противоположность созерцаемых, из которых они выведены. Под каждым таковым понятием содержится бесчисленное множество отдельных вещей, которые и составляют его совокупное содержание. В ходе этого процесса, создаваясь из объектов первого класса, понятия теряют свою созерцательность, так мы не можем представить просто "собаку", даже представляя себе "просто собаку", в памяти все равно создается образ какой-то конкретной собаки. Таковой конкретный объект, который мы представляем себе, думая о понятии, можно назвать "представителем понятия". фактически мышление состоит в соединении либо разъединении двух либо нескольких понятий с применением ряда ограничений и операций логики. ЗДО для этого класса объектов можно сконструировать так: для того, чтоб суждение выражало познание, оно обязано иметь достаточное основание, и в силу этого характеристики оно получает предикат "истинное". Следовательно, истина есть отношение суждения к чему-то от него хорошему, которое именуется его основанием.

В зависимости оттого, что представляет собой это основание, истина может быть одного из следующих видов: ЛОГИЧЕСКАЯ (формальная). В этом случае суждение имеет своим основанием другое суждение, причем набор операций, позволяющий получать истинные суждения таковым образом и составляет формальную логику. Сама таковая истинность также является формальной, ибо не считая правильного внедрения логических операций просит еще и истинность исходных положений. ЭМПИРИЧЕСКАЯ (материальная) истинность. В этом случае суждение имеет своим основанием опыт, т.е. конкретно созерцаемые представления - объекты первого класса. Суждение имеет материальную истинность - значит вообще: его понятия так соединены, разъединены либо ограничены, как того требуют созерцательные представления на которых они построены. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ истинность. В этом случае суждение основывается на форме созерцательных представлений. Т.Е. С одной стороны можно сказать, что основанием является опыт, но не сами настоящие объекты, а форма, в которой мы их себе представляем. МЕТАЛОГИЧЕСКАЯ истинность. Основой таковых суждений являются формальные условия мышления, заложенные в разуме a priori. Их Шопенгауэр выделил четыре: субъект равен сумме собственных предикатов, субъекту нельзя сразу придать предикат и отказать в нем, из двух противоположных предикатов один непременно обязан подходить субъекту, истинность есть отношение суждения к чему-нибудь вне его, как к достаточному основанию.

Третий класс объектов: формальная часть полных представлений (объектов первого класса), а конкретно - пространство и время. Пространство и время имеют ту изюминка, что все, наполняющее их, составляет определенную структуры, задаваемую для пространства положением, а для времени - последовательностью. Закон, по которому объекты, наполняющие пространство и время составляют такую структуру, и есть ЗДО для третьего класса объектов.

Четвертый класс объектов: непосредственный объект внутреннего чувства - субъект воления. ЗДО для этого объекта звучит более непривычно - "хоть какое действие субъекта однозначно определяется его характером, внутренним состоянием и действующими на него мотивами". Фактически говоря, как ЗДО для первого класса объектов отрицает возможность случайных (либо спонтанных) событий, так ЗДО для четвертого класса объектов отрицает свободу воли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.008 с.)