Тема 4. Налоговая система государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Налоговая система государства



Задание 4.1. (2 балла)

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Приведите классификацию налогов и сборов по различным критериям (не менее 6) и приведите примеры.

  Критерий классификации Характеристика признака классификации Примеры в РФ
  По способу изъятия Прямые и косвенные -прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.) - косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)
  По субъекту налога -с физических лиц - с юридических лиц - смешанные - с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.) - с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.) - смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)
  По уровню власти - федеральные - региональные - местные - федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.) - региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.) - местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
  По назначению - общие - целевые - общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.) - целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)
  По источнику уплаты налоговых сумм - себестоимость - цены и тарифы - финансовый результат - доход - чистая прибыль - себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.) - цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины) - финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог) - доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход) - чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).
  По объекту налогообложения - имущественные - ресурсные (рентные) - с доходов - налоги на потребление - с отдельных видов деятельности, операций - имущественные - ресурсные (рентные) - с доходов - налоги на потребление - с отдельных видов деятельности, операций
  По методу исчисления - прогрессивные / регрессивные - пропорциональные / линейные - ступенчатые / твердые - прогрессивные / регрессивные - пропорциональные / линейные - ступенчатые / твердые
  По способу обложени - кадастровые / безналичные - декларационные / налично-денежные - кадастровые / безналичные - декларационные / налично-денежные
  По фискальной потребности - раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет) - количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков - раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет) - количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков
  По порядку зачисления в бюджет - закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом - регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета - закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом - регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета
  По порядку ведения - общеобязательные - факультативные - общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.). - факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).
           

 

Задание 4.2. (2 балла)

Важным элементом налоговой системы помимо совокупности налогов и сборов является формы и правила установления налоговых платежей, их изменения и отмены.

Укажите правила установления налогов на различных уровнях, а также в чем заключается российская специфика установления, изменения и отмены налогов, сборов, пошлин.

Правила установления налога на федеральном, региональном и местном уровнях Правила установления налогов и сборов закрепляются соответствующими нормативно-правовыми актами законодательного характера. Налоговый кодекс оперирует терминами: «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах», «законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах», «нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах». Между тем на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований среди платежей системы налогов и сборов Российской Федерации сборы как таковые отсутствуют. Поэтому автор делает вывод о том, что названные термины, применяемые, в частности, в статье 1 НК РФ, не вполне соответствуют действительности и нуждаются в корректировке, а именно исключению из них термина «сбор». Установление налогов и сборов представляет собой определенный процесс, требующий четкой правовой регламентации в зависимости от территориального уровня того или иного обязательного платежа, то есть порядок совершения отдельных процедур, основанный на соответствующих принципах. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. 5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. 6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом. 7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса. Общие условия установления налогов и сборов 1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. 2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.  
Особенности введения, изменения и отмены налогов в России Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Задание 4.3. (2 балла)

Раскройте классификацию налогов по объекту обложения и приведите примеры из российской или международной практики.

  Экономическое основание Варианты (виды) налогов Примеры из практики
подоходные        
имущественные        
ресурсные        
на потребление        

Задание 4.4. (2 балла)

Ваша позиция по возможности применения теории единого налога в современной налоговой системе государства.

Задание 4.5. (2 балла)

Налоговая теория и практика выработали формы и методы налогового контроля. Раскройте каждую из них и опишите достоинства и недостатки.

  Варианты Суть и примеры
Формы налогового контроля Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Под формой налогового контроля понимается совершение конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов посредством проведения контрольных процедур – проведение налоговых проверок – выездных и камеральных. Виды налоговых проверок: -камеральная налоговая проверка -выездная налоговая проверка.
Методы налогового контроля Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: · формальная, логическая и арифметическая проверка документов; · сплошное и выборочное наблюдение; · истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; · анализ документов. Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: · допрос свидетелей, · исследование документов, · получение объяснений (допрос свидетелей), · осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, · вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; · сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах, · экспертиза и экстраполяция. Метод налогового контроля – это способы осуществления конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и применения которых зависит эффективность проведения того или иного контрольного мероприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.01 с.)