Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык и речь: взаимосвязь и различиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение языка, его сущность: __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Функции языка: __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Определение речи: _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Разновидности речи по форме выражения мысли: 1) внешняя речь – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) 2) внутренняя речь – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Разновидности внешней речи по форме существования: 1) устная речь – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) 2) письменная речь – ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Взаимосвязь языка и речи: _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Различия между языком и речью: ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Русский язык, его функции и значение в современном мире Определение русского языка: ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Основные этапы истории русского языка: 1) древнерусский язык (VIII–XIV вв.) – _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) великорусский язык (XIV–XVII вв.) – _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) русский национальный язык (XVII–XXI вв.) – _____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Функции русского языка: 1) национальный язык русского народа – ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) язык межнационального общения народов России – _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) государственный язык Российской Федерации – ____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) один из мировых языков – _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Русский язык в XXI веке: __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Культура речи как наука Определение культуры речи как системы коммуникативных качеств: ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Коммуникативные качества речи: правильность – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ точность – ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ логичность – ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ понятность – ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ чистота – _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ богатство и разнообразие – ________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ выразительность – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ уместность – ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Культура речи как раздел языкознания: ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
История науки о культуре речи: ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Аспекты культуры речи: 1) нормативный – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) коммуникативный – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) этический – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Индивидуальное задание № 1 (обязательное)
Прочитать статью из журналов «Русская речь», «Русская словесность», «Русский язык в школе» или других источников (Интернет, любые газеты и журналы), посвященную вопросам состояния современного русского языка, проблемам культуры речи, современной речевой ситуации в России. В печатном виде (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) оформить сообщение (1–3 стр.) о данной статье по плану: 1) Автор (если знаете что-либо об этом авторе, напишите). 2) Тема (название). 3) Источник (полные выходные данные журнала, газеты с указанием страниц, на которых напечатана статья, ссылка на ресурс Интернета). 4) Какая(-ие) проблема(-ы) поднимается(-ются) в статье? 5) Какие пути решения проблемы предлагает автор? 6) Свое мнение по данной проблеме и отношение к авторской позиции. Индивидуальное задание (факультативное)
Написать небольшое сочинение (1–3 стр.) на тему «Что такое культура речи?», выразив собственную точку зрения по данному вопросу.
ТЕМА 2 Нормы современного русского литературного языка Цель – познакомить с нормами современного русского литературного языка и научить строить свою речь в соответствии с литературными нормами
Теоретические вопросы Литературный язык как одна из форм общенародного языка Русский национальный язык – сложное явление, представленное различными формами существования. Формы существования языка: просторечие – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ диалекты (территориальные разновидности) – ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ профессиональные жаргоны – ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
социальные жаргоны – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ арго – __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ молодежный сленг – ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Определение литературного языка: _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Функции литературного языка: _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Разновидности литературного языка: разговорная – ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ книжно-письменная – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
История становления русского литературного языка: __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
2. Понятие нормы и варианта в языке Определение языковой (литературной) нормы: ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Признаки нормы в языке: объективность – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ устойчивость – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ историческая изменчивость – ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ социальная обусловленность – _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ общеобязательность и общеупотребительность – _____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Определение языковых вариантов: __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Причины появления и значение вариантов в языке: ____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Виды вариантов: равноправные – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ неравноправные: семантические – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ стилистические – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ хронологические – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Типы и виды языковых норм Тип I – нормы устной речи. Виды: интонационные – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ орфоэпические – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тип II – нормы письменной речи. Виды: орфографические – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ пунктуационные – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип III – нормы, общие для устной и письменной речи: словообразовательные – ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ лексические – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ фразеологические – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ морфологические – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ синтаксические – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Кодификация нормы Определение кодификации: ________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Средства кодификации: грамматики – ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ словари – _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ справочники – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Основные типы лингвистических словарей (см. ниже), их краткая характеристика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Индивидуальное задание № 2 (обязательное)
Проанализировать один словарь (или справочник) любого автора любого года издания. Тип словаря для анализа определяется в соответствии с порядковым номером студента в журнале (список типов словарей см. ниже). В печатном виде оформить сообщение (1–3 стр. в формате А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) о данном словаре по плану: 1) Автор (если знаете что-либо об этом авторе, напишите). 2) Полное название и выходные данные (издательство, год издания, количество страниц). 3) Краткая характеристика словаря (состав, структура, принцип расположения единиц, наличие дополнительных справочных материалов и т.п.). 4) Какая информация о слове (фразеологизме) дается (на примере 3–4 конкретных единиц из словаря). 5) Как найти слово (фразеологизм) в словаре. Список типов лингвистических словарей и справочников для анализа
Индивидуальные задания (факультативные) 1. Подготовить устное сообщение (на 3–5 мин.) о каком-либо особом типе словаря (например, о словаре географических названий, словаре названий жителей и т.п.) по плану, представленному выше. 2. Подготовить устное сообщение о слове или фразеологизме по следующему плану: 1) написание, 2) произношение, 3) значение, 4) происхождение, 5) употребление в речи (в составе предложения из художественной, публицистической, научной литературы или других источников). ТЕМА 3 Речевое общение Цель – познакомить с основами теории речевого взаимодействия и научить решать коммуникативные задачи Теоретические вопросы Понятие речевого общения Определение общения: ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Речевое общение – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Невербальные средства общения – __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Основные единицы речевого общения: речевая ситуация – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ речевое событие – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ речевое взаимодействие – _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Канонические речевые ситуации – __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Неканонические речевые ситуации – ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Структура речевой деятельности Понятие о речевой деятельности и речевом действии (акте): ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Составляющие речевого взаимодействия: говорящий – _____________________________________________________________ слушающий – ____________________________________________________________ предмет речи – ___________________________________________________________ языковой код – ___________________________________________________________ высказывание – __________________________________________________________
Схема речевого акта:
(Источник: _____________________________________________________________)
Этапы осуществления речевой деятельности:
(Источник: _____________________________________________________________) Организация вербального взаимодействия Конвенциональная основа вербального взаимодействия: _______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Организационные принципы речевой коммуникации: принцип последовательности – _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип предпочитаемой структуры – ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип кооперации – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип вежливости представляет собой совокупность максим: максима такта – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима великодушия – ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима одобрения – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима скромности – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима согласия – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима симпатии – ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Психологические принципы общения: принцип равной безопасности – ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип децентрической направленности – __________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип адекватности – ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Логические основы речевого общения: закон тождества – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ закон противоречия – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ закон исключенного третьего – _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ закон достаточного основания – ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения: монолог – _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ диалог – ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ полилог – _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.007 с.) |