Особенности экономического развития стран с транзитивной экономикой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности экономического развития стран с транзитивной экономикой.



Транзитивная экономика (17 по ЭКОСОС и 24 по МВФ) - тип хозяйствования, предполагающий сосуществование на определенном этапе рыночных элементов и постепенно замещаемых ими рудиментов плановой экономики, экономика, в которой проходят системные реформы (преобразования, меняющие тип социально-экономической системы, в то время как внесистемные реформы, даже очень серьезные, не меняют саму систему). Европейские страны СНГ (2): Беларусь, Украина, Россия, Молдова, Центральная Азия СНГ (8): Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; Центральная и Восточная Европа (5, ЦВЕ): Албания, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория; по МВФ еще и члены ЕС, не являющиеся членами Зоны евро (7): Венгрия, Польша, Чехия, Литва Латвия, Болгария, Румыния. Критерии: социалистическое прошлое; смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. Место в мировой экономике: 3,7% ВВП, 5,3% населения, 17% территории, 7% притока и 3% оттока ПИИ, 5% экспорта товаров, 3% экспорта услуг. Показатели процесса перехода Европейского Банка реконструкции и развития: доля частного сектора в ВВП; предприятия (приватизация крупных предприятий, приватизация малых предприятий, управление и структурные реформы на предприятиях); рынки и внешняя торговля (высвобождение цен, внешняя торговля и валютная система); антимонопольная политика; финансовые организации (банковская реформа и либерализация процентных ставок, фондовые рынки и небанковские финансовые организации); инфраструктурные реформы. Модели трансформации: по приоритетам реформ и темпам их реализации: шоковая терапия (Литва, Латвия, Эстония, Польша и др.), градуалистский подход (Узбекистан, Туркменистан и др.), их сочетание (Россия, Таджикистан, Грузия и др.); по степени преобразования политической и экономической систем: односекторная переходная экономика (страны СНГ, ЦВЕ), двухсекторная переходная экономика (Китай, Вьетнам).

Тема 8. Интеграционные процессы в мировой экономике

Интеграция: понятие, признаки, формы, преимущества. Теории интеграции. Особенности развития процессов интеграции в условиях глобализации.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – объективный процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождаемый заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными институтами. Признаки: двойственность: сочетание свойств международных и внутринациональных экономических отношений; разнообразие форм; высокая степень взаимозависимости субъектов интеграции; высокая степень сцепления отношений, трудность и убыточность разрыва отношений; устойчивость, стабильность отношений; синхронизация циклов экономического развития; единство региона относительно внешней среды. Последствия: положительные - статические (эффекты создания торговли, потребления, производства, сокращения торговых издержек, содействия конкуренции, создания инвестиций и др.) и динамические (пространственного распределения и структурных изменений, экономического роста, конвергенции и др.), отрицательные – статические (отклонения торговли, отклонения инвестиций, сокращения доходов государственного бюджета и др.) и динамические (утраты суверенитета, дивергенции и др.). Формы: по степени интегрированности национальных хозяйств: формальная, реальная; по субъектам, инициирующим интеграцию: интеграция сверху и интеграция снизу (частно-корпоративная); этапы: преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз; по охватываемой территории: региональная, субрегиональная, межрегиональная, глобальная. Теории: 1950-й - середина 1960-х гг.: неоклассическая (рыночная, неолиберальная) теория, концепция таможенного союза; середина 1960-х - конец 1980-х гг.: рыночно-институциональное направление (неоклассики), дирижистский подход (кейнсианцы и институционалисты), снятие базовых предпосылок - новые эффекты интеграции, модели различных этапов интеграции, теория догоняющего развития, концепция коллективной опоры на собственные силы, советская (ныне российская) школа интеграции; с конца 1980-х гг. по н.в.: концепция открытого регионализма, концепция нового регионализма, неоинституциональный подход, подход с позиции критической международной политэкономии, подход с позиции стратегической теории международной торговли, мультидисциплинарный (конвергентный) подход. Особенности в условиях глобализации: рост темпов вовлечения стран в процесс интеграции; открытый регионализм; появление интеграции между развивающимися (или переходными) и развитыми странами; дифференциация объектов и субъектов интеграции; локализация интеграции в трех крупнейших регионах - американском, азиатско-тихоокеанском и евро-афро-арабском; суб- и межрегиональная интеграция.

Преференциальное торговое соглашение – соглашение между странами, как правило, предшествующее международной экономической интеграции, предполагающее установление более благоприятного торгового режима между заключившими его странами, по сравнению с третьими странами, сокращение таможенных барьеров во взаимной торговле, но не их полное устранение.

Зона свободной торговли -форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая отмену таможенно-тарифных барьеров и некоторых нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран.

Таможенный союз -форма (этап) интеграции, предполагающая отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и введение общих торговых барьеров в отношении третьих стран.

Общий рынок -форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-участницами.

Экономический и валютный союз -форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая после создания зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка, создание единого экономического пространства и проведение единой макроэкономической политики (валютной, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, конкурентной, социальной и др.).

Политический союз - форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая образование наднационального союза государств на федеративных или конфедеративных началах с единой конституцией, единой внешней и внутренней политикой.

Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования. Экономическая политика ЕС. Бюджет ЕС. Условия вступления в ЕС. Расширение ЕС в современных условиях и экономические последствия.

Европейский союз (ЕС) – региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств (1957: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды; 1973: Великобритания, Дания, Ирландия; 1981: Греция; 1986: Португалия, Испания; 1995: Австрия, Финляндия, Швеция; 2004: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта; 2007: Болгария, Румыния), возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992) как преемница Европейского экономического сообщества (1957) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967) до экономического, валютного и политического союза (с 1993). Условия вступления: европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека; уточненные: в политике - стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств; в экономике - функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС; способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС; наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС; способность ЕС принять новые страны-участницы. Расширение в современных условиях: Западные Балканы: страны-кандидаты – Хорватия, Турция, Македония, потенциальные кандидаты - Албания, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, по которым действует Программа по подготовке к вступлению. Этапы эволюции: зона свободной торговли (1958-1967 гг.), таможенный союз (1968 - 1976 гг.), общий рынок (1985-1992 гг.), экономический и валютный союз(с 1993 года - по н.в.). Механизм функционирования: 1) институты - наднациональные органы (Европейский Парламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и межгосударственные органы (Совет Министров ЕС, Европейский совет); 2) единая политика: экономическая политика (бюджетная, налоговая, транспортная, конкурентная, сельскохозяйственная, региональная, научно-техническая и инновационная, внешнеторговая и таможенная, экологическая, промышленная, энергетическая, социальная, денежно-кредитная и валютная, развития, соседства), общая внешняя и политика безопасности, политика внутренних дел и правосудия; 3) соглашения и нормативные документы ЕС. Бюджет. Доходы: 75% всех поступлений от взимания общего таможенного тарифа, 0,3% от налоговой базы НДС, взносов стран-участниц, зависящих от их ВВП, других источников. Расходы: устойчивый рост (конкурентоспособность для роста и занятости, сближение для роста и занятости); сохранение и управление природными ресурсами; гражданство, свобода, безопасность и правосудие (свобода, безопасность и правосудие, гражданство); ЕС как глобальный партнер; административные расходы; компенсации (в связи с последним расширением ЕС).

 

Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, взаимной миграции капитала, государственных закупок; разрешение экономических споров; применение правил происхождения товаров, таможенных процедур и технических барьеров; экология и регулирование трудовых отношений. Институты: Комиссия по свободной торговле, Координаторы НАФТА, Секретариат НАФТА, Комитеты, комиссии, рабочие группы. Особенности: простота институциональной структуры, один постоянный орган; членом гипотетически может стать любое государство, если на это дадут согласие все страны-участницы; частно-корпоративная интеграция; ассиметричная интеграция; нет перехода к глубокой интеграции; почти не осуществляется финансовая поддержка менее развитых стран (Мексика) и регионов; допускаются индивидуальные сроки выполнения обязательств и изъятия из интеграционных соглашений.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Договор Монтевидео (Уругвай, 1980). Члены: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Куба, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Направления интеграции: стимулирование и регулирование торговли, развитие экономической взаимодополняемости стран, создание зоны экономических преференций, финансы, таможенное дело, здравоохранение, экология, наука, новые технологии, туризм, стандарты.

Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР), Договор Манагуа (Никарагуа, 1960). Члены: Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Гватемала. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли; единый таможенный кодекс, номенклатура товаров и таможенный тариф; рост взаимной торговли промышленными товарами высокой степени обработки; централизованное создание совместных предприятий по производству автопокрышек, химических удобрений и химикатов и др.; объединение энергетических систем; Платежный союз, общая расчетная валюта – центрально-американский песо и др.

Андское сообщество (АНКОМ), Картахенское соглашение (1969). Члены: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Направления: создан таможенный союз и планируется создание общего рынка, устранено двойное налогообложение в торговле, принят общий режим в отношении капитала из третьих стран и свободной миграции капитала внутри интеграционного блока, созданы благоприятные условия для функционирования внутрирегиональных многонациональных компаний, начато создание общего рынка услуг, координируется регулирование финансовых рынков и работа фондовых бирж, согласуется политика занятости и социального обеспечения и др.

Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ). Соглашение: Договор Чагуарамас (1973). Члены: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам и Тринидад и Тобаго. Направления: создание общего рынка и валютного союза, внешнеторговая политика, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, наука и технологии, услуги, сельское хозяйство и торговля продовольствием, безопасность, транспорт, интеграция рынков труда, устойчивое развитие, культура, правосудие, государственное управление, образование, налогообложение, внешняя политика, интеграция рынков капитала, координация денежно-кредитной политики.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Асуньонский договор (1991). Члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Направления: создание таможенного союза и общего рынка и включает либерализацию торговли и проведение общей внешнеторговой политики, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, защита экологии, развитие коммуникаций, координация экономической политики (инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, денежно-кредитной), гармонизация хозяйственного законодательства, либерализация миграции капитала в регионе, безопасность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.018 с.)