Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности экономического развития стран с транзитивной экономикой.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Транзитивная экономика (17 по ЭКОСОС и 24 по МВФ) - тип хозяйствования, предполагающий сосуществование на определенном этапе рыночных элементов и постепенно замещаемых ими рудиментов плановой экономики, экономика, в которой проходят системные реформы (преобразования, меняющие тип социально-экономической системы, в то время как внесистемные реформы, даже очень серьезные, не меняют саму систему). Европейские страны СНГ (2): Беларусь, Украина, Россия, Молдова, Центральная Азия СНГ (8): Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; Центральная и Восточная Европа (5, ЦВЕ): Албания, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория; по МВФ еще и члены ЕС, не являющиеся членами Зоны евро (7): Венгрия, Польша, Чехия, Литва Латвия, Болгария, Румыния. Критерии: социалистическое прошлое; смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. Место в мировой экономике: 3,7% ВВП, 5,3% населения, 17% территории, 7% притока и 3% оттока ПИИ, 5% экспорта товаров, 3% экспорта услуг. Показатели процесса перехода Европейского Банка реконструкции и развития: доля частного сектора в ВВП; предприятия (приватизация крупных предприятий, приватизация малых предприятий, управление и структурные реформы на предприятиях); рынки и внешняя торговля (высвобождение цен, внешняя торговля и валютная система); антимонопольная политика; финансовые организации (банковская реформа и либерализация процентных ставок, фондовые рынки и небанковские финансовые организации); инфраструктурные реформы. Модели трансформации: по приоритетам реформ и темпам их реализации: шоковая терапия (Литва, Латвия, Эстония, Польша и др.), градуалистский подход (Узбекистан, Туркменистан и др.), их сочетание (Россия, Таджикистан, Грузия и др.); по степени преобразования политической и экономической систем: односекторная переходная экономика (страны СНГ, ЦВЕ), двухсекторная переходная экономика (Китай, Вьетнам). Тема 8. Интеграционные процессы в мировой экономике Интеграция: понятие, признаки, формы, преимущества. Теории интеграции. Особенности развития процессов интеграции в условиях глобализации. Международная экономическая интеграция (МЭИ) – объективный процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождаемый заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными институтами. Признаки: двойственность: сочетание свойств международных и внутринациональных экономических отношений; разнообразие форм; высокая степень взаимозависимости субъектов интеграции; высокая степень сцепления отношений, трудность и убыточность разрыва отношений; устойчивость, стабильность отношений; синхронизация циклов экономического развития; единство региона относительно внешней среды. Последствия: положительные - статические (эффекты создания торговли, потребления, производства, сокращения торговых издержек, содействия конкуренции, создания инвестиций и др.) и динамические (пространственного распределения и структурных изменений, экономического роста, конвергенции и др.), отрицательные – статические (отклонения торговли, отклонения инвестиций, сокращения доходов государственного бюджета и др.) и динамические (утраты суверенитета, дивергенции и др.). Формы: по степени интегрированности национальных хозяйств: формальная, реальная; по субъектам, инициирующим интеграцию: интеграция сверху и интеграция снизу (частно-корпоративная); этапы: преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз; по охватываемой территории: региональная, субрегиональная, межрегиональная, глобальная. Теории: 1950-й - середина 1960-х гг.: неоклассическая (рыночная, неолиберальная) теория, концепция таможенного союза; середина 1960-х - конец 1980-х гг.: рыночно-институциональное направление (неоклассики), дирижистский подход (кейнсианцы и институционалисты), снятие базовых предпосылок - новые эффекты интеграции, модели различных этапов интеграции, теория догоняющего развития, концепция коллективной опоры на собственные силы, советская (ныне российская) школа интеграции; с конца 1980-х гг. по н.в.: концепция открытого регионализма, концепция нового регионализма, неоинституциональный подход, подход с позиции критической международной политэкономии, подход с позиции стратегической теории международной торговли, мультидисциплинарный (конвергентный) подход. Особенности в условиях глобализации: рост темпов вовлечения стран в процесс интеграции; открытый регионализм; появление интеграции между развивающимися (или переходными) и развитыми странами; дифференциация объектов и субъектов интеграции; локализация интеграции в трех крупнейших регионах - американском, азиатско-тихоокеанском и евро-афро-арабском; суб- и межрегиональная интеграция. Преференциальное торговое соглашение – соглашение между странами, как правило, предшествующее международной экономической интеграции, предполагающее установление более благоприятного торгового режима между заключившими его странами, по сравнению с третьими странами, сокращение таможенных барьеров во взаимной торговле, но не их полное устранение. Зона свободной торговли -форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая отмену таможенно-тарифных барьеров и некоторых нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Таможенный союз -форма (этап) интеграции, предполагающая отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и введение общих торговых барьеров в отношении третьих стран. Общий рынок -форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-участницами. Экономический и валютный союз -форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая после создания зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка, создание единого экономического пространства и проведение единой макроэкономической политики (валютной, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, конкурентной, социальной и др.). Политический союз - форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая образование наднационального союза государств на федеративных или конфедеративных началах с единой конституцией, единой внешней и внутренней политикой. Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования. Экономическая политика ЕС. Бюджет ЕС. Условия вступления в ЕС. Расширение ЕС в современных условиях и экономические последствия. Европейский союз (ЕС) – региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств (1957: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды; 1973: Великобритания, Дания, Ирландия; 1981: Греция; 1986: Португалия, Испания; 1995: Австрия, Финляндия, Швеция; 2004: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта; 2007: Болгария, Румыния), возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992) как преемница Европейского экономического сообщества (1957) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967) до экономического, валютного и политического союза (с 1993). Условия вступления: европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека; уточненные: в политике - стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств; в экономике - функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС; способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС; наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС; способность ЕС принять новые страны-участницы. Расширение в современных условиях: Западные Балканы: страны-кандидаты – Хорватия, Турция, Македония, потенциальные кандидаты - Албания, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, по которым действует Программа по подготовке к вступлению. Этапы эволюции: зона свободной торговли (1958-1967 гг.), таможенный союз (1968 - 1976 гг.), общий рынок (1985-1992 гг.), экономический и валютный союз(с 1993 года - по н.в.). Механизм функционирования: 1) институты - наднациональные органы (Европейский Парламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и межгосударственные органы (Совет Министров ЕС, Европейский совет); 2) единая политика: экономическая политика (бюджетная, налоговая, транспортная, конкурентная, сельскохозяйственная, региональная, научно-техническая и инновационная, внешнеторговая и таможенная, экологическая, промышленная, энергетическая, социальная, денежно-кредитная и валютная, развития, соседства), общая внешняя и политика безопасности, политика внутренних дел и правосудия; 3) соглашения и нормативные документы ЕС. Бюджет. Доходы: 75% всех поступлений от взимания общего таможенного тарифа, 0,3% от налоговой базы НДС, взносов стран-участниц, зависящих от их ВВП, других источников. Расходы: устойчивый рост (конкурентоспособность для роста и занятости, сближение для роста и занятости); сохранение и управление природными ресурсами; гражданство, свобода, безопасность и правосудие (свобода, безопасность и правосудие, гражданство); ЕС как глобальный партнер; административные расходы; компенсации (в связи с последним расширением ЕС).
Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, взаимной миграции капитала, государственных закупок; разрешение экономических споров; применение правил происхождения товаров, таможенных процедур и технических барьеров; экология и регулирование трудовых отношений. Институты: Комиссия по свободной торговле, Координаторы НАФТА, Секретариат НАФТА, Комитеты, комиссии, рабочие группы. Особенности: простота институциональной структуры, один постоянный орган; членом гипотетически может стать любое государство, если на это дадут согласие все страны-участницы; частно-корпоративная интеграция; ассиметричная интеграция; нет перехода к глубокой интеграции; почти не осуществляется финансовая поддержка менее развитых стран (Мексика) и регионов; допускаются индивидуальные сроки выполнения обязательств и изъятия из интеграционных соглашений. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Договор Монтевидео (Уругвай, 1980). Члены: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Куба, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Направления интеграции: стимулирование и регулирование торговли, развитие экономической взаимодополняемости стран, создание зоны экономических преференций, финансы, таможенное дело, здравоохранение, экология, наука, новые технологии, туризм, стандарты. Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР), Договор Манагуа (Никарагуа, 1960). Члены: Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Гватемала. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли; единый таможенный кодекс, номенклатура товаров и таможенный тариф; рост взаимной торговли промышленными товарами высокой степени обработки; централизованное создание совместных предприятий по производству автопокрышек, химических удобрений и химикатов и др.; объединение энергетических систем; Платежный союз, общая расчетная валюта – центрально-американский песо и др. Андское сообщество (АНКОМ), Картахенское соглашение (1969). Члены: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Направления: создан таможенный союз и планируется создание общего рынка, устранено двойное налогообложение в торговле, принят общий режим в отношении капитала из третьих стран и свободной миграции капитала внутри интеграционного блока, созданы благоприятные условия для функционирования внутрирегиональных многонациональных компаний, начато создание общего рынка услуг, координируется регулирование финансовых рынков и работа фондовых бирж, согласуется политика занятости и социального обеспечения и др. Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ). Соглашение: Договор Чагуарамас (1973). Члены: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам и Тринидад и Тобаго. Направления: создание общего рынка и валютного союза, внешнеторговая политика, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, наука и технологии, услуги, сельское хозяйство и торговля продовольствием, безопасность, транспорт, интеграция рынков труда, устойчивое развитие, культура, правосудие, государственное управление, образование, налогообложение, внешняя политика, интеграция рынков капитала, координация денежно-кредитной политики. Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Асуньонский договор (1991). Члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Направления: создание таможенного союза и общего рынка и включает либерализацию торговли и проведение общей внешнеторговой политики, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, защита экологии, развитие коммуникаций, координация экономической политики (инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, денежно-кредитной), гармонизация хозяйственного законодательства, либерализация миграции капитала в регионе, безопасность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.008 с.) |