Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опорный конспект лекций по курсу «Мировая экономика»↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опорный конспект лекций по курсу «Мировая экономика» Сост. д.э.н., доцент Праневич А.А. К.э.н., доцент Ожигина В.В. Тема 1. Предмет и структура курса мировой экономики Предмет курса. Изучение предпосылок, тенденций становления, эволюции мировой экономики, механизма ее функционирования и регулирования. Макроэкономический уровень мировой экономики – • изучение закономерностей функционирования открытой экономики и мировой экономики в целом в условиях глобализации; • обеспечения экономического равновесия, взаимодействия национальных государств, региональных экономик, в целом МЭ, международных экономических организаций. • Микроэкономический уровень мировой экономики – • изучение закономерностей межстранового движения товаров и факторов производства • функционирования мировых рынков товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, объектов интеллектуальной собственности • взаимодействия хозяйственных единиц отдельных фирм, домашних хозяйств, ТНК, ФПГ. Методология: концептуальные подходы, методы, приемы, инструментарий. Методы: • Общенаучные (анализ, синтез, абстракция и др.) • Функциональный • Логический • Исторический • Эмпирический • Моделирование • Аналитический и др. Методологические подходы:системный, дискуссионный.
Тема 2. Мировая экономика: основные черты и тенденции развития 2.1 Мировое хозяйство – исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных хозяйств, в основе которой лежит МРТ, МЭО, экономические разнообразия, политические и иные отношения. Субъекты мировой экономики: национальные хозяйства; региональные объединения; международные компании (корпорации);международные экономические организации Современный мир представляет собой многообразную, сложную и противоречивую в экономическом и политическом отношении систему, включает множество государств, зависимых территорий и международных экономических организаций. Все эти государства связаны между собой многочисленными и разнообразными политическими и экономическими связями. Все они входят в систему мирового (всемирного) хозяйства, выступают субъектами мирового хозяйства. На современном этапе экономики отдельных суверенных государств стали настолько взаимосвязанными и переплетенными между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, практически невозможно. Мировая экономика, или всемирное хозяйство, - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, движении, обладающих растущими связями и, соответственно, сложнейшим взаимовлиянием, в результате чего формируется крайне противоречивая, но более или менее целостная экономическая система. Всемирное хозяйство в целом, мировой рынок, международные экономические отношения сформировались на базе международного разделения труда в результате углубления взаимозависимости национальных экономик и интернационализации процесса воспроизводства. Международный обмен товарами, технологиями, международное движение капиталов и рабочей силы все в большей степени обусловливают развитие мирового хозяйства в целом и его субъектов. Мировое хозяйство включает в настоящее время 218 стран (государств) и рассматривается как целостная глобальная система. Для удобства изучения процессов, протекающих в мире, глобальная система разбивается на ряд различных подсистем. Для выделения подсистем из мирового хозяйства применяется следующие критерии: · Уровень экономического развития характеризуется объемом ВВП на душу населения. · Социальная структура экономики определяет характер и формы реализации собственности, а также связанные с ней отраслевые структуры населения. · Тип экономического роста - отражает как количественные так и качественные изменение товаров и услуг при экстенсивном и интенсивном пути развития экономик отдельных стран. · Уровень и характер внешнеэкономических связей - показывает степень участия страны в МРТ. · Величина экономического потенциала зависит не только от уровня экономического развития, но и от масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами. Сначала систематические связи между странами устанавливаются в Средиземноморье. Там образуется ядро мирового хозяйства. Это ядро постоянно растет и захватывает весь мир. Этот процесс длился тысячи лет. К концу XIX века образуется мировой рынок. Начало XX века - образование мирового хозяйства. Этапы развития мирового хозяйства: 1) Конец 19 - начало 20 в. - до первой мировой войны. Развивалось быстрыми темпами, процессы интеграции и обмена. 2) 20-е - 30-е гг. - война и революция в России, разрыв хозяйственных связей между двумя лагерями. В ходе Первой мировой войны было уничтожено много производительных и людских ресурсов. 3) Конец 20-х - начало 30-х гг. Мировой кризис и депрессия. В 30-е гг. наблюдалась тенденция к замкнутости хозяйств. Нарушение экспорта и связей, низкая доля экспорта, сокращение в 1,5 - 2 раза. 4) Вторая мировая война. Процесс кооперирования сферы услуг, централизация управления хозяйством. Мировое хозяйство разделилось на две части, в связи с чем в разных лагерях проходят разные процессы развития мировой экономики. Для капиталистических стран: рост заграничного производства, главной силой которого явились ТНК, возросла роль США, проведение плана Маршалла способствовало экономическому возрождению стран ЕС, программы помощи потом были переориентированы на развивающиеся страны. Ликвидация колониальной системы способствовала появлению на мировой арене ряда развивающихся стран. 5) 60 - 70-е гг. Дальнейшая интеграция, связанная с движением капитала. 50 - 70-е гг. - процесс сближения уровня развития США и стран Европы. США из доминирующей державы превратились в лидера. Происходит активизация направления Север - Юг. 6) 70 - 80-е гг. Резкое падение темпов экономического роста в мировой экономике. Увеличение экспортной квоты. 7) 90-е гг. Образование планетарных производительных сил в результате переплетения капитала, возросла степень освоения географического пространства. За последние 5 лет мировое хозяйство вошло в новую фазу, происходит активное сотрудничество между странами, укрепление единой системы. Однако в социально-экономическом плане мировое хозяйство все еще остается неоднородным. Существование 3 подсистем: промышленно-развитые страны, страны переходного типа, развивающиеся страны. Современные тенденции Мировая экономика к концу XX века достигла невиданных масштабов. Достаточно сказать, что совокупный ВВП планеты по стоимости приблизился к 25 триллионам долларов. Мировое хозяйство на рубеже XXI века, глобальное по своим масштабам, оно основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях МРТ, интернационализации производства и капитала. Процесс интернационализации представляется как результат международной кооперации производства, развития МРТ, как развитие общественного характера производства в международном масштабе. Это процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами. Явление глобализации можно рассмотреть с двух сторон: · на макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ (процесс либерализации, снятие торговых и инвестиционных ограничений, создание зон свободного предпринимательства и др.) · на микроэкономическом уровне глобализация - это расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. Таким образом, глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация - это комплекс протекающих в планетарном масштабе взаимосвязанных процессов, в каждом из которых имеются механизмы саморегуляции. Взаимосвязанность - это изменения в одном процессе, которые непременно скажутся на других процессах. Саморегуляция означает, что любое возмущение или воздействие, происшедшее в некоторой точке Земли, непременно в той или иной мере отразится на ходе всего процесса в планетарном масштабе. В начале 70-х годов XX века проявились три основные грандиозные экономико-технологические явления: переход стран к информационному обществу; выделился самостоятельный и независящий от национальных государств транснациональный капитал; возникли новые технологии глобализации - информационные, компьютерные и сетевые. Развивается процесс транснационализации мировой экономики. Проявлением процесса транснационализации капитала являются прямые инвестиции ТНК в экономику различных стран, что помогает распространению новых методов менеджмента, маркетинга, передаче новых технологий и тем самым способствует глобализации мировой экономики. Транснационализация делает экономические границы все более прозрачными. Влиятельными субъектами мировой экономики стали международные экономические и финансовые организации, регулирующие различные сферы мирохозяйственной деятельности. Роль национальных государств сводится к нулю. Таким образом основными тенденциями развития мировой экономики сегодня являются: 1. Интернационализация и либерализация внешнеэкономических связей. 2. Формированиеоткрытой экономики. 3. Транснационализация капитала и производства 4. Региональная экономическая интеграция 5. Рост финансового сектора экономики и становление единых институтов. 6. Становление институционализационного единства мировой экономики. 7. Унификация правил хозяйственной жизни 8. Создание системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей. 9. Экологизация мировой экономики 10. Повышение значения социальной сферы 11. Глобализация. Тема 3. Открытость национальной экономики. Открытая экономика – это экономика, которая: q естественным путем интегрирована в мировое хозяйство на микро-, макро- и межгосударственном и наднациональном уровне q достаточно полно реализует преимущества МРТ q в высокой качественной и количественной степени вовлечена в систему МЭО q использует различные формы МЭО (свобода движения товаров, услуг и факторов производства) q имеет экономических субъектов, способных без ограничений осуществлять операции на международных рынках q обеспечивает разумную доступность внутреннего рынка q зависит от мировых тенденций развития и внешнеэкономических факторов Закрытая экономика - это экономика, которая: q развивается только на основе внутренних ресурсов и факторов
Виды открытости экономики 1. Функциональная (воспроизводственная) открытость экономики фактическая степень ее вовлеченности в МЭО, в МРТ, степень зависимости производства от внешних рынков 2. Институциональная (торгово-политическая) открытость экономики степень либерализации торгово-экономических государственных барьеров для осуществления МЭО
Международная специализация и международное кооперирование производства: понятие, виды, направления. Признаки и черты международной промышленной кооперации. Организационные формы международного производственно-технического сотрудничества. Международная специализация производства (МСП) – концентрация выпуска однородной продукции на основе дифференциации производства страны, которая проявляется в выделении в самостоятельные технологические цепи изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей, что вызывает интенсивный товарообмен между странами (обособление видов и отраслей производства в международном масштабе). Виды: территориальный аспект: страны, группы стран, региона; производственный аспект: предметная, подетальная и технологическая; отраслевая и межотраслевая. Международное кооперирование производства (МКП) – основанный на международном разделении труда и международной специализации производства устойчивый обмен между производителями разных стран продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью, который позволяет в процессе их совместной деятельности создавать отдельные виды готовой продукции (длительные производственные связи между специализированными предприятиями). Признаки: устойчивый, регулярный, долгосрочный обмен; прямые связи – без посредников, без государства; решение общих хозяйственных задач; совместная деятельность по договору; объединение экономических ресурсов; распределение специализации в договорном порядке; координация хозяйственной деятельности; объект сотрудничества – готовый продукт. Формы: по сфере: торгово-экономическое сотрудничество, производственно-техническое (производственно-технологическое) сотрудничество, послепродажное обслуживание техники; организационные формы: совместные программы (подрядное производственное кооперирование, совместное (интегрированное) производство), договорная специализация, совместное предприятие, компенсационная кооперация; по стадиям: предпроизводственная, производственная, послепроизводственная (коммерческая): по структуре связей: внутри- и межфирменная, внутри- и межотраслевая, горизонтальная (сетевая), вертикальная и смешанная; по числу субъектов (сторон): двухстороння, многосторонняя; по числу объектов: однопредметная, многопредметная и др. Дифференциация развивающихся стран (Новые индустриальные страны – НИС, развивающиеся страны со средним уровнем развития, наименее развитые страны). Новые индустриальные страны (НИС) в структуре мировой экономики, их признаки. Предпосылки и закономерности выделения группы новых индустриальных стран в мировой экономике. Модели их развития. Дифференциация развивающихся стран: высокодоходные (ВВП на душу населения более 4500 долл. в год), среднедоходные (1000–4500 долл.), низко-доходные (менее 1000 долл.). Группы: страны важнейшие нефтеэкспортеры; важнейшие экспортеры промышленных товаров; новые индустриальные страны; возникающие рынки; наименее развитые страны; сильно задолжавшие бедные страны; развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю; малые островные развивающиеся страны. Причины: история, наличие природных ресурсов, удаленность от рынков сбыта, неразвитость производственной и торговой инфраструктуры, уровень развития социально-экономических институтов, макроэкономическая политика, помощь развитых стран, инвестиционный климат, уровень развития человеческого потенциала. Новые индустриальные страны (НИС): I волна: Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань; II волна: Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Мексика, Аргентина, Бразилия; III волна: Китай, Индия, Турция. Критерии: размер ВВП на душу населения, среднегодовые темпы прироста ВВП (7-10%), удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (более 20%), объем экспорта промышленных товаров (более 20 млрд.долл. в 1997-1998 гг.) и его доля в общем экспорте (более 50%), объем ПИИ, способность к оперативной (не более 5 лет) перестройке экономики. Признаки: быстрые темпы и высокая степень индустриализации; развитие наукоемких отраслей; высокие устойчивые темпы экономического роста за счет экстенсивных факторов; экспортоориентированность; сохранение сильного авторитарного государства и его активное участие в экономике; относительно дешевая рабочая сила; привлечение иностранного частного капитала и др. Место среди развивающихся стран: 64,3% ВВП; 58% населения, 37,3% территории, 57% притока и 67% оттока ПИИ, 64% экспорта товаров, 70% экспорта услуг. Модели развития: латиноамериканская, азиатская (северная, южная). Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования. Экономическая политика ЕС. Бюджет ЕС. Условия вступления в ЕС. Расширение ЕС в современных условиях и экономические последствия. Европейский союз (ЕС) – региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств (1957: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды; 1973: Великобритания, Дания, Ирландия; 1981: Греция; 1986: Португалия, Испания; 1995: Австрия, Финляндия, Швеция; 2004: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта; 2007: Болгария, Румыния), возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992) как преемница Европейского экономического сообщества (1957) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967) до экономического, валютного и политического союза (с 1993). Условия вступления: европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека; уточненные: в политике - стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств; в экономике - функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС; способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС; наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС; способность ЕС принять новые страны-участницы. Расширение в современных условиях: Западные Балканы: страны-кандидаты – Хорватия, Турция, Македония, потенциальные кандидаты - Албания, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, по которым действует Программа по подготовке к вступлению. Этапы эволюции: зона свободной торговли (1958-1967 гг.), таможенный союз (1968 - 1976 гг.), общий рынок (1985-1992 гг.), экономический и валютный союз(с 1993 года - по н.в.). Механизм функционирования: 1) институты - наднациональные органы (Европейский Парламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и межгосударственные органы (Совет Министров ЕС, Европейский совет); 2) единая политика: экономическая политика (бюджетная, налоговая, транспортная, конкурентная, сельскохозяйственная, региональная, научно-техническая и инновационная, внешнеторговая и таможенная, экологическая, промышленная, энергетическая, социальная, денежно-кредитная и валютная, развития, соседства), общая внешняя и политика безопасности, политика внутренних дел и правосудия; 3) соглашения и нормативные документы ЕС. Бюджет. Доходы: 75% всех поступлений от взимания общего таможенного тарифа, 0,3% от налоговой базы НДС, взносов стран-участниц, зависящих от их ВВП, других источников. Расходы: устойчивый рост (конкурентоспособность для роста и занятости, сближение для роста и занятости); сохранение и управление природными ресурсами; гражданство, свобода, безопасность и правосудие (свобода, безопасность и правосудие, гражданство); ЕС как глобальный партнер; административные расходы; компенсации (в связи с последним расширением ЕС).
Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, взаимной миграции капитала, государственных закупок; разрешение экономических споров; применение правил происхождения товаров, таможенных процедур и технических барьеров; экология и регулирование трудовых отношений. Институты: Комиссия по свободной торговле, Координаторы НАФТА, Секретариат НАФТА, Комитеты, комиссии, рабочие группы. Особенности: простота институциональной структуры, один постоянный орган; членом гипотетически может стать любое государство, если на это дадут согласие все страны-участницы; частно-корпоративная интеграция; ассиметричная интеграция; нет перехода к глубокой интеграции; почти не осуществляется финансовая поддержка менее развитых стран (Мексика) и регионов; допускаются индивидуальные сроки выполнения обязательств и изъятия из интеграционных соглашений. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Договор Монтевидео (Уругвай, 1980). Члены: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Куба, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Направления интеграции: стимулирование и регулирование торговли, развитие экономической взаимодополняемости стран, создание зоны экономических преференций, финансы, таможенное дело, здравоохранение, экология, наука, новые технологии, туризм, стандарты. Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР), Договор Манагуа (Никарагуа, 1960). Члены: Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Гватемала. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли; единый таможенный кодекс, номенклатура товаров и таможенный тариф; рост взаимной торговли промышленными товарами высокой степени обработки; централизованное создание совместных предприятий по производству автопокрышек, химических удобрений и химикатов и др.; объединение энергетических систем; Платежный союз, общая расчетная валюта – центрально-американский песо и др. Андское сообщество (АНКОМ), Картахенское соглашение (1969). Члены: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Направления: создан таможенный союз и планируется создание общего рынка, устранено двойное налогообложение в торговле, принят общий режим в отношении капитала из третьих стран и свободной миграции капитала внутри интеграционного блока, созданы благоприятные условия для функционирования внутрирегиональных многонациональных компаний, начато создание общего рынка услуг, координируется регулирование финансовых рынков и работа фондовых бирж, согласуется политика занятости и социального обеспечения и др. Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ). Соглашение: Договор Чагуарамас (1973). Члены: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам и Тринидад и Тобаго. Направления: создание общего рынка и валютного союза, внешнеторговая политика, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, наука и технологии, услуги, сельское хозяйство и торговля продовольствием, безопасность, транспорт, интеграция рынков труда, устойчивое развитие, культура, правосудие, государственное управление, образование, налогообложение, внешняя политика, интеграция рынков капитала, координация денежно-кредитной политики. Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Асуньонский договор (1991). Члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Направления: создание таможенного союза и общего рынка и включает либерализацию торговли и проведение общей внешнеторговой политики, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, защита экологии, развитие коммуникаций, координация экономической политики (инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, денежно-кредитной), гармонизация хозяйственного законодательства, либерализация миграции капитала в регионе, безопасность. Глобализация: понятие, признаки, предпосылки, субъекты, факторы, этапы и направления развития. Теории глобализации. Глобализация мировых рынков и глобализация товаров (продукции). Глобализация фирм. Глобальная локализация. Глобализация - качественно новая ступень развития процесса интернационализации экономических отношений, когда взаимозависимость национальных хозяйств достигла уровня, при котором мировое сообщество превратилось в единую экономическую систему; процесс трансформации разрозненных национальных хозяйств в интегрированную глобальную экономику, в результате чего происходит девальвация национальных государств как системообразующих организационных структур. Признаки: взаимозависимость национальных хозяйств, единство мировой экономики, единые системы воспроизводства и инфраструктуры. Виды: по источнику возникновения: однополярная (американизация, вестернизация); многополярная; по уровню отношений: глобализация мировой экономики, мировых рынков, фирм (ТНК), товаров (продукции); по степени объективности: глобализация как объективный процесс, глобализация как политика и идеология (США, Запада); по сфере отношений: экономическая, технологическая, социальная, политическая. Субъекты: региональные интеграционные объединения и их меж- и субрегиональные системы, международные и региональные организации (ВТО, МВФ, ООН и др.), ТНК, МНК, ТНБ и их альянсы и сети. Факторы: технологические, экономические и институциональные, политические, общественные. Этапы: I фаза. Интернационализация (XV-XVI вв. – рубеж 70-80-х гг. XX в.): вялотекущая, медленно прогрессирующая и структурная. II фаза. Последовательная (с рубежа 70-80-х гг. XX в. по настоящее время). Направления: транснационализация, олигополизация и монополизация рынков; международная экономическая интеграция; формирование общемировой системы управления и единых норм регулирования; усиление воздействия на экономическое развитие Периферии; усиление многих из ранее возникших противоречий. Теории: 1) цивилизационный подход: теория догоняющего развития (индустриального общества), теория постиндустриального общества, теория информационного общества; 2) культурологический подход: концепция постмодернити (постсовременности); 3) формационный подход: концепция постэкономической общественной формации. Глобальная локализация (глокализация) - современная многоуровневая форма трансформации МЭО, которая приводит к опережающему росту локальных (внутрирегиональных, страновых, отраслевых) экономических потоков (торговли, ПИИ, трудовой миграции, ОИС) по сравнению с их общей динамикой в мировом масштабе, к усложнению и усилению многоуровневой глобальной конкурентной борьбы между ТНК, МНК, странами и интеграционными блоками; является мерой растущего сближения двух полюсов – глобальности и локальности. Формы МК Многонациональная конкуренция – между национальными рынками различных стран. Глобальная конкуренция – форма международной конкуренции, при которой конкурентная позиция фирмы в одной стране определяется ее конкурентными преимуществами на мировом рынке. Характерные черты ТНБ q крупнейшие банки, доминируют на национальных рынках q входят в первый уровень мировой банковской системы q в их деятельности доминируют международные операции q переносят за границу часть собственного капитала q имеют обширную сеть зарубежных подразделений q их капиталы и деятельность переплетены, несмотря на конкуренцию между ними q тесные отношения ТНБ в качестве корреспондентов (взаимное ведение счетов "лоро" (их - у нас) и "ностро" (наш - у них)) q универсализация деятельности ТНБ q расширение перечня предлагаемых услуг q усложнение схем кредитования q высокая степень защищенности практически всех операций ТНБ q сконцентрированы в мировых финансовых центрах, оффшорных зонах, трех регионах: США, ЕС, ЮВА Функции ТНБ (виды операций ТНБ)
1. Прием вкладов: ► широкая международная дифференциация вкладов ► высокая гибкость в управлении ресурсами, диверсификация 2. Кредитные операции: ► предоставляют до 40% всех иностранных кредитов ► важнейшие заемщики – крупнейшие ТНК, ТНБ, правительства ► кредиты предоставляются на любой срок и в любой валюте ► кредитуют наиболее перспективные отрасли экономики 3. Расчетные и другие банковские операции: ► главные клиенты – ТНК ► расчетные операции ведутся одновременно в нескольких валютах ► обслуживают всю сложную систему расчетов между странами 4. Гонорарные операции: ► купля-продажа земли, недвижимости ► купля-продажа ценных бумаг ► услуги менеджмента, маркетинга ► услуги лизинга, аренды ► техническое содействие, консалтинг Тема 14. Финансово-промышленные группы (ФПГ) и их роль в мировой экономике. Процессы транснационализации в странах с транзитивной экономикой Финансово-промышленная группа – форма интеграции (объединения) хозяйственно самостоятельных предприятий и организаций различных отраслей экономики - промышленных, торговых, денежно-кредитных, страховых, лизинговых, инвестиционных, торговых, научных, маркетинговых и др., во главе которого стоит банк, промышленная или финансовая компания, координирующая деятельность остальных участников Характерные черты ФПГ q равноправие участников q интеграция промышленного, торгового и банковского капитала q равенство финансово-экономической, индустриально-промышленной и торгово-коммерческой составляющих q наличие общей стратегии и политики q добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников Предпосылки создания ФПГ q высокий уровень развития рынка капитала q широкий набор различных финансовых инструментов q развитое антимонопольное законодательство q концентрация капитала в производстве и других сферах q уход от неопределенности Достоинства ФПГ q создают реальные механизмы финансирования предприятий q ускоряют реализацию продукции q мобилизуют финансовые ресурсы для новых вложений q активизируют инвестиции, ускоряют оборачиваемость финансовых ресурсов q экономят платежные средства q ликвидируют многократное встречное кредитование q усиливают позиции членов группы в конкурентной борьбе q распределяют и снижают риски от колебаний рыночной конъюнктуры q сокращают издержки за счет внутрифирменных операций q позволяют сконцентрироваться на реализации крупных проектов q позволяют согласовать интересы предприятий q снижают трансакционные издержки внутри группы q ликвидируют дублирование НИОКР и других функций q экономят на масштабах производства q способствуют централизации управления
Недостатки ФПГ q доминирование инсайдерского контроля на предприятиях q слабая структура собственности и корпоративного управления q незначительная роль централизованного принятия решений q относительная слабость процессов интеграции q монополизация рынков, усиление концентрации q Распыление капитала по различным инвесторам
Виды ФПГ 1.Формальные (юридически оформленные) Неформальные (не зарегистрированные) 2. Банковские Промышленные 3. Региональные Межрегиональные Локальные Международные (транснациональные) 4. Вертикальные Горизонтальные Конгломераты
ЛОКАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛОКАЛЬНЫЙ – уровень национального государства (государственное регулирование ВЭС, основанное на внешнеэкономической политике) Масштаб деятельности - международные связи отдельных стран Формирование внешнеэкономической политики Государственное регулирование ВЭС в стране предполагает: - открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции; - обеспечение правовых и экономических гарантий деятельности иностранного капитала, защиту собственности инвестора; - ориентацию на мировые стандарты в технической, промышленной и социальной политике;\ - применение принятых в мировой практике средств и методов регулирования ВЭС с учетом ситуации в национальной экономике; - участие в МЭ организациях; - поддержку национальных экспортеров. РЕГИОНАЛЬНЫЙ – уровень, связанный с интеграционными процессами Масштаб деятельности - межгосударственный механизм, действующий на региональном уровне с целью обеспечения свободного движения факторов производства, товаров и услуг Институциональная структура - наднациональные институты Интеграционная политика МЕЖДУНАРОДНЫЙ – уровень мировой экономики Масштаб деятельности – глобальная экономика Цель – обеспечение свободного движения факторов производства, товаров и услуг Институциональная структура – а) международные экономические организации и объединения б) международные многосторонние соглашения Конференции, совещания, деятельность постоянных органов, комиссий и пр. Воздействуют на развитие МЭО, совместно разрабатывают и согласовывают политику в определенной области
ИНСТРУМЕНТЫ регулирования НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ – административные и экономические (квотирование и лицензирование экспорта/импорта, технические барьеры в торговле, налоги на импорт, импортные тарифы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, валютные ограничения, кредиты, субсидии, сертификаты и пр.) НА ЛОКАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ – торговые договоры, соглашения о товарообороте, о финансовой помощи, о зонах свободной торговли, о таможенном союзе, об экономическом и техническом сотрудничестве, клиринговые соглашения (безналичные расчеты путем взаимозачета) и др. НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ – конвенции, резолюции, руководства и др. Различают экономические и административные средства государственного регулирования ВЭС. Экономические средства ГР включают: пошлины, тарифы, налоги и сборы и др. Административные средства включают: количественные лимиты, лицензии, запреты, технические требования к товару, бюрократическое усложнение таможенных процедур. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (ВЭП) – целенаправленная комплексная программа действий государства и его органов по регулированию внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в МРТ;
- это мероприятия правительства, направленные на создание благоприятных условий для расширения воспроизводства и международного обмена, регулирования экономических отношений с другими странами. Основные составляющие ВЭП: - внешнеторговая политика - политика в области привлечения иностранных инвестиций - валютная политика. Цели внешнеэкономической политики:
Внешнеторговая политика
Валютная политика
Таможенная политика Внешняя налоговая политика Миграционная политика · Эмиграционная · Иммиграционная ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.013 с.) |