Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра социальной психологии управления↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФАЖТ ГОУ ВПО Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра социальной психологии управления
Курс «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Рабочая тетрадь ___________________________________________________ (Ф.И.О. студента)
гр. _________________
Проверил: _________________________ ____________________________________ Новосибирск, 2011 г. ТЕМА 1: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Задание 1: Определите по результатам приведенного ниже опросника уровень выраженности свойств НС и оцените степень их соответствия требованиям будущей профессии. Какие трудности могут возникнуть в процессе осуществления профессиональной деятельности в связи с выявленными типологическими особенностями НС?
Опросник «Определение психологической структуры темперамента» Б.Н. Смирнова Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента: экстраверсию – интроверсию, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакции (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов. Инструкция: Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ в таблице рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее Вы изучите свой темперамент. Текст опросника: 1. Вы любите часто бывать в компании? 2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя красивы? 3. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 4. Во время беседы вы очень быстро говорите? 5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей? 6. Бывает ли, что вы передаете слухи? 7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? 8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так, что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? 9. Часто ли вы чувствуете, что очень нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить? 10. У вас очень быстрый почерк? 11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать? 12. Бывает ли так, что вы не выполняете свои обещания? 13. У вас много очень хороших друзей? 14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены и переключиться на другое? 15. Часто ли вас терзает чувство вины? 16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? 17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их? 18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно? 19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? 20. Часто ли вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т.д.? 21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами? 22. Во время беседы вы быстро жестикулируете? 23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и отдохнувшим? 24. Возникают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие? 25. Вы любите подшучивать над другими? 26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свою точку зрения, прежде чем сообщить ее кому-либо? 27. Часто ли вам снятся кошмары? 28. Обычно легко ли вы запоминаете и усваиваете новый учебный материал? 29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? 30. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя? 31. Вы можете внести оживление в довольно скучную компанию? 32. Вы обычно долго раздумываете, принимая какое-то решение, даже не очень важное? 33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? 34. Вам нравится играть в игры, требующие быстрой и хорошей реакции? 35. Если у вас что-то долго не получается, то вы все же пытаетесь сделать это? 36. Возникало ли у вас, хотя бы кратковременно, чувство раздражения к родителям? 37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? 38. Обычно вам трудно взяться за новое дело? 39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 40. Обычно вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми? 41. Вы можете в течение дня долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? 42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? 43. Вас иногда принимают за человека беззаботного? 44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена? 45. Вас можно быстро рассердить? 46. Во время дискуссии вы обычно быстро находите подходящий ответ? 47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? 48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? Бланк ответов к опроснику «Исследование психологической структуры темперамента» Б.Н. Смирнова
Подсчет результатов: Экстраверсия – интроверсия = «да»(1, 7, 13, 19, 25, 31, 37)х3; (4, 43)х2 = _____ _________________________ группа _________________ Ригидность – пластичность = «да» (8, 26, 32)х3; (2, 14, 20, 38, 44)х2; «нет» (19, 46)х1 = _____ Эмоциональная возбудимость – уравновешенность = «да» (5, 21, 33, 39, 45)х3; (3, 9)х2; 27х1 = _____ Быстрота реакции - медлительность = «да» (4, 16, 28)х3; (10, 22, 34, 40, 46)х2 = _____ Активность – пассивность = «да» (5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47)х3; 10х1; «нет» 38х1 = _____ Искренность = «да» (30, 36, 42, 48)х3; (6, 12)х2; (18, 24, 25)х1; «нет» 23х1 = _____
Интерпретация результатов:
ВЫВОД:
Задание 2: Определить силу НС по теппинг-тесту
Результат:
ВЫВОД: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3: Определить уравновешенность нервных процессов
□ преобладает возбуждение □ преобладает торможение □ уравновешенность процессов возбуждения и торможения ВЫВОД: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: Выявление хронотипа работоспособности человека
Инструкция: I. Ответьте на вопросы анкеты, отметив соответствующие баллы: 1. Когда бы Вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
2. Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?
3. Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?
4. Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23.00-02.00 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?
5. Легко ли Вам вставать утром в обычных условиях?
6. Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
7. Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
8. Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?
9. Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
10. Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?
11. Легко ли Вы засыпаете в обычных условиях?
12. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физической культуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1-му часу два раза в неделю. Для Вашего друга лучше всего это делать от 7-ми до 8-ми часов утра. Является ли этот период наилучшим и для Вас?
13. Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
14. При выполнении двухчасовой работы, требующей от Вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предполагаемых периодов Вы бы выбрали для этой работы, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
15. Как велика Ваша усталость к 23-м часам?
16. По какой-то причине Вам пришлось лечь спать на не сколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из четырех предлагаемых вариантов Вам больше всего подходит?
17. Вы должны дежурить ночью с 4-х до 6-ти часов. Следующий день у Вас свободен. Какой из четырех предлагаемых вариантов для Вас наиболее приемлем?
18. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какое время Вы выберете для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?
19. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе два раза в неделю по 1-му часу, лучшее время для него 22-23 час. Насколько благоприятным,судя по самочувствию, было бы это время для Вас?
20. В котором часу Вы предпочитали вставать в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по Вашему личному желанию?
21. Представьте себе, что Вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим, Вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы), и Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность Вашей работы была бы наивысшей.
22. В какое время суток Вы полностью достигаете «вершины» своей трудовой деятельности?
23. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов Вы относите себя?
II. Подсчитайте сумму баллов.
III. Оцените полученный результат:
Задание 5: Определение висцеральных признаков суточного хронотипа человека (тест Г.Хольдебранта)
Инструкция: 1. У здорового испытуемого в условиях основного обмена, т. е. в утренние часы, до завтрака, при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определяются за 1 мин. ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания). 2. Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1: 3. Оценка результата: если полученный параметр соответствует 4,0-5,0, испытуемого относят к «аритмикам», если превышает 5,0 – к «жаворонкам», если меньше 4,0 – к «совам». 4. Для более точного определения типа исследования следует выполнять в течение нескольких дней подряд и для вывода использовать средний результат:
На основании полученных результатов сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности. ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6: Определить по моторной асимметрии доминантное полушарие и степень сформированности функциональной асимметрии головного мозга.
Степень выраженности моторной асимметрии определяется по количеству «плюсов» в каждой графе. При равенстве «плюсов» в графах «левое полушарие», «правое полушарие» можно сделать вывод о состоянии «разработки» у взрослого человека, находящегося в состоянии адаптационного синдрома. Задание 7: Определение типа ВНД в зависимости от преобладания I или II сигнальной системы действительности Инструкция: Ответить на вопросы анкеты, используя баллы от 0 (в случае полного несогласия) до 10-ти (в случае полного согласия): 1) У меня преобладает хорошее настроение. 24. Подсчитать сумму баллов по вопросам: А: 1. 2, 5, 8, 9 = ________________________________=_________(левое полушарие);
Анализ результатов: 1) Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), Вы имеете логический тип мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете информации, полученной из печати, чем собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует именно логических способностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником... Продолжите этот список сами. 2) П на 5 баллов и более больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуется способность к образному мышлению: художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. 3) Л и П различаются менее чем на 5 баллов. Средний тип ВИД. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и конкретно-образного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. 25. Сделать вывод о выявленном типе ВНД. ВЫВОД:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8: Определить индивидуальный стиль деятельности и сопоставить его с индивидуально-типологическими особенностями НС.
Анализ результатов
ВЫВОД: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9: Определите склонность к одному из стилей руководства, сопоставьте полученные результаты с индивидуальным стилем деятельности и индивидуально-типологическими особенностями НС. Бланк ответов
Ключ оценки ответов
А – авторитарный стиль, Д – демократический, Л – либеральный (попустительский).
ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Требования должности к компетенциям работника в «проекции» 16 факторов личности
ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.01 с.) |