Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Содержание музыкального материала: Раздел 1. «Музыка вокруг нас» «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Раздел 2. «Музыка и ты» Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
2 класс: Содержание программы второго года делится на разделы: 1. “Россия – Родина моя”- 3 ч. 2. “День, полный событий”-6 ч. 3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч. 4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч. 5. “В музыкальном театре”-4 ч. 6. “В концертном зале”-3 ч. 7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч. Раздел 1. «Россия — Родина моя» Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Раздел 2. «День, полный событий» Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Раздел 5. «В музыкальном театре» Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Раздел 6. «В концертном зале» Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. Содержание музыкального материала «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. люди русские». С. Прокофьев. «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская». «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах. Г. Свиридов. 3 класс: Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса: 1. “Россия – Родина моя”- 3 ч. 2. “День, полный событий”-6 ч. 3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч. 4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч. 5. “В музыкальном театре”-4 ч. 6. “В концертном зале”-3 ч. 7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч. Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми. Раздел 1. «Россия — Родина моя» Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. Раздел 2. «День, полный событий» Выразительность и изобразительность в музыке разныхжанров и стилей. Портрет в музыке. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Раздел 6. «В концертном зале» Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости. Содержание музыкального материала Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков,словаА. Толстого. «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!». «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер.С. Свириденко. «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева. «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Золушка», фрагментыиз балета. С. Прокофьев. «Джульетта-девочка»из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. «С няней», «С куклой»из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной».С. Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах. «Мама» из вокально-инструментальногоцикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос— суперзвезда». Л. Уэббер. «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока. «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого. «Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк. «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков. «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. «Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский. «Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский. «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Мелодия». П. Чайковский. «Каприс» Ns 24. Н. Паганини. «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ. Симфония Ns 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен. «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова. «Мелодия». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов,стихи Б. Пастернака. «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина. «Слава солнцу, слава миру?», канон. В. А. Моцарт-Симфония № 40, фрагмент финала. В. А. Моцарт. Симфония № 9, фрагмент финала. Л. Бетховен. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского. «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Музыканты», немецкая народная песня. «Камертон», норвежская народная песня. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
4 класс: Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса: 1. “Россия – Родина моя”- 4 ч. 2. “День, полный событий”-5 ч. 3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч. 4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч. 5. “В музыкальном театре”-4 ч. 6. “В концертном зале”-3 ч. 7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч. Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями. Раздел 1. «Россия — Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2. «День, полный событий» «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел 5. «В музыкальном театре» Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Раздел 6. «В концертном зале» Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Содержание музыкального материала: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов. «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова. «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. «В деревне». М. Мусоргский. «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский. «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина. «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова. «Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин. «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого. Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков. «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов. «Не шум шумит», русская народная песня. «Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский. «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов. «Светит месяц», русская народная песня-пляска. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни. «Музыкант-чародей», белорусская сказка. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка. Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова. «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский. «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко. «Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен. «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского. Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен. «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова. «Арагонская хота».М. Глинка. «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов. Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен. Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен. «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др. «Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы. «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого. «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц. «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков, «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Раздел VII. Тематическое планирование
|