Особенности международной торговли услугами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности международной торговли услугами



Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.

Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.

Существуют определенные особенности услуг:

· неосязаемость;

· неотделимость от источника услуга, как правило, не имеет овеществленной формы;

· непостоянность качества;

· несохраняемость и нетранспортируемость.

Классификация ГАТС включает более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

· Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.

· Услуги связи – 25 видов.

· Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.

· Дистрибьюторские услуги – 5 видов.

· Общеобразовательные услуги – 5 видов.

· Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

· Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

· Услуги по охране здоровья – 4 вида.

· Туризм и путешествия – 4 вида.

· Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

· Транспортные услуги – 33 вида.

· Прочие услуги.

В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

· факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

· не факторные услуги – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В мировом экспорте услуг более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный транспорт (пассажирский и грузовой) и международные частные (туризм) и деловые поездки (командировки). Около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями. В Республике Беларусь наблюдается устойчивое положительное сальдо баланса услуг.

 

Международный обмен туристическими услугами

Международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х гг., всемир­ный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны.

В среднем около 65% всех международных туристических поез­док приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы.

Основными факторами, влияющими на развитие выездного ту­ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци­альные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо­димых потребностей.

К субъективным причинам относится деятельность государствен­ных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Развитие иностранного туризма в странах, преимущественно при­нимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие стра­ны посредством международного туризма пытаются решить пробле­мы платежного баланса.

 

Мировой рынок транспортных услуг

Масштабы мировой торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание ТНК предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Мировой транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирный Банк, без учета транспортировки нефти и газа, оценивает емкость мирового рынка транспорта и услуг в 2.3-2.5 трлн долларов. Самые совершенные формы транспорта – контейнерные и танкерные перевозки, нефте- и газопроводы. Транспортом, также не вошедшим в указанную выше емкость, является интернет – для пересылки сообщений. Мировые лидеры на рынке транспорта – США, Китай, Япония, страны Европы. Известен принцип – чем выше объем ВВП страны, тем больше матрица ее транспортных связей.

Самый большой транспортный кластер – североамериканский материк. Крупнейшие мировые транспортные коридоры - США-Европа, Европа-Азия, США-Азия.В настоящее время мировой рынок транспортных услуг включает в себя следующих участников, тесно взаимодействующих между собой:

· заказчиков транспортных услуг – это владельцы, отправители и получатели грузов;

· экспедиторов грузов, принимающих непосредственное участие в создании логистической цепочки по доставке грузов;

· грузоперевозчиков – они являются главными участниками рынка транспортных услуг. К ним относятся железные дороги, морские и речные пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и компании.

 

Понятие валюты. Сущность и функции валютного курса. Факторы, влияющие на валютный рынок

Валюта, денежная единица — ключевой элемент денежной системы государства, выполняющие функции меры стоимости, средства обращения и платежа, — которые в соответствии с законодательством данного государства (территории) являются:

· единицей, в которой выражаются цены на товары и услуги;

· законным средством платежа, то есть обязательной к приёму для погашения долга на территории данного государства (территории).

Валютный курс – стоимостное соотношение 2-х валют при их обмене или цена денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.

Методы установления валютных курсов:

· Плавающий – обменный курс который складывается под воздействием экономических факторов, влияющих на спрос и предложение валюты и может изменяться в любых пределах без законодательной регламентации.

· Фиксированный – это такой курс когда соотношение национальной и иностранной валют остается неизменным не смотря на изменение общеэкономических факторов. Способом валютного регулирования является установление валютного коридора. Он предполагает, что ЦБ устанавливает пределы колебаний валютного курса.

На курс национальной валюты влияют следующие факторы:

· структурные факторы (изменение уровня процентных ставок; состояние платежного баланса страны - активное сальдо платежного баланса увеличивает спрос на национальную валюту, следовательно ее курс растет; уровень инфляции; объем и темпы роста ВВП);

· конъюнктурные факторы (уровень деловой активности в национальной экономике; колебания на мировых товарных рынках; спекуляции на внутренних и международных валютных рынках);

· политические факторы (доверие к национальному правительству; наличие у правительства реальной программы развития страны; степень вмешательства государства с сферу бизнеса; наличие или ожидание военного конфликта и др.);

· психологические факторы (ожидание инфляции; ожидание денежных реформ; доверие к национальной валюте).

 

Мировые валютные системы

Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства, усилением интеграционных процессов в мире и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями.

Основой мировой валютной системы являются:

· национальные валюты, а также коллективные резервные валютные единицы;

· валютные паритеты и курсы;

· условия взаимной обратимости, конвертируемости валют;

· международные расчеты и валютные ограничения;

· валютные рынки и мировые рынки золота;

· органы регулирования, контроля и управления, представленные национальными и межгосударственными организациями.

Парижская валютная система (Парижская конференция 1867 года). Основными положениями являлись:

· основой системы служил золотомонетный стандарт.

· любая денежная единица имела золотое содержание. В зависимости от золотого содержания валют определялись их золотые паритеты.

· был развит режим плавающих (изменчивых) валютных курсов.

Генуэзская валютная система (Генуэзская экономическая конференция 1922 года). Основывалась на следующих постулатах:

 

· основа — золото и девизы. Национальные кредитные деньги использовались как международные платежно-резервные средства. Однако резервная валюта не была выбрана.

· сохранялись и продолжали развиваться золотые паритеты (равноценности).

· валютное регулирование выполнялось в виде быстрой валютной политики, мировых совещаний.

· вернули свободно колеблющиеся курсы.

Бреттон-Вудская валютная система (1944 г). Основами стали следующие постулаты:

· был внедрён золотодевизный стандарт, в основе которого были резервные валюты – доллар, фунт стерлингов и золото.

· США приравняли доллар и золото, для укрепления его как главной резервной валюты.

· были развиты международные денежно-кредитные союзы МБРР и МВФ.

· был введен режим фиксированных или точных валютных курсов.

Ямайская валютная система (1976 г). Были введены следующие позиции мировой валютной системы:

· страны могли выбирать любой валютный курс.

· были отменены постоянная цена на золото и золотые паритеты. Золото перестало быть мерой стоимости и отправной точкой отсчета курса мировых валют.

· ввели стандарт СДР.

· МВФ контролировал межгосударственное валютное регулирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.012 с.)