Особенности денежно-кредитной системы РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности денежно-кредитной системы РБ.



 

Деньги – абсолютно ликвидные средства обмена, выступающие в виде бумажных знаков, металлических монет, записей на счетах, электронных носителях, используемые в экономике для выполнения определенных функций.

История денег:

1. бартер (непосредственный обмен одного товара на другой);

2. товарные деньги;

3. символические деньги: монеты; бумажные деньги – знаки стоимости, замещающие в обращении полноценные деньги;
- порча монет;
- коммерческий вексель – обязательство уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары;

4. кредитные деньги (являются одновременно и знаками стоимости, и кредитными документами, выражающими отношения между кредитором и заёмщиком – векселя, банкноты, чеки);

5. электронные деньги (деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства; появление пластиковых кредитных карточек).

Ликвидным называется такой актив, который может быть использован как средство платежа. Деньги обладают совершенной ликвидностью.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях:

1. мера стоимости (цена – денежное выражение стоимости);

2. средство обращения (посредники в товаро-обменных сделках, форма товарного обмена – товар-деньги-товар);

3. средство сохранения ценности;

4. средство для отсроченного платежа (в этой роли деньги используются, когда товары продаются в кредит);

5. мировые деньги (деньги, обслуживающие международные экономические отношения; доллар, евро).

В учебнике «Экономикс» выделяются только три функции: средство обращения, мера стоимости, средство сбережения.

Рассмотрим закон денежного обращения. «Уравнение обмена», или уравнение Фишера:

MV=PQ

M- масса денежных единиц
V – скорость обращения

P=MV/Q – формула товарных цен

Движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг, называется денежным обращением.

Элементы денежной системы:

1. национальная денежная единица;

2. система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

3. система эмиссии денег;

4. государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

1. системы обращения металлических денег;

2. система обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Биметаллизм – золото и серебро.

Монометаллизм – только золото. Разновидности:

1. золотомонетный стандарт (до Первой мировой войны);

2. золотослитковый стандарт;

3. золотодевизный стандарт (20-ые гг.; банкноты было разрешено менять на иностранную валюту – девизы).

Основные черты системы неразменных кредитных денег:

1. господствующее положение кредитных денег;

2. демонетизация золота;

3. отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания;

4. усиление эмиссии денег в целях кредитования государства и частного предпринимательства.

Количество денег, находящихся в обращении в национальной экономике, называют денежной массой, или предложением денег.

Денежные агрегаты – это показатели денежной массы, отличающиеся друг от друга степенью ликвидностью.

Схема финансового рынка:

1. денежный рынок:
- учетный рынок;
- межбанковский рынок;
- валютный рынок;

2. рынок капитала:
- рынок ценных бумаг;
- рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Структура денежной массы в США:

Наиболее ликвидным является агрегат М1, который состоит из двух элементов: наличность и деньги на текущих счетах (счета до востребования, чековые вклады). М1 – это предложение денег в узком смысле слова.

М2, М3, L получили название «почти деньги», «квази-деньги». «Почти деньги» - это определенные высоко ликвидные финансовые активы, такие, как бесчековые сберегательные счета, срочные вклады и краткосрочные государственные ценные бумаги, которые хотя и не функционируют непосредственно как средства обращения, но могут легко переводиться в наличность или наличные чековые счета. Это деньги в широком смысле слова.

М2 = М1 + сберегательные депозиты + мелкие (до 100.000 долларов) срочные вклады

М3 = М2 + крупные срочные депозиты (свыше 100.000 долларов) + депозитные сертификаты

L = М3 + краткосрочные государственные ценные бумаги (казначейские векселя)

Структура денежной массы в РБ:

М0 = рублевые депозиты до востребования

М1 = рублевые срочные депозиты, ценные бумаги, выпущенные банками в рублях

М2 = депозиты в иностранной валюте, ценные бумаги, выпущенные банками в иностранной валюте

 

Спрос на деньги – это:

1. альтернативная стоимость хранения денег, неполученный процент от того, что хранятся деньги, а не облигации;

2. люди будут держать деньги на руках только в том случае, если от этого есть выгода, компенсирующая эту альтернативную стоимость.

Главное при изучении денежного спроса – это сколько из своих финансовых активов вы хотите держать в форме денег, которые не приносят процента, а сколько вы хотите держать в приносящих процент ценных бумагах.

Мотивы держать деньги на руках:

1. трансакционный (выплаты и поступления не всегда совпадают по времени, деньги нужны для финансирования различных сделок);

2. предосторожности (люди держат деньги, чтобы быть готовыми к непредвиденным расходам, это зависит от номинальной процентной ставки).


 

12.03.12.

(график)

Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется общим денежным уровнем, или номинальным ВВП. Чем больше общая денежная стоимость находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше потребуется денег для заключения сделок. Вывод: спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП.

Проанализируем зависимость между процентной ставкой и кол-вом денег, которые люди хотят иметь в качестве актива. Преимуществом владением деньгами, по сравнению с владением, например, облигациями, является их ликвидность. Недостаток владения деньгами как активом, по сравнению с владением облигациями, заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента. Вывод: спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно пропорционально ставке процента; когда процентная ставка, или вмененные издержки владения деньгами как активом, низка, люди предпочитают владеть большим количеством денег в качестве активов, и наоборот, когда процент высок, обладать большой ликвидностью невыгодно и кол-во активов в форме денег будет небольшим. Существует обратная зависимость между процентной ставкой и кол-вом денег, которое люди хотят иметь в форме актива.

(график)

Dm = Dt + Da

(график)

Для получения денежного рынка и определения равновесной ставки процента мы объединяем спрос и предложение денег. Пересечение спроса денег с предложением денег определяет цену равновесия. Ценой равновесия является равновесная ставка процента, т.е. цена, уплачиваемая за использование денег.

Что произойдет при наличии неравновесия на денежном рынке и каким образом денежный рынок достигает этого равновесия?

(график)

Уменьшение предложения денег создает временную нехватку денег на денежном рынке. Население и фирмы пытаются получить больше денег путем продажи облигаций, поэтому предложение облигаций увеличивается, что понижает цену на облигации и поднимает процентную ставку. При более высокой процентной ставке кол-во денег, которое люди хотят иметь на руках, уменьшается. Следовательно, кол-во предложенных и требуемых денег уравнивается при более высокой процентной ставке.

Увеличение предложения денег создает временный их избыток, в результате чего увеличивается спрос на облигации и цена на них становится выше. Процентная ставка падает.

Правило: понижение цен на облигации увеличивает процентную ставку, повышение – снижает.

Кредит – это экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу ссуженной стоимости на условиях возвратности за плату в виде процента.

Кредитор – субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Главной целью предоставления кредита является получение дохода в виде ссудного процента.

Заёмщик – субъект кредитного отношения, получающий ссуду.

Кредит выполняет следующие основные функции:

1. перераспределительная (посредством кредита денежные и материальные ресурсы аккумулируются и перераспределяются между высокоприбыльными отраслями экономики, в результате чего осуществляется регулирование пропорций в производстве и управление совокупным денежным капиталом);

2. экономии издержек обращения (осуществляется путем развития безналичных расчетов, ускорения обращения денег путем замены наличных денег кредитными);

3. концентрации и централизации производства (кредит ускоряет развитие производства, способствует созданию новых фирм, акционерных обществ, международных компаний);

4. регулирование экономики (гос-во посредством изменения динамики и объема кредита воздействует на экономику).

Существуют различные формы и виды кредитов. Они классифицируются по раду признаков.

В зависимости от сроков, на которые предоставляются кредиты, различают:

1. онкольный (выдается на небольшой срок);

2. краткосрочный (до 1 г.);

3. среднесрочный (до 5 лет);

4. долгосрочный (свыше 5 лет).

По составу кредиторов и заёмщиков:

1. банковский (предоставляет временно свободные денежные средства на принципах материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности; в зависимости от сроков пользования, целей кредитования, вида заёмщиков, валюты, степени риска);
- в зависимости от степени обеспеченности различают гарантированные – выдаваемые под залог: ценные бумаги, недвижимость (ипотечный) - и негарантированные кредиты;
- по срокам погашения различают срочные, отсроченные (пролонгированные) и просроченные кредиты;

2. коммерческий (предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа; создаются платежные средства в виде векселей, т.е. обязательств должника кредитору уплатить указанную сумму в определенный срок);

3. потребительский;

4. государственный (отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государственных денежных средств на начало возвратности для финансирования государственных расходов; кредиторами выступают юридические и физические лица, заёмщиком – гос-во в лице его органов; для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги – казначейские векселя и облигации (ГКО и ГДО);

5. международный (это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, он основывается на предоставлении валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантий погашения, целенаправленности);

6. лизинг-кредит (предоставление в долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и т.д при сохранении права собственности на них за арендатором; цель – внедрение достижений научно-технического прогресса).

Рассмотренные формы кредита реализуются в рамках кредитной системы. Кредитная система рассматривается как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования с одной стороны и как совокупность кредитно-финансовых институтов – с другой.

Кредитная система состоит из центрального банка, коммерческих банков, специализированных банковских учреждений, а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа (пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний).


 

19.03.12.

1ый семинар – тема «ВВП и основные макроэкономические показатели»
«Итоги социально-экономического развития РБ за 2011 г.» - реферат

НБ РБ создан в 1991 г. и подчиняется Парламенту РБ. Его функции:

1. основная – проведение единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП);

2. регулирование денежного обращения и валютное регулирование;

3. выполнение функций центрального депозитария;

4. организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

5. исполнение республиканского и местных бюджетов;

6. регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

7. эмиссия денег на территории РБ;

8. разработка платежного баланса;

9. создание и накопление золотовалютных резервов в РБ.

К основных функциям коммерческих банков относятся:

1. аккумулирование временно свободных денежных средств сбережений и накоплений;

2. обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма и организация платежного оборота;

3. кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота;

4. учет векселей и операций с ними;

5. хранение финансовых и материальных ценностей;

6. доверительное управление имуществом своих клиентов (трастовые операции).

Депозиты подразделяются на:

1. вклады до востребования;

2. срочные вклады.

Особое значение в последнее время приобрели новые операции банков, такие как:

1. лизинг (данная операция связана с передачей права пользования на длительный срок – аренду недвижимого или движимого имущества, составляющего собственность арендодателя на весь срок действия договора о лизинге);

2. факторинг (разновидность торгово-комиссионной операции банков, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала субъектов хозяйствования; данная операция связана с уступкой поставщика другому юридическому лицу – фактору - подлежащих к оплате денежных требований за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и передачей фактору права получения платежей по ним);

3. доверительное управление имуществом клиентов (операции по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах своих клиентов на правах его доверенного лица; распоряжение имуществом после смерти владельца, управление имуществом на доверительной основе и попечительства, агентские функции – хранение ценностей и управление собственностью).

Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику государства. ДКП представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Цель ДКП – регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредитов.

Основными общими инструментами (методами) денежно-кредитного регулирования являются:

1. операции на открытом рынке (покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг;
- предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и ЦБ ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка; для этого он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению; поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, то население и банки начинают их скупать, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов, а это в свою очередь с учетом мультипликационного эффекта – к сокращению предложения денег;
- если на денежном рынке наблюдается недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, т.е. начинается активно скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения; в результате увеличивается спрос на государственные ценные бумаги, их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает; население начинается активно продавать ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и с учетом мультипликационного эффекта увеличению предложения денег);

2. политика учетной ставки (или дисконтная политика; ставка рефинансирования – процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, имеющим прочное финансовое положение, но имеющим некоторые временные трудности; уменьшение учетной ставки для коммерческих банков делает займы резервных фондов дешевыми, при этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении, и наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными, более того, многие коммерческие банки стремятся вернуть кредит);

3. изменение норм обязательных резервов (минимальные резервы – обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков; если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег).

Существуют также селективные (административные) инструменты регулирования.

Монетаризм базируется на положении, что зависимость между денежным фактором, т.е. массой денег в обращении, и номинальным ВВП является более тесной, чем между инвестициями и ВВП. Опираясь на уравнение Фишера, Фридман пришел к выводу, что можно ввести такой коэффициент k.

(уравнение)

Поскольку величина v стабильна в краткосрочном периоде, то фактор денег можно записать с определенным коэффициентом k.

(уравнение)

Фридман сделал вывод, что денежный фактор – это решающий фактор, влияющий на изменение ВВП. Он вывел «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, состоящее в том, что государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Фридман считал, что стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3-5% в год является нормой, правилом. Если же нарушилось «денежное правило», то раскручивалась инфляция или падал темп прироста ВВП.

Различают два основных типа ДКП:

1. в условиях инфляции производится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции), которая направлена на ужесточение условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег; ЦБ продает государственные ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку; политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования;

2. в периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская политика); ЦБ покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку, тем самым создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.


 

26.03.12.

Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Финансы выполняют следующие важнейшие функции:

1. аккумулирующая;

2. регулирующая;

3. распределительная;

4. контрольная.

Совокупность финансовых взаимоотношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Основным принципом построения финансовых систем в развитых странах является фискальный федерализм, который предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти.

В состав государственных финансов включают:

1. государственный бюджет,

2. внебюджетные фонды,

3. государственный кредит,

которые функционируют на разных уровнях управления:

1. общегосударственном,

2. региональном,

3. местном.

К внебюджетным фондам относят:

1. фонды соцстрахования;

2. пенсионные фонды;

3. фонды занятости населения;

4. различные целевые фонды.

Под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. фискальная;

2. социальная;

3. экономическая (регулирующая).

Все налоги содержат следующие элементы:

1. объект налога – имущество или доход, подлежащие вложению;

2. субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

3. источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

4. ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

5. налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Закрепленная законодательно, совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образуют налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:

1. всеобщность;

2. обязательность;

3. равнонапряженность;

4. однократность;

5. стабильность;

6. простота и доступность;

7. гибкость.

Существуют две основные концепции налогообложения:

1. налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают;

2. налоги должны зависеть от размера получаемого дохода, т.е. с большего дохода взимается и больший налог.

Налоговая система может быть двух- и трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Россия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях – правительственном, региональном и местном. В государствах с унитарным устройством (Франция) на двух уровнях – общегосударственном и местном.

По принципам построения, т.е. зависимости величины налога от величины дохода, выделяют:

1. пропорциональный налог, т.е. величина налога растет пропорционально величине дохода;

2. прогрессивный налог, т.е. возрастание налога опережает рост дохода;

3. регрессивный налог, т.е. возрастание налога меньше, чем возрастание дохода, у большего дохода изымается меньшая часть.

По способу взимания выделяют:

1. прямые налоги, уплачиваемые с дохода и имущества;

2. косвенные налоги, уплачиваемые в цене товара.

По сфере распространения выделяют:

1. общегосударственные налоги, поступающие в госбюджет;

2. местные налоги.

Основными видами налогов, формирующими доходы госбюджета, являются:

1. подоходный;

2. НДС (является вторым по величине в доходной части госбюджета; им облагается заработная плата, амортизация, прибыль, процент за кредит, затраты на электроэнергию и др.; это косвенный налог и включается в общую цену товара; носителем является покупатель);

3. акцизный (косвенный налог; им облагается продукция, имеющая монопольные цены и устойчивый спрос; уплачивается в цене товара, носителем является покупатель);

4. на недвижимость.

Система подоходного налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Американский экономист Лаффер разработал зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВВП.

(график)

При ставке r0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R0. Данная ставка будет стимулировать предпринимательскую активность субъектов хозяйствования. Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений, т.к. это будет вести к подрыву частной инициативы, к сокращению инвестиций. Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30% дохода предприятий и населения.

 

Госбюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания госаппарата, вооруженных сил, а также выполнения определенных социально-экономических функций. Основными принципами построения госбюджета являются полнота, единство, реальность, гласность.

Функции:

1. перераспределения нац. дохода, в том числе для финансирования соц. политики;

2. контроль за финансовым состоянием экономики через движение финансовых ресурсов;

3. регулирование и стимулирование экономики и научно-технического прогресса.

Структура бюджета определяется гос. устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух звеньев – госбюджета и бюджетов местных органов власти. В государствах с федеральным устройством существует промежуточное звено – бюджеты членов федерации.

Бюджетное устройство РБ определяется административно-территориальным делением республики. Бюджетная система РБ включает республиканский бюджет, бюджет города Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые).

Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным.

Госбюджет состоит из двух частей – доходов и расходов.

Доходы госбюджета:

1. налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины), 75-85%;

2. неналоговые поступления (доходы от гос. собственности, госсектора в экономике, гос. торговли), 5-8%;

3. взносы в гос. фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы, 10-12%.

Расходы госбюджета:

1. затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей), 40-50%;

2. затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление гос. программ), 10-20%;

3. расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам, 10-20%;

4. административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, юстиций), 5-10%;

5. платежи по государственному долгу, 7-8%.

Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Причины дефицита:

1. необходимость осуществления крупных гос. программ развития экономики;

2. милитаризация той или иной страны;

3. экономические кризисы, стихийные бедствия.

4-5% дефицита считается нормальным для развитых стран.

Различают два вида дефицита:

1. циклический (разность между реальным и структурным дефицитом);

2. структурный (дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета; однако реальный дефицит может оказаться больше структурного, основной причиной является спад производства, поэтому он приводит к сокращению доходов предприятий и населения).

Уровень дефицита бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП. Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

1. увеличение налогов (увеличение налоговых ставок; но используется редко, т.к. ведет к спаду деловой активности);

2. денежное финансирование (монетизация дефицита, расширение кредитов центрального банка госпредприятиям);

3. внутреннее и внешнее долговое финансирование (выпуск и продажа ценных бумаг, продажа правительствам других стран).


 

02.04.12.

Фискальная политика – это регулирование макроэкономических пропорций и темпов экономического роста посредством изменения уровня и структуры налогов и государственных расходов.

Фискальная политика государства включает дискреционную и недискреционную.

Дискреционная, т.е. проводимая по усмотрению правительства, политика представляет собой использование правительством государственных расходов и налогов для изменения реального ВВП и уровня занятости, уменьшения инфляции и стимулирования экономического роста.

Фискальная дискреционная политика проводится в условиях циклического развития экономики в периоды подъемов и спадов производства. В связи с этим существует стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада и направлена на экономический рост. В условиях спада происходит значительное сокращение инвестиционных расходов и совокупного спроса. В результате реальный ВВП сокращается, падение производства сопровождается ростом циклической безработицы. Государство осуществляет стимулирующую фискальную политику следующими методами:

1. увеличение государственных расходов;

2. уменьшение налогов;

3. сочетание данных методов.

Результатом действия стимулирующей фискальной политики является создание бюджетного дефицита, т.е. превышения государственных расходов над налоговыми поступлениями.

Закономерностью рыночной экономики является мультипликационный, т.е. множительный, эффект. Это означает, что объем ВВП возрастает на величину большую, чем произошло увеличение государственных расходов.

MG = изменение реального ВВП/изменение государственных расходов

Mn = изменение реального ВВП/изменение налога (Mn – мультипликатор налогов)

Сдерживающая фискальная политика осуществляется в условиях высокого уровня совокупного спроса инфляционного роста цен. Увеличение совокупного спроса в экономике может быть вызвано резким ростом инвестиционных расходов или ростом чистого экспорта. Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:

1. сокращение государственных расходов;

2. повышение налогов;

3. сочетание данных методов.

Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, т.е. превышение налоговых поступлений над государственными расходами. И первый, и второй метод сопровождаются мультипликационным эффектом.

Недискреционная, или автоматическая, фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Автоматическая фискальная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. К ним относятся автоматические изменения налоговых поступлений и система пособий по безработице и социальным выплатам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.146 с.)