Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: рынок, его функции и структура.

Поиск

1. Условия и причины возникновения рынка.

2. Сущность и функции рынка. Субъекты и объекты рынка.

3. Классификация рынков. Инфраструктура рынка.

4. Типы рыночных структур.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Оно с одной стороны разделяет производителей, как бы разобщает их, а с другой порождает устойчивые связи, взаимоотношения.

История знает ряд крупнейших ступеней разделения труда:

1. Отделение скотоводства от земледелия.

2. Выделение ремесла как самостоятельной отрасли.

3. Возникновение купечества.

Основоположником научной теории разделения труда является Адам Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит рассмотрел все главные типы разделения труда:

1. В пределах отдельной мануфактуры.

2. Между отраслями.

3. Между городом и деревней.

4. Между промышленностью и торговлей.

5. Между умственным трудом и физическим.

6. Между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.

Важным условием возникновения рынка является специализация. Это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного воспроизводства, так и внутри отрасли и внутри предприятия, на различных стадиях производственного процесса.

Основные формы специализации:

1. Предметная.

2. Подетальная.

3. Технологическая (стадийная).

Важной причиной возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Другая причина формирования рынка – экономическая обособленность производителей, или правовая свобода.

С социально-экономической стороны рынок представляет совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируется спрос, предложение и цена товара.

С организационно-экономической стороны рынок – это хозяйственная деятельность, определенным образом организованная и направленная на реализацию товара.

Рыночная система имеет свой механизм непроизвольной координации экономики, действующий через систему цен и рынков в условиях конкуренции.

Адам Смит, исследуя экономическую систему капитализма, обнаружил, что в этой системе существует определенный порядок. Смит назвал его «принципом невидимой руки», который состоит в непроизвольной координации экономики, когда действия людей определяются только интересами их личной выгоды. Производители и потребители товаров встречаются на рынке при установлении цены товаров в результате спроса и предложения в условиях конкуренции.

Основные принципы рынка свободной конкуренции:

1. Частная собственность.

2. Свобода предпринимательства и выбора.

3. Личный интерес как главный мотив поведения.

4. Конкуренция.

5. Система цен.

6. Свободный доступ к информации для всех субъектов рынка.

7. Ограниченная роль правительства.

Элементы рыночного механизма:

1. Спрос.

2. Предложение.

3. Цена.

4. Конкуренция.

Сущность рынка наиболее полно отражается в его функциях:

1. Ценообразующая.

2. Регулирующая.

3. Стимулирующая.

4. Информационная.

5. Посредническая.

6. Санирующая.

7. Социальная (поскольку в условиях рынка дифференцируются производители, тем самым гос-ву предоставляются лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономики).

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок купли-продажи. К ним относятся физические лица (покупатели, продавцы, предприниматели) и юридические лица (фирмы, предприятия, объединения, гос-во). Если классифицировать субъекты рыночных отношений исходя из выполняемых ими функция, то они делятся на продавцов, покупателей и их посредников. Посредниками могут быть физические и юридические лица. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на следующие группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели), государство (правительство).


 

29.09.11.

Соответственно объектам рыночных отношений, выделяют следующие рынки:

1. Товарный, включающий в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта.

2. Финансовый, в который включаются рынок капиталов (инвестиционный), рынок кредитов, рынок ценных бумаг и валютно-денежный рынок.

3. Рынок труда (общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила является товаров, т.е. продается и покупается в соответствии с законами денежного предложения): внутренний (основывается на движении кадров между предприятиями, фирмами, т.е. внутри отдельного гос-ва) и внешний (предполагает мобильность трудовых ресурсов между фирмами на общемировом уровне).

По степени зрелости рыночных отношений выделяют:

1. Формирующийся рынок.

2. Развитый рынок.

По механизму функционирования:

1. Свободный.

2. Монополизированный.

3. Государственно регулируемый.

По территориальным параметрам:

1. Местный.

2. Региональный внутри страны.

3. Национальный.

4. Региональный по группе стран.

5. Мировой.

По уровню насыщенности товарами:

1. Избыточный.

2. Равновесный.

3. Дефицитный.

По отношению к действующему законодательству:

1. Легальный.

2. Теневой.

 

Инфраструктура рынка – система специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются: сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, ярмарки, аукционы и т.д.

 

Различают 4 основные рыночные модели:

1. Чистая конкуренция.

2. Чистая монополия.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Олигополия.

В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко входить и выходить из данной отрасли. Здесь присутствует как ценовая, так и неценовая конкуренция, но последняя развита слабо.

Под чистой монополией подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в данную отрасль практически невозможно, т.к. фирма представляет собой практически всю отрасль. Дифференциация продуктов отсутствует. Чистая монополия является обладателем уникального продукта, например: местная электрическая компания, газовая компания, алмазная компания.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, продающих дифференцированный продукт, например: одежда, мебель. Войти в данную отрасль легко.

Олигополия отличается небольшим числом продавцов, производящих либо стандартизированный, либо дифференцированный продукт. Решения в определении цен или объемов производства являются взаимозависимыми, очень часто это скрепляется тайными сговорами. Вхождение в отрасль достаточно сложно, т.к. речь идет о больших капиталах. Здесь возможно либо поглощение, либо слияние. Тут скорее представлена неценовая конкуренция.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между производителями однородных товаров за лучшие условия их производства, сбыта, получения сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция – борьба между предприятиями, занятыми в разных отраслях производства, за выгодное вложение капитала, перераспределение прибыли.

Современная экономическая теория различает две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Она характеризуется наличием большого числа фирм, производящих один и тот же товар; возможностью свободного доступа к информации; однородностью продукции; хорошим знанием рынка покупателями и продавцами. Примером является чистая конкуренция. Сегодня нет совершенной конкуренции, т.к. она ограничена монополиями и гос-вом.

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

 

Методы конкурентной борьбы:

1. Силовые (снижение цен, скупка патентов, захват источников сырья, поджог). Они являются скорее исключением.

2. Ценовые (применение монопольно высоких и низких цен, применение ценовой дискриминации, демпинговые цены).

3. Неценовые:
- конкуренция по продукту (стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении одной и той же цены);
- конкуренция по условиям продаж (использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам – рекламы, услуг по сервисному обслуживанию, льгот постоянным клиентам и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.01 с.)