Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: рынок, его функции и структура.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Условия и причины возникновения рынка. 2. Сущность и функции рынка. Субъекты и объекты рынка. 3. Классификация рынков. Инфраструктура рынка. 4. Типы рыночных структур. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Оно с одной стороны разделяет производителей, как бы разобщает их, а с другой порождает устойчивые связи, взаимоотношения. История знает ряд крупнейших ступеней разделения труда: 1. Отделение скотоводства от земледелия. 2. Выделение ремесла как самостоятельной отрасли. 3. Возникновение купечества. Основоположником научной теории разделения труда является Адам Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит рассмотрел все главные типы разделения труда: 1. В пределах отдельной мануфактуры. 2. Между отраслями. 3. Между городом и деревней. 4. Между промышленностью и торговлей. 5. Между умственным трудом и физическим. 6. Между различными регионами и целыми национальными хозяйствами. Важным условием возникновения рынка является специализация. Это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного воспроизводства, так и внутри отрасли и внутри предприятия, на различных стадиях производственного процесса. Основные формы специализации: 1. Предметная. 2. Подетальная. 3. Технологическая (стадийная). Важной причиной возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Другая причина формирования рынка – экономическая обособленность производителей, или правовая свобода. С социально-экономической стороны рынок представляет совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируется спрос, предложение и цена товара. С организационно-экономической стороны рынок – это хозяйственная деятельность, определенным образом организованная и направленная на реализацию товара. Рыночная система имеет свой механизм непроизвольной координации экономики, действующий через систему цен и рынков в условиях конкуренции. Адам Смит, исследуя экономическую систему капитализма, обнаружил, что в этой системе существует определенный порядок. Смит назвал его «принципом невидимой руки», который состоит в непроизвольной координации экономики, когда действия людей определяются только интересами их личной выгоды. Производители и потребители товаров встречаются на рынке при установлении цены товаров в результате спроса и предложения в условиях конкуренции. Основные принципы рынка свободной конкуренции: 1. Частная собственность. 2. Свобода предпринимательства и выбора. 3. Личный интерес как главный мотив поведения. 4. Конкуренция. 5. Система цен. 6. Свободный доступ к информации для всех субъектов рынка. 7. Ограниченная роль правительства. Элементы рыночного механизма: 1. Спрос. 2. Предложение. 3. Цена. 4. Конкуренция. Сущность рынка наиболее полно отражается в его функциях: 1. Ценообразующая. 2. Регулирующая. 3. Стимулирующая. 4. Информационная. 5. Посредническая. 6. Санирующая. 7. Социальная (поскольку в условиях рынка дифференцируются производители, тем самым гос-ву предоставляются лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономики). Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок купли-продажи. К ним относятся физические лица (покупатели, продавцы, предприниматели) и юридические лица (фирмы, предприятия, объединения, гос-во). Если классифицировать субъекты рыночных отношений исходя из выполняемых ими функция, то они делятся на продавцов, покупателей и их посредников. Посредниками могут быть физические и юридические лица. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на следующие группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели), государство (правительство).
29.09.11. Соответственно объектам рыночных отношений, выделяют следующие рынки: 1. Товарный, включающий в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта. 2. Финансовый, в который включаются рынок капиталов (инвестиционный), рынок кредитов, рынок ценных бумаг и валютно-денежный рынок. 3. Рынок труда (общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила является товаров, т.е. продается и покупается в соответствии с законами денежного предложения): внутренний (основывается на движении кадров между предприятиями, фирмами, т.е. внутри отдельного гос-ва) и внешний (предполагает мобильность трудовых ресурсов между фирмами на общемировом уровне). По степени зрелости рыночных отношений выделяют: 1. Формирующийся рынок. 2. Развитый рынок. По механизму функционирования: 1. Свободный. 2. Монополизированный. 3. Государственно регулируемый. По территориальным параметрам: 1. Местный. 2. Региональный внутри страны. 3. Национальный. 4. Региональный по группе стран. 5. Мировой. По уровню насыщенности товарами: 1. Избыточный. 2. Равновесный. 3. Дефицитный. По отношению к действующему законодательству: 1. Легальный. 2. Теневой.
Инфраструктура рынка – система специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются: сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, ярмарки, аукционы и т.д.
Различают 4 основные рыночные модели: 1. Чистая конкуренция. 2. Чистая монополия. 3. Монополистическая конкуренция. 4. Олигополия. В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко входить и выходить из данной отрасли. Здесь присутствует как ценовая, так и неценовая конкуренция, но последняя развита слабо. Под чистой монополией подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в данную отрасль практически невозможно, т.к. фирма представляет собой практически всю отрасль. Дифференциация продуктов отсутствует. Чистая монополия является обладателем уникального продукта, например: местная электрическая компания, газовая компания, алмазная компания. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, продающих дифференцированный продукт, например: одежда, мебель. Войти в данную отрасль легко. Олигополия отличается небольшим числом продавцов, производящих либо стандартизированный, либо дифференцированный продукт. Решения в определении цен или объемов производства являются взаимозависимыми, очень часто это скрепляется тайными сговорами. Вхождение в отрасль достаточно сложно, т.к. речь идет о больших капиталах. Здесь возможно либо поглощение, либо слияние. Тут скорее представлена неценовая конкуренция. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между производителями однородных товаров за лучшие условия их производства, сбыта, получения сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция – борьба между предприятиями, занятыми в разных отраслях производства, за выгодное вложение капитала, перераспределение прибыли. Современная экономическая теория различает две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Она характеризуется наличием большого числа фирм, производящих один и тот же товар; возможностью свободного доступа к информации; однородностью продукции; хорошим знанием рынка покупателями и продавцами. Примером является чистая конкуренция. Сегодня нет совершенной конкуренции, т.к. она ограничена монополиями и гос-вом. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Методы конкурентной борьбы: 1. Силовые (снижение цен, скупка патентов, захват источников сырья, поджог). Они являются скорее исключением. 2. Ценовые (применение монопольно высоких и низких цен, применение ценовой дискриминации, демпинговые цены). 3. Неценовые:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.01 с.) |