Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические и психологические особенности развития близнецов.

Поиск

Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал "близнецовую ситуацию". Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов. «Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия - собственный интимный язык близнецов. Семенов В. Отставание в речи близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе - «близнецовая ситуация» (А.Р. Лурия). Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. монозиготные близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития. Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга.В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 - 15 годам у дизиготных близнецов и к 16 - 18 годам у монозиготных. Семенов В.В. также говорит о том, что у монозиготных близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. Психологи выделяют две группы причин, по которым близнецы приступают к школьному обучению недостаточн. подготовленными. С одной стороны, это следствие совместного внутриутробного развития, с другой - влияние уже прижизненных специфических условий - «близнецовой ситуации».В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и соблизнеца. у монозиготных близнецов остается взаимозависимость, дизиготные близнецовые связи в дальнейшем станут ослабевать.Следствием затрудненного формирования самосознания у близнецов является их сильно развитая взаимная идентификация. Описанные особенности развития монозиготных близнецов с неизбежностью сказываться и на параметрах их интеллектуального развития. Смена стадий развития мышления в онтогенезе определяется усложнением опосредования мыслительных процессов. При этом важнейшим средством управления собственной деятельностью является речь.Таким образом, действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре.Особенности развития речи детей-близнецовСогласно многочисленным исследованиям овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация», минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов (зиготность) и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.

Метод приемных детей в психогенетике. Основная схема метода. Возможности и ограничения метода. Примеры исследований.

Метод приемных детей позволяет выяснить, что больше влияет на развитие признака — генетические задатки, или определенное воз­действие среды. В основе метода лежит сравнение их сходства с роди телями биологическими и теми, которые их усыновили. Сходство с биологическими родителями трактуется как свидетельство генети­ческих влияний, сходство с приемными — как показатель влияния общей среды. Эта схема включает в себя, во-первых, сопоставление детей и их биологических родителей и, во-вторых, сопоставление детей и их родителей-усыновителей. Если дети были усыновлены в первые дни жизни и никогда не видели своих биологических родителей, то с ними они имеют только общие гены*. С родителями-усыновителями, с которыми дети прожили всю жизнь, у детей нет никакого генетического сходства, но зато есть общие средовые условия

Теоретически ожидаемые корреляции детей

 

Вариативность признака формируется исключительно в результате аддитивного взаимодействия генов Вариативность признака формируется исключительно в результате средовых влияний и не зависит от генотипа
RБИОЛ RПРИЕМ RБИОЛ RПРИЕМ
0,5 0,0 0,0 1,0

В таблице отражен главный принцип работы метода приемных детей. Однако реальные коэффициенты корреляции, естественно, могут значительно отличаться от идеальных. Более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большая же корреляция с родителями-усыновителями — в пользу средовых.Варианты этой схемы включают в себя, дополнительно к сопоставлению родителей и детей, еще и сравнение детей, не имеющих генетического сходства, но усыновленных в одну семью

Колорадское исследование приемных детей. Прежде всего, выяснилось, что можно найти такую социальную группу, в которой психически нормальные и социально не деградировавшие женщины отказываются от своих детей. В таких случаях известен отец ребенка, и поэтому в исследовании могут быть получены и использованы данные не только матери, но и отца.Для исследования были отобраны такие дети, которых усыновили в первый месяц жизни, при этом биологические матери проводили вместе с ребенком не более недели (в среднем 4 дня).

Незначимыми оказались и корреляции образования и профессионального статуса. Это говорит о том, что при усыновлении дети случайно распределялись по семьям: не было такого, чтобы ребенок более образованной биологической матери попадал в более образованную семью, а ребенок менее образованной матери — в менее образованную. Случайное распределение детей по семьям позволяет говорить о четком разделении в эксперименте генетических и средовых влияний.

схема исследования приемных детей, позволяющая надежно развести генетические и средовые факторы, влияющие на индивидуальные различия, может быть осуществлена в реальном эксперименте. Вместе с тем многие исследователи считают, что метод приемных детей вряд ли будет играть существенную роль в будущих генетических работах, но связано это не с разрешающей способностью самого метода, а с традициями усыновления. В качестве примера приведем исследование роли гено­типа и среды в формировании такого признака, как коэффициент интеллекта (IQ). Было показано, что если коэффициент IQ родной матери был больше 120 баллов, то у детей этой группы, отданных на воспитание в другие семьи, впоследствии не отмечалось ни одного случая с IQ меньше 95, а у 44% детей он тоже был больше 120. Если посмотреть на коэффициент интеллекта тех приемных детей, у ко­торых биологические матери имели IQ меньше 95 баллов, то оказы­вается, что в результате не было ни одного ребенка с коэффициен­том интеллекта больше 120 баллов, а у 15% он был ниже 95. Такие данные свидет. о большой роли генотипа в развитии этого признака. Для наибольшей чистоты исследования необходимо подбирать случаи как можно более раннего усыновления, тогда воздейств. другой среды будет минимальным.возможный источник искажений при использовании этого метода связан с тем, что семьи, в которых воспитываются при­емные дети, не совсем репрезентативны. Это связано с целым рядом требований, предъявляемых к усыновителям. Недоста­точная представленность воздействий среды, относящихся к различ­ным факторам риска, может повлиять на результаты исследований.

Генетический и семейный методы в психогенетике, их возможности и ограничения. Примеры примечания.

Метод анализа родословных первым начал применяться в генетике поведения. Им пользовался Ф. Гальтон для изучения наследственности таланта.

В семьях можно проследить те же закономерности менделевского расщепления и независимого распределения признаков, как и при экспериментальных скрещиваниях у растений и животных. В тех случаях, когда изучаются альтернативные (дискретные, качественные) признаки, анализ родословных помогает установить тип наследования.Через родословные можно получить сведения об аллелях и обнаружить сцепленные гены. В современной психогенетике родословные необходимы для локализации генов на хромосомах при анализе сцепления. применяемые здесь методы анализа внутрисемейного сходства (близнецы, приемные дети, родители, сибсы) можно считать расширенным вариантом метода родословных. Ф. Гальтон проанализировал множество родословных выдающихся людей и обнаружил, что частота родственных связей талантливых людей гораздо выше той, которую можно было бы ожидать при случайном распределении высокой одаренности. Этот метод основан на том простом соображении, что у родственни­ков имеется некоторая часть одинаковых генов, поэтому можно опре­делить генотипическую корреляцию (rg). Фенотипическую корреля­цию (гр) можно установить экспериментально. Коэффициент насле­дуемости при этом вычисляется как отношение этих корреляций:

/

Для монозиготных близнецов генетическая корреляция равна 1. Для родства первой степени она составляет 1/2(0,5). Сюда относятся корреляция ребенок—родитель, а также корреляции между детьми одних родителей, в том числе и дизиготными близнецами. В случае родства второй степени генетическая корреляция равна 1/4(0,25). Это корреляция между бабушками (дедушками) и внуками, дядями (те­тями) и племянниками (племянницами), сводными братьями и сест­рами (для которых общим является только один родитель). Для третьей степени родства корреляция равна 1/8(0,125) — между двою­родными братьями и сестрами.

При таком подходе приходится делать слишком много допущений, в ча­стности, пренебрегать ковариациями и генотип-средовыми взаимодейст­виями, не учитывать ассортативность браков. На практике такие способы подсчета вполне применимы при селекции у животных, однако в отноше­нии поведения человека их применяют редко.

Еще одной принципиально важной особенностью, ограничива­ющей применение семейного анализа в психогенетике, является не­возможность отделения генетических эффектов от средовых. Невоз­можно сказать, чем объясняется сходство членов семьи, — тем, что у них схожие генотипы (частично идентичные генотипы), или же тем, что они живут в одних и тех же условиях (частично идентичные сре­довые воздействия). Ответ на этот вопрос становится практически невозможен, особенно при изучении полигенных (зависящих от многих генов) признаков. Нельзя, конечно, сказать, что семейный анализ не может ничего дать — например, отсутствие фенотипической корреляции по какому-то признаку может быть достаточно ин­формативным. Изучение родословных в случае простых типов на­следования может оказаться исключительно важным, несмотря на то, что большинство психологических признаков полигенно. Тем не ме­нее, семейный анализ важен как дополнительный метод, позволя­ющий уточнить данные, которые получены с помощью других мето­дов психогенетики.

25 Генетическая психофиизология.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Генетическая психофизиология — новая область исследований, сложившаяся на стыке психогенетики и дифференциальной психофизиологии.
Принято считать, что генотипические особенности могут влиять на поведение человека и на его психику лишь постольку, поскольку они влияют на морфо - функциональные характеристики, являющиеся материальным субстратом психического. Вот почему одна из главных задач генетической психофизиологии — изучение взаимодействия наследственной программы развития и факторов окружающей среды в формировании структурно-функциональных комплексов центральной нервной системы (ЦНС) человека и других физиологических систем организма, которые участвуют в обеспечении психической деятельности. Теоретическим основанием для постановки исследований такого рода служит представление об индивидуальности человека как целостной многоуровневой биосоциальной системе, в которой действует принцип антиципации (т.е. предвосхищения) развития. Исходя из этого принципа можно полагать, что первичный в структуре индивидуальности генетический уровень инициирует развитие сопряженных с ним морфологического и физиологического уровней, а те в свою очередь во взаимодействии со средой создают условия для возникновения психических новообразований. Таким образом, исследование генотипических и средовых детерминант психофизиологических характеристик становится звеном, связующим индивидуальный геном и индивидуальные особенности психики человека. Отсюда вытекает и стратегия исследований, а именно: подход к изучению детерминации индивидуальных особенностей психики путем оценки роли генотипа в межиндивидуальной изменчивости существенных в этом плане психофизиологических признаков.
При такой постановке вопроса закономерным и необходимым становится исследование роли факторов генотипа в формировании физиологических систем организма, и в первую очередь ЦНС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.204 (0.008 с.)