Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка для преподавателей № 8

Поиск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ № 8

 

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА

4 КУРСЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДЕТСКОЙ

ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ

ТЕМА: ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У ДЕТЕЙ.

 

 

Время 3 часа 30 минут


УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Изучить особенности этиологии, классификации, клиники и лечения воспалительных заболеваний слюнных желез.

2. Изучить особенности заболеваний слюнных желез у детей.

3. Изучить основные принципы деонтологии при работе с детьми.

 

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, слайды, фантом, хирургические инструменты. Занятие проводится в стационаре челюстно-лицевой хирургии, хирургическом кабинете детской стоматологической поликлиники.

3. ВОПРОСЫ, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:

1. Анатомия и физиология слюнных желез.

2. Классификация заболеваний слюнных желез.

3. Этиология, патогенез, клиника заболеваний слюнных желез.

4. Основные принципы лечения заболеваний слюнных желез.

 

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ НА ЗАНЯТИИ

1. Методы исследований слюнных желез у детей.

2. Классификация воспалительных заболеваний слюнных желез у детей.

3. Эпидемический паротит у детей.

4. Острый неэпидемический сиалоаденит у детей.

5. Хронический неэпидемический сиалоаденит у детей.

6. Калькулезный сиалоаденит у детей.

7. Методы лечения воспалительных заболеваний слюнных желез у детей.

8. Особенности техники удаления конкрементов слюнных желез у детей.

РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

1. Введение – 10 мин.

2. Тестовый контроль исходного уровня знаний – 20 минут.

3. Устное собеседование по вопросам занятия - 40 минут.

4. Проведение методик исследования слюнных желез на фантоме – 20 минут.

5. Работа с больными –120 минут.

6. Разбор ситуационных задач по теме занятия – 20 минут.

7. Рецензия историй болезни - 30 минут.

8. Итоговый контроль, домашнее задание – 10 минут.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

После проверки присутствующих преподаватель знакомит студентов с задачами и темой практического занятия. Значимость темы определена распространенностью воспалительных заболеваний слюнных желез у детей. Контроль исходного уровня знаний проводится в виде тестовых и ситуационных задач. В учебном классе студенты повторяют методы обследования больного с заболеваниями слюнных желез на фантомах. В перевязочной и хирургическом кабинете студенты, по 3-4 человека в каждой подгруппе, знакомятся с методами обследования, клиникой, тактикой лечения детей с воспалительными заболеваниями слюнных желез. Студенты под контролем преподавателя обследуют пациентов детского возраста. Преподаватель проводит коррекцию практических навыков. Итоговый уровень знаний по данной теме определяется с помощью опроса, во время которого преподаватель оценивает знания студентов, корректирует их. В заключение преподаватель дает характеристику работы группы. Отмечается степень подготовленности студентов. Дается задание к следующему занятию.

7. ХОД ЗАНЯТИЙ

ФУНКЦИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ

1. Из ткани слюнных желез выделены гормон апоэритеин и ряд веществ, обладающих гормональной активностью (паротин, фактор роста нервов, фактор роста эпителия, фактор леталь­ности и др.). Гормон апоэритеин влияет на рост зубов и увеличивает ко­личество гликогена в печени. Паротин стимулирует рост и развитие зу­бов и скелета человека, оказывая нормализующее действие на белко­вый и минеральный обмен в костных структурах.

2. Слюна человека содержит более 50 пищеварительных ферментов: амилаза, липаза, протеаза, фосфатаза и др.

3. Антимикробная функция слюны определя­ется действием содержащихся в ней ферментов; нуклеаз, лизоцима, трипсина, пероксидазы и др. Антибактериальные свойства слюны обу­словлены также наличием в ней IgА. Продуценты секреторного IgА — плазматические клетки, располагаются в строме слюнных желез вокруг протоков.

СТРОЕНИЕ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ.

Околоушная слюнная железа - самая крупная из слюнных желез. Железа покрыта хорошо выраженной соединительнотканной капсу­лой. Но на внутренней части железы капсула тонкая, а в области гло­точного отростка вовсе отсутствует. В этом месте обнаженная часть же­лезы прилежит к окологлоточному пространству. Околоушную слюнную железу прободают ветви лицевого нерва. К задневнутренней поверхно­сти железы прилежит наружная сонная артерия. В толще железы в междольковой соединительной ткани и поверх капсулы железы в предушной области располагаются лимфатические узлы.

Поднижнечелюстная железа распола­гается в поднижнечелюстном треугольнике. Она округлая, покрыта плотной капсулой. Главный выводной проток открывается на дне полости рта, сбоку от уздечки языка за нижними резцами. В под нижнечелюстном треугольнике, сре­ди рыхлой клетчатки, кроме слюнной железы расположены лимфатиче­ские узлы, а также проходят лицевая артерия и вена.

Подъязычные железы в 2 раза меньше поднижнечелюстных. Они имеют овальную форму и располагаются сбоку, под языком, непосред­ственно под слизистой оболочкой полости рта. Главный выводной про­ток железы впадает в проток поднижнечелюстной слюнной железы.

Паренхима слюнных желез представлена системой ацинусов и про­токов, объединенных в дольки. Между дольками располагаются соеди­нительнотканные прослойки (интерстиций), в которых проходят сосуды и нервы. По характеру секрета околоушные железы относятся к белко­вым, поднижнечелюстные — к смешанным, а подъязычные — к слизи­стым.

 

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Общие методы обследования: опрос, осмотр, пальпа­цию, термометрию, лабораторные исследования крови и мочи. При сборе анамнеза у детей необходимо выяснить, болел ли он ранее эпидемическим паротитом и был ли он в контакте с этими больными. Необходимо выяснить признаки сухости в полости рта, болез­ненность и увеличение железы, а также солоновато-горький привкус во рту во время приема пищи. При осмотре и пальпации определяется состояние кожных по­кровов в области слюнных желез, консистенцию тканей железы, состоя­ние устьев выводных протоков слюнных желез, характер и количество выделяющегося секрета и др.

Частные методы обследования: зондирование выводных протоков, рентгенологическое обследование слюнных желез, исследование сек­реторной функции желез, качественный анализ слюны (исследование физико-химических свойств ее), цитология мазков слюны, контрастная сиалография, посев отделяемого из выводных протоков на микрофлору и ее чувствительность к антибиотикам.

Специальные методы исследования: стереорентгенография, сиалотомография, сиалография с прямым уве­личением изображения, электрорентген контрастная сиалография, ком­пьютерная томография, радиосиалография, сканирование слюнных желез, эхосиалография (УЗИ), термовизиография, пункционная биопсия слюнной железы.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ.

Среди заболеваний слюнных желез выделяют пять основных групп:

1. Воспалительные заболевания (неспецифические и специфиче­ские).

2. Системные заболевания.

3. Слюнно-каменная болезнь.

4. Опухоли и опухолевидные образования.

5. Повреждения слюнных желез.

У детей, чаще все­го встречаются воспалительные заболевания (3-5% от всех стационарных больных).

Классификация воспалительных заболеваний слюнных желез.

I. Острые воспалительные заболевания (сиалоадениты):

1. Сиалоадениты вирусной природы (эпидемический паротит, грип­позный, герпетический и др. сиалоадениты).

2. Сиалоадениты бактериальной природы (неэпидемические).

II. Хронические воспалительные заболевания (сиалоадениты):

1. Неспецифические:

- интерстициальный;

- паренхиматозный;

- сиалодохит.

2. Специфические:

- актиномикоэ слюнных желез;

- туберкулез слюнных желез;

- сифилис слюнных желез.

III. Сиалоадениты калькулезные (слюнно-каменная болезнь):

- в стадии ремиссии;

- в стадии обострения,

 

Диагностика.

1. Данные анамнеза – выяснить, возможность контакта с ребенком, больным эпидемиче­ским паротитом, болел ли ребенок эпидемическим паротитом.

2.Осмотр слюнных желез: увеличен­ные и слабо болезненные околоушные железы имеют тестоватую кон­систенцию, а при массировании желез из протока выделяется неболь­шое количество, но чистой слюны (по крайней мере, в первые 3-4 дня заболевания).

3. Данные лабораторных показателей: лейкопения на фоне лимфо- и моноцитоза и нормальной СОЭ, резкое увеличение амилазы крови и диастаза мочи (64-128ЕД и выше). Информативной может оказаться реакция связы­вания комплемента, реакция торможения гемагглютинации, кожная ал­лергическая реакция.

Осложнения эпидемического паротита: орхит и атрофия яичка, мастит как у мальчиков, так и у девочек, панкреатит, острый нефрит, поражения нервной системы — менингит, энцефалит, иногда с параличом черепных и спинномозговых нервов. Поражаются зрительный, глазодвигательный, отводящий, лицевой и преддверно-улитковый нервы.

Лечение детей с эпидемическим паротитом симптоматическое и об­щеукрепляющее. Ребенку показан по­стельный режим на весь период повышения температуры (особенно для мальчиков). Ребенку назначают обильное (кислое) питье, поливитами­ны. Для предотвращения восходящей бактериальной инфекции необхо­дима слюногонная диета, тщательный уход за полостью рта (гигиена) и антисептическая обработка полости рта. Местно на область слюнных желез применяют сухое тепло, мазевые повязки, назначают УВЧ и УФО-терапию, лазерное облучение. Для орошения полости рта применяют интерферон. В первые дни заболевания, когда резко угнетено слюноот­деление, массаж железы не показан. Он применяется на 3-4 день, после улучшения секреции слюны.

В качестве иммунотерапии назначают адаптогены. В тяжелых случа­ях показана пассивная иммунизация (гамма-глобулин) и антибактери­альная терапия для профилактики вторичного (бактериального) инфи­цирования. При присоединении бактериальной инфекции, когда в об­ласти железы по — плотный болезненный инфильтрат, наряду с анти­бактериальной терапией может проводиться обкалывание железы ме­стными анестетиками с антибиотиками. При выраженной интоксикации проводится инфузионная терапия.

Профилактика и противоэпидемические мероприятия. Больного ребенка при легкой форме заболевания можно лечить до­ма, но в случае возникновения осложнений необходимо госпитализиро­вать в инфекционную больницу. При развитии осложнений ребенка ле­чат в стационаре совместно со специалистами необходимого профиля - невропатологом, педиатром, урологом, эндокринологом. Исход заболевания при своевременном и правильном лечении в большинстве случаев благоприятный. После выздоровления к вирусу эпидемического паротита остается стойкий иммунитет.

Для профилактики эпидемического паротита применяют иммуниза­цию противопаротитной вакциной. Прививку делают всем детям в возрасте 3-7 лет, не болевшим паротитом.

Для предупреждения распространения эпидемического паротита за­болевшего ребенка изолируют от других детей на 9-10 дней от начала заболевания. Детей, бывших в контакте с заболевшим, необходимо разоб­щить со здоровыми детьми с 11 по 21 день от начала контакта с боль­ным ребенком.

 

ХРОНИЧЕСКИЙ СИАЛОДОХИТ

— это хронический воспалительный про­цесс, первично возникающий в выводных протоках железы.

Этиологиязаболевания точно не установлена. Многие считают, что причина расширения выводного протока — сужение его устья в резуль­тате травмы, опухоли, воспаления или обтурации его (устья) инородным телом, слюнным камнем, слущенным эпителием. В детском возрасте хронический сиалодохит встречается редко и часто сочетается с хроническим паренхиматозным сиалоаденитом или слюнно-каменной болезнью. В стадии ремиссии заболевание часто протекает бессимптомно и обнаруживается лишь после обострения процесса. Однако при тща­тельном сборе анамнеза можно установить, что ранее были периодиче­ские боли (покалывания) при приеме пищи и припухание железы. Иногда больные жалуются на самопроизвольное вытекание в полость рта большого количества вязкой слюны горько-соленого вкуса, особенно перед или во время приема пищи. При внешнем осмотре патологиче­ские изменения не выявляются. При массаже железы и протока, осо­бенно утром натощак, выделяется большое количество вязкой с приме­сями слюны Однако слизистая оболочка полости рта бледно-розовая Устье стенонова протока широко зияет, часто имеет не круглую, а про­долговатую, овальную форму.

В стадии обострения клиническая картина хронического сиалодохита сходна с клинической картиной обострения хронического паренхиматоз­ного сиалоаденита. Околоушная слюнная железа увеличена, болезнен­на при пальпации. Устье выводного протока зияет. Слизистая вокруг не­го гиперемирована. Выводной проток пальпируется в виде тяжа, а при массаже из протока выделяется мутная, с прожилками гноя слюна. Имеются общие реакции организма (повышение температуры тела, лей­коцитоз и др.).

Ведущий метод диагностики сиалодохита — контрастная сиалография, которая должна проводиться в стадии ремиссии заболевания. На рентгенограмме определяется неравномерно расширенный глав­ный выводной проток с ровными четкими контурами.

Лечение детей с хроническим сиалодохитом зависит от стадии ре­миссии или стадии обострения заболевания и практически ничем не от­личается от лечения детей с хроническим паренхиматозным сиалоаденитом. При этом больше внимания уделяется массажу железы и протока с последующим промыванием его растворами антисептиков и антибио­тиков. При хроническом сиалодохите после про­ведения курса лечения наступает, как правило, длительная стадия ре­миссии. Все дети с хроническим сиалодохитом подлежат диспансерному наблюдению, как и любой ребенок с хрониче­ским заболеванием слюнных желез.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ № 8

 

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА

4 КУРСЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДЕТСКОЙ

ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.012 с.)