Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воронежский институт мвд России

Поиск

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

(конспект - практикум)

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИСТОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»

по специальности 031001. 65

– Правоохранительная деятельность

курсанта 1_ взвода

_________________________________ факультета

___________________________________________ ___________________________________________

(фамилия имя отчество)

ВОРОНЕЖ


 

ВВЕДЕНИЕ

История государства и права России вместе с историей государства и права зарубежных стран представляют собой две взаимосвязанные составные части всемирной истории государства и права. Эта неразрывность предопределена наблюдающимися с древнейших времен взаимосвязью и взаимовлиянием различных типов цивилизаций на планете Земля, их комплексной интеграцией, явно развивающейся в XX - начале XXI вв.

Предмет истории государства и права России (ИГПР) включает в себя развитие институтов государственной власти и эволюцию права на территории, занимаемой многонациональным государством со сменявшими друг друга названиями «Русь», «Россия», «РСФСР», «Российская Федерация», а также теми государственными образованиями, в которое данное государство входило как составная часть (Золотая Орда, Великое княжество Литовское и Русское, Российская империя, СССР). Всесторонне исследуя отдельные факты и общие закономерности исторического развития государственно-правовых явлений, ИГПР стремится выявить главные причины, предпосылки, ход и последствия возникновения и развития на данной территории государственных и правовых систем с древности до настоящего времени.

Хронологические рамки ИГПР формально открываются со становлением первых очагов государственности на территории современного Содружества Независимых Государств, хотя углубленное внимание начинает уделяться сложению многонационального государства с преобладающим славянским элементом – Древней Руси (с IX в.). Концевой же рубеж находится в постоянном движении, ибо история отечественной государственности и права продолжается.

Периодизация курса (авторский вариант) [1]

№ периода Название периода Хронологические рамки
I МОНАРХИЧЕСКИЙ ЭТАП 1 тысячелетие. до н.э. – 1917 г.
1. период Древняя Русь VII –XII вв
2. период Феодальная раздробленность и утрата Русью суверенитета XII – конец XIV вв
3 период Суверенная Московская Русь конец XIV – конец XVII вв.
  а) раннецентрализованное Московское гос-во конец XIV - сер. XVI вв.
  б) сословно-представительная монархия сер. XVI – конец XVII вв.
4 период Абсолютная монархия конец XVII в - 1917 г.
  а) становление и укрепление конец XVII начало XIX вв
  б) системный кризис сер. XIX - начало XX вв.
  в) обострение кризиса, попытки радикальных реформ и полный крах   1905-1917 гг.
№ периода Название периода Хронологические рамки
II РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП 1917 г. – наст.время
5 период Открытая борьба за выбор дальнейших путей государственно-правового развития 1917 – 1920 гг.
6 период Формирование экономически многоукладного федеративного советского государства 1921 – конец 20-х гг.
7 период Сталинский вариант тоталитарного режима конец 20-х гг-1991 г.
  а) становление и укрепление нач. 30-х гг. – нач. 50-х гг
  б) системный кризис сер. 50-х – нач. 80-х гг.
  в) обострение кризиса, попытки радикальных реформ и полный крах 1985 – 1991 гг.
8 период Формирование суверенной Российской Федерации 1991 – наст. вр.

Значительный объем курса требует глубокого, тщательного и систематического изучения. Вместе с тем, некоторое «пересечение» предмета ИГПР с предметами ряда других дисциплин позволяет несколько сузить объем курса и одновременно углубить его специализацию. Этот процесс идет по двум направлениям:

· рассматриваются лишь генеральные тенденции развития общественного строя, основное же внимание уделяется непосредственному изучению государственных институтов и правовых норм;

· последняя программная тема, посвященная современному государству и действующему праву, изучается более сжато, ибо подробно его исследуют отраслевые науки.

Цель изучения курса истории государства и права России: формирование у обучаемых представлений о многомерности и многофакторности государственно-правового развития человеческой цивилизации; знаний о становлении и эволюции институтов российского государства и права; навыков сопоставления исторического опыта эволюции правовых систем прошлого, а также практического использования теоретических моделей как при продолжении юридического образования на старших курсах ВИ МВД России, так и в правоприменительной практике. Очень значима и воспитательная цель курса: формирование гражданственности и патриотизма, преданности Родине и избранной профессии, уважения к историческим ценностям отечественной государственности и права

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: ИГПРявляется базовой дисциплиной, призванной вводить обучаемого в мир важнейших юридических понятий и прививать навыки постановки и рассмотрения историко-правовых проблем. ИГПР, вместе с теорией государства и права, служит фундаментом, на который опирается весь остальной блок изучаемых юридических дисциплин. ИГПР позволяет курсантам сформировать необходимый комплекс знаний для широкого юридического кругозора, получить представление о становлении и эволюции современной системы государственных и правовых институтов, понять причины их трансформаций, повысить уровень политической и правовой культуры. Помимо этого существует ряд дополнительных форм практического использования навыков, полученных в рамках курса:

· правотворческая сфера - изучение и знание предыстории вопроса позволяет грамотно подготовить новый документ, сохранив положительное и отбросив устаревшее, при этом не «изобретая» уже созданное ранее;

· правоприменительная сфера - зная историю становления и действия закона или комплекса нормативных актов, специалист-практик сможет правильно использовать его и в новых условиях, соотнеся его, к тому же, с другими, созданными ранее, по которым уже накоплен объем информации об их юридической эффективности;

· методическая сфера - работа с правовыми памятниками прошлого формирует необходимый минимум навыков критического анализа современных нормативных актов, решения проблемных ситуаций.

Учебный курс ориентируется на требования Конституции Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, нормативные установки Министерства внутренних дел, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Междисциплинарные связи. Изучение курса «История государства и права России» базируется на знаниях средней школы и служит фундаментом для дальнейшего освоения других общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин. Его системное усвоение необходимо как для повышения качества историко-правовой подготовки обучаемых и их общей юридической культуры, так и для фундаментального изучения отраслей современного права. Изучение ИГПР реализуется в тесной взаимосвязи с учебными дисциплинами, изучаемыми на 1 курсе: теорией государства и права, историей Отечества, историей государства и права зарубежных стран), конституционным правом России, правоохранительными органами, иными отраслевыми юридическими дисциплинами.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») выпускник, изучивший курс ИГПР должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

· способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1),

· способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

· способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5),

· способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

· способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

· способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

· способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

· способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

профессиональными (ПК):

в области правоприменительной деятельности:

· способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);

· способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);

· способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6);

в области экспертно-консультационной деятельности:

· способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

в области правоохранительной деятельности:

· способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10);

· способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

· способностью реализовывать мероприятия по получению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства (ПК-20);

в области организационно-управленческой деятельности:

· способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);

· способностью осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективам, гражданами, со средствами массовой информации (ПК-32);

в области научно-исследовательской деятельности:

· способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);

· способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);

· способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35);

в области педагогической деятельности:

· способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);

· способностью осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины отводится 90 часов – на аудиторные занятия и 80 часов – на самостоятельную работу (в т.ч. 27 часов – на подготовку к экзамену).

Практическое изучение курса ИГПР начинается с входного контроля. Его тематика основана на знаниях учебных курсов «Отечественная история» и «Обществознание», изученных в процессе получения общего среднего образования, а также тех дидактических единиц учебных курсов «Теория государства и права» и «Отечественная история», изучение которых осуществлялось в ходе первого семестра.

1.Ключевые понятия теории государства и права

2.Хронология и периодизация отечественной истории.

3.Восточный и западный пути возникновения государства и права.

4.Ранние формы государства и права.

5.Отличие государства от догосударственных форм публичной власти.

6.Исторические формы государства и права России.

7.Ключевые этапы социально-экономической и гражданской истории Отечества.

Структурно курс истории государства и права России состоит из пятимодулей, суммарно объединяющих 18 тем.

Обучение по истории государства и права России завершается сдачей курсантами экзамена в конце второго семестра.

Поощрительные рейтинговые баллы начисляются курсантам за:

· ответственное и дисциплинированное отношение к аудиторным занятиям, выразившееся в активном участии в семинарских занятиях (до 4 баллов), успешной сдаче контрольной работы (реферата, тестирования) (до 7 баллов), своевременных отчетах (отработках) за пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки (до 2 баллов)

· дополнение конспектов лекций материалами, свидетельствующими о самостоятельной работе над учебной и специальной литературой, нормативными источниками – до 10 баллов;

· творческую активность в изучении учебного курса, выразившуюся в углубленной разработке одной из учебных тем, подготовке презентаций, научных сообщений, публикаций, участии в разработке дидактических материалов – до 30 баллов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ №1.

«Возникновение государства и права на Руси

(1 тысячелетие. до н.э. - конец XVII в.)»

1.1. Цель и задачи изучения тематического модуля №1:

Сформировать у курсантов общее представление о предмете истории государства и права России, ее месте, роли и функциях в системе общественных наук, методах ИГПР, специфике подходов к генезису и эволюции государственно-правовых явлений в Древней и Московской Руси.

Требования к знаниям и умениям по тематическому модулю.

Изучение дисциплины должно формировать следующие

знания:

· объекта, предмета, функций, цели и задач ИГПР;

· места ИГПР в системе общественных, в т.ч. юридических наук;

· основных методов изучения ИГПР;

· структуры учебного курса ИГПР, значимости его изучения в системе учебных заведений МВД России:

· периодизации курса ИГПР;

· основных научных школ и исследователей проблем ИГПР.;

· специфики геополитических условий северо-востока Евразии и их влияния на формирование российского общества, государства и права;

· проблем зарождения первых очагов государственности на территории современной России;

· специфики общественного, государственного строя Древней Руси;

· причин феодальной раздробленности;

· характерных черт государственно-правового развития наиболее типичных государственных образований эпохи феодальной раздробленности: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик;

· специфики влияния монголо-татарского нашествия на эволюцию отечественных общества, государства и права;

· социально-экономических, политических, культурных предпосылок объединения русских земель, роли Москвы в объединительном процессе;

· характерных черт государственно-правового развития Московской Руси на фазах раннецентрализованной и сословно-представительной монархий.

умения:

· самостоятельного поиска необходимой информации в научных и учебных материалах с привлечением электронных средств;

· оперировать изученной специализированной терминологией;

· ориентироваться в многообразии историко-теоретических подходов к государственно-правовым явлениям;

· применять основы изученных методологических подходов при теоретическом осмыслении изучаемого материала, практической работе с научной и учебной литературой,

· формировать и логически обосновывать индивидуальную точку зрения по изучаемой проблематике.

1.2. Тематический план тематического модуля №1

№ темы Название темы Всего часов Аудиторных В том числе
Лекции Семинары
  Введение в историю государства и права России       -
  Древнерусское государство и право.        
  Государство и право Руси в период феод. раздробленности (нач. XII в. – XIV в.)        
  Общественный и государственный строй Московской Руси (XIV - конец XVII в.)        
  Памятники феодального права России XIV- конца ХVII вв.        
  Итого        

Лекционные занятия

Семинарские занятия

1.4.1. Общие методические указания по подготовке к семинарам

Семинары– важная разновидность аудиторных учебных занятий, эффективная форма контроля преподавателя за работой курсантов. Они призваны закрепить и углубить знания, полученные на лекциях, консультациях и в результате самостоятельной работы.

Цели семинарских занятий различны:

· закрепление усвоенного материала и текущий контроль знаний;

· изучение конкретных правовых источников и слабо освещенных в лекциях вопросов;

· решение проблемных заданий, позволяющих применять на практике полученные теоретические знания.

· обучение курсанта навыкам аргументированного изложения и отстаивания своих позиций, убеждения и критики, грамотному ведению дискуссий.

Соответственно различаются и формы проведения семинарских занятий:

· фронтальный опрос, когда тема разбивается на десятки мельчайших вопросов, требующих кратких ответов (часто практикуется в форме письменной «пятиминутки»);

· углубленный опрос, похожий на типичный для школы ответ на уроке (может проводиться как письменная контрольная работа);

· дискуссионное обсуждение конкретной проблемы с возможным искуственным разделением участников на группы, обязанные защищать конкретную концепцию;

· заслушивание докладов;

· деловые игры.

Несмотря на все различия в формах, объективный результат большинства семинаров по истории государства и права один: знания практически каждого Курсанта должны быть оценены. Отсутствие на семинарах по неуважительной причине равнозначно получению неудовлетворительной оценки и всегда должно быть отработано путем сдачи пропущенной темы преподавателю в часы ближайших консультаций. Отсутствие по уважительной причине (болезнь, наряд, иной вид несения службы) отработке подлежит не всегда и требует индивидуального обсуждения с преподавателем.

Темы всех семинаров четко фиксированы в данном пособии, указано время, которое будет затрачено на их проведение. Это не исключает возможностей для внесения изменений, но о них преподаватель обязательно проинформирует.

Каждое семинарское занятие имеет фиксированные в данном пособии вопросы, для облегчения подготовки к которым приведены методические указания.

При подготовке к семинарскому занятию курсант должен, руководствуясь планом занятия, изучить рекомендованные источники и литературу, сделать выписки.

Настоящее пособие ориентирует на изучение текстов важнейших правовых документов, работ известных авторов, а также публикаций, создающих основу для сопоставления различных точек зрения и собственных выводов. В заключительной части пособия содержится обширный список литературы по всем темам изучаемого курса. Весомая часть публикаций имеется в методическом фонде кафедры в форме копий, бумажных и электронных, и может свободно использоваться при подготовке к семинару. Преподаватель, завершая предыдущий семинар, укажет названия конкретных разделов монографий и статей, особо важные при подготовке к следующему занятию, поможет при подборе литературы для подготовки доклада, сообщения, реферата.

При изучении курса вы будете постоянно сталкиваться с новыми, незнакомыми понятиями. Необходимо обязательно уяснять для себя их содержание. Постоянной настольной книгой будущего юриста должны стать юридические словари.

Настоящий юрист должен обязательно изучать оригинальные тексты правового характера. Готовиться к семинару без изучения текстов правовых памятников невозможно. Вместе с тем, сами законы конспектировать не следует, нужно давать лишь ссылки на его статьи. Ведь в процессуальных документах, составляемых юристами приводятся лишь ссылки на нормы закона, предполагающие, что каждый может взять кодекс или отдельный закон и посмотреть там точную формулировку. Но тексты документов всегда должны быть на столах на семинаре. Документы, необходимые для изучения, содержатся в сборниках и хрестоматиях, имеющихся в библиотеке и на кафедре, в том числе и в новой хрестоматии по истории государства и права, подготовленной авторами данного пособия.

Имеющийся в распоряжении ученых колоссальный массив разнообразных документальных источников, содержащих информацию по ИГПР, можно, согласно их природе, условно разделить на две большие группы:

· источники права (тексты законодательного характера, изданные сборники обычаев, материалы административных и правоохранительных органов, нотариальные документы, юридические доктрины и т.д.);

· неюридические тексты, которые, тем не менее, несут определенную государственно-правовоую информацию (летописи и хроники, другие историчесие сочинения, переписка, беллетристика, художественные произведения и т.д.)

Каждый документ, должен быть изучен с помощью особых методов. При этом важнейшим является критический подход к изучению документов. Однако необходимо понимать, что реализация данного подхода должна прямо зависеть от характерных особенностей конкретного документа.

При изучении документальных источников не может быть единого общего шаблона, который в полном объеме можно было бы с одинаковым успехом применять к любому из них. Каждый текст требует специфического подхода.

Но мы попытаемся наметить примерный план изучения документов.

Этот процесс состоит из трех основных стадий.

Первая начинается с внимательного неторопливого прочтения как самого текста, так и всего справочного материала, окружающего его. В процессе чтения необходимо обратить внимание на следующие узловые моменты:

1. Данные об авторе: имя, социальное происхождение (принадлежность к социальной группе может существенно прояснить авторскую позицию), род занятий (дополняя сказанное выше отметим, что, например, манеры рассуждения политика и философа могут быть различны), принадлежность к определенному государству (взгляд иностранца на конкретный национальный факт или процесс может быть совсем иным), степень личного участия в описываемом событии (непосредственный автор или наблюдатеоль, современник или потомок); мотивы, заставившие обратиться к данной проблеме.

2. Время создания документа и его исторический контекст: надо быть особенно осторожным, если текст был написан спустя долгое время после описываемого события, следует выяснить и специфику летоисчисления в данный момент;

3. Цель создания документа;

4. Вид документа;

5. Структура документа (в том случае, если анализируется сугубо юридический акт, целесообразно рассмотреть особенности систематизации в нем норм права);

6. Логическая «встроенность» данного историко-правового памятника в систему однотипных синхронизированных или разведенных по времени, локализованных или существующих в различных географических регионах источников права.

7. Интерпретация документа в историографии (при рассмотрении данного вопроса большую помощь может оказать обращение к конспектам лекций, учебной и научной литературе, рекомендованной преподавателем).

Вторая стадия - непосредственный анализ содержания самого документа. Он предполагает последовательное рассмотрение основных структурных блоков текста. В этой связи необходимо:

1. Выделить ключевые понятия и термины, (обратим внимание на то, что содержание одинаковых понятий в разные эпохи могло существенно различаться);

2. Выявить логику текста памятника, а также его доктринальную сторону и значимость (какие новые черты он вносит в правопонимание для данного времени). При этом надо учесть, что зачастую важнейшая для исследователя проблема в данном тексте может быть едва намечена или содержаться в нескольких фразах, обрамленных объемными рассуждениями «вокруг да около». При анализе собственно юридических памятников нужно выделить те инновации, которые они вносят в существующую правовую систему.

Третья стадия - составление развернутого плана, позволяющего свободно ориентироваться в документе (при анализе конкретного закона или кодекса рекомендуется выписать номера статей, раскрывающих конкретную позицию плана). Целесообразно составление схем, которые позволяют отразить специфику правового регулирования, содержащуюся в конкретном историко-правовом акте.

Целенаправленное изучение историко-правового памятника может быть как полным так и частичным. Полный анализ документа обычно практикуется в том случае, если он является характерным показателем развития исследуемой государственно-правовой системы. В этой связи сам правовой памятник может оказаться единственным познавательным источником о конкретной эпохе. Такими памятниками во многом являются письменные документы, относящиеся к ранним стадиям развития цивилизации.

Частичный анализ историко-правового памятника применяется обычно при работе над конкретной темой. В этом случае акцент делается на исследовании отдельных структурных блоков документа (например, нормах, регулирующих отношения по поводу передачи наследства). Зачастую работа над конкретной темой осуществляется в ходе рассмотрения нескольких источников (в том числе абсолютно разноплановых - правовых актов, хроник, свидетельств и т.д.). Важно при общем рассмотрении правового памятника проследить его структурные особенности, с тем, чтобы в дальнейшем не «растерять» ценные сведения, необходимые для успешной работы над темой исследования. Большую роль также имеют навыки сравительного анализа синхронизированных по времени или разновременных сведений о государственно-правовых явлениях.

Эффективность анализа историко-правового памятника невозможна без внимательного изучения соответствующей литературы по теме. Таким образом, работа над документом носит двоякий характер: с одной стороны, его изучение позволяет скорректировать полученные ранее теоретические знания, с другой стороны, само исследование немыслимо без уже имеющейся информативной базы.

Для усвоения учебного материала большое значение имеет выполнение контрольных заданий, приведенных к каждой теме семинарского занятия – ответы на вопросы, решение задач, составление схем и таблиц. Практически всегда именно эти вопросы и будут в центре обсуждения на семинаре. Кроме того, решение учебных задач, стоящих перед курсантами в ходе семинара может быть осуществлено в форме подготовки рефератов по конкретным вопросам темы или через создание рабочих групп, углубленно изучающих конкретные правовые памятники с последующим резюмированием результатов работы.

Ведение специальной тетради по семинарским занятиям не обязательно, можно вкладывать листы с подготовленными Вами материалами в общий рукописный конспект курса (поэтому перфорированные блоки особенно удобны для использования). Всегда надо иметь и запас чистых листов для дополнительных записей, или написания контрольных работ-летучек.

В процессе ответа на устные вопросы семинара можно смело пользоваться любыми сделанными Вами записями, но не печатными материалами (за исключением текстов документов). Правила пользования подобными материалами в ходе письменных работ определяет преподаватель.

Часто в ходе семинарских занятий будут делаться сообщения и доклады. Лица, претендующие на хорошие и отличные оценки, должны сделать не менее двух сообщений в ходе семестра, получая на консультациях от преподавателя Дополнительные вопросы и задания, а, зачастую, и материалы для подготовки. На семинаре обязательно составление краткого конспекта-резюме каждого доклада с приобщением в ту же тетрадь по курсу. Тетради-конспекты курса подлежат регулярной проверке преподавателем и обязательны для предъявления перед началом экзамена.

Обучение на первом курсе предусматривает приобретение навыков самостоятельной научной работы, абсолютно необходимой для эффективной учебы на старших курсах и последующей практической деятельности. В частности для обучения поиску и самостоятельному анализу научной информации предусматривается обязательное составление краткого (до 1 стр.) резюме предложенной преподавателем научной статьи, а для получения хорошей или отличной оценки необходимо в течение учебного года подготовить конспект одной монографии по ИГПР. Конкретную монографию следует выбрать, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Конспект не должен быть обширным (10 страниц максимум) и обычно представляет собой развернутый план конкретной книги. Проверка конспекта монографии и резюме статьи преподавателем осуществляется в часы консультаций и сопровождается дискуссией с курсантом по проблемам, содержащимся в конкретной книге и статье.

Подготовка к входному контролю

Входной контроль проводится в форме 10-минутной контрольной работы или компьютерного тестирования. Он может проводиться как на первом семинарском занятии, так и в часы самостоятельной подготовки. Специфика входного контроля по ИГПР в том, что в основу его кладутся как дидактические единицы по истории и обществознанию, изученные в школе, так и дидактические единицы курсов «Отечественная история» и «теория государства и права», изученные в первом семестре. Поэтому результаты входного контроля будут рассмотрены как контроль остаточных знаний по данным дисциплинам.

Методические рекомендации.

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, необходимо определить принципиальное различие между моралью и правом, рассмотреть сущность обычного права, понятие «Закон Русский», вскрыть предпосылки и объективную необходимость письменной фиксации правовых норм.

Отвечая на второй вопрос, следует предварительно дать краткий анализ первых русских правовых памятников: договоров Руси с Византией, «Устава земленого» Владимира I. Основное же внимание нужно уделить Русской Правде, раскрыв ее происхождение, выявив основные редакции и их особенности. Следует отличать понятия “список” и “редакция”. Проследите процесс складывания основных редакций Русской Правды и то, как в более поздних редакциях Русской Правды все более четко выражены принципы феодального права — привилегии. Освещение всех вопросов темы должно быть построено на основе широкого использования текста документов. Нельзя механически пересказывать содержание документов, необходимо анализировать их.

Рассматривая третий вопрос, нужно остановиться на эволюции вещного права в разных редакциях Русской Правды, показать специфику обязательственного права. Обратите внимание, что ответственность за неисполнение обязательств должник нес не только своим имуществом, но и личностью (личной свободой). Рассказывая о наследственном праве, продемонстрируйте характерный признак феодального права как права-привилегии.

Ответ на четвертый вопрос должен содержать анализ видов преступлений и наказаний по Русской Правде, объяснение причин отсутствия смертной казни, демонстрацию классового характера определения уголовной ответственности. Рассматривая виды уголовного наказания, уясните, какие из них являлись уголовным штрафом (поступали в казну), какие - композицией (выплачивались потерпевшему или его родственникам).

При ответе на последний вопрос необходимо показать состязательный характер судебного процесса в Древней Руси, выявить его признаки: 1) процессуальное равенство сторон; 2) активная роль сторон в процессе (инициатива в возбуждении дела, сбор доказательств); 3) гласное и устное судопроизводство.

Дополнительные вопросы и задания

1. На основе статей Русской Правды докажите, что:

1.1 холоп не являлся субъектом права (ст.ст. 16, 46, 65, 66, 85, 98, 111, 116, 118,И9ПП);

1.2 закуп являлся ограниченным субъектом права (с ограниченной правосубъектностью): ст.ст. 56 - 62, 64, 66 ПП;

1.3 Русская Правда различает движимое и недвижимое имущество;

1.4 имело место наследование по завещанию.

2. Правовое положение смерда определяется разными авторами неодинаково: одни считают его лично свободным крестьянином, другие - зависимым. Рассмотрите комплекс статей Русской Правды, на основе которых рождаются противоположные выводы.

3. Перечислите сделки, для которых требовалось участие свидетелей.

4. Купец Василько, житель древнего Киева, взял заем 10 гривен у купца Твердилы под определенный процент сроком на 3 месяца. Но в пути весь его товар был захвачен разбойниками, что привело его к банкротству. Неплатежеспособный купец Василько, житель древнего Киева, взял заем у заезжего гостя – чужеземца и вовремя не возвратил его. Вопрос: Какие последствия ожидают в 1-м и 2-м случаях купца Василько по Русской правде? Для решения казуса необходимо рассмотреть основ<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.012 с.)