Характеристика судебной системы РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика судебной системы РБ



Для выполнения своего предназначения судебная власть должна обладать определенными, только ей присущими свойствами. К ним относятся: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Все эти свойства судебной власти связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически.

Самостоятельность и независимость судебной власти проявляется в ее организационном отграничении от других ветвей власти, осуществлении судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещания при вынесении решений на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, то есть является исключительной по своему характеру.

Объективность и беспристрастность суда являются неотъемлемыми свойствами судебной власти, без которых она превращается в судилище и произвол, неприемлемые для правового, демократического государства. Этот принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

Верховенство судебной власти определяется прежде всего тем, что она формируется высшей, верховной властью. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени государства, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Политическая нейтральность судебной власти проявляется в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, чтобы избежать политических влияний и пристрастий. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Полномочия судьи приостанавливаются в период его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время его участия в избирательной кампании. Государственной власти присуще такое свойство как легитимность, под которой следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими. Судебная власть является частью государственной власти и потому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования. Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

Конституционный суд РБ

КС РБ формируется в количестве 12 судей. Судьями КС РБ являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей КС РБ.

КС РБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей КС РБ.

Порядок формирования КС РБ:

КС РБ формируется в следующем порядке:

6 судей назначаются Президентом РБ;

6 судей избираются Советом Республики Национального собрания РБ.

В случае досрочного выбытия из состава КС РБ назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном К РБ и Кодексом РБ О судоустройстве и статусе судей.

Компетенция КС РБ:

КС РБ рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и их отдельных положений.

КС РБ по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания РБ, ВС РБ, ВХС РБ, Совета Министров РБ дает заключения:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции РБ и международно - правовым актам, ратифицированным РБ;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции РБ, международно- правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ;

Суды общей юрисдикции

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входит:

· Верховный Суд Республики Беларусь

· областные суды

· суд города Минска

· городские (районные) суды

· военные суды

Хозяйственные суды в Беларуси

Система хозяйственных судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

В систему хозяйственных судов Беларуси входит:

· Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

· хозяйственные суды областей

· хозяйственный суд г. Минска

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

1. быть не старше 70 лет

2. иметь соответствующее высшее образование

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

Структура Верховного Суда РБ. Его полномочия.

ВС РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав:

ВС РБ состоит из судей ВС РБ, в том числе Председателя ВС РБ, первого заместителя и заместителей Председателя ВС РБ. Количество заместителей Председателя ВС РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя ВС РБ.

Компетенция:

ВС РБ:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и даёт разъяснения по вопросам применения законодательства.

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель ВС РБ:

- организует деятельность ВС РБ и иных общих судов;

- утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

- вносит на утверждение Пленума ВС РБ представления по составу судебных коллегий ВС РБ;

- формирует судебные составы для рассмотрения дел;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами;


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.007 с.)