ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Патопсихологическое исследование включаетэксперимент, беседу с больным, наблюдение, анализ истории жизни заболевшего человека сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. Патопсихологический эксперимент — это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии. Зейгарник говорила что наряду с общими чертами, присущими патопсихологическому эксперименту и экспериментально-психологическому исследованию психически здоровых, между ними имеются и существенные различия. Основное различие обусловлено тем, что патопсихолог обследует пациента, страдающего психическим заболеванием. Это значительно сказывается на технике проведения эксперимента, его продолжительности, необходимости учета отношения обследуемого к ситуации эксперимента. В ряде случаев экспериментатор в ходе опыта, в связи с выявляющимися при этом особенностями поведения больного, вынужден существенно изменять свою тактику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, методики и т. п. Р. Fraisse соответственно различает два вида психологического эксперимента: спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.Спровоцированный эксперимент – эксперимент, в котором экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством результаты. Эксперимент, на который ссылаются – случай, когда изменение независимой переменной происходит вне какой-либо связи с деятельностью экспериментатора. Типичным примером эксперимента, на который ссылаются, является наблюдение за проявляющимися нарушениями психической деятельности при повреждении мозга или психических заболеваниях. Патопсихологический эксперимент в большинстве случаев — это одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Задачи патопсихологического исследования1.Получение данных для диагностики.2 . Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.3. Участие в экспертной работе.4 Участие в реабилитационной работе 5. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.6. Участие в психотерапии.

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях

Параклинические методы исследования в клинической психологии представляют собой обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Каждый из них представляет инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога

Патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик-тестов, в помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Выбор конкретных методов и способов патопсихологической диагностики в клинической психологии базируется на выявлении кардинальных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности. В таблице 3 представлены показания для использования тех или иных методов патопсихологической диагностики.

 

 

НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ, УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.

Нарушения умственной работоспособности.

Нарушения умственной способности заключаются в изменении динамического компонента психдея-ти. Работоспособность может быть максимальной, минимальной и оптимальной. Стадии работоспособности по Крепелину:1. Врабатывание.Времяоптимальнойработоспособности3Утомление4Срыв.Пресыщение и утомление не связаны между собой.основным фактором, снижающим трудоспособность, является сужение объема внимания, отсутствие возможности учесть одновременно несколько моментов внешнейсреды. Нарушениетрудоспособностинарушения целенаправленности. произвольности;, объема; регуляции усилий; динамики деятельности.Симптомы нарушенной работоспособности: Забывание прочитанного накануне; выполнить поручение; 3.отвлечение на посторонний шум)Причинами нарушения ум работоспособ: Исполнение;ПресыщениеНАРУШЕНИЕ СОЗНАНИЯНарушение сознания является проявлением дисфункции полушарий, верхних отделов ствола головного мозга,. Причины:Повреждения ГМ.Метаболические или инфекционные заболевания.эпилепсия. Сотрясение гм и психрас-ва .

Виды нарушений и расстройств сознания

Наруш.Скратковр и длительным, поверхностным и глубоким. Кратковременнаяобмороках. Длительное нарушение сознания наблюдается при внутричерепной патологии или метаболических рас-ах.

Виды нарушения сознания.Помрачение сознания –дезинтеграция всей психдея-ти, заключ. в качественном изменении содержания сознания,. помрачений сознания различают: онейроидное помрачение сознания –переживаний, в которых в единое целое сливаются реальное, иллюзорное и галлюцинаторное. делириозное помрачение сознания –– дезориентировка в реальном окружении. аментивное помрачение С (аменция) – это глубокая дезинтеграция всей псих.Дея-ти.Типы выключения сознания:

оглушение–ориентировка больных затрудняется, приобретает фрагментарный характер, вопросы воспринимаются с трудом, ответы на них неполные, неточные.. сопор – ориентировка невозможна вообще, сохраняются лишь реакции на сильные раздражители – болевое раздражение, громкий оклик.. кома – глубокое нарушение сознания, характеризующееся угнетением функций ЦНС, отсутствие реакции на внешние раздражители, чувствительности, активных движений, рефлексов.

 

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ЛИЧНОСТИ.

Нарушения памяти.Нарушения степени активности памяти (Дисмнезии)

Нарушения памяти за определенный период времени (Парамнезии) Дисмнезии:Повышенное и пониженное вспоминание ,Парамнезии:Псевдореминесценции (ложные вспоминания)Конфабуляции (фантастические вспоминания)

Нарушения мышления-Нарушения формы:Нарушения темпа (ускоренное, замедленное).Нарушения подвижности (обстоятельное, вязкое мышление) это с излишней фиксацией на деталях, вплоть до невозможности отделить главное от второстепенного.

Нарушения целенаправленности (резонёрство, аморфность, разорванность)резонёрство — непонятно что именно хочет сказатьаморфность — неспособность изложить мысль ), разорванность — отсутствие логических связей между умозаключениями. Нарушения грамматического строя (бессвязность мышления) — то же, что разорванность, только ещё и на фоне промрачённого сознания.Нарушения содержания:Бредовые идеи — неверные умозаключения или суждения не поддающиеся коррекции.Навязчивые идеи — мысли, от которых больной не в силах избавиться.Сверхценные идеи — мысли которые больной не оценивает критически.Нарушения восприятия1. Нарушения ощущений Повышен и понижен и отсуствиечув-ности.неприятные ощущения.

Нарушения восприятия

Дереализация— нарушениевосприятияокружающегомира.Деперсонализация — нарушение восприятия себя Иллюзии — изменение восприятия объектов под влиянием изменения эмоционального статуса.3. Нарушение представления— галлюцинацииИстинные —воображаемый объект вне ч-ка Псефдогаллюцинации— когда воображаемый объект внутри

Нарушения личности. Характерны для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений ГМ. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. При различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с личностной зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.

41. ОТЛИЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО.

Мед д-з — ме­д за­ключение о со­сто­я­нии здо­ро­вья об­сле­ду­емого, об имеющем­ся за­бо­ле­ва­нии (тра­вме) или о при­чине смер­ти, выражен­ное в терми­нах, обо­зна­чающих на­з­ва­ния бо­лез­ней (травм), их формы, ва­ри­ан­ты те­че­ния и т. п. .

Соотнесение мед и психдиагноза:Основное в мед д-зе - определение заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.Впсихиатрии ограниченность нозологического диагноза отчетливо осознается в связи с задачами реабилитации психически больных. теория функционального диагноза состоит из 3х частей: клинической, психологической и социальной.

Функциональный диагноз дает врачу не только "название" болезни, но и позволяет ответить на вопросы о том, у кого и в какой среде возникает болезнь.Впсихологическом диагнозе, стоит ?, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Психологический диагноз - конечный результат дея-ти пси-га, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-псих-ских особенностей л-ти с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Причины диагностических ошибок включают две основные группы.связанные со сбором данных и их переработкой. К 1гротносятся:ошибки наблюдения(наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения).ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:эффект "первого впечатления" - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;ошибка ложной причины;о познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.01 с.)