Внешняя политика России в XVII веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика России в XVII веке



Основные даты и события: 1632—1634 гг. — Смоленская война; 1654—1667 гг. — война с Польшей; 1687, 1689 гг. — крымские походы русской армии.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; М. Б. Шеин; Б. Хмельницкий; В. В. Голицын.

План ответа: 1) основные цели и направления внешней полити­ки России в XVII в.; 2) Смоленская война; 3) воссоединение Украины с Россией; 4) русско-польская война 1654—1667 гг.; 5) борьба с Турцией и Крымом; 6) освоение Сибири.

Материал к ответу: Основным противником России в XVII в. продолжала оставаться Речь Посполитая. Польский король не признавал прав Михаила Федоровича на престол, считая царем московским своего сына Владислава. За Польшей ос­тавались и смоленские земли, захваченные у России в начале века. Польская шляхта не оставляла планов нового похода на Москву. В этих условиях Россия была вынуждена собирать си­лы для новой войны и искать союзников. Свою поддержку в борьбе с Польшей обещали Швеция и Турция.

Поводом к войне послужила смерть польского короля Сигизмунда III. Разгоревшаяся в Польше борьба за власть, казалось, облегчала шансы России на успех. В июне 1632 г. Земский со­бор принял решение начать войну с Польшей за смоленские земли. Армия во главе с боярином М. Б. Шейным осадила Смо­ленск. Однако ни Швеция, ни Турция не поддержали Москву. Тем временем польским королем был избран претендент на рос­сийский престол — Владислав. Во главе 15-тысячного войска он снял осаду со Смоленска и окружил армию Шеина. Однако сил для продолжения войны у обеих сторон не было. По предложе­нию поляков в 1634 г. был заключен мир, по которому Россия возвращала все занятые в ходе войны земли, а Владислав отка­зывался от претензий на московский престол. Таким образом, Смоленская война оказалась неудачной для России и не сняла имевшихся противоречий с Польшей.

Русско-польские отношения еще более обострились в усло­виях начавшейся борьбы украинского народа за независи­мость. Украинская народность в основном сформировалась в XV веке. Украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство, имели общие с русскими нацио­нальные, религиозные, культурные корни. В Речи Посполитой они испытывали тройной гнет — феодальный, национальный и религиозный. Собственниками земель здесь были, как прави­ло, поляки и литовцы, исповедовавшие католическую веру. Ук­раинцам запрещалось говорить на родном языке, исповедовать православие. К ним относились как к «быдлу», достойному лишь работать на своего господина. Тяжелое положение укра­инского и белорусского народов вызывало постоянные восста­ния против поляков. Кроме крестьян и горожан в этой борьбе принимали участие беднейшие казаки (голытьба). Зажиточное казачество записывалось поляками в реестры (списки) и долж­но было за жалованье защищать границы государства. На первом этапе освободительной борьбы (весна 1648 — август 1649) восставшим удалось добиться победы над поляка­ми под Корсунем. Это послужило сигналом к подъему движения украинского и белорусского крестьянства. После серии во­дных побед войска восставших во главе с Богданом Хмельницким (1595—1657) вошли в Киев. В августе 1649 г. между поляками и восставшими был заключен Зборовский мир, по которому Киевское, Черниговское, Вроцлавское воеводства получали самостоятельное гетманское управление (гетманом стал Хмельницкий), а число реестровых казаков увеличивалось до 40 тысяч. Однако этот договор удовлетворял в основном ин­тересы реестровых казаков, казацкой старшины и зажиточных горожан, поэтому продолжение борьбы было неизбежным. Второй этап (1650—1651) был неудачным для восставших. Их поражение под Берестечком привело к заключению Белоцерковского мира (1651), который свел на нет усилия первого пе­риода войны. На третьем этапе (1652—1654) Богдан Хмельницкий, поняв, что восставшим трудно будет самим справиться с Поль-шей, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в Переяславле состоялся совет — рада, на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населе­ния. Присутствовал царский посол боярин В. Бутурлин. Решение собравшихся было единодушным — Украина вошла в состав России, обещая «быть с землями и с городами под го­сударевою высокою рукою навеки». Были также закреплены права и привилегии казачества и городов Украины. В частности, сохранялось гетманское управление, большое казачье войско.

Решение России принять в свой состав Украину вызвало новую войну с Польшей. Она началась практически сразу по­сле Земского собора 1653 г. и Переяславской рады. Война шла с переменным успехом почти пятнадцать лет. После смерти Б. Хмельницкого (1657) в его окружении началась борьба за власть. Новый гетман Иван Выговский, а затем и его преем­ник Юрий Хмельницкий заключили с Польшей договоры о признании ее власти над Украиной. Однако народ не поддер­жал их. Война истощила обе стороны. Сила русского оружия, война со Швецией и непрекращавшиеся атаки турок вынуди­ли поляков пойти на заключение в 1667 г. Андрусовского пе­ремирия, по которому России передавались не только смолен­ские и северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств. Кроме того, недавние противники обещали друг другу помощь в борьбе против постоянных на­бегов турок и крымских татар.

На Украине столкнулись интересы не только России и Поль­ши, но и Турции. Первоначально Турция оказывала помощь Б. Хмельницкому в борьбе против Польши, но после присоеди­нения Украины к России она стала бороться против Москвы. В ходе польско-турецкой войны 1660—70-х гг. за Правобереж­ную Украину туркам удалось добиться признания гетманом Правобережной Украины П. Дорошенко своей власти над эти­ми территориями. Это, в свою очередь, стало главной причи­ной начала первой русско-турецкой войны.

Летом 1678 г. султан направил к политическому центру Ук­раины — Чигирину — 200-тысячную армию. Против нее вы­ступило объединенное русско-украинское войско под командо­ванием Г. Г. Ромодановского и гетмана И. Самойловича. После ожесточенных боев город пал. Затяжная русско-турецкая война была крайне разорительна для обеих сторон. Она завершилась подписанием в 1681 г. Бахчисарайского мирного договора, по которому Турция и Крым признали переход Левобережной Украины и Киева в состав России.

Понимая, что перемирие с Турцией временное, Россия по­пыталась создать коалицию европейских держав против нее. Од­нако в Западной Европе шла затяжная война между Францией, Испанией и Голландией. В 1684 г. антитурецкую «Священную лигу» создали Австрия, Польша и Венеция, обеспокоенные уси­лением экспансии Турции в Восточной Европе. Россия согласи­лась участвовать в этом союзе лишь после того, как в 1686 г. вместо Андрусовского перемирия был заключен «Вечный мир» с Польшей, признавший вхождение в состав России не только Левобережной Украины и Киева, но и Запорожской Сечи.

В 1687 и в 1689 гг. Россия, выполняя союзнические обяза­тельства, предприняла два похода против Крымского ханства. Русскую армию возглавлял князь В. В. Голицын. Поначалу похо­ды были удачны. Но по мере нарастания жары в летние месяцы русская армия несла большие потери даже без сражений — от не­хватки воды, продовольствия и фуража. Несмотря на отсутствие военных побед, крымские походы принесли России политичес­кий успех: она впервые предприняла две крупные военные опе­рации против Крымского ханства. Крым ощутил непосредствен­ную военную угрозу от набиравшей силы России. Наша страна продемонстрировала Европе свою растущую военную мощь.

Таким образом, в течение XVII в. в результате многих войн, ценой тягот и лишений, территория России выросла в несколько раз за счет присоединения огромных владений в Сибири, на Дальнем Востоке, а также Левобережной Украины.

Предпосылки петровских преобразований

Основныедаты и события: 1672 г. — рождение Петра I; 1682— 1689 гг. — правление царевны Софьи; 1689—1725 гг. — царст­вование Петра I.

Ист орические деятели: Алексей Михайлович; Федор Алексеевич; Петр I; Софья Алексеевна; Иван Алексеевич; А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын; Ф. Я. Лефорт.

П лан ответа: 1) усиление иностранного влияния на Россию в XVII в., С. Полоцкий; 2) реформы А. Л. Ордин-Нащокина; 3) реформаторские проекты В. В. Голицына; 4) детство Пет­ра; 5) двоецарствие, царевна Софья; 6) начало царствования Петра.

Материал к ответу: Постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влия­ния не только на формирование ее внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны. Осо­бое значение для усиления западного влияния имело пребы­вание поляков в России в 1605—1612 годах. Польской шлях­той было привнесено много новых обычаев, иностранных слов. Военные и политические успехи поляков в борьбе с Россией в начале века значительно подорвали веру москов­ских правителей в правильность и эффективность отечествен­ного государственного устройства. С воцарением династии Ро­мановых возобновилось приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных специалистов (прежде всего по военному делу). На окраине Москвы появилась Немец­кая слобода — Кукуй (немцами называли тогда всех евро­пейцев). В середине века слобода состояла уже из 200 дво­ров, в которых проживало до 1500 человек, три четверти из них составляли семьи военных специалистов. Уже в ходе Смоленской войны с Польшей в составе русской армии во­евали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Ми­хайловиче был составлен по западным образцам первый в русской армии воинский устав. Голландские мастера участ­вовали в создании пушечного завода в Москве и первого рус­ского военного корабля «Орел», построенного в 1669 году. В моду вошли западноевропейская одежда, танцы (мазурка), иностранные языки.

Псковский дворянин А. Л. Ордин-Нащокин (1605—1680) был одним из самых известных политических деятелей России, XVII века. Во главе внешнеполитического ведомства (Посольского приказа) он выступил за расшире­ние экономических и культурных связей России со странами Западной Европы и Востока. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу против Швеции, за выход России к Балтийскому морю.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во мно­гом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких подков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало посте­пенный переход к постоянной армии. Ордин-Нащокин по­пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он от­менил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Ново­торговом уставе 1667 г.), основал ряд новых мануфактур. Стала выпускаться пер­вая русская рукописная газета «Куранты», выходившая в един­ственном экземпляре и содержавшая обзор зарубежных собы­тий. Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опа­ле, после чего постригся в монахи.

Князь В. В. Голицын (1643—1714) был фактическим прави­телем России в период регентства царевны Софьи (1682—1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-ла­тинское училище (позже — академия). Он был последователь­ным сторонником курса Ордина-Нащокина на поддержку отечественной торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути князь считал утвердившееся крепостное право и пред­лагал освободить крестьян от власти помещиков. Все это должно было способство­вать хозяйственному процветанию народа, а значит и госу­дарства. Организованные и проведенные под руководством Го­лицына крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией за­падного образца. В отличие от Ордина-Нащокина, он предла­гал создать наемную армию.

Таким образом, к концу XVII в. представителями власти в России была осознана необходимость реформ с использо­ванием европейского опыта. Программа этих преобразова­ний, сформированная в общих чертах, определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую ис­торию в наступавшем XVIII столетии.

Реформы Петра I

Основные даты и события: 1700—1721 гг. — Северная война; 1711 г. — образование Сената; 1714 г. — указ о единонасле­дии; 1722 г. — Табель о рангах; 1708 г. — губернская реформа; 1720 г. — городская реформа.

Исторические деятели: Петр I; А. Д. Меншиков; Феофан Прокопович; П. И. Ягужинский.

Основные термины и понятия: реформы; Великое посольство; «потешные полки»; рекрутская система.

План ответа: 1) предпосылки реформ; 2) влияние Северной войны на реформирование страны; 3) военная реформа; 4) ре­форма центрального управления; 5) реформа местного управ­ления; 6) реформа церковного управления; 7) указ о единонас­ледии; 8) значение петровских реформ.

Материал к ответу: Реформы петровской эпохи были подготовле­ны всем предшествующим развитием страны в XVII веке. Уже во времена царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича были обозначены те узловые проблемы, от решения ко­торых зависело будущее страны.

Большое влияние на направленность и характер реформ оказала Северная война. Поражение русских войск под Нар­вой заставило Петра принять меры по реорганизации армии. Основой новой армии стали «потешные» полки — Семенов­ский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались еще в 1699 г., накануне Северной войны. Армия ста­ла регулярной и формировалась на основе рекрутских набо­ров. Служба была пожизненной. Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 г. завершил фор­мирование новой армии. В итоге к 1708 г. вместо прежних 40 тыс. армия России насчитывала 113 тыс. хорошо воору­женных и оснащенных воинов.

Не менее важно было создать военную экономику. В 1701— 1704 гг. по указу Петра на Урале заводчиками Демидовыми бы­ли построены первые в стране крупные металлургические за­воды, дававшие для нужд армии железо, чугун, пушки, ядра, лафеты. Создавались казенные мануфактуры по производству пороха, стрелкового оружия, сукна для армии.

Для обучения офицеров были открыты математическая, навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы; для подготовки унтер-офицеров — 50 гарнизонных школ. Многие дворяне бы­ли направлены на обучение военному делу за границу. По ме­ре их возвращения Петр отказывался от найма иностранных военных специалистов. В 1716 г. царь Петр принял «Устав во­инский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставле­ний. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для офицеров и матросов флота.

Особое внимание Петр уделял строительству военно-мор­ского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Общее число построенных за время цар­ствования Петра I кораблей составило около 900. В результа­те военных реформ, проведенных в условиях непрекращав­шейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

Наметившаяся еще в XVII в. тенденция к централизации власти усилилась в условиях Северной войны. В ходе рефор­мы центрального управления в 1699 г. Боярская дума была заменена Ближней канцелярией, переименованной в 1708 г. в «консилию министров». Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, который стал высшими правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил девять человек из представителей родовой знати (включая бывших членов Боярской думы) и своих выдвиженцев. Решения в Сенате принимались коллегиально на общем собрании. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 г. назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

Реформа 1718—1720 гг. упразднила приказы и ввела колле­гии. Первоначально их было одиннадцать. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой; Воинская коллегия сухопутной армией; Адмиралтейств-коллегия — морским флотом; Юстиц-коллегия — гражданским и уголовным судом; Берг-коллегия — горнозаводской промышленностью; Ману­фактур-коллегия — мануфактурной промышленностью. В от­личие от приказов, решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

В 1714 г. Петр I подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и новой (дворянской) аристократией. В 1722 г. царь принял «Табель о рангах», в которой стиралась грань и в служебном положении старой и новой аристокра­тии. Согласно закону служба делилась на гражданскую и во­енную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников. В гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера. В армии — от прапорщика до генерал-фельдмарша­ла. На флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи его по наследству. За свою службу чинов­ники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Такая система давала возможность служебного роста любому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Была проведена областная реформа. В 1708 г. для усиления местного аппарата власти и повышения его роли в управлении страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже — Пе­тербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Дрхангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губерна­торы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии делились на уезды. В 1719 г. Петр разделил страну на 50 провинций во главе с во­еводами. Губернское деление сохранилось, но в руках губерна­торов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) бы­ла создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял цар­ский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. Скоропадского новые выборы были запрещены, впервые гетман был назначен царским указом.

Большое значение имела реформа городского управления. С ростом городов росла и численность городского населения. К концу царствования Петра она составляла 350 тыс. человек. Основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, кроме того, появились первые мануфактурные рабочие, значительно возросла численность купцов и торгов­цев. Еще в начале своего царствования Петр на западный ма­нер учредил в Москве Бурмистерскую палату, а в других горо­дах — выборные должности бурмистров. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому подчинялись местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регу­лярных» (высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесе­ны богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, ап­текари, художники), ко второй — ремесленники и торговцы. «Регулярные горожане» пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и расширяла в них социальную опору самодержавия.

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. После окончания Северной войны он вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными де­лами было передано Святейшему Правительствующему Синоду. В состав этой коллегии вошли назначаемые государем, представители высшего духовенства. Поскольку их решения также утверждались царем, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской Православной Церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор — гражданский чинов­ник, назначаемый царем. Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

«Дело царевича Алексея» заставило царя-реформатора задуматься о судьбе преобразований после его смерти и побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 г.; был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сам император сделать этого так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в один ряд с великими европейскими державами. Реформы уничтожили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в их экономическом положении и служебном статусе. Была усовершенствована система местного управления, впервые в истории России появились выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система управления по-прежнему лишала миллионы простых подданных российского императора возможности участвовать в управлении страной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.028 с.)