Особенности организации учебного процесса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации учебного процесса



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Специальность 210106.65 – Промышленная электроника

2. Специальность 220301.65 – Автоматизация технологических процессов и производств

ГСЭ.Ф.08: Правоведение:

Государство и право. Система российского права. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Административные правонарушения и административная ответственность. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

3. Специальность: 030601.65 – Журналистика

4. Специальность: 031202.65 – Перевод и переводоведение

5. Специальность: 031201.65 – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

6. Специальность: 032102.65 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

7. Специальность: 032101.65 – Физическая культура и спорт

8. Специальность: 031001.65 – Филология

9. Специальность: 030401.65 – История

10. Специальность: 030301.65 – Психология

11. Специальность: 040201.65 – Социология

12. Специальность: 050602.65 – Изобразительное искусство

13. Специальность: 070801.65 – Декоративно – прикладное искусство

14. Специальность: 070601.65 – Дизайн

15. Специальность: 080801.65 – Прикладная информатика (по областям)

16. Специальность: 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по областям)

17. Специальность: 080505.65 – Управление персоналом

18. Специальность: 080401.65 – Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)

19. Специальность: 220501.65 – Управление качеством

20. Специальность: 220402.65 – Роботы и робототехнические системы

21. Специальность: 280202.65 – Инженерная защита окружающей среды

22. Специальность: 150702.65 – Физика металлов

23. Специальность: 010503.65 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

24. Специальность: 010501.65 – Прикладная математика и информатика

25. Специальность: 280102.65 – Безопасность технологических процессов и производств

26. Специальность: 260501.65 – Технология продуктов общественного питания

27. Специальность: 240401.65 – Химическая технология органических веществ

28. Специальность: 140607.65 – Электрооборудование автомобилей и тракторов

29. Специальность: 140601.65 – Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений

30. Специальность: 140211.65 – Электроснабжение

31. Специальность: 190601.65 – Автомобили и автомобильное хозяйство

32. Специальность: 190201.65 – Автомобиле- и тракторостроение

33. Специальность: 140501.65 – Двигатели внутреннего сгорания

34. Специальность: 240801.65 – Машины и аппараты химических производств

35. Специальность: 270102.65 – Промышленное и гражданское строительство

36. Специальность: 270105.65 – Городское строительство и хозяйство

37. Специальность: 270109.65 – Теплогазоснабжение и вентиляция

38. Специальность: 270112.65 – Водоснабжение и водоотведение

39. Специальность: 080104.65 – Экономика труда

40. Специальность: 020101.65 – Химия

41. Специальность: 150202.65 – Оборудование и технология сварочного производства

42. Специальность: 151001.65 – Технология машиностроения

43. Специальность: 151002.65 – Металлообрабатывающие станки и комплексы

44. Специальность: 150201.65 – Машины и технология обработки металлов давлением

45. Специальность: 080105.65 – Финансы и кредит

46. Специальность: 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

47. Специальность: 050700.62 – Педагогика

48. Специальность: 050500.62 – Технологическое образование

 

ГСЭ.Ф: Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые аспекты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Система российского права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной Закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятия гражданского правонарушения. Физические и юридические лица. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Право собственности. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Особенности правового регулирования профессионально – трудовой деятельности. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершения преступлений. Экологическое право. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.


Введение

Курс "Правоведение" имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины "Правоведение" в условиях построения в России правового демократического государства, поскольку каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

 

Цели изучения дисциплины:

- освоение студентами знаний в области права,

- выработке позитивного отношения к праву,

- рассмотрении права как регулятора общественных отношений.

– выработка умений применения правовых норм в реальной жизни, посредством их реализации и/или защиты своих субъективных прав и юридических обязанностей;

Задачи изучения дисциплины:

- приобретение знаний об основах теории государства и права, системе права, современных правовых системах;

- изучение базовых понятий по основным отраслям российского права;

- получение представлений об основных правах и свободах граждан в России, конституционном и федеративном устройстве Российской Федерации, органах государственной власти, их образования и функциях;

- изучение основ гражданского права, пределов и способов осуществления и защиты гражданских прав;

- ознакомление с правовыми аспектами деятельности предприятий и организаций - юридических лиц, как субъектов гражданского права, процедурами образования, реорганизации и ликвидации юридических лиц, видами юридических лиц и их особенностями;

- изучение основных положений вещного и обязательственного права - видов имущества, способов заключения и содержания сделок и договоров;

- изучение истории развития права в России и основных политико-правовых учений в мире;

- приобретение знаний о специфике, сущности и принципах правоохранительной деятельности государства, структуре правоохранительных органов Российской Федерации;

- изучение значения законности и правопорядка в современном обществе;

- овладение практическими навыками применения гражданского и трудового законодательства в правоотношениях.

Требования к освоению дисциплины:

В результате изучения курса:

- студент должен знать:

· положения Конституции Российской Федерации по части основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации и осуществления государственной власти; · основы формирования правовой системы Российской Федерации; · законы и нормативные правовые акты, связанные с регулированием различных отраслей права;  

- студент должен уметь:

· толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; · грамотно разрабатывать документы правового характера; · принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; · анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

 

- студент должен владеть:

· навыками работы с литературой и нормативными актами в области различных отраслей права; · терминологией и основными понятиями, используемыми в правоведении; · навыками использования нормативно-правовых документы, регламентирующих профессиональную деятельность, в том числе навыками работы с информационно-правовыми системами "Гарант" и "Консультант-плюс".

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Правоведение» является обязательной дисциплиной федерального компонента и относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном общеобразовательном стандарте высшего профессионального образования по всем специальностям (направлениям) и включена в рабочие планы ТГУ всех специальностей, в том числе для заочной формы обучения. Изучение дисциплины опирается на знания, полученные при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины «Правоведение» позволяют студентам свободно ориентироваться и усваивать информацию при изучении следующих учебных дисциплин цикла ГСЭ: «Политология», «Социология» и отдельных дисциплин блока ОПД.

 

РАБОЧИЙ ПЛАН

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид занятий Всего часов Семестр
Д/о З/о Д/о З/о
Всего по дисциплине   II III IV V VI VII VIII     III IV V    
Всего аудиторных занятий
Лекции
Практические занятия
Контрольные работы   +
Самостоятельная работа
Курсовая работа    
Консультации    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачет Зачет

Тематический план курса

  Тема Лекции Семинары
Д/о З/о Д/о З/о
Теоретические основы государства и права    
Основы государства и права    
Основы конституционного права    
Конституционные правоотношения      
Основы гражданского права    
Гражданские правоотношения      
Обязательства в гражданском праве      
Отдельные виды договоров      
Семейные правоотношения    
Основы трудового права    
Трудовые отношения    
Экологические правоотношения    
Основы административного права    
Административные правонарушения и административная ответственность      
Гражданское судопроизводство по трудовым спорам      
Основы уголовного права      
Исковое производство      
  Итого

ПРОГРАММА КУРСА

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Практические занятия для студентов дневного отделения

Тематический план семинарских занятий

Тема Форма занятия Кол-во часов
1. Основы государства и права Тренинг
2. Конституционные правоотношения Тренинг
3. Контрольная работа по части 1 Тестирование
4. Гражданские правоотношения Кейс-стади
5. Обязательства в гражданском праве Тренинг
6. Семейные правоотношения Тренинг
7. Трудовые правоотношения Кейс-стади
8. Контрольная работа по части 2 Тестирование
9. Экологические правоотношения Тренинг
10. Административные правонарушения и административная ответственность Тренинг
11. Гражданское судопроизводство по трудовым спорам Имитационная игра
12. Защита курсового задания Презентация

Планы практических занятий

Занятие 1. Основы государства и права
(4 балла)

Проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений об основах государства и права.

Вопросы

1. Понятие государства: сущность, определение, признаки.

2. Теории происхождения государства.

3. Форма государства.

4. Форма правления.

5. Форма государственного устройства

6. Политический режим.

7. Функции государства: экономические, социально-культурные, внешнеполитические.

8. Понятие и признаки права.

9. Основные правовые системы современности.

10. Понятие и признаки правовых норм.

11. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.

12. Источники российского права.

13. Признаки нормативно-правового акта.

14. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

15. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

Учебная и научная литература

1. Правоведение: учеб. пособие / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, Д.А. Липинского. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 405 с.

2. Правоведение: учеб. пособие / Н.А. Ушакова, А.Н. Чесноков. – 2-е изд.
– М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под общ. ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2007. – 399 с.

4. История отечественного государства и права: учебник. Ч. 1 / под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. пер. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 542 с.

5. Романцова О.В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир. 2006. № 11.

6. Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. 2008. № 1.

7. Самсонова О.В. Правовое государство: сущность и понятие // Lex Russica. Научные труды МГЮА. 2008. № 1.

8. Голубитченко В.А. Органы государственной власти субъектов РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3.

9. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. № 2.

10. Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. № 2.

Занятие 2. Конституционные правоотношения (4 балла)

Проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель данного занятия – формирование представлений о государственном устройстве, конституционных характеристиках Российской Федерации, организации публичной власти, конституционных правах и свободах граждан.

Вопросы:

1. Конституционное право как отрасль права.

2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

3. Конституционные характеристики Российской Федерации.

4. Основные права, свободы и обязанности граждан.

5. Особенности федеративного устройства России.

6. Организация государственной власти в Российской Федерации.

7. Президент Российской Федерации.

8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

9. Исполнительная власть в Российской Федерации.

10. Судебная власть в Российской Федерации.

11. Местное самоуправление.

 

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Нормативно-правовые акты, согласно полученному заданию.

Учебная и научная литература

1. Правоведение: учеб. пособие / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, Д.А. Липинского. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 405 с.

2. Правоведение: учеб. пособие / Н.А. Ушакова, А.Н. Чесноков – 2-е изд.
– М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под общ. ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2007. – 399 с.

4. Баликоев З.В. Глава субъекта Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. № 6.

5. Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. № 2.

6. Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов //Административное право и процесс. 2008. № 5.

7. Столповская Н.Б. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов // История государства и права. 2008. № 22.

8. Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. № 1.

Занятие 3. Контрольная работа по части 1 учебного курса
(10 баллов)

Практическое занятие проводится в форме тестирования (2 часа).

Примерный перечень тестовых заданий

1 Под суверенитетом государства понимают:

а) верховенство государственной власти внутри страны;

б) независимость государственной власти вовне;

в) верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне;

г) правильный ответ отсутствует.

 

2 Верховенство государственной власти означает:

а) что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны;

б) что органы государственной власти подчиняют себе деятельность органов местного самоуправления;

в) оба ответа верны;

г) правильный ответ отсутствует.

 

3 Государственная власть подразделяется на:

а) законодательную и исполнительную;

б) исполнительную и судебную;

в) законодательную, исполнительную и судебную;

г) правильный ответ отсутствует.

 

4 Судебная власть осуществляет:

а) гражданское правосудие;

б) уголовное правосудие;

в) административное правосудие;

г) конституционное правосудие;

д) все ответы верны;

е) правильный ответ отсутствует.

 

6 Понятие «форма государства» включает в себя:

а) форму правления;

б) форму государственного устройства;

в) политический режим;

г) все ответы верны;

д) правильный ответ отсутствует.

 

7 По форме правления государства делятся на:

а) республики и монархии;

б) республики и федерации;

в) монархии и конфедерации;

г) правильный ответ отсутствует.

 

8 Для унитарного государства характерна:

а) единая система органов государственной власти и управления;

б) две относительно самостоятельные системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации;

в) оба варианта возможны;

г) правильный ответ отсутствует.

 

9 Отличительные признаки нормы права:

а) нормативность;

б) санкционированность государством;

в) общеобязательность;

г) обеспеченность принудительной силой государства;

д) все ответы верны;

е) правильный ответ отсутствует.

 

10 Норма права состоит из:

а) гипотезы;

б) диспозиции;

в) санкции;

г) все ответы верны;

д) правильный ответ отсутствует.

 

11 Федеральный закон в силу:

а) не ранее его официального опубликования;

б) до его официального опубликования;

в) может вступать в силу как до, так и после официального опубликования;

г) правильный ответ отсутствует.

 

12 Диспозитивные нормы – это:

а) повелительные, строго обязательные предписания;

б) правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности;

в) все ответы верны;

г) правильный ответ отсутствует.

 

13 Официальными изданиями, в которых публикуются федеральные законы Российской Федерации, являются:

а) "Российская газета";

б) "Собрание законодательства Российской Федерации";

в) "Парламентской газете";

г) все ответы верны;

д) правильный ответ отсутствует.

 

14 Отрасль права – это:

а) наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права;

б) составная часть правового института;

в) составная часть подотрасли права;

г) правильный ответ отсутствует.

 

15 Конституция Российской Федерации является:

а) жесткой;

б) гибкой;

в) смешанной;

г) правильный ответ отсутствует.

 

16 По форме правления Российская Федерация является:

а) конституционной монархией;

б) президентской республикой;

в) смешанной республикой;

г) правильный ответ отсутствует.

 

17 По форме государственного устройства Российская Федерация относится к:

а) федеративному государству;

б) унитарному государству;

в) конфедерации;

г) правильный ответ отсутствует.

 

18 Для правового государства характерными признаками являются:

а) верховенство закона во всех сферах общественной и государственной

жизни;

б) реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

в) взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

г) строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

д) осуществление государством эффективного контроля за исполнением

законодательства;

е) все ответы верны.

 

19 Федеративное государственное устройство России построено:

а) по национальному признаку;

б) по территориальному признаку;

в) все ответы правильные;

г) правильный ответ отсутствует.

 

20 Президент Российской Федерации:

а) относится к исполнительной власти;

б) относится к законодательной власти;

в) занимает самостоятельное место в системе высших органов государственной власти;

г) относится к органами местного самоуправления;

д) правильный ответ отсутствует.

 

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

Учебная и научная литература

1. Правоведение: учеб. пособие / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, Д.А. Липинского. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 405 с.

2. Правоведение: учеб. пособие / Н.А. Ушакова, А.Н. Чесноков – 2-е изд.
– М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под общ. ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2007. – 399 с.

4. Теория государства и права: учебник / под общ. ред. А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 633 с.

Занятие 4. Гражданские правоотношения
(4 балла)

Практическое занятие проводится в форме кейс-стади (2 часа).

Цель практического занятия – приобретение студентами навыков поведения в определенных, конфликтных ситуациях.

Занятие построено на анализе гражданско-правовых отношений.

Задачи к занятию:

СИТУАЦИЯ 1.

Иванов дал в долг Петрову 100 000 рублей сроком на один год под 20 % годовых. Денежные средства передавались в присутствии свидетелей: Сидорова, Белова и Рыжова. Письменно сделка не оформлялась. Через год Иванов потребовал у Петрова 120 000 рублей. Петров заявил, что никаких денег не получал. Иванов обратился в суд с иском о взыскании с Петрова суммы займа, а так же процентов за пользование денежными средствами.
В каких случаях требуется заключение сделки в письменной форме?

Какое решение примет суд?

 

СИТУАЦИЯ 2.

Иванова А.Ю. заключила договор с ООО «Гарант» на ремонт квартиры. В обусловленный договором срок ремонт не был сделан. Иванова написала в адрес директора ООО претензию, в которой установила новый срок для выполнения ремонтных работ – 10 дней с момента получения претензии. В ответе на претензию юрист ООО «Гарант» сообщил, что ремонт будет сделан не раньше, чем через 2 месяца, а обращаться куда-либо за защитой своих прав не имеет смысла, так как договором Общество освобождено от ответственности.

Дайте анализ ситуации. Прав ли юрист ООО «Гарант»?

СИТУАЦИЯ 3.

В торговую организацию, осуществляющую продажу бытовой техники обратился потребитель Иванов с письменной претензией о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денег. Потребителем был приобретен музыкальный центр импортного производства. В процессе эксплуатации товара, вышли из строя колонки музыкального центра. Инструкция к товару была только на английском языке.Торговая организация отказала Иванову в удовлетворении его требований, ссылаясь на то, что товар ему был передан надлежащего качества. К тому же работник торгового центра объяснял Иванову, как пользоваться музыкальным центром, покупатель не выполнил требования инструкции. Какое право потребителя нарушено в данном случае?Какие требования имеет право предъявить потребитель в данном случае?Что должен сделать продавец, получивший подобную претензию? СИТУАЦИЯ 4.Елена Кузнецова увидела свое фото в рекламе продукции известной косметической фирмы. Своему знакомому адвокату она пояснила, что своего согласия на размещение своего фото в рекламе не давала. Фото, по словам Кузнецовой, могло попасть к изготовителям рекламы без её ведома с её страницы, размещенной на одном из сайтов.Нарушены ли права Елены Кузнецовой? СИТУАЦИЯ 5.Егор Зверев 12 лет продал свой компьютер соседу Евгению Малинину 19 лет за 3 000 рублей. Родители Егора подали иск в суд о признании договора купли-продажи компьютера недействительным. Малинин иск не признал, мотивируя тем, что компьютер был подарен Егору бабушкой он является собственником и может распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению.Какое решение примет суд? СИТУАЦИЯ 6.Ивану Попову бабушка выдала доверенность на получение пенсии. Работники почтового отделения отказались выдать пенсию, мотивируя тем, что в доверенности указана лишь дата ее выдачи, но не указан срок ее действия.Правы ли работники почтового отделения? СИТУАЦИЯ 7.Гражданка Соколова решила продать своему соседу - гражданину Кутузову земельный участок. Поскольку у Кутузова необходимой суммы не оказалось в наличии, стороны заключили соглашение о задатке. На следующий день Соколова заявила о своем отказе от заключения договора купли-продажи участка.Назовите способы обеспечения обязательства.

Каковы последствия неисполнения обязательства, обеспеченного задатком?

 

СИТУАЦИЯ 8.

Иванова А.Ю. заключила договор с ООО «Гарант» на ремонт квартиры. В обусловленный договором срок ремонт не был сделан. Иванова написала в адрес директора ООО претензию, в которой установила новый срок для выполнения ремонтных работ – 10 дней с момента получения претензии. В ответе на претензию юрист ООО «Гарант» сообщил, что ремонт будет сделан не раньше, чем через 2 месяца, а обращаться куда-либо за защитой своих прав не имеет смысла, так как договором Общество освобождено от ответственности.

Дайте анализ ситуации. Прав ли юрист ООО «Гарант»?

 

СИТУАЦИЯ 9.

Домогаров возвращался домой ночью на автомобиле. Внезапно на дорогу выбежал человек. Домогаров не успел среагировать, человек попал под колеса его автомобиля. В последствии выяснилось, что пострадавшим оказался гражданин Карпов. Карпов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, переходил дорогу в неустановленном месте. Карпов обратился в суд иском о взыскании вреда, причиненного повреждением здоровья.

Какое решение должен принять суд?

 

СИТУАЦИЯ 10.

Голубева обратилась в суд иском о восстановлении срока для принятия наследства. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что Голубева проживала вместе с отцом. После смерти отца она осталась проживать по тому же адресу. Районный суд восстановил срок для принятия наследства.

Правомерно ли решение суда?

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ( Рим, 04.11.1950 г.) и Протоколы к ней (№ 1-1) II Международные акты о правах человека: Сб. документов. 2-е изд. М.. 2002.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

5. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.01.2001 г, № 146-ФЗ.

6. Федеральный закон «О введении в действие части первой ГК РФ» от 30.1 1.1994 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

7. Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ //СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.

8. Федеральный закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ от 26.11.2001 г. № 147 ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4553.

9. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122 ФЗ // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3594.

10. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ, по состоянию на 21.12.2004).

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГК РФ» от 28.02.1995 г. № 2/1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 5.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» от 01.07.1996 г. № 6/8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 9; 1997. № 5; Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

 

Занятие 5. Обязательства в гражданском праве
(4 балла)

Практическое занятие проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель практического занятия – формирование знаний об обязательствах, их видах, способах обеспечения и ответственности за их неисполнение.

 

Вопросы:

1. Основания возникновения обязательств.

2. Договорные и внедоговорные обязательства.

3. Исполнение обязательств.

4. Обеспечение исполнения обязательств.

5. Ответственность за нарушения обязательств.

6. Виды и формы гражданско-правовой ответственности.

7. Понятие и условия договоров.

8. Виды гражданско-правовых договоров.

9. Наследственное право.

10. Понятие наследства.

11. Основания наследования.

12. Принятие и отказ от наследства.

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 г., часть вторая от 26.01.1996г., часть третья от 26.11.2001 г.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г.

Учебная и научная литература

1. Правоведение: учеб. пособие / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, Д.А. Липинского. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 405 с.

2. Правоведение: учеб. пособие / Н.А. Ушакова, А.Н. Чесноков – 2-е изд.
– М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под общ. ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2007. – 399 с.

 

Занятие 6. Семейные правоотношения
(4 балла)

Практическое занятие проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель практического занятия – формирование знаний об обязательствах, их видах, способах обеспечения и ответственности за их неисполнение.

Вопросы:

1. Отношения, регулируемые семейным правом.

2. Брачно-семейные отношения.

3. Взаимные права и обязанности супругов.

4. Брачный договор.

5. Права и обязанности родителей и детей.

6. Ответственность по семейному праву.

7. Лишение родительских прав.

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г.

Учебная и научная литература

4. Правоведение: учеб. пособие / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, Д.А. Липинского. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 405 с.

5. Правоведение: учеб. пособие / Н.А. Ушакова, А.Н. Чесноков – 2-е изд.
– М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.

6. Правоведение: учебник для вузов / под общ. ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2007. – 399 с.

Занятие 7.Трудовые правоотношения

(4 балла)

1. Практическое занятие проводится в форме кейс-стади (2 часа).

2. Цель практического занятия – приобретение студентами навыков поведения в определенных, конфликтных ситуациях.

3. Занятие построено на анализе гражданско-правовых отношений.

Задачи к занятию:

СИТУАЦИЯ 1.

Инженер Петров раньше положенного времени (на 3 часа) ушел с работы. На следующий день, приказом руководителя организации Петров был уволен за прогул. Кроме того, на него был наложен штраф в размере 50 % от заработной платы.

Правомерны ли действия работодателя?

 

СИТУАЦИЯ 2.

Инженер Швецов увольняется по собственному желанию. Однако в день увольнения ему не выдали трудовую книжку, мотивируя тем, что он не заполнил обходной лист.

Правомерны ли действия работодателя?

 

СИТУАЦИЯ 3.

Инженеру Шарову в день увольнения не выдали трудовую книжку, мотивируя тем, что имеет задолженность перед организацией.

Законны ли действия работодателя?

Какие последствия предусмотрены законодательством за задержку выдачи трудовой книжки?

 

СИТУАЦИЯ 4.

Инженер Ермаков 1 февраля был уволен с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ за систематическое нарушение трудовой дисциплины. При рассмотрении дела судом было установлено следующее. За четыре года работы Ермаков семь раз подвергался дисциплинарным взысканиям. При этом последнее взыскание на него было наложено 15 января прошлого года. Нарушив трудовую дисциплину в очередной раз 30 января текущего года, он был уволен с работы.

Какое решение должен принять суд?

 

СИТУАЦИЯ 5.

Инженер Ванин был привлечен по приказу руководителя предприятия к сверхурочным работам для устранения последствий производственной аварии. Ванин отказался исполнять приказ, мотивируя тем, что к сверхурочным работам его могут привлечь только с его согласия.

В каких случаях работник может быть привлечен к сверхурочным работам без его согласия?

Какие компенсации предусмотрены законодательством работнику, привлеченному к сверхурочным работам?

 

 

СИТАУЦИЯ 6.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.07 с.)