Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи



Оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет:
1. федерального бюджета;
2. бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
3. бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В приложении 2 приведены расходы бюджетной системы на здравоохранение в период 2010-2020 год.
Законом о государственных гарантиях предусматривается разграничение расходных обязательств между бюджетами бюджетной системы, в том числе бюджетами фондов обязательного медицинского страхования.
За счет средств ОМС в рамках Программы государственных гарантий гражданам Российской Федерации будет предоставляться бесплатно первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь. Кроме того, в финансовое обеспечение за счет средств ОМС поэтапно будут включены:
- скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации;
- высокотехнологичная специализированная медицинская помощь;
- лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях;
- бюджетные инвестиции.
Скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации, будет поэтапно включена в систему ОМС при обязательном соблюдении условия - оказания и оплаты ее вне зависимости от наличия у пациента полиса ОМС и его места проживания.
Необходимо учитывать, что учреждения и подразделения скорой медицинской помощи работают в "режиме ожидания", поэтому должны быть предусмотрены способы оплаты данного вида медицинской помощи с учетом этой специфики.
Включение инвестиций в тариф ОМС может быть осуществлено после проведения полной инвентаризации и паспортизации действующей сети учреждений здравоохранения, установления необходимого объема ресурсов на основе стандартизации.
За счет ассигнований из федерального бюджета оказывается:
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда;
- первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами;
- специальные программы, направленные на развитие отдельных направлений медицинской помощи.
За счет ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается:
- специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях;
- специальные программы, направленные на развитие отдельных направлений медицинской помощи, в субъекте.
За счет ассигнований из местных бюджетов оказывается:
- первичная медико-санитарная помощь, включая неотложную медицинскую помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.
За счет ассигнований из соответствующих бюджетов в установленном порядке обеспечивается оказание медицинской помощи и предоставление медицинских и иных услуг в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях (включая детские и санатории для детей с родителями), бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка (включая специализированные), хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях и прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и не участвующих в реализации территориальной программы ОМС.
Основными источниками доходов системы ОМС будут являться:
- страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения;
- страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы работодателей будут установлены в размере 5,1% от фонда оплаты труда, при этом будет установлено предельное значение годового фонда оплаты труда, сверх которого уплата страховых взносов производиться не будет. Указанное предельное значение в 2010 году составит 415 000 рублей, и оно будет подлежать ежегодному увеличению в соответствии с прогнозируемым темпом роста заработной платы.
Страховые взносы работодателей будут распределяться в пропорции: 4% - в бюджеты территориальных фондов ОМС и 1,1% - в бюджет Федерального фонда ОМС.
Субъекты Российской Федерации будут уплачивать взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в зависимости от платежей работодателей на работающее население с учетом коэффициентов удорожания/удешевления медицинской помощи в зависимости от половозрастной структуры неработающего населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
При этом порядок расчета взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения будет определен федеральным законом и являться единым для всех субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации будут уплачивать взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в зависимости от платежей работодателей на работающее население с учетом коэффициентов удорожания/удешевления медицинской помощи в зависимости от половозрастной структуры неработающего населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
В 2010 году доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования от страховых взносов работодателей составят 495 млрд. рублей. Платежи субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения при применении указанного способа расчета в 2010 году должны будут составить 715 млрд. рублей.
Повышение размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование как работающего, так и неработающего населения будет сопровождаться переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему ОМС.
Тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках системы ОМС, должны включать все статьи затрат, связанных с обеспечением деятельности соответствующих учреждений.
С учетом увеличения размера страховых взносов, минимальный подушевой норматив финансового обеспечения программы государственных гарантий может быть обеспечен в объеме около 9 400 рублей на человека в год в 2010 году, и 30 400 рублей в 2020 году (в ценах соответствующих лет).
Указанное увеличение позволит:
- повысить средний уровень заработной платы медицинского персонала не менее чем до среднего уровня заработной платы по Российской Федерации;
- увеличить расходы на медикаменты и перевязочные средства в круглосуточных стационарах в 2-10 раз, в зависимости от заболевания;
- увеличить расходы на медикаменты и перевязочные средства более чем в 10 раз при оказании скорой медицинской помощи;
- увеличить расходы на питание больных в круглосуточных стационарах более чем в 2 раза;
- увеличить траты на расходные материалы при оказании медицинской помощи в 3-5 раз.
Внедрение принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС, а также конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны сопровождаться созданием системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации в части базовых программ ОМС.
Основой для выравнивания условий базовых программ ОМС должен выступать минимальный подушевой норматив ПГГ, установленный Правительством Российской Федерации. При этом для определения объема средств, необходимых для конкретного субъекта Российской Федерации, расходы на базовую программу ОМС, рассчитанные, на основе численности населения и минимального подушевого норматива ПГГ, должны сопоставляться с доходами системы ОМС в части страхового взноса работодателей на обязательное медицинское страхование работников и страхового взноса субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. Дефицит базовой программы ОМС должен рассчитываться исходя из указанных показателей.
Источниками финансового обеспечения выравнивания условий базовой программы ОМС являются трансферты из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС в части страхового взноса работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан в размере 1,1% от фонда оплаты труда.
Переход от системы дотаций на покрытие дефицита к выравниванию финансовых условий реализаци территориальных программ обязательного медицинского страхования позволит резко сократить дифференциацию подушевых расходов до 20-30% от минимального подушевого норматива.
Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи потребует внедрения системы финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от целевых показателей.
Учреждения здравоохранения, работающие в рамках системы ОМС, будут получать средства на финансовое обеспечение своей деятельности на основании утвержденных субъектом Российской Федерации тарифов.
Учреждения здравоохранения, работающие вне рамок системы ОМС, будут осуществлять свою деятельность на основании государственных (муниципальных) заданий.
В структуру тарифа на медицинскую помощь за счет ОМС, а также в нормативную стоимость единицы государственного задания включаются все затраты лечебного учреждения.
Тарифы на медицинскую помощь за счет ОМС устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании принятых ими медико-экономических стандартов.
По заболеваниям, не охваченным стандартами медицинской помощи, устанавливаются перечни диагностически связанных групп, которые содержат минимальные обобщенные тарифы, по которым оплачивается лечение заболеваний, входящих в конкретную группу.
Переход на единые тарифы целесообразно осуществлять в рамках перехода от расчета на основе фактических затрат к нормативному ценообразованию. Необходимо провести работу по обоснованию затрат однотипных учреждений - на основе стандартов медицинской помощи и анализа по статьям затрат.
Оплата первичной медико-санитарной помощи должна проводиться на основании дифференцированных тарифов за посещение (в целях профилактики, лечения, активного или пассивного патронажа), с последующим переходом на подушевые нормативы на прикрепленное население. Тарифы на посещение устанавливаются таким образом, чтобы на первом этапе стимулировать повышение профилактической направленности первичной медико-санитарной помощи.
После перехода на подушевые нормативы, его значения должны отражать половозрастную структуру обслуживаемого населения и другие факторы, влияющие на потребность в первичной медицинской помощи. Этот метод является приоритетным для осуществления координирующей функции первичного звена, стимулирует повышение его ответственности за состояние здоровья обслуживаемого населения, обеспечивает комплексность лечебно-профилактической работы.
Оплата стационарной помощи производится в соответствии с едиными тарифами по конкретному заболеванию или диагностически связанной группе заболеваний.
Подразделения экстренной помощи и маршрутизации больных оплачиваются за каждый вызов (в части скорой медицинской помощи) и за каждого больного (в части служб маршрутизации и экстренного лечения и диагностики) по дифференцированным тарифам, в зависимости от сложности случая и в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Патронажно-реабилитационные службы оплачиваются либо в составе тарифа на амбулаторно-поликлиническую помощь в случае "домашнего стационара", либо по стоимости койко-дней, рассчитанных в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, у которых поступления по тарифам ОМС не покрывают затраты на их содержание (например, сельские учреждения), должен быть предусмотрен механизм адресного частичного субсидирования расходов на оплату труда, коммунальных услуг и текущего ремонта.
В целях обеспечения качества оказываемой помощи должны быть установлены критерии эффективности деятельности каждого лечебно-профилактического подразделения, основанные на профильных стандартах медицинской помощи, оказывающие влияние на размер оплаты труда медицинских работников.
Система обязательного медицинского страхования будет включать в себя Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС. Федеральный фонд ОМС при этом будет выступать в качестве основного органа, аккумулирующего средства для выравнивания программ государственных гарантий в субъектах РФ. Территориальный фонд ОМС будет осуществлять реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования.
При введении одноканальной модели финансирования программы ОМС, покупателями медицинских услуг являются страховые медицинские организации, с которыми территориальные фонды ОМС заключают договоры. При этом страховые медицинские организации заключают договоры на покупку медицинских услуг с медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности.
Необходимо обеспечить установление единых требований к квалификационным характеристикам страховщиков, а также создание механизмов контроля за выполнением указанных требований.
Необходимо предусмотреть расширение требований государства к страховым медицинским организациям, в частности:
- обязательное информирование застрахованных об условиях и порядке предоставления им медицинской помощи, подачи жалоб и обращений с жалобами в другие организации;
- обеспечение защиты прав застрахованных граждан;
- обеспечение соответствия планируемых объемов медицинской помощи установленным показателям Программы государственных гарантий и заданиям медицинским организациям;
- требования к уровню развития информационных систем, персонифицированного учета объемов помощи, оказываемых застрахованным;
- "прозрачность" (публикация) отчетов, предоставление информации о результатах своей деятельности.
Помимо государственного контроля, в качестве средства обеспечения эффективной деятельности целесообразно использовать механизм экономического стимулирования страховщиков по ряду показателей, отражающих эффективность использования ресурсов в системе оказания медицинской помощи (например, объемов профилактических мероприятий, числа вызовов скорой помощи, средней длительности лечения в стационарах, числа повторных госпитализаций и т.д.). Такое стимулирование должно осуществляться территориальным фондом ОМС.
В договорах территориального фонда ОМС со страховыми компаниями должны быть предусмотрены следующие функции:
- организация медицинской помощи застрахованным, например, помощь больному в переводе в другое учреждение в случае выявленной необходимости (в том числе, перевод на более высокий уровень оказания услуг);
- участие в разработке заказов-заданий ЛПУ с включением согласований в договоры на предоставление медицинской помощи в системе ОМС (в виде согласованных объемов помощи и условий оплаты при отклонениях);
- управление объемами медицинской помощи - контроль за обоснованностью и сроками госпитализаций, поощрение структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи (развитие дневных стационаров, межрайонных центров оказания помощи и проч.); контроль за соблюдением установленной системы направлений пациентов;
- стимулирование лечебных учреждений к мероприятиям по обеспечению качества медицинской помощи, например, поощрение применения более эффективных медицинских технологий, стимулирование кооперации различных учреждений по лечению хронических заболеваний;
- осуществление (совместно с органом управления здравоохранением) мониторинга деятельности лечебных учреждений.
Для осуществления текущего и стратегического планирования ресурсов, увеличения доступности и повышения качества медицинской помощи, оказываемой гражданам России в рамках Программы государственных гарантий, должен быть внедрен единый страховой полис, который позволит:
- создать единый регистр застрахованных граждан по ОМС;
- исключить двойное страхование и двойное финансирование;
- проследить за финансовыми потоками в учреждения здравоохранения как на территории субъекта РФ, так и за его пределами;
- упорядочить взаиморасчеты между субъектами Российской Федерации за медицинскую помощь, оказанную гражданам на территории страхования и за ее пределами.

Создание системы единого полиса обязательного медицинского страхования будет являться серьезным стимулом к развитию информатизации здравоохранения и в том числе, созданию системы персонифицированного (индивидуального) учета по обязательному медицинскому страхованию.
Необходимо внедрять рыночные (конкурентные) механизмы, а именно:
- предоставить возможность выбора ЛПУ, когда это возможно, для граждан Российской Федерации через повышение информированности пациента о качестве работы ЛПУ и наличие единой государственной тарифной политики; при этом необходимо установить ограничения этого права через рекомендацию врача на госпитализацию и наличие перечня ЛПУ, в которые может свободно обратиться пациент в течение определенного периода;
- создать конкуренцию между ЛПУ по критерию качества там, где это возможно, например, в крупных городах; привлечь учреждения всех форм собственности к исполнению государственного заказа на конкурсной основе путем заключения контракта по установленным государственным тарифам;
- привязать финансирование ЛПУ и оплату труда медицинских работников к объемам и качеству оказанной медицинской помощи;
- расширить права и полномочия руководителей ЛПУ в сфере управления ЛПУ, поэтапно изменить организационно-правовые формы государственных и муниципальных ЛПУ (при этом важно определить перечень учреждений, которые будут находиться только на бюджетном финансировании).

Кроме того, конкретизация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания помощи, вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи, а также введение системы лекарственного обеспечения граждан при амбулаторной помощи будет являться стимулом для развития добровольного медицинского страхования, как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспечивающего ускоренный доступ к лечению и предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений.
Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.006 с.)