Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Директор института филологии и языковой коммуникации

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Директор института филологии и языковой коммуникации

_____________/ Л.В. Куликова /

«___»_______ 2010 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина Основной язык: Фонетика

(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

 

Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки

(номер и наименование укрупненной группы)

 

Направление №031000 «Филология»

(номер и наименование направления)

 

Институт филологии и языковой коммуникации

 

Кафедра русского языка

 

Составитель: Т.М. Григорьева, докт. филол. н. проф.

 

 

Красноярск


Основная часть программы

"Содержание дисциплины” включает следующие разделы

(они обозначены прописными буквами):

А. Введение.

Б. Основные понятия фонетики.

В. Сегментная фонетика.

Г. Суперсегментная фонетика.

Д. Фонология.

Е. Орфоэпия

Ё. Социофонетика.

Ж. Фонетические подсистемы.

3. Письмо.

Программа имеет следующие разделы:

Содеражание дисциплины

1.1. Тематика лекций с краткой аннотацией.

1.2. Методические рекомендации к теме.

2. Тематика практических занятий.

3. Задания для самостоятельной работы студентов

3. Список литературы по разделам.

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Л Е К Ц И И

А. Введение

Современный русский язык (2 ч.)

1.1. Современный русский язык как предмет научного изучения. Временные границы понятия “современный”. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка. Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Типологическая характеристика русского языка. Национально-языковые проблемы современности. Международное значение современного русского языка.

1.2. Обратить внимание на различие понятий “литературный язык” и “общенародный язык”, на толкование понятий “современный” в широком (от Пушкина до наших дней) и в узком смысле слова (язык последних десятилетий ХХ–XXI вв. Уяснить основные признаки литературного языка (кодифицированная норма, полифункциональность), сложность современной языковой ситуации.

Б. Основные понятия фонетики.

Фонетика как наука о звуковом строе языка (2 ч.)

2.1. 3вуки речи как взаимно детермированные элементы языка, получающие свое содержание в данном языке на данном этапе ею развития. Место фонетической системы в общей структуре языка.

Предмет научной и учебной дисциплины о звуковом строе русского языка. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр – основоположники изучения языка в целом и фонетики в частности как системы. Система как совокупность единиц, в которой каждая единица определена всеми остальными. Невозможность существования системы из одного элемента и следствие из этого: где нет выбора, нет системы, нет системно значимых различий.

2.2. Обратить внимание на определяющие признаки языковых фонетических явлений, на принципиальное различие звука и буквы, на основные аспекты в изучении языка: фонетический (звук как феномен артикуляционный, акустический и перцептивный) и фонологический (функциональный, семантический).

Сегментные и суперсегментные единицы языка (2 ч.)

3.1. Принцип разграничения сегментных и суперсегментных единиц. Сегментные единицы: звуки языка. Суперсегментные единицы: слог, ударение, интонация и др. Значение работ П.С. Кузнецова для разграничения сегментных и суперсегментных единиц в фонетике.

3.2. Обратить внимание на определение сегментных единиц как линейной последовательности и суперсегментных (просодических) единиц как единиц, накладывающихся на линейные, сегментные элементы выражения.

В. СЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА

Артикуляционная классификация звуков (2 ч.)

4.1. Основные этапы артикуляции отдельного звука: выход органов речи на “работу” (приступ, экскурсия), стационарное ядро звука (выдержка), уход органов речи “работы” (отступ, рекурсия). Принципы разграничения гласных и согласных звуков. Классификация согласных по способу и месту образования. Основные артикуляционные характеристики твердости/мягкости и звонкости/глухости. Классификация гласных по и месту образования и степени подъема языка, по участию/неучастию губ в артикуляции языка. Инструментальное изучение артикуляции русских звуков.

4.2. Обратить внимание на основные артикуляционные различим гласных (воздушная струя не встречает преграды) и согласных (воздушная струя встречает преграду на своем пути преграду в полости рта или носа). На практических занятиях научиться пользоваться свой артикуляционный аппарат для определения артикуляционных признаков гласных и согласных звуков. Характеризуя звук как артикуляционное явление, необходимо следовать такой схеме:

гласный – ударный или редуцированный (редукция количественная; качественнее 1-2 степени), место подъема языка, степень подъема языка,

участие/неучастие губ (лабиалозованный/нелабиализованный).

согласный – шумный или сонорный, способ образования преграды, место образования преграды участие/неучастие голосовых связок, палатализованность/веляризованность.

Акустическая классификация звуков (2 ч,)

5.1. Теоретическое и практическое значение акустической классификации звуков. Единство принципов классификации для гласных и согласных звуков в соответствии с системным характером языка. Дихотомичности классификации. Достоинства и недостатки этой классификации.

5.2. Обратить внимание на дихотомичность акустической классификации, на практическое использование этой классификации и ее закономерную соотнесенность с классификацией артикуляционной, на ассоциативные признаки звуков с определенными акустическими признаками.

Г. Суперсегментная фонетика

Слог как суперсегментная единица языка (2 ч.)

6.1. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. Слог как волна сонорности. Степень соответствия теоретически ожидаемого и реально существующего в языке.

6.2. Обратить внимание на правила слогоделения сточки зрения разных концепций слогоделения: концепции волны сонорности слога, выдвинутой датским ученым О.Есперсоном и разработанной в трудах Р.И. Аванесова, и концепции волны имплозии-эксплозии, созданной швейцарским ученым Ф. де Соссюром и разработанной на материале русского языка А.М. Сухотиным.

Ударение (2 ч.)

7.1. Ударение как одна из наиболее распространенных в языках мира словесных просодий. Синтагматические характеристики ударения. Контраст “ударность-безударность”, его фонетическое и фонологическое содержание. Сильноцентрализующий характер русского ударения. Дистрибутивная модель слова и ударения. Ударение и структура соединения синтагматических компонентов фонетического слова: звуков в слове, слогов в слове.

7.2. Обратить внимание на тактообразующую функцию ударения, на его роль в осуществлении обязательных критериев существования слова, на разноместность русского ударения в отличие от других языков, на подвижность русскою ударения.

Интонация (4 ч.)

8.1. Интонация как фазовая просодия, ее фонетическая харак-. теристика, основные акустические компоненты интонации - тон, интенсивность звучания, длительность звучания, степень отчетливости тембра. Понятие синтагмы и интонационной конструкции. Фаза и синтагма.

8.3. Обратить внимание на различные возможности синтагматического членения предложения (основное и дополнительное}, на функционирование интонационных конструкций в речи, на интонационное варьирование предложения и зависимость интонации от смысла сообщения, от ситуации общения и стиля речи.

8.4. [15,16,17,18]

Д. Фонология

Позиционные и непозиционные; “исторические” чередования (2 ч.)

9.1. Понятие позиции. Бесконечное разнообразие позиционных изменений звука. Необходимость выделения их в функциональные единицы- фонемы. Понятие сильной и слабой позиции фонем. Чередования, обусловленные позицией, и грамматические чередования.

9.2. обратить внимание на слабые и сильные позиции с точки зрении сигнификативной и перцептивной, на различные перцептивные возможности носителей разных языков, на различное определение одного явления разными исследователями (Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский).

Вокализм (2 ч.)

11.1. Система гласных фонем. Дифференциальные признаки гласных фонем. Типологические особенности русского вокализма.

11.2. Обратить внимание на такое явление русского вокализма, когда два звука не встречаются в одной позиции, не могут быть взаимно полноценными различителями морфем и слов - не могут быть признаны самостоятельными фонемами: пять и пат, здесь два звука [а] и [а] представляют одну фонему. Фонема а в слове пять - это фонема в перцептивно слабой позиции, сохраняющая свои сигнификативные свойства.

Консонантизм (2 ч.)

12.1. Система согласных фонем. Дифференциальные признаки согласных фонем. Коррелятивные ряды согласных фонем по звонкости/глухости, твердости/мягкости. Внепарные по глухости/звонкости, твердости/мягкости фонемы. Сильные и слабые позиции согласных по разным дифференциальным признакам. Типологические особенности русского консонантизма.

12.2. Обратить внимание на функциональную значимость признака твердость/мягкость, глухость/звонкость в русском языке, на акустико-артикуляционные корреляты этих ДП: веляризация/палатализация, глухость/звонкость.

Е. Орфоэпия

13. Орфоэпическая норма и вариантность (4 ч.)

13.1. Литературная норма как один из ведущих признаков литературного языка. Норма в орфоэпии. Эволюционный характер развития норм. Сосуществующие варианты произношения - неприменное условие развития орфоэпической нормы. Возможности функционального использования орфоэпических вариантов. Эволюция орфоэпической нормы (по данным стиха и словарей)

13.2. Обратить внимание на следующие орфоэпические варианты, представленные в современной речи как старшая и младшая норма:

старшая норма младшая норма
произношение гласных
реализация фонемы <а> после шипящих в 1-м предударном слоге звуком [ы]: [жы]ра, [шы]ры, [шы]лаш, [жы]смин, [шым]панское. реализация фонемы <а> после шипящих в 1-м предударном слоге звуком [∆]: [ж∆]ра, [ш∆]ры, [ш∆]лаш, [ж∆]смин, [ш∆м]панское.
произношение согласных
мягкое произношение 1-го компонента в сочетании согласных с последующим мягким: [д’в’]ерь, [с’п’]и, по[д’в’]иг, [з’в’]ерь и др. твердое произношение 1-го компонента в сочетании согласных с последующим мягким: [дв’]ерь, [сп’]и, по[дв’]иг, [зв’]ерь и др.
произношение [ж:’] на месте орфографических сочетаний “жд”, “зж”, “жж”: до[ж:’и]к, ви[ж:’а]ть, жу[ж:’]ать, дребе[ж:’]ть. произношение [ж:] на месте орфографических сочетаний “зж”, “жж”: ви[ж:а]ть, жу[ж:]ать, дребе­[ж:]ть; и [жд’] на месте орфографического “жд”: до[жд’]ик, до[жд’]и.
произношение [шн] на месте орфографического “чн”: ску[шн]о, достато[шн]о, пере[шн]ица, було ­ [шн]ая. произношение [ч’н] на месте орфографического “чн”: ску[ч’н]о, достато[ч’н]о, пере[ч’н]ица, було ­ [ч’н]ая.
произношение отдельных грамматических форм:
произношение прилагательных муж рода на -гий, -кий, -хий с твердой основой: дол[гъй], тон[къй], ти[хъй]. Произношение прилагательных муж рода на -гий, -кий, -хий с мягкой основой: дол[гий], тон[кий], ти[хий].
твердое произношение корневых согласных в глаголах на -гивать, -ки­вать, -хивать: вздра[гъ]вать, вска ­ [къ]вать, взма[хъ]вать. мягкое произношение корневых согласных в глаголах на -гивать, -ки­вать, -хивать: вздра[ги]вать, вска ­ [ки]вать, взма[хи]вать.
твердое произношение конечного согласного в возвратных глаголах: страшу[c], довело[с], взял[съ], догадал[съ]. мягкое произношение конечного согласного в возвратных глаголах: страшу[c’], довело[с’], взял[с’ъ], догадал[съ’].
произношение гласного [у] в окончаниях глаголов 3-го лица мн. Числа наст. времени: хо[д’ут], ви[д’ут], смот[р’ут]. произношение редуцированного гласного в окончаниях глаголов 3-го лица мн. числа наст. времени: хо[д’ът], ви[д’ът], смот[р’ът].

Е. Социофонетика

Ж. Фонетические подсистемы

З. ПИСЬМО

Графика и орфография (4ч.)

17.1. Графика и орфография как взаимосвязанные стороны письма. Основные принципы графики. Буква и графика. Фонематичность русской графики. Орфография как компромисс принципов (фонетический, фонематический, традиционный. Вопрос о ведущем принципе русской орфографии. Ориентация русского письма на сигнификативно-сильные позиции фонем. Орфография гиперфонем. Основные этапы усовершенствования русского письма.

17.2. Обратить внимание на особенности построения русской графики и орфографии, их фонематичность. Уяснить основные этапы усовершенствования русского письма: Петровская реформа русской азбуки и реформа русской орфографии 1917–1918 гг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3анятие 1. Принципы фонетической транскрипции, основные знаки фонетической транскрипции, транскрибирование звучащего текста (2 ч.).

Занятие 2. Транскрипция и транслитерация (2 ч.)

3анятие 3. Основные законы русской речи. Фразовое членение текста (2 ч.)

3анятие 4. Реализация гласных после твердых согласных

Занятие 5. Реализация гласных после мягких согласных.

Занятие 6. Артикуляционные характеристики гласных и согласных звуков. Значение артикуляционной классификации (2 ч.).

Занятие 7. Основные акустические параметры звука- частота, сила и тембр. Форманты как основные составляющие звука (2 ч).

Занятие 8. Основные теории слогоделения. Сочетаемостные свойства гласных и согласных (2 ч.)

3анятие 9. Ударение. Его тактообразующая и фонологическая функция. Особенности русского ударения (2 ч.)

3анятие 10. Смыслоразличительная роль интонации. Основные типы ИК. Интонация как эмоционально-стилистический феномен (2 ч.)

3анятие 11. Сильные и слабые позиции гласных и согласных. Аллофон, вариант и вариации фонемы (2 ч.)

Занятие 12. Рубежный контроль.

3анятие 13. Фонематическая транскрипция и орфографическое письмо. Фонетико-фонологический анализ слова (2 ч.)

3анятие 14. Позиционное варьирование гласных. Сильные и слабые позиции для гласных фонем (2 ч.)

3анятие 15. Позиционное варьирование согласных. Сильные и слабые позиции согласных фонем по признаку глухости - звонкости, твердости мягкости (2 ч.)

Учебники и учебные пособия

1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

3. Касаткин Л.Л. Фонетика. Графика и орфография // Совр. рус. лит. язык / Под ред. П.А. Леканта. – 3-е изд., М., 1996. С.?? –??.

4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

6. Панов М.В. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 1997. (Гл. “Теория письма. Графика”.– С. 163–172; “Теория письма. Орфография”. – С. 173–189; “Орфоэпия”. C. &&).

Артикуляционная фонетика

7. Аванесов Р.И. Фонетика современного языка. М., 1956. (Раздел "!!!). C.??

8. Матусевич М.И., Любимова Н.И. и др. Альбом артикуляционных звуков русского языка. М.,1963.

9. Чистович Л.А., Кожевников В.А. и др. Артикуляция и восприятие. М.–Л., 1965.

10. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л.,1983.

Акустическая фонетика

11. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М.,1981.

12. Иванов В.В. Теория фонологических различных признаков // Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962.

13. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1956.

14. Якобсон Р., Фант Г., Халле М. Введение в анализ речи (1955) // Новое в лингвистике. Вып. 2. М.,1962.

Суперсегментная фонетика

15. Аванесов Р.И. Фонетика современного языка. М., 1956. (Раздел “О словоразделе и строении слога в русском языке”).

16. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974 (Раздел “Ударение в современном русском литературном языке”)

17. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977.

18. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984.

19. Николаева Т.М. “Принцип замены” А.М. Пешковского и отдельные компоненты интонации // Вопр. фонетики и обучения произношению. М.,1975.

20. Реформаторский А.А. Фонологические этюды. М.,1975. (Раздел “Пролегоменты к теории интонации”).

Фонология

21. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского языка. М.,1965. (Разделы “Вокализм”, “Консонантизм”, “Система согласных фонем”).

22. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка(1945) //
А.А. Реформаторский. Из истории отечественной фонологии. М.,1970.

23. Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт теории фонетической альтернации (1895) // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избр. работы по общ. языкознанию. М., 1963. Т.1.

24. Виноградов В.А. Консонантизм и вокализм русского языка. Практическая фонология. М., 1971.

25. Гловинская М.Я. Об одной фонологической подсистеме в современном русском языке // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.

26. Дмитриенко С.Н. Фонемы русского языка. Их сочетаемость и функциональная нагрузка. М., 1985.

27. Кузнецов П.С. Об основных положениях фонологии (1959) // А.А. Реформаторский. Из истории отечественной фонологии. М.,1970.

28. Реформаторский А.А. Согласные, противопоставление по способу и месту образования, и их варьирование в современном русском языке // А.А. Реформаторский. Из истории отечественной фонологии. М.,1970.

29. Реформаторский А.А. О корреляции “твердых” и “мягких” согласных в современном русскомлитературном языке // Там же.

30. Реформаторский А.А. Слоговые согласные в русском языке // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.

31. Трубецкой Н.С. Основы фонологии (1938). М.,1960.

Орфоэпия

32. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение (1950). 6-е изд. М., 1984.

33. Аванесов Р.И. Нормы русского литературного произношения в их историческом развитии // Рус. речь. 1981. № 3. С. 38–43; № 4. С. 53–58.

34. Аванесов Р.И. Вопросы русского сценического произношения // Вопр. культуры речи на сцене и на экране. М., 1986. С. 5–22.

35. Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Рус. речь. – М., 1990. – № 1. С. 77–81.

36. Борунова С.Н. По страницам “Орфоэпического словаря” // Рус. речь. – М., 1988. № 4. С. 60–65.

37. Брызгунова Е.А. Русская речь начала девяностых годов XX века // Рус. словесность. М., 1994. № 3. С. 88–94. Произношение, интонация, лексема.

38. Брызгунова Е.А. О состоянии русского литературного произношения на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова // Науч. докл. филол. ф-та МГУ. М., 2000. Вып. 4. С. 25–32.

39. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976.

40. Вещикова И.А. О предмете орфоэпии // Филол. науки. М., 2000. № 1. C. 59–68.

41. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. М., 1978. (Главы “Нормы ударения”, “Нормы произношения”).

42. Каленчук М.Л. Об орфоэпической вариантности // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. М., 1991. № 3. С. 50–57.

43. Каленчук М. Л. Об устойчивости орфоэпического навыка // Жизнь языка: Сб. к 80-летию М.В. Панова. М., 2001. С. 165–171.

44. Каленчук М.Л., Касаткина Р. Ф. Побочное ударение и ритмическая структура русского слова на словесном и фразовом уровнях // Вопр. языкознания. М., 1993. № 4. С.?? –??

45. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII – XX вв. – М., 1990. – 456 с.

46. Русское сценическое произношение / Отв. ред. Кузьмина С.М.; АН СССР. Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1986. 237 с.

47. Тимофеева О.В. Рифма А.С. Пушкина в фонетическом и орфоэпическом аспекте // Рус. яз. в шк. М., 1987. № 6. С. 60–66.

Социофонетика

48. Ганиев Ж.В. Социофонетика и фоностилистика (к методике эксперимента) // Социально–лингвистические исследования. М., 1976.

49. Гловинская М.Я. Вариативность произношения заимствованных слов в современном русском языке // Там же.

50. Кузьмина С.В. Вариативность произношения групп согласных // Там же.

51. Поливанов Е.Д. [1931] О фонетических признаках социально-групповых диалектов и, в частности, русского стандартного языка // Статьи по общему языкознанию. М., 1968. С.?? –??.

52. Поливанов Е.Д. Фонетика интеллигентного языка // Статьи по общему языкознанию. М., 1968. С.?? –??.

53. Русский язык и советское общество (социолого-лингвистическое исследование): Фонетика современного русского литературного языка. Народные говоры / Под ред. М.В. Панова. – М., 1968 – 212 с.

54. Русский язык по данным массового обследования / Под ред. Л.П. Крысина. М., 1974. – (разд. “Фонетика”. С. 38–121).

55. Язык и личность. М., 1989.

Фонетика поэтической речи

56. Якубинский Л.Б. О звуках стихотворного языка (1916) // Поэтика. М.,1919.

57. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка (1924). М.,1965.

58. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники (1937) // Вопр. языкознания. 1963. №1. С.

Фонетика разговорной речи

Аванесов Р.И.

Бодуэн де Куртенэ И.А.

Букчина Б.З., Калакуцка

Иванова В.Ф.

Ильинская И.С.

Кузьмина С.М.

Панов М.В.

Графика и орфография

66. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемами письменного языка // Реформаторский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

67. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку. СПб., 1912. 132 с.; В сокращ. виде см.: И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избр. труды по общ. языкознанию. Т. 2. М., 1963. С. 209–235.

68. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. М.,1969.

69. Булатова Л.Н. Еще раз об основном принципе русской орфографии // Вопр. языкознания. 1969. № 6.

70. Григорьев В.П. Графика и орфография у Вознесенского // Нерешенные вопросы русского правописания. М., 1974. С. 162–171.

71. Григорьева Т.М. Русское письмо от реформы графики к реформе орфографии. Красноярск, 1995. 160 с.

72. Григорьева Т.М. Русская орфография ХХ в. (послереформенный период): Учеб. пособие. Красноярск, 1998. 95 с.

73. Григорьева Т.М, Пономарева С.В. Норма и варинтность в русской орфографии // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 3. Красноярск, 2001. С. 20–42.

74. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991. 191 с.

75. Ильинская И.С., Сидоров В.Н. Современное русское правописание // Уч. зап. Моск. пед. ин-та им. В.П. Потемкина. М.,1953. Т. 22.

76. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. М., 1981.

77.. Осипов Б.И. История русского письма: Графика. Орфография. Пунктуация. Омск, 1990. 82 c.

78. Осипов Б.И. Учителю об истории русского письма: Учеб. пособие. Омск, 1999. 124 с.

79. Панов М.В. И все-таки она хорошая: рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1964.

80. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Два века русской буквы Ё. История и словарь. М.: Нар. образование, 2000. 248 с., илл.

81. Филиппов Л.К. Язык А.И. Солженицына: Особенности авторской орфографии // А.И. Солженицын и рус. культура. Саратов, 1999. С. 147–152.

82. Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях: Пособие для учителя / Авт.-сост. В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. М., 1995. 352 с.

83. Шмелева Т.В. Письменность городской среды // Фонетика–орфоэпия–письмо: Межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 1997. С. 114–123.

84. Штайн К.Э. Графика поэтического текста // Вестн. Ставроп. гос. пед. ун-та. Соц.-гуманитарные науки. Ставрополь, 1995. Вып. 1. С. 135–145.

85. Шубина Н.Л. Новые тенденции в пунктуационно-графическом оформлении русского текста // Рус. яз. за рубежом. М., 1997. № 3/4. С. 67–74.

86. Яковлев Н. Ф. Математическая форма построения алфавита (опыт практического приложения лингвистической теории) // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 123–148.

Словари орфоэпические

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: Ок. 76 000 словар. единиц. М.: Рус. яз., 1993. 927 с.

2. Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, граммат. формы. Ок. 63500 слов; Под ред. Аванесова Р.И.; АН СССР. Ин-т рус. яз. М., 1983. 704 с.; 2-е изд., стер. М.,: Рус. яз., 1985. 7?? с.; 3-е изд., стер. М.,: Рус. яз., 1987. 703 с.; 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1988. 703 с.; 5-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1989. 686 с.; 6-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1997. 686 с.; 7-е изд., стереотип. М: Рус. яз., 19??. 686 с.; 8-е изд., стереотип. М: Рус. яз., 2000. 686 с.

3. Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грам. формы. Ударение: Ок. 12000 слов. 2-е изд., стер. М., 1999. 446 с.

4. Каленчук М.Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1996. 468 с.

5. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 3-е изд., испр. М., 1999. 400 с.

6. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. Ок. 26 000 слов / Под ред. Тихонова А.Н. М., 1995. 704 с.

Словари орфографические

1. Правила русской орфографии и пунктуации: Утверждено АН СССР и др. в 1956 г.; Орфографический словарь: (45000 слов) / Рос. АН, Ин-т рус. яз. М., 1994. 116 с.

2. Орфографический словарь русского языка: Ок. 100 000 слов / С.Н. Борунова, Б.З. Букчина, О.Л. Дмитриева и др.; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 33-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1998. 414 с.

3. Русский орфографический словарь: около 160 000 слов / Рос. академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова: Редкол.: В.В. Лопатин (отв. ред.), Б.З. Букчин, Н.А. Еськова и др. М.: Азбуковник, 1999. 1280 с.

4. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. СЛИТНО или РАЗДЕЛЬНО? Орфографический словарь-справочник: Свыше 107 000 слов. М.: Рус. яз., 1998. 944 с.

5. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 712 с.

6. Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: Ок. 70 000 слов. 2-е изд., стер. М.: Цитадель, 1999. 911 с.


Приложение

Лабораторные работы

№1. Гласные после твердых согласных

1) Затранскрибировать текст.

2) Указать все случаи качественной редукции гласных после твердых согласных (первый предударный слог).

3) Указать все случаи качественной редукции гласных 2 степени после твердых согласных.

Предударные слоги. Заударные слоги.
     

4) Указать случаи качественной редукции гласных в абсолютном начале слова.

5) Указать случаи количественной редукции гласных.

6) Привести примеры комбинаторных явлений.

№2. Гласные после мягких согласных

1) Затранскрибировать текст.

2) Указать случаи качественной редукции гласных 1 степени после мягких согласных (первый предударный слог).

3) Указать случаи качественной редукции 2 степени после согласных.

Предударные слоги Заударные слоги
     

4) Указать случаи количественной редукции гласных

5) Привести примеры комбинаторных явлений.

№ 3:Фонетический анализ звучащего текста.

1) Прослушать данный текст.

2) Выявить представленные в нем особенности.


ТерминоЛогический словарь

Аллофон (вариант фонемы, дивергент, репрезентант фонем, оттенок фонем, альтернанс фонемы, манифестация фонемы) – разновидность фонемы, представленная в речевом потоке. Качественная разновидность фонемы в условиях фонетической зависимости.

Аккомодация – частичное приспособление артикуляции смежных звуков согласного и гласного, которое заключается в том, что начальная экскурсия и конечная рекурсия фазы в их произношение совпадают и имеют определенные последствия. Например, гласный в соседстве с мягким согласным обретает и образный оттенок.

Прогрессивная аккомодация – экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего: [в,ал].

Регрессивная аккомодация – рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего: [мол,].

Двусторонняя аккомодация – под влиянием мягких согласных и в начальной, и в конечной фазе артикуляции, когда звук испытывает влияние и в фазе экскурсии, и в фазе рекурсии: [п,ат,].

Акцентология – раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

Акцентуация – выделение с помощью ударения отдельных элементов слова или фразы.

Ассимиляция – уподобление, приспособление артикуляции одного звука к артикуляции другого звука:

ассимиля ция по глухости – [ф к,]ино,

ассимиляция по звонкости – [з г]оры,

ассимиляция по мягкости – [д’в’эр’], [с’т’эп’],

ассимиляция по месту образования – [ш:ыт,] (= “сшить”).

База артикуляционная – положение и движение органов речевого аппарата для произнесения определенного звука, которое складывается из трех эпатов:

приступ (экскурсия),

средняя часть (выдержка) – стационарное ядро звука,

отступ (рекурсия).

Бемольный – один из тональных признаков звука речи, который характеризуется понижением тона. В дихотомической универсальной классификации противопоставлен признаку "простой". Бемольные – все лабиализованные: [о], [у], [п.], [п,], [к,], [к,], [т,], [д,] и т. д. Нелабиализованные – простые.

Билабиальный (губно-губной) – согласный звук, при образовании которого преграда образуется смыканием губ: [б], [п], [м], [м,].

Бинарный – имеющий две составные части: бинарное противопоставление согласных по глухости - звонкости - ([п] - [б]), по твердости-мягкости – ([т] – [т,]).

Веляризация (отвердение) – дополнительная артикуляция заключающаяся в подъеме задней части спинки языка к заднему (мягкому) небу, в результате чего образуется веляризованный (твердый) звук.

Велярный – звук, для которого артикуляция веляризации является основной: заднеязычные [г], [к], [х].

Взрывной (смычный, эксплозивный) – согласный, при произношении которого взрывается преграда: [к], [т], [д].

Вокализм – состав и система гласных фонем языка.

Вокализованный согласный – согласный, который в произношение которого участвует голос, то есть звонкие согласные, или согласный, в речевом потоке утрачивающий преграду и приближающийся по своим артикуляционным характеристикам к гласному – [и] как вокализованный вариант фонемы ‹j›.

Диезный – один из тональных признаков звуков речи, который характеризуется повышением тона. В дихотомической универсальной классификации противопоставлен признаку "простой". Диезные – все мягкие согласные (палатализованные) и гласные между мягкими согласными: [а – о – э – у – и] и [п’ – б’ – ф’ – в’ – м’ – т’ – д’ – с’ – з’ – н’ – л’ – ш:’ – ж:’ – ч’ – р’ – к’ – г’ – х’]. Все непалатализованные – простые.

Дистинктивныйпризнак (различительный, релевантный, дифференциальный) – признак звука, который позволяет считать его функциональной единицей и придает ему статус фонемы; семиологически релевантный (значимый) – признак звука, служащий для различения значений, элемент звука речи, на котором основывается его фонологическая различительная функция: глухость-звонкость – [там] [дам], твердость-мягкость – [вал] [в’ал].

Дистрибуция (распределение) – возможности сочетаемости звука, его звуковое окружение, взаиморасположение, сумма всех позиций звука, всех его окружений. Дистрибутивный критерий необходим при описании фонетической системы языка.

Дискретный – раздельный, прерванный в звучании.

Гиперфонема – фонема, которая не может быть возведена к сильной позиции. Представляют собой дизъюнкцию (совокупность, множество) нейтрализующихся фонем: ‹с бака›, ‹ тол›, ‹ зык›.

Инвариант – обобщенный вариант языковой единицы, элемент абстрактной единицы языка, отвлеченный от ее конкретных реализаций и тем самым объединяющий их. Например, фонема по отношению к ее аллофонам или морфема по отношению к алломорфам.

Интонация (методика, тональность, фонология предложения) – совокупность таких просодических признаков (нелинейных, суперсегментных), как движение тона (повышение и понижение), ритм, интенсивность, тембр, темп.

Корреляция (соотносительность) – два ряда фонем, которые противопоставлены друг другу наличием одного дифференциального признака при одинаковых интегральных признаках: корреляция согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости и др.

Лабиализация – у-образный оттенок согласного, видоизменение его в сторону понижения резонаторного тона: [сут], [луна].

Маркированный (обозначенный, отмеченный) – обладающий коррелятивным признаком: звонкий согласный по отношению к глухому, мягкий согласный по отношению к твердому.

Назализация – носовой тембр согласного, возникающий как следствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через носовую полость: [сн]ова, [см]ыть.

Оглушение ( противопоставление) – девокализация, модификация звонкого согласного в глухой коррелятивного ряда в слабых позициях.

Оппозиция (противопоставление) – соотношение двух звуков, обладающих семиологической реливантностью: [п] – [б] как смыслоразличители в словах [пар] – [бар], [пыл] – [был].

Оппозиция бинарная – парное противопоставление по наличию-отсутствию одного и того же признака: долгий-краткий; звонкий-глухой и под.

Оппозиция привативная – фонологическое противопоставление, в котором один из членов (маркированный) характеризуется наличием определенного дифференциального признака, а другой (немаркированный) – отсутствием его: назализованный – неназализованный, лабиализова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.24.36 (0.012 с.)