Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение средневековых городов.

Поиск

План.

1. Экономические и социальные условия возникновения города.

2. Борьба средневекового города за независимость.

3. Политический строй городов-коммун:

а) города-коммуны Франции;

б) германские города;

в) городское устройство Англии;

г) особенности политического строя итальянских городов-государств.

4. Условия и причины объединения ремесленников в цехи.

5. Цеховая организация ремесла. Структура цеха. Регламентация и её роль.

6. Городская торговля. Основные виды торговых объединений.

Сообщение: Маргиналы в средневековом городе.

Источники: 27, 34, 43, 44.

Литература: 27, 38, 41, 42, 47, 105.

Занятие 2

Общество и культура средневекового города.

План.

1. Складывание городского населения.

2. Бюргерство: его социальный, правовой и имущественный статус.

3. Формирование городского патрициата.

4. Ремесленники, их имущественное и социальное положение.

5. Купечество.

6. Средневековые университеты

Сообщение: Творчество вагантов и его место в ранней городской культуре Западной Европы.

Источники: 27, 34, 39.

Литература: 16, 28, 49, 60, 71. 72. 80.

Тема «Средневековый город» призвана раскрыть причины и пути возникновения городов в Западной Европе. Особое внимание здесь следует обратить на анализ концепций генезиса, выявить степень их аргументированности. Важной составляющей этой темы является изучение социальных процессов в феодальной деревне, приведших к оттоку из неё крестьянского населения и развитию колонизационного движения и возникновения ремесленных поселений - зачатков будущих городов.

При рассмотрении коммунального движения в городах особого внимания заслуживают причины и региональные особенности протекания этого процесса, а также роль внешних факторов (например, сеньориальный или королевской власти), которые могли повлиять на характер движения и его итоги. Необходимо выявить различия в муниципальном устройстве городов - коммун, причины таких различий и степень их зависимости от королевской власти.

Отдельный вопрос этой темы посвящён итальянским городам - государствам, что объясняется ярко выраженной спецификой их развития. Главной проблемой здесь является определение движущих сил коммунальной борьбы и их эволюция в XI - XIV вв. Особое внимание необходимо обратить на причины политической нестабильности одних городов (например, Флоренции) и большой социально-политической устойчивости других (Венеция).

Студент должен связать вопрос о причинах возникновения ремесленных цехов с уровнем развития товарно-денежных отношений в этот период и масштабами ремесленного производства.

Характерной особенностью городской жизни были пестрота, сложность профессионального, имущественного, этнического, социального состава населения и его занятий. Большинство горожан были заняты в сфере производства и обращения товаров - это, прежде всего ремесленники разных специальностей. В то же время город включал в себя и весьма значительное количество лиц, не связанных напрямую с ремесленным производством. Студенту необходимо выявить социальный статус, имущественное и правовое положения всех слоев городского населения.

 

Тема 5.

Политическая борьба в Англии в XIII в.

План

1. Причины недовольства королевской властью различных социальных слоев английского общества.

2. Восстание баронов и принятие «Великой хартии вольностей».

3. Характеристика «Великой хартии вольностей»:

а) экономические интересы различных классов и социальных групп;

б) политическое устройство Англии и правовой статус различных слоев населения.

4. Политическая борьба 2-й половины XIII в. и возникновение парламента.

Источники: 4, 43, 44.

Литература: 3, 29.

Цель занятия - проанализировать изменениями в экономической, социальной и политической сферах жизни.

В ходе анализа отрывков из «Хроники» Роджера Говдена и «Большой Хроники» Матвея Парижского студенты должны выяснить причины недовольства населения королевской политикой, определить отношение различных слоев английского общества к королевской власти, к церкви и феодальной верхушке.

Приступая к анализу текста «Великой хартии вольностей», студенты должны выделить статьи о правах различных слоев населения на землю и другие виды собственности. Важно определить, какие гарантии получили бароны и рыцари. Затем студенты должны изучить статьи, относящиеся к торговле и выяснить, что в них отражает интересы феодалов, а что выгодно купечеству и другим горожанам. Подумать, почему в «Хартии» не отражены интересы крестьянства.

Характеризуя отношение мятежных баронов к централизованному государству, надо обратить внимание на то, что они предлагали в качестве альтернативы.

Большое значение имеет анализ статьи 39. Студент должен раскрыть смысл понятия «свободный человек» в статьях «Хартии». Чьи интересы наиболее полно отражены в «Хартии»? Необходимо сделать вывод о значения «Хартии» для дальнейшей истории Англии.

Петиции отдельных слоев общества в парламент, приглашения короля членам парламента позволяют достаточно подробно осветить социальный состав и организацию одного из самых первых сословно-представительных учреждений Европы.

Тема 6.

Гуситские войны

План

1. Социально-экономическое и политическое развитие Чехии в конце XIV - начале XV в.

2. Деятельность и учение Яна Гуса.

3. Гуситское движение:

а) чашники: социальный состав, программные требования;

б) табориты: программные требования умеренных и радикальных групп.

4. Военная организация и тактика таборитов.

5. Причины поражения и историческое значение гуситского движения.

Сообщение: Ян Жижка - жизнь и деятельность.

Источники: 17, 19.

Литература: 76.

Начать изучение этой темы следует с характеристики социально-экономического и политического развития Чехии в конце XIV - начале XV вв. Выяснить причины недовольства разных слоев населения политикой императора.

Во втором вопросе, необходимо дать характеристику учения и деятельности Яна Гуса, определить его отношение к основным догматам церкви, к социальным проблемам в обществе. Поможет в этом анализ «Хроники Пражского Университета».

При ответе на третий вопрос основным источником будет «Хроника Лаврентия из Бржезовой». Студенты должны охарактеризовать программные требования гуситов: чашников, умеренных таборитов и пикартов (адамитов). Студентам необходимо разобраться в особенностях каждого течения, определив их социальную базу.

Раскрывая вопрос о военной организации и тактике таборитов важно выявить систему управления общиной, их вооружение, основные приемы боя. Что помогло таборитам удачно организовать сопротивление крестоносцам?

В последнем вопросе, выясняя причины поражения движения в целом, необходимо объяснить какие действия властей способствовали прекращению сопротивлению чашников. В итоге необходимо проследить последствия движения гуситов для Чехии и для Европы в целом.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ЕВРОПА В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

(РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ)

(XVI - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII вв.)

Тема 7

Великие географические открытия

План

1. Предпосылки Великих географических открытий.

2. Открытие Америки Христофором Колумбом.

3. Путешествие вдоль Западной Африки Бартоломеу Диаша.

4. Открытие морского пути в Индию. Экспедиция Васко да Гамы.

5. Первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана.

6. Последствия Великих географических открытий.

Сообщение: Бартоломе де Лас Касос и его «История Индии»

Источники: 31, 33, 43, 44.

Литература: 56, 83, 84, 91, 92, 93, 100.

Начать изучение темы необходимо с вопроса о причинах открытия новых стран. Студент должен выяснить, почему первыми вступили на путь географических открытий Португалия и Испания. Тщательный анализ официальных документов (Капитуляции в Санта-Фе, Тордесильясский договор, папские буллы) позволяет судить о целях морской экспансии испанской короны и католической церкви.

Особое значение имеют дневники путешествий Колумба, свидетельства его современников, характеризующие не только сами путешествия, но и реакцию на них жителей Европы. В этой связи следует обратить внимание на социальный состав конкистадоров и характер их взаимоотношений с индейцами.

При изучении третьего и четвертого вопросов. Студент должен раскрыть трудности экспедиций Барталомео Диаша и Васко да Гамы. В ходе семинара необходимо также проанализировать первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана.

Итогом семинарского занятия должна стать подробная характеристика последствий Великих географических открытий и их исторического значения.

 

Тема 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.006 с.)