Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Европа в раннее Средневековье

Поиск

(V - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI вв.)

Тема 1

Общественный строй древних германцев

План

1.Характеристика источников.

2. Основные хозяйственные занятия. Древние германцы - скотоводы или земледельцы?

3. Социальный строй.

4. Политическая организация. Понятие военной демократии.

Источники: 9, 12, 40, 43, 45.

Литература: 11, 39, 96.

Проблема генезиса феодализма в Западной Европе является одной из ключевых для понимания истории средневековья. Как возник феодализм? Что послужило исходным пунктом его развития? Каким образом сформировались его основные черты? Не вызывает сомнений, что истоки феодализма необходимо искать в предшествующем историческом периоде. С этой целью, прежде всего, следует обратиться к общественному устройству древних германцев, сыгравших весьма важную роль в становлении феодального строя.

Поскольку наиболее подробно о германцах писали Юлий Цезарь и Корнелий Тацит, то к их трудам и следует обратиться в поисках ответов на интересующие нас вопросы. Приступая к анализу источников, студент должен обратить внимание на отношение Цезаря и Тацита к «варварам», учесть причины их близкого знакомства с германцами, сделать вывод об изменении общественного мнения относительно «варваров».

Анализируя хозяйственный строй древних германцев, надо обратить внимание на систему земледелия, скотоводства, уровень развития ремесла и торговли. Целесообразно провести сравнительный анализ описания производительных сил Цезаря и Тацита.

Отвечая на третий вопрос, студент должен определить тип общины у германцев во времена Цезаря и Тацита, стадию развития родового строя. Уместно привести примеры возникновения имущественной и социальной дифференциации у древних германцев.

В последнем вопросе необходимо проследить, как имущественное и социальное неравенство повлияло на систему управления племенем. Нужно чётко зафиксировать признаки разложения родоплеменного строя и перехода к «военной демократии».

 

 

Тема 2

Франкское общество в конце V - начале VI в.

(по «Салической правде»)

План.

1. «Салическая правда» как исторический источник.

2. Аграрные отношения у франков.

3.Община и её эволюция. Формы собственности. Аллод.

4. Социальное и имущественное расслоение во франкском обществе

Источники: 12, 35, 36, 37, 43.

Литература: 10. 24, 46, 63, 64.

Цель занятия - рассмотреть эволюцию германского общества, но на новой стадии: после завоевания Римской Галлии и столкновения «варваров» с римской цивилизацией. Следует определить степень влияния этой цивилизации на развитие франкского общества.

Основным источником этого семинара является Салическая правда. Этот источник зафиксировал переходное состояние франкской общины: от родового строя к феодальному. Важное значение имеет эдикт короля Хильперика, уточняющий позиции власти относительно общины и форм собственности на землю.

Давая характеристику аграрным отношениям, студент должен выяснить, появились ли новые орудия труда, сельскохозяйственные культуры, отрасли аграрного сектора.

Разбирая второй вопрос студент должен вначале выяснить виды землепользования существующие у франков, затем определить тип собственности на пахотную землю, приусадебное хозяйство и угодья (леса, луга). Необходимо проследить этапы распространения собственности (право пользования, наследования и распоряжения) на разные виды землепользования. Следует дать определение аллоду и выявить различия между «полным» и «неполным» аллодом.

Изучение четвертого вопроса правильнее начать с определения «классической» общины, а затем целесообразно проследить изменения зафиксированные в Салической правде. Необходимо проанализировать статьи, посвящённые «переселенцам» и «отказывающимся от родства», подумать, почему эти явления стали массовыми, и о каких процессах, происходящих в общине, они говорят? Пользуясь шкалой вергельдов за убийство, студенты должны выявить все социальные слои и прослойки франкского общества.

Рассматривая поземельные и социальные отношения у франков, следует определить, насколько далеко они ушли от германцев, на какой стадии развития находилось их общество, можно ли выделить в нём черты, характерные для феодализма.

Тема 3

Формирование феодальных отношений в Западной Европе.

 

Занятие 1.

Процесс феодализации во франкском государстве в VI – IX вв.

План.

1. Экономические и социальные причины разорения крестьянства.

2. Прекарий, коммендация, патронат и бенефиций - формы поземельной и личной зависимости.

3. Политика Каролингов в отношении крестьянства.

4. Роль иммунитета в оформлении и развитии феодальных отношений.

Сообщение: Карл Великий. Политический портрет.

Источники: 8, 41, 43.

Литература: 8, 10. 20, 25, 61.

Занятие 2.

Феодальная вотчина во франкском государстве в VIII - IX вв.

План.

1. Характеристика источников.

2. Типы вотчин. Структура вотчины.

3. Население вотчины. Категории зависимого крестьянства.

4. Организация поместного управления.

5. Товарно-денежные отношения в вотчине.

Сообщение: Каролингское возрождение.

Источники: 12, 16. 43. 46, 47.

Литература: 9, 26. 35, 85.

Цель семинара – рассмотреть условия образования двух основных сословий: зависимых крестьян и феодалов-вотчинников.

Начать первое занятие нужно с анализа письменных источников: грамот, формул, капитуляриев, хроник.

Изучение текстов хроник и капитуляриев позволит выяснить причины разорения и обезземеливания крестьян, а формулы покажут многообразие путей втягивания крестьян в феодальную зависимость. Следует разобраться, что означает «прекарий», его виды («данный», «возвращенный», «с вознаграждением»), определить изменения социального статуса наследников лиц, получивших прекарий. Необходимо охарактеризовать и другие пути попадания в зависимость, такие как коммендация, залог, кабала, патронат, самопродажа, обратив внимание на незаконные формы подчинения крестьян (обман, прямое насилие).

В третьем вопросе необходимо рассмотреть противоречивый характер франкского государства, объяснить, почему власти с одной стороны поддерживали крупных собственников, поощряли укрупнения хозяйства, а с другой пытались защитить крестьян от беззакония со стороны феодалов.

Раскрывая содержания понятия «иммунитет», важно выяснить, какие права признавались за иммунистами, что именно они должны были делать.

Цель второго занятия рассмотреть структуру вотчины и организацию её управления, положение зависимого крестьянства.

Основными источниками для изучения темы занятия являются: «Капитулярий о поместьях», «Образцы описей земель церковных и королевских», «Полиптик» аббатства Св. Германа.

«Капитулярий» подробно описывает состояние хозяйства, садоводства, уровень развития ремесла в поместьях. Однако необходимо сравнивать данные «Капитулярия», который показывает идеальный вариант, или, как минимум королевский, вотчинного хозяйства с «Образцами описей земель церковных и королевских», и дать объективную характеристику раннефеодального поместья.

В третьем вопросе студент должен определить правовой статус каждой категории крестьянства, определить характер и объем их повинностей. Следует выяснить причины несоответствия между личным статусом крестьянина и типом надела, находящимся в пользовании.

Разбирая вопрос об организации управления, надо обратить внимание на характер и цель производства в феодальном поместье. В связи с этим выяснить степень отделения ремесла от сельского хозяйства и уровень развития торговли в тот период. Интересно также, реконструировать модель поместной администрации, определив, за счет каких социальных слоев она формировалась, каковы ее полномочия и задачи.

Необходимо сравнить монастырскую и светскую вотчины, выделить черты их сходства и отличия.

РАЗДЕЛ 2. ЕВРОПА В ПЕРИОД РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(КОНЕЦ XI-XV вв.)

Тема 4

Средневековый город.

Занятие 1:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.008 с.)