Социально-экономическая сущность бюджета страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность бюджета страны.



Бюджет – универсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Бюджет выполняет следующие функции:

1) распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти;

2) контрольная – действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;

3) регулирующая – проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый механизм).

 

Правовые основы функционирования бюджетной системы.

Бюджетное законодательство РФ это система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Нормативные акты действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования. Все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.

Первый уровень составляет БК РФ. Бюджетный кодекс – это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Второй – представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного самоуправления. Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Третий – постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Четвертый – правовыми актами Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

Состав бюджетной системы.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федеральных, региональных, местных бюджетов и бюджетов госуд внебюджетных фондов.

Уровни БС:

1.федеральный: состоит из -федерального бюджета

-гос внебюджетные фонды

2.региональный: -регион бюджеты

-территориальные внебюд фонды

3.местный: -бюджеты муниц образований

Консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней.

Консолидированный бюджет:

1-й вид консолид бюджет муниц района-совокупность бюджетов муниц образований территориально относящихся к одному муниц району

2-й вид консолид бюджет субъектов РФ представляет собой совокупность бюджетов субъектов РФ и консолид бюджета муниц районов входящих в его состав

3-й вид консолид бюджет РФ-представляет собой совокупность федер бюджета РФ и консолид бюджетов субъектов РФ.

Принципы бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1.единства - заключается в том, что все уровни БС основаны на едином законодательстве, функционируют, основываются на единых принципах. На всех уровнях БС применяются единые формы документов и отчетности;

2.разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами- означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.;

3.самостоятельности бюджетов-каждый бюджет вправе сам обеспечивать бюджет, эффективность бюджетных расходов, определять направления расходов денеж средств, за исключением тех расходов, которые финансируются за счет внебюд субсидий и субвенций;

4.равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований-бюджеты одного уровня имеют равные права в формировании доходов бюджета, в установлении и распределении расходных обязательств, определении форм объемов и порядка предоставления межбюджетных трансфертов действует на основе общих признаках и законодательств;

5.полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов- означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;

6.сбалансированности бюджета- объем расходов должен соответствовать доходам;

7.результативности и эффективности использования бюджетных средств- означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

8.общего покрытия расходов бюджетов- означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся:

-субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

-добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

-расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

-расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

-отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

9.прозрачности (открытости)-

А)обязательное опубликование в средствах массовой информации;

Б)обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов;

В)стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года;

10.достоверности бюджета- означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

11.адресности и целевого характера бюджетных средств- означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

12.подведомственности расходов бюджетов- означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;

13.единства кассы- значает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов.

8.Бюджетное планирование.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых

ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и

методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному

планированию относится составление бюджета по всем звеньям

бюджетной системы и его исполнение.

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

1.установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;

2.организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

3.осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.018 с.)