Билет №18. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №18. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста



Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. Воспитание нового, всесторонне развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества.

Развитие науки и передовой практики физического воспитания значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека.

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта.

Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого –сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного –здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за

простудных заболеваний.

Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения –все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуального развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ.

Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды

деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с

тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах,

возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни. А это

отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья,

уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества.

К сожалению, далеко не все учащиеся старших классов понимают значение

физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением

обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать

недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего

возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается

умственная работоспособность.

Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике.

 

Задачи:

1. Оздоровительные:

-Укрепление здоровья, содействие всестороннему, гармоничному и физическому развитию.

-Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола развития физических качеств.

Младший школьный возраст-развитие быстроты и координации.

Средний школьный возраст скоростные способности во всех их проявлениях, скоростно- силовые качества.

Старший школьный возраст-скоростно0силовые, собственно-силовые и выносливость(общая и анаэробная).

-Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям среды.

-Повышение общей работоспособности.

2. Общеобразовательные задачи:

-Формирование двигательных умений и качеств:

1.навыки с помощью которых человек перемещает себя в пространстве(ходьба, бег, плавание);

2.навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижении(стойки, И.П., строевые упр.);

3.выполнять упражнения с предметами(мячи, скакалки, гантели, ленты);

4.навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями других звеньев тела(упоры, равновесия);

5.умение выполнять комплексные движения(прыжки, лазанье).

-Формирование знаний:

1.Должны знать о влиянии физических упражнений на организм;

2.правила самостоятельной тренировки;

3.самоконтроль(по пульсу и т.д.);

4.роль физкультуры в семье.

3. Воспитательные задачи:

-воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями

-воспитание личностных качеств.

 

 

Билет №19 Урок физической культуры и здоровья в школе (содержание и форма, типы, структура, организационно-методическое обеспечение) Урок ФК – 1) явно выраженная направленность, обусловленная решением образовательной задачей. 2)руководящая роль учителя, направл-ая на преподавание предмета и воспитание уч-ся. 3)строгая регламентация деят-ти зан-хся и дозирован. нагр.

Типы урока. Классификация урока ФК с преимущественно образовательной направлен-тью. они подразделяются на 5 типов по признаку выделяемых образовательных задач: 1) вводные уроки. вводятся в начале учебного года, четверть, изучения нового раздела программы, главным при этом явл. ознакомление уч-ся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями.2) уроки изучения нового материала. Основная задача ознакомить школьника с новыми упр. с выделением главного, требующего особого внимания. 3) уроки совершенствования. Применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного материала.4) контрольные уроки. Предназначены для выявления по этапам и конечным рез-там, оценки качества учебной работы по конкретному разделу программы. 5) смешанные уроки. Включают примерно в равной пропорции уроки других типов.

Структура урока. 1. Подготовительная часть: подготовить учащихся к основной части урока. Задачи: обеспечить первоначальную организацию заним-ся и их пси-й настрой, повышение внимания, обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности, обеспечение специальной готовности к1-му виду упр. основной части урока. 2. Основная часть: решение наиболее значимых образовательных, оздор-ых и воспит-х задач, предусмотренных учебной программой планом коспепкта урока. Задачи: формирование знаний научно-практичного хар-ра, обучение двиг-ым умениям и навыкам, воспит. Физ. кач. 3. Закл-ая часть: постепенное снижение функциональной активности организма, до относительно спокойного состояния. Задачи: создание предпосылок к последующим занятиям.

Способ организации занимающ-ся. сколько заданий в одно время дает учитель на класс. Если 1 задание- это ФРОНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ организации, достоинства его в том, что такая организация позволяет учителю держать под контролем всех заним-ся и руководить их деят-тью. Как правило это способ избирают в подгот-ой части урока, иногда и в основной такой подход позволяет увеличивать моторную плотность урока, но затрудняет индивидуальный подход. ГРУППОВОЙ СПОСОБ одновременно выполняет 2,3, а иногда и больше подгрупп свое задание, работая преимущественно с одной подгруппой учитель наблюдает и управляет всем классом. Достоинства можно определить подгруппы по подготовленности, что позволяет точно дозировать нагрузку. Этот способ способствует развитию самост-ти и повышению их творческой активности. Недостатки трудно держать под контролем всех, снижается моторная плотность. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ каждый занимающийся получает свое задание, и выполняет его самост-но. Отдельные авторы метод круговой тренировки рассматривают как способ организации заним-ся.

В организационное обеспеч. Включено много аспектов:

-материальное обеспечение, -способы организации занимающихся на уроке,-способы выполнения кпражнений,-способы размещения занимающихся и место нахождения учителя,- способы раздачи инвентаря и установок снарядов,

Способы организации занимающихся-сколько заданий дает в одно время учитель на класс.

Если одно-это фронтальный способ организации. Достоинство его в том,что такая организация позволяет учителю держать под контролем всех занимающихся и руководить их деятельностью. Как правило этот способ изберается в подгот. Части урока. Такой подхлд позволяет увелич. Моторную плотность урока, но затруднянт игдивид. Подход.

- групповой способ- одновременно задания выполн. 2-3, а иногда больше подгупп свое задание. Работая приемущественно с 1 подгруппой учитель наблюдает и управляет всем классом. Достоинства можно определитьпо подготовленности подгрупп, что позволяет более точно дозировать нагрузку.Этот способ спопобствует развитию самостоятельгости и повышениюих творческой активности. Недостаткм:трудно держать род контролем всех, снижается моторная плотность.

-индивидуальный- каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно.

=круговая тренировка - комплекс из8-10 относительно несложных упр., каждое воздействует на определенные группы мышц.

Способы выполнения упр.:

-поочередный.- как правило этот способ применяется при обучении новых и сложных видов упр. На малопропускных снарядах и на контрольных уроках.

- поточный -почим полное отсутствие пауз. Пример:прыжки в длину с разбега на уроке легк. Атл. Во время отталкмваемя 1 ученика, 2начин. Разбег, 3 заним и.п., 4 возвращ. От ямы к началу разбега.

- посменный -он позволяет осущ. Взаимообучение, взаимооценку.

- одновременный.

 

 

Билет №20. Планирование учебного материала по физической культуре в школе (общая характеристика учебной программы, годовой план график, поурочное планирование, план-конспект урока)

Планирование работы по физическому воспитанию школьников

 

Содержание учебной программы по ФК включает в себя пояснительную записку, в кот. дается хар-ка базовому и вариативному компоненту. Базовый компонент вкл .: -знания; - основы видов спорта; - тестирование. Базовый компонент явл. обязательным для выполнения. Раздел «знания» вкл. теоретический материал, необходимый для практического освоения учеб.предмета; формирования мировоззрения ЗОЖ и самост.использование ФУ с целью оздоровления и усвоения школ.программы.

Раздел «основы видов спорта» содержит практический материал по л/а, гимн., акробатики, лыжной и конькобежной подготовки, кроссовой подготовки, спорт.играм (баскет, волейбол, футбол, гандбол).

Тестирование:- наклон из положения сидя (гибкость);- подтягивания на перекладине (м), подним.туловища лежа на спине (д)(силовая выносливость); - бег 30м (быстрота); - челночный бег 4×9м (координац.); - прыжок в длину с места (скоростно-силовые); - бег на длинную дистанцию (общая выносливость).

Вариативный компонент представлен дополн. видами спорта (плавание, туризм, атлет.гимнастика), а также учебным материалом спорт.игр, кот. может использоваться учителем с учетом интересов уч-ся и состояния матер.базы школы. В этой записке определена цель и общие задачи урока ФК.

Также в программе дается примерное распределение учеб.материала на год (68-70 уроков). Предлагается кол-во времени отводить на знания(4ч), основы видов спорта (56ч), оставшееся время на вариативный компонент.

Прежде, чем приступить к планированию нужно получить, проанализировать и оценить: - общ.программно-нормативные установки; - конкретные данные, хар-е контингент занимающихся (тестирования); - по показателям врачебно-физкультурного обследования.

Годовой план-график состоит из разделов программы и кол-ва часов по четвертям.

Под поурочным планированием (четвертной план-график) понимается последовательное определение задач обучения каждого из уроков в порядке расположения их в целостном курсе обучения по отдельному разделу программы. Состоит из: знания, основы видов спорта, двиг.кач-ва, тестирование, д/з.

Планы-конспекты уроков являются обязательной формой планирования учебного материала, где предусматривается формул и ровка конкретных педагогических задач, указывается место про ведения урока, используемый физкультурный инвентарь и спор тивное оборудование, содержание каждой части урока, дозировка физических упражнений, критерии оценки результатов учебном деятельности и т. д.

Планы-конспекты уроков разрабатываются в соответствии с поурочными планами учебного материала, но в отличие от них носят максимально конкретный характер.

Форму написания плана-конспекта урока определяет учитель. Допускается использовать описательную, графическую, таблич ную, а также смешанную формы.

Требования к плану-конспекту:

• разрабатывается на каждый урок, в том числе и на теорети ческий;

 
 

• обязательно указываются номер урока, параллель классов, дата проведения урока, его задачи, место проведения, пере чень используемого на уроке спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения;

 
 

• структура плана-конспекта должна включать в себя содер жание учебного материала для каждой части урока, дозиров ку упражнений и комплексов, а также организационно-ме тодические указания по методике проведения занятий.

Количество задач на урок не регламентируется и зависит от конкретных факторов:

• реальность выполнения задач;

• тесная взаимосвязь образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

• необходимость решения прикладных задач;

• место проведения урока;

• возраст и количество учащихся в классе и т. д.

Молодым учителям, не имеющим опыта работы, рекомендуется формулировать задачи по группам: образовательные, воспитательные, оздоровительные, развивающие, прикладные.

Учителя, выработавшие собственную систему проведения уроков, могут объединять несколько задач в одну

и записывать ее в план-конспект.

Примерный план-конспект урока физической культуры:
План-конспект урока №__________________

классах «___»__________ 200___ г.

 

N" Содержание учебного материала Дозировка Организационно-мето-дические указания
I П^дгптпимтепьная часть
I      
П Огнпиняя часть
       
[П "Заключительная часть
       

.

При планировании следует руководствоваться общими и мс тодическими принципами физического воспитания. В процессе пла нирования создаются благоприятные предпосылки реализации принципов всестороннего гармонического развития личности, сия зи физического воспитания с трудовой и военной практикой, оздо ровительной направленности физического воспитания, систем ;i тичности, доступности, прочности и прогрессирования. В связи с этим при отборе средств предпочтение отдается тем, которые име ют лучший оздоровительный эффект и разностороннее влияние на занимающихся. Большинство занятий следует планировать на от­крытом воздухе, в природных условиях.

2. План на определенный цикл (четверть, год) должен опи­раться на предыдущие циклы и готовить к работе в предстоящих. Таким образом, исключаются случайные занятия и мероприятия, так как все они объединены в определенные системы.

3. Планирование должно быть реальным. Это требование сле­дует иметь в виду, учитывая уровень материально-технической ос­нащенности и бюджет времени. В названных случаях учитель дол­жен реально оценить возможности и спланировать тот материал, который возможно усвоить в данных условиях.

Билет 21. Общие черты педагогического контроля, его необходимость и значение в школьном физическом воспитании (виды учета, контроль двигательной и физической подготовленности, контроль за дозированием физической нагрузки на уроке, требования, предъявляемые к отметке по физической культуре)

Педагогический контроль за физическим воспитанием учащихся включает две взаимосвязанные части: за учебным процессом. Он должен удовлетворять следующим требованиям: 1) быть индивидуальным; 2) проводиться систематически на всех этапах обучения; 3) обеспечивать обучающую, воспитывающую и развивающую направленность занятий; 4) охватывать все разделы школьной программы; 5) быть объективным; 6) давать возможность дифференцированной оценки каждого ученика.

Видами педагогического контроля уроков и внеклассных занятий являются предварительный предназначенный для опред-я возмож-тей детей и внесения изменений в планирование уч.материала. Он провод-ся на вводных уроках, перед изуч-ем нов.раздела программы, а иногда и нового У, иногда при возобновлении обуч-я после длит-го периода. Если уч-кам предстоит разучивать У, основой тех-ки кот. они еще не владеют, предварительно желательно проверить ранее изуч-ое У, близкие по стр-ре к новому или включ-щие в себя отд.его элем-ты., текущий, периодический и итоговый.

В начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы осуществляется предварительный контроль. С помощью двигательных тестов и контрольных испытаний физической и технической подготовленности он позволяет оценить готовность учащихся к обучению и необходимый для этого уровень развития двигательных способностей. Естественно, что для начинающего учителя или преподавателя, пришедшего в новый класс, и для опытного педагога, хорошо знающего учеников, содержание и длительность такого контроля имеют отличия. В первом случае учителю необходимо использовать большее число проверочных испытаний, чтобы лучше узнать двигательные возможности и умения учеников; во втором случае достаточно небольшой проверки и наблюдения.

Текущий контроль рекомендуется осуществлять на каждом уроке. Он служит учителю информацией о степени усвояемости учениками соответствующих знаний, умений и навыков.

Контроль, который осуществляет учитель после завершения определённого раздела программы и в конце каждой четверти, называется периодическим. Он позволяет и учителю, и ученику увидеть сдвиги, произошедшие за конкретный период (например, за четверть) в физической, технической и тактической подготовленности.

Наконец, итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, а также после окончания курса обучения соответствующей ступени школы.

Качественное решение задач педагогического контроля возможно в том случае, если учитель обладает соответствующей подготовкой. Такая подготовка включает прежде всего знания и умения анализировать содержание и структуру уроков физической культуры в соответствии с общепедагогическими критериями. Кроме этого, в физическом воспитании особое значение имеет оценка урока по показателям общей и моторной плотности и его анализ на основании метода пульсометрии.

Для оценки физической подготовленности два раза в году (во второй половине сентября и в мае) рекомендуется проводить тестирование. Комплексов тестов для оценки уровня общей физической подготовленности существует довольно много. Однако независимо от этого к ним предъявляются два основных требования: тесты, входящие в комплекс, должны быть простые, добротные и не занимать много времени в проведении. Для X–XI классов в Комплексную программу физического воспитания учащихся включено шесть контрольных испытаний, для которых указаны также уровни (низкий, средний, высокий) физической подготовленности. Этот комплекс рекомендуется использовать начиная с I класса.

По результатам тестирования учитель определяет ведущие и отстающие двигательные качества ученика. На основании единичных оценок за уровень развития конкретных физических качеств можно вывести общую оценку физической подготовленности ученика, класса и даже общеобразовательного учреждения. В этом случае высокий уровень, показанный учеником, оценивают, например, в 5 баллов; выше среднего — в 4 балла; средний — в 3 балла; ниже среднего — в 2 балла; низкий — в 1 балл. Итак, максимальная сумма баллов за выполнение шести тестов данной батареи 30, минимальное — 6. Колебания от 6 до 30 баллов свидетельствуют об изменении физической подготовленности ученика, класса или общеобразовательного учреждения в процессе определённого периода времени, например одного или нескольких лет занятий. Изложенный подход даёт объективную информацию учителю о том, насколько эффективно решает он задачи повышения физической подготовки.

Билет№22Методический анализ урока (схема подведения итогов открытого урока, определение общей и моторной плотности урока, пульсометрия урока)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.045 с.)