Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №18. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. Воспитание нового, всесторонне развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества. Развитие науки и передовой практики физического воспитания значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека. Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого –сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного –здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний. Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения –все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуального развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ.
Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества. К сожалению, далеко не все учащиеся старших классов понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность. Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике.
Задачи: 1. Оздоровительные: -Укрепление здоровья, содействие всестороннему, гармоничному и физическому развитию. -Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола развития физических качеств. Младший школьный возраст-развитие быстроты и координации. Средний школьный возраст скоростные способности во всех их проявлениях, скоростно- силовые качества. Старший школьный возраст-скоростно0силовые, собственно-силовые и выносливость(общая и анаэробная). -Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям среды. -Повышение общей работоспособности. 2. Общеобразовательные задачи:
-Формирование двигательных умений и качеств: 1.навыки с помощью которых человек перемещает себя в пространстве(ходьба, бег, плавание); 2.навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижении(стойки, И.П., строевые упр.); 3.выполнять упражнения с предметами(мячи, скакалки, гантели, ленты); 4.навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями других звеньев тела(упоры, равновесия); 5.умение выполнять комплексные движения(прыжки, лазанье). -Формирование знаний: 1.Должны знать о влиянии физических упражнений на организм; 2.правила самостоятельной тренировки; 3.самоконтроль(по пульсу и т.д.); 4.роль физкультуры в семье. 3. Воспитательные задачи: -воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями -воспитание личностных качеств.
Билет №19 Урок физической культуры и здоровья в школе (содержание и форма, типы, структура, организационно-методическое обеспечение) Урок ФК – 1) явно выраженная направленность, обусловленная решением образовательной задачей. 2)руководящая роль учителя, направл-ая на преподавание предмета и воспитание уч-ся. 3)строгая регламентация деят-ти зан-хся и дозирован. нагр. Типы урока. Классификация урока ФК с преимущественно образовательной направлен-тью. они подразделяются на 5 типов по признаку выделяемых образовательных задач: 1) вводные уроки. вводятся в начале учебного года, четверть, изучения нового раздела программы, главным при этом явл. ознакомление уч-ся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями.2) уроки изучения нового материала. Основная задача ознакомить школьника с новыми упр. с выделением главного, требующего особого внимания. 3) уроки совершенствования. Применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного материала.4) контрольные уроки. Предназначены для выявления по этапам и конечным рез-там, оценки качества учебной работы по конкретному разделу программы. 5) смешанные уроки. Включают примерно в равной пропорции уроки других типов. Структура урока. 1. Подготовительная часть: подготовить учащихся к основной части урока. Задачи: обеспечить первоначальную организацию заним-ся и их пси-й настрой, повышение внимания, обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности, обеспечение специальной готовности к1-му виду упр. основной части урока. 2. Основная часть: решение наиболее значимых образовательных, оздор-ых и воспит-х задач, предусмотренных учебной программой планом коспепкта урока. Задачи: формирование знаний научно-практичного хар-ра, обучение двиг-ым умениям и навыкам, воспит. Физ. кач. 3. Закл-ая часть: постепенное снижение функциональной активности организма, до относительно спокойного состояния. Задачи: создание предпосылок к последующим занятиям. Способ организации занимающ-ся. сколько заданий в одно время дает учитель на класс. Если 1 задание- это ФРОНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ организации, достоинства его в том, что такая организация позволяет учителю держать под контролем всех заним-ся и руководить их деят-тью. Как правило это способ избирают в подгот-ой части урока, иногда и в основной такой подход позволяет увеличивать моторную плотность урока, но затрудняет индивидуальный подход. ГРУППОВОЙ СПОСОБ одновременно выполняет 2,3, а иногда и больше подгрупп свое задание, работая преимущественно с одной подгруппой учитель наблюдает и управляет всем классом. Достоинства можно определить подгруппы по подготовленности, что позволяет точно дозировать нагрузку. Этот способ способствует развитию самост-ти и повышению их творческой активности. Недостатки трудно держать под контролем всех, снижается моторная плотность. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ каждый занимающийся получает свое задание, и выполняет его самост-но. Отдельные авторы метод круговой тренировки рассматривают как способ организации заним-ся.
В организационное обеспеч. Включено много аспектов: -материальное обеспечение, -способы организации занимающихся на уроке,-способы выполнения кпражнений,-способы размещения занимающихся и место нахождения учителя,- способы раздачи инвентаря и установок снарядов, Способы организации занимающихся-сколько заданий дает в одно время учитель на класс. Если одно-это фронтальный способ организации. Достоинство его в том,что такая организация позволяет учителю держать под контролем всех занимающихся и руководить их деятельностью. Как правило этот способ изберается в подгот. Части урока. Такой подхлд позволяет увелич. Моторную плотность урока, но затруднянт игдивид. Подход. - групповой способ- одновременно задания выполн. 2-3, а иногда больше подгупп свое задание. Работая приемущественно с 1 подгруппой учитель наблюдает и управляет всем классом. Достоинства можно определитьпо подготовленности подгрупп, что позволяет более точно дозировать нагрузку.Этот способ спопобствует развитию самостоятельгости и повышениюих творческой активности. Недостаткм:трудно держать род контролем всех, снижается моторная плотность. -индивидуальный- каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. =круговая тренировка - комплекс из8-10 относительно несложных упр., каждое воздействует на определенные группы мышц. Способы выполнения упр.: -поочередный.- как правило этот способ применяется при обучении новых и сложных видов упр. На малопропускных снарядах и на контрольных уроках. - поточный -почим полное отсутствие пауз. Пример:прыжки в длину с разбега на уроке легк. Атл. Во время отталкмваемя 1 ученика, 2начин. Разбег, 3 заним и.п., 4 возвращ. От ямы к началу разбега.
- посменный -он позволяет осущ. Взаимообучение, взаимооценку. - одновременный.
Билет №20. Планирование учебного материала по физической культуре в школе (общая характеристика учебной программы, годовой план график, поурочное планирование, план-конспект урока) Планирование работы по физическому воспитанию школьников
Содержание учебной программы по ФК включает в себя пояснительную записку, в кот. дается хар-ка базовому и вариативному компоненту. Базовый компонент вкл .: -знания; - основы видов спорта; - тестирование. Базовый компонент явл. обязательным для выполнения. Раздел «знания» вкл. теоретический материал, необходимый для практического освоения учеб.предмета; формирования мировоззрения ЗОЖ и самост.использование ФУ с целью оздоровления и усвоения школ.программы. Раздел «основы видов спорта» содержит практический материал по л/а, гимн., акробатики, лыжной и конькобежной подготовки, кроссовой подготовки, спорт.играм (баскет, волейбол, футбол, гандбол). Тестирование:- наклон из положения сидя (гибкость);- подтягивания на перекладине (м), подним.туловища лежа на спине (д)(силовая выносливость); - бег 30м (быстрота); - челночный бег 4×9м (координац.); - прыжок в длину с места (скоростно-силовые); - бег на длинную дистанцию (общая выносливость). Вариативный компонент представлен дополн. видами спорта (плавание, туризм, атлет.гимнастика), а также учебным материалом спорт.игр, кот. может использоваться учителем с учетом интересов уч-ся и состояния матер.базы школы. В этой записке определена цель и общие задачи урока ФК. Также в программе дается примерное распределение учеб.материала на год (68-70 уроков). Предлагается кол-во времени отводить на знания(4ч), основы видов спорта (56ч), оставшееся время на вариативный компонент. Прежде, чем приступить к планированию нужно получить, проанализировать и оценить: - общ.программно-нормативные установки; - конкретные данные, хар-е контингент занимающихся (тестирования); - по показателям врачебно-физкультурного обследования. Годовой план-график состоит из разделов программы и кол-ва часов по четвертям. Под поурочным планированием (четвертной план-график) понимается последовательное определение задач обучения каждого из уроков в порядке расположения их в целостном курсе обучения по отдельному разделу программы. Состоит из: знания, основы видов спорта, двиг.кач-ва, тестирование, д/з. Планы-конспекты уроков являются обязательной формой планирования учебного материала, где предусматривается формул и ровка конкретных педагогических задач, указывается место про ведения урока, используемый физкультурный инвентарь и спор тивное оборудование, содержание каждой части урока, дозировка физических упражнений, критерии оценки результатов учебном деятельности и т. д. Планы-конспекты уроков разрабатываются в соответствии с поурочными планами учебного материала, но в отличие от них носят максимально конкретный характер.
Форму написания плана-конспекта урока определяет учитель. Допускается использовать описательную, графическую, таблич ную, а также смешанную формы. Требования к плану-конспекту: • разрабатывается на каждый урок, в том числе и на теорети ческий; • обязательно указываются номер урока, параллель классов, дата проведения урока, его задачи, место проведения, пере чень используемого на уроке спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения; • структура плана-конспекта должна включать в себя содер жание учебного материала для каждой части урока, дозиров ку упражнений и комплексов, а также организационно-ме тодические указания по методике проведения занятий. Количество задач на урок не регламентируется и зависит от конкретных факторов: • реальность выполнения задач; • тесная взаимосвязь образовательных, воспитательных и оздоровительных задач; • необходимость решения прикладных задач; • место проведения урока; • возраст и количество учащихся в классе и т. д. Молодым учителям, не имеющим опыта работы, рекомендуется формулировать задачи по группам: образовательные, воспитательные, оздоровительные, развивающие, прикладные. Учителя, выработавшие собственную систему проведения уроков, могут объединять несколько задач в одну и записывать ее в план-конспект. Примерный план-конспект урока физической культуры: классах «___»__________ 200___ г.
. При планировании следует руководствоваться общими и мс тодическими принципами физического воспитания. В процессе пла нирования создаются благоприятные предпосылки реализации принципов всестороннего гармонического развития личности, сия зи физического воспитания с трудовой и военной практикой, оздо ровительной направленности физического воспитания, систем ;i тичности, доступности, прочности и прогрессирования. В связи с этим при отборе средств предпочтение отдается тем, которые име ют лучший оздоровительный эффект и разностороннее влияние на занимающихся. Большинство занятий следует планировать на открытом воздухе, в природных условиях. 2. План на определенный цикл (четверть, год) должен опираться на предыдущие циклы и готовить к работе в предстоящих. Таким образом, исключаются случайные занятия и мероприятия, так как все они объединены в определенные системы. 3. Планирование должно быть реальным. Это требование следует иметь в виду, учитывая уровень материально-технической оснащенности и бюджет времени. В названных случаях учитель должен реально оценить возможности и спланировать тот материал, который возможно усвоить в данных условиях. Билет 21. Общие черты педагогического контроля, его необходимость и значение в школьном физическом воспитании (виды учета, контроль двигательной и физической подготовленности, контроль за дозированием физической нагрузки на уроке, требования, предъявляемые к отметке по физической культуре) Педагогический контроль за физическим воспитанием учащихся включает две взаимосвязанные части: за учебным процессом. Он должен удовлетворять следующим требованиям: 1) быть индивидуальным; 2) проводиться систематически на всех этапах обучения; 3) обеспечивать обучающую, воспитывающую и развивающую направленность занятий; 4) охватывать все разделы школьной программы; 5) быть объективным; 6) давать возможность дифференцированной оценки каждого ученика. Видами педагогического контроля уроков и внеклассных занятий являются предварительный предназначенный для опред-я возмож-тей детей и внесения изменений в планирование уч.материала. Он провод-ся на вводных уроках, перед изуч-ем нов.раздела программы, а иногда и нового У, иногда при возобновлении обуч-я после длит-го периода. Если уч-кам предстоит разучивать У, основой тех-ки кот. они еще не владеют, предварительно желательно проверить ранее изуч-ое У, близкие по стр-ре к новому или включ-щие в себя отд.его элем-ты., текущий, периодический и итоговый. В начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы осуществляется предварительный контроль. С помощью двигательных тестов и контрольных испытаний физической и технической подготовленности он позволяет оценить готовность учащихся к обучению и необходимый для этого уровень развития двигательных способностей. Естественно, что для начинающего учителя или преподавателя, пришедшего в новый класс, и для опытного педагога, хорошо знающего учеников, содержание и длительность такого контроля имеют отличия. В первом случае учителю необходимо использовать большее число проверочных испытаний, чтобы лучше узнать двигательные возможности и умения учеников; во втором случае достаточно небольшой проверки и наблюдения. Текущий контроль рекомендуется осуществлять на каждом уроке. Он служит учителю информацией о степени усвояемости учениками соответствующих знаний, умений и навыков. Контроль, который осуществляет учитель после завершения определённого раздела программы и в конце каждой четверти, называется периодическим. Он позволяет и учителю, и ученику увидеть сдвиги, произошедшие за конкретный период (например, за четверть) в физической, технической и тактической подготовленности. Наконец, итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, а также после окончания курса обучения соответствующей ступени школы. Качественное решение задач педагогического контроля возможно в том случае, если учитель обладает соответствующей подготовкой. Такая подготовка включает прежде всего знания и умения анализировать содержание и структуру уроков физической культуры в соответствии с общепедагогическими критериями. Кроме этого, в физическом воспитании особое значение имеет оценка урока по показателям общей и моторной плотности и его анализ на основании метода пульсометрии. Для оценки физической подготовленности два раза в году (во второй половине сентября и в мае) рекомендуется проводить тестирование. Комплексов тестов для оценки уровня общей физической подготовленности существует довольно много. Однако независимо от этого к ним предъявляются два основных требования: тесты, входящие в комплекс, должны быть простые, добротные и не занимать много времени в проведении. Для X–XI классов в Комплексную программу физического воспитания учащихся включено шесть контрольных испытаний, для которых указаны также уровни (низкий, средний, высокий) физической подготовленности. Этот комплекс рекомендуется использовать начиная с I класса. По результатам тестирования учитель определяет ведущие и отстающие двигательные качества ученика. На основании единичных оценок за уровень развития конкретных физических качеств можно вывести общую оценку физической подготовленности ученика, класса и даже общеобразовательного учреждения. В этом случае высокий уровень, показанный учеником, оценивают, например, в 5 баллов; выше среднего — в 4 балла; средний — в 3 балла; ниже среднего — в 2 балла; низкий — в 1 балл. Итак, максимальная сумма баллов за выполнение шести тестов данной батареи 30, минимальное — 6. Колебания от 6 до 30 баллов свидетельствуют об изменении физической подготовленности ученика, класса или общеобразовательного учреждения в процессе определённого периода времени, например одного или нескольких лет занятий. Изложенный подход даёт объективную информацию учителю о том, насколько эффективно решает он задачи повышения физической подготовки. Билет№22Методический анализ урока (схема подведения итогов открытого урока, определение общей и моторной плотности урока, пульсометрия урока)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.045 с.) |