Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподаватель: Сидоров Василий Петрович↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Преподаватель: Сидоров Василий Петрович К.ю.н., доцент Вопросы для самоподготовки к экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Предмет и метод теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных наук. 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. 4. Происхождение государства. 5. Основные теории происхождения государства. 6. Исторические типы государства и права. 7. Понятие и признаки государства. 8. Понятие государственного суверенитета. 9. Понятие и виды территории государства.
10. Понятие функций государства. 11. Классификация функций государства. 12. Внутренние функции государства. 13. Внешние функции государства. 14. Понятие формы государства. 15. Понятие и виды формы правления. 16. Понятие и виды монархии как формы правления. 17. Понятие и виды республики как формы правления. 18. Президентская и парламентская республики. 19. Форма правления современного Российского государства. 20. Понятие и виды государственного (территориального) устройства. 21. Унитарное государственное (территориальное) устройство. 22. Федерация как форма государственного (территориального) устройства. 23. Конфедерация и федерация. 24. Форма государственного (территориального) устройства современного 25. Понятие политического режима и его виды. 26. Признаки демократического политического режима. 27. Признаки тоталитарного политического режима. 28. Политический режим современного Российского государства. 29. Понятие механизма государства. 30. Понятие и структура государственного аппарата. 31. Понятие государственных органов. 32. Классификация государственных органов. 33. Структура государственного аппарата в современной России. 34. Реализация принципа разделения властей в РФ. 35. Место органов внутренних дел в механизме современного Российского государства. 36. Понятие и элементы политической системы общества. 37. Место и роль государства в политической системе общества. 38. Понятие и признаки правового государства. 39. Понятие и классификация прав, свобод и обязанностей личности. 40. Формирование правового государства в современной России. 41. Соотношение государства и права. 42. Происхождение права. 43. Понятие и признаки права. 44. Функции права. 45. Принципы права: понятие и виды. 46. Понятие и признаки нормы права. 47. Структура правовой нормы. 48. Понятие и виды гипотезы правовой нормы. 49. Понятие и виды диспозиции правовой нормы. 50. Понятие и виды санкции правовой нормы. 51. Виды правовых норм. 52. Соотношение правовых и иных социальных норм. 53. Понятие системы права. 54. Понятие и виды отраслей права. 55. Основные отрасли российского права. 56. Понятие и виды источников права. 57. Понятие и виды нормативно-правовых актов. 58. Понятие и виды законов. 59. Понятие и основные стадии законодательного процесса. 60. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 61.Понятие и виды систематизации законодательства. 62. Понятие и формы реализации права. 63. Понятие и стадии применения права. 64. Понятие, способы и виды толкования правовых норм. 65. Понятие и признаки правоотношения. 66. Классификация правоотношений. 67. Состав (структура) правоотношения. 68. Понятие и виды объектов правоотношения. 69. Понятие и виды субъектов правоотношения. 70. Понятие и структура правового статуса личности. 71. Понятие правоспособности и дееспособности. 72. Понятие и классификация юридических фактов. 73. Правонарушение: понятие и признаки. 74. Виды правонарушений. 75. Состав правонарушения. 76. Юридическая ответственность: понятие и виды. 77. Основания и принципы юридической ответственности. 78. Понятие, структура и виды правового сознания. 79. Понятие правовой культуры. 80. Понятие законности и правопорядка.
Тематика курсовых работ.
Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки (например № з.кн. В 381/25, то можно выбрать темы под № 5, 15, 25, 35 и т.д.) 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. 2. Происхождение государства и права. 3. Государство: понятие, признаки, социальная природа. 4. Типология государства. 5. Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления. 6. Функции государства. 7. Механизм государства. 8. Форма государства. 9. Политическая система общества и государство. 10. Государство и личность: проблема соотношения интересов. 11. Гражданское общество и государство. 12. Теория правового государства: история и современность. 13. Государство и право: проблема соотношения. 14. Место и роль права в системе социального регулирования. 15. Основные типы правопонимания. 16. Правовой статус личности. 17. Теория естественного права: история и современность. 18. Источники права. 19. Нормативно-правовой акт – основной источник российского права. 20. Система права. 21. Законодательный процесс: понятие и стадии. 22. Систематизация законодательства. 23. Норма права. 24. Теория правоотношений. 25. Реализация права. 26. Правосознание и правовая культура. 27. Правомерное поведение и правонарушения. 28. Теория юридической ответственности. 29. Законность и правопорядок. 30. Основные правовые системы современности. 31. Средства и методы правового регулирования. 32. Происхождение права. 33. Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения. 34. Право и закон. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения слушателями вопросов учебного курса теории государства и права. Курсовая работа по теории государства и права выполняется на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствие с требованиями государственными стандартов высшего, профессионального образования (специальность 021100 – юриспруденция; специальность 023100 - правоохранительные органы). Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний полученных в процессе изучения курса теории государства и права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры. Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы. Курсовая работа по теории государства и права помогает обучаемым логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности. Курсовая работа должна: - основываться на нормативно-правовых актах, специальной научной и справочной литературе, на достоверном фактическом материале из практики деятельности правоприменительных органов; - носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер; - содержать авторские обобщения и выводы касающиеся исследуемой проблематики. Курсовая работа, является самостоятельной формой итогового контроля знаний обучаемых. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты.
Порядок подготовки курсовой работы.
Этапы подготовки курсовой работы: - выбор темы; - составление плана курсовой работы; - изучение научной литературы и нормативно - правовых актов; - написание текста работы; - оформление курсовой работы, представление ее для регистрации и рецензирования; - работа с рецензией и устранение указанных замечаний; - защита курсовой работы. 1. Выбор темы. Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Персональная тема определяется по порядковому номеру обучаемого в списке учебной группы. Возможен также инициативный выбор темы. В этом случае необходимо предварительное согласование с преподавателем кафедры. Регистрация тем (в том числе согласованных с научным руководителем) осуществляется методистом кафедры в журнале учета тематики курсовых работы. 2. Составление плана курсовой работы. Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов: - введение; - основная часть (2 - 3 вопросов); - заключение; - список использованной литературы; Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время. Слушатель может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. При необходимости рекомендованный примерный план может быть изменен: дополнен новыми вопросами; изменена последовательность изложения материала и т.п. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана — повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть. 3. Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов.
Приступая к данному этапу работы необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки обучаемых искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача - найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. Это показатель его научной грамотности и добросовестности. При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу: - монографии (научные книги по специальным темам); - научные статьи журналов; - статьи в сборниках научных трудов; - статьи в материалах научных конференций; - рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи; - авторефераты диссертаций; - аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках; - научно-практические комментарии законодательства; - материалы “круглых столов” по научно-практическим проблемам. Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать: - предметные и систематические каталоги библиотек; - библиографические указатели; - реферативные журналы; - указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1-2 номере следующего года) в журналах: - Государство и право; - Правоведение; - Российская юстиция; - Российский юридический журнал; - Социальная защита; - Московский журнал международного права; - Журнал международногочастного права; - Социс; - Полис; - Вопросы философии; -Вестник СПбУ МВД РФ Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные “Библиографии”, которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за определенный период времени. Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках. Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях. Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы. Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Кроме того, нужно активно использовать, получившие широкое распространение последние годы автоматизированные компьютерные базы данных “Кодекс”, “Гарант”, “Консультант” и др., содержащие информацию о всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих актов. Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Все зависит от темы исследования, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки слушателя. При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются: - Собрание законодательства Российской Федерации(с 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ); - Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ); - Российская газета; Изучение и обобщение правоприменительной практики. Некоторые темы и характер курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства. Слушатель должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того, чтобы изучение практики было плодотворным, совместно с научным руководителем должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи). Материалы обобщения юридической практики могут использоваться как для подтверждения, и иллюстрации теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения. Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе. Собранная в процессе подготовки научная информация курсовой работы, должна отражать различные взгляды на поставленную проблему, т.е. должны присутствовать элементы научной полемики. Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. При работе с нормативным материалом необходимо учесть, что сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт. Анализ составных частей проблемы, изложение темы должно проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, который следует испльзовать при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного теоретического положения в виде развернутого определения. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль и значение изучаемого явления, его место в системе теоретических положений. В-третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, как общее правило, скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически, без нее невозможно представить развитие науки. В-шестых, работа должна завершаться выводами и предложениями, к которым пришел автор в ходе исследования. 4. Написание текста работы. К непосредственному написанию содержания курсовой работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законодательства. Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Творческая самостоятельность слушателя должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, проанализировать материалы практики и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения. Курсовая работа должна быть написанаграмотно, литературнымязыком. Основные требования к работе следующие: - работа должна носить исследовательско - аналитический, а не описательный характер; - работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат; - в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации. В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера. При написании текста курсовой работы следует помнить о том, чтобы каждый пункт плана раскрывал отдельный аспект избранной темы. Структурные разделы работы должны носить логически взаимосвязанный не противоречивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В работе не допускаются текстуальные повторения. Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, слушатель должен исходить из следующих основных принципов: - самостоятельность в обобщении изученного материала; - оценка различных точек зрения по затронутой проблеме; - собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний; - системность, стройность изложения и логическая завершенность работы; - убедительность и аргументированность авторских суждений; - оригинальность и нестандартность в освещении проблемы. Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, где называются мотивы избрания данной темы, подчеркивается актуальность исследуемой проблематики, показывается степень ее научной разработанности, определяется место в науке теории государства и права. Во введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации. Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2 - 3 страницы). В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Каждый вопрос, должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которой автору следует изложить выводы частного характера. В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами и примерами практической деятельности. Раскрывая тему, автору нужно максимально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической деятельностью общественных и государственных органов, и прежде всего органов внутренних дел. Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов являющихся признанными авторитетами в данной проблематике. При написании курсовой работы, курсант (студент, слушатель) должен использовать не менее 10-15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий). Примерный объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц машинописного текста (30-35 страниц рукописного). Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения курсантами (слушателями) избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые личные обобщения и выводы. В заключении работы автором подводится итог научного исследования, указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, акцентируется внимание на теоретических положениях вызвавших особый интерес, выделяются вопросы имеющие практическую значимость для деятельности правоохранительных органов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Объем заключения составляет около 5% от всего содержания курсовой работы (1 - 2 страницы). 5. Оформление курсовой работы, представление ее для регистрации и рецензирования.
Как правило, курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствие с требованиями к работам подобного рода. Как исключение, допускается рукописный вариант. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов не допускается за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, МВД, ОВД и т.п.). После того как работа подготовлена, необходимо пронумеровать страницы. Тщательно отредактированный текст брошюруется в установленной последовательности. Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен. Заголовок отделяется от текста двумя интервалами и печатается заглавными буквами. Общепринятые размеры печати: - на одной странице текста должно размещаться 28 - 30 строк; - одна строка должна содержать 60 - 65 знаков (включая пробелы между словами); - абзацный отступ равняется 5 знакам; - для поля выставляются следующие размеры: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм. - размер шрифта 12-14 (Times New Roman). На титульном листе (первой странице – которая не нумеруется) указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы, курс, место работы и должность, адрес и телефон. На второй странице размещается план курсовой работы. Текст каждого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы. Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата. В библиографии указывается список использованной литературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках. В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, указы, постановления правительства, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с установленной последовательностью. В раздел "Книги" включается вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сборник, научных статей, — то по первой букве его названия. В разделе "Статьи" перечисляются научные работы, опубликованные в журналах, сборниках научных трудов, в периодической печати. Курсовая работа должна быть грамотно и аккуратно написана и представлена для рецензирования в установленный срок. Кафедрой принимаются только оригиналы работ. Работы выполненные путем ксерокопирования не принимаются. Кроме этого, слушатель должен у себя хранить черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой работы вплоть до защиты. Не рецензируются курсовые работы выполненные несамостоятельно. В таких случаях преподаватель определяет новую тему по своему усмотрению. В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена. Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается или пересылается для регистрации на заочный факультет.
6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний. Получив письменную рецензию, слушатель внимательно изучает ее, акцентируя внимание на отмеченных недостатках. Замечания принципиального характера, должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдельные замечания, указанные в рецензии и не нуждающиеся в письменном изложении, требуют подкрепления устными аргументами, которые приводятся при защите. Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, при написании работы использован единственный источник, содержание работы не соответствует плану и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку. В случае неудовлетворительного отзыва рецензента, слушатель обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соответствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на предыдущую работу. Устранение указанных в рецензии замечаний и последующая защита представляет собой завершающую часть работы над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом. Только после устранения указанных замечаний и доработки слушатель допускается к защите. Получив допуск к защите, автор должен обновить в памяти содержание курсовой работы, выделить узловые вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замечания. Полученный положительный отзыв является основанием для защиты курсовой работы. 7. Защита курсовой работы. Срок и место защиты определяется в соответствии с расписанием. Слушатель должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом, кратко и убедительно излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента. Выслушав автора, преподаватель задает вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик. Ознакомившись с отзывом рецензентанакурсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процессе защиты вопросы, преподаватель указывает на допущенные недостатки. Оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты. В случае если курсовая работа оценена на "неудовлетворительно" слушатель должен подготовить работу заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и, пройти вновь процедуру защиты. Слушатели, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестровых экзаменов. Методические указания и рекомендации Тема 8: Форма государства. План: Введение. 1. Понятие и элементы, формы государства и ее виды. 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства. 4. Форма политического (государственного) режима. Заключение. Список литературы.
Методические указания: Во введении следует отразить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане. Раскрывая содержание первого вопроса, дайте понятие формы государства; многообразие подходов. Необходимо показать, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью наших методов, приемов. Во втором вопросе раскройте понятие и признаки формы правления, виды монархий, виды республик. Необходимо изложить современные виды республиканского правления, примеры современных государств. Порядок формирования правительства в парламентской и президентской республиках. Формы взаимоотношений правительства с парламентом. Ответственность правительства. Правовое положение главы государства и его отношения с ветвями государственной власти. Необходимо дать понятие демократического режима, его разновидности и признаки. Демократия как политический режим современного государства. Условия формирования демократического политического режима. Типы демократического режима. Правовая защита личности от государственного вмешательства в частную жизнь. Система разделения властей. Политический и идеологический плюрализм. Изложите типы антидемократических режимов современного государства. Тоталитарный политический режим: понятие, причины возникновения, типы и основные признаки. Авторитарный политический режим: понятие, причины возникновения, типы, характерные черты. Невмешательство государства в экономику. В третьем вопросе рекомендуется изложить формы государственного устройства, характер взаимоотношений между территориальными образованиями, между центральными и местными органами государственной власти. Что характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления. Дайте понятие и признаки унитарного, федеративного и конфедеративного государства. Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Излагая четвертый вопрос, дайте понятие политического режима. Соотношение понятие политического и государственного режима: многообразие подходов. Общие признаки политического (государственного) режима. В заключении следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых получило бы отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.
Рекомендуемая литература: Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение.1992. № 2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993 № 7. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 5 –16. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.,1996. Гл. 7. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М., 1993. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5. Мигранян А. История теории демократии. Таллин. 1991. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8 – 9. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблемы ассиметричных федерации // Государство и право. 1997. № 8. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука, 1971. Лысенко В.Н. Развитие федеральных отношений в современной России. М., 1995. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996. Каменская Г.В. Генезис идеи демократии // Полис. 1994. № 4. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990.
Тема 18: Источники права. План: Введение. 1. Понятие источника права. 2. Общая характеристика юридических источников права. 3. Нормативно-правовой акт как основной источник права в современной России. Заключение. Список литературы.
Методические указания: Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, ее практическую значимость, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы обозначенные в плане. При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие источника права и многообразие подходов к его пониманию. Материальные источники права. Источники познания права. Источники права в идеальном смысле. Юридические источники права. Проанализировать соотношение категорий “форма” и “источник” права, охарактеризовать сущность широкого и узкого подходов к пониманию источника права. При рассмотрении второго вопроса следует определить понятие юридических источников права и дать их краткую характеристику. Рекомендуется акцентировать внимание на исследовании в качестве источников права правовых обычаев, правовых прецедентов, нормативно-правовых договоров и нормативно-правовых актов. При рассмотрении третьего вопроса следует определить понятие нормативно-правового акта и раскрыть его основные признаки. Дать классификацию нормативно-правовых актов по различным основаниям. Определить их место в системе источников российского права. В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.
Рекомендуемая литература: Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М., 1987. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М.: Наука, 1993. Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения//Государство и право. – 1995. - № 5. – С.30-38. Жеваки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.013 с.) |