Преподаватель: Сидоров Василий Петрович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: Сидоров Василий Петрович



Преподаватель: Сидоров Василий Петрович

К.ю.н., доцент

Вопросы для самоподготовки к экзамену по дисциплине «Теория государства и права»

1. Предмет и метод теории государства и права.

2. Место теории государства и права в системе общественных наук.

3. Место теории государства и права в системе юридических наук.

4. Происхождение государства.

5. Основные теории происхождения государства.

6. Исторические типы государства и права.

7. Понятие и признаки государства.

8. Понятие государственного суверенитета.

9. Понятие и виды территории государства.

 

10. Понятие функций государства.

11. Классификация функций государства.

12. Внутренние функции государства.

13. Внешние функции государства.

14. Понятие формы государства.

15. Понятие и виды формы правления.

16. Понятие и виды монархии как формы правления.

17. Понятие и виды республики как формы правления.

18. Президентская и парламентская республики.

19. Форма правления современного Российского государства.

20. Понятие и виды государственного (территориального) устройства.

21. Унитарное государственное (территориальное) устройство.

22. Федерация как форма государственного (территориального) устройства.

23. Конфедерация и федерация.

24. Форма государственного (территориального) устройства современного
Российского государства.

25. Понятие политического режима и его виды.

26. Признаки демократического политического режима.

27. Признаки тоталитарного политического режима.

28. Политический режим современного Российского государства.

29. Понятие механизма государства.

30. Понятие и структура государственного аппарата.

31. Понятие государственных органов.

32. Классификация государственных органов.

33. Структура государственного аппарата в современной России.

34. Реализация принципа разделения властей в РФ.

35. Место органов внутренних дел в механизме современного Российского государства.

36. Понятие и элементы политической системы общества.

37. Место и роль государства в политической системе общества.

38. Понятие и признаки правового государства.

39. Понятие и классификация прав, свобод и обязанностей личности.

40. Формирование правового государства в современной России.

41. Соотношение государства и права.

42. Происхождение права.

43. Понятие и признаки права.

44. Функции права.

45. Принципы права: понятие и виды.

46. Понятие и признаки нормы права.

47. Структура правовой нормы.

48. Понятие и виды гипотезы правовой нормы.

49. Понятие и виды диспозиции правовой нормы.

50. Понятие и виды санкции правовой нормы.

51. Виды правовых норм.

52. Соотношение правовых и иных социальных норм.

53. Понятие системы права.

54. Понятие и виды отраслей права.

55. Основные отрасли российского права.


56. Понятие и виды источников права.

57. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

58. Понятие и виды законов.

59. Понятие и основные стадии законодательного процесса.

60. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

61.Понятие и виды систематизации законодательства.

62. Понятие и формы реализации права.

63. Понятие и стадии применения права.

64. Понятие, способы и виды толкования правовых норм.

65. Понятие и признаки правоотношения.

66. Классификация правоотношений.

67. Состав (структура) правоотношения.

68. Понятие и виды объектов правоотношения.

69. Понятие и виды субъектов правоотношения.

70. Понятие и структура правового статуса личности.

71. Понятие правоспособности и дееспособности.

72. Понятие и классификация юридических фактов.

73. Правонарушение: понятие и признаки.

74. Виды правонарушений.

75. Состав правонарушения.

76. Юридическая ответственность: понятие и виды.

77. Основания и принципы юридической ответственности.

78. Понятие, структура и виды правового сознания.

79. Понятие правовой культуры.

80. Понятие законности и правопорядка.

 

Тематика курсовых работ.

 

Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки

(например № з.кн. В 381/25, то можно выбрать темы под № 5, 15, 25, 35 и т.д.)

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2. Происхождение государства и права.

3. Государство: понятие, признаки, социальная природа.

4. Типология государства.

5. Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления.

6. Функции государства.

7. Механизм государства.

8. Форма государства.

9. Политическая система общества и государство.

10. Государство и личность: проблема соотношения интересов.

11. Гражданское общество и государство.

12. Теория правового государства: история и современность.

13. Государство и право: проблема соотношения.

14. Место и роль права в системе социального регулирования.

15. Основные типы правопонимания.

16. Правовой статус личности.

17. Теория естественного права: история и современность.

18. Источники права.

19. Нормативно-правовой акт – основной источник российского права.

20. Система права.

21. Законодательный процесс: понятие и стадии.

22. Систематизация законодательства.

23. Норма права.

24. Теория правоотношений.

25. Реализация права.

26. Правосознание и правовая культура.

27. Правомерное поведение и правонарушения.

28. Теория юридической ответственности.

29. Законность и правопорядок.

30. Основные правовые системы современности.

31. Средства и методы правового регулирования.

32. Происхождение права.

33. Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения.

34. Право и закон.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоя­тельного изучения слушателями вопросов учебного курса теории государства и права.

Курсовая работа по теории государства и права выполняется на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствие с требованиями государственными стандартов высшего, профессионального образования (специальность 021100 – юриспруденция; специальность 023100 - правоохранительные органы).

Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний полученных в процессе изучения курса теории государства и права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и про­цессы.

Курсовая работа по теории государства и права помогает обучаемым логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности.

Курсовая работа долж­на:

- основываться на нормативно-правовых актах, специальной на­учной и справочной литературе, на достоверном фактическом мате­риале из практики деятельности правоприменительных органов;

- носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер;

- содержать авторские обобщения и выводы касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая работа, является самостоятельной формой итогового кон­троля знаний обучаемых. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты.

 

 

 

Порядок подготовки курсовой работы.

 

Этапы подготовки курсовой работы:

- выбор темы;

- составление плана курсовой работы;

- изучение научной литературы и нормативно - правовых актов;

- написание текста работы;

- оформление курсовой работы, представление ее для регистрации и рецензирования;

- работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

- защита курсовой работы.

1. Выбор темы.

Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Персональная тема определяется по порядковому номеру обучаемого в списке учебной группы.

Возможен также инициативный выбор темы. В этом случае необходимо предварительное согласование с преподавателем кафедры.

Регистрация тем (в том числе согласованных с научным руководителем) осуществляется методистом кафедры в журнале учета тематики курсовых работы.

2. Составление плана курсовой работы.

Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов:

- введение;

- основная часть (2 - 3 вопросов);

- заключение;

- список использованной литературы;

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить чет­кость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

Слушатель может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. При необхо­димости рекомендованный примерный план может быть изменен: дополнен новыми вопросами; изменена последовательность из­ложения материала и т.п.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необ­ходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана — повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

3. Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов.

 

Приступая к данному этапу работы необходимо, прежде всего, уста­новить круг литературных и официально-документальных источников, от­носящихся к теме исследования.

Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки обучаемых ис­кать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море совре­менной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача - найти наибольшее количество объективно существую­щей и реально доступной информации научного, справочного и норма­тивного характера. Это показатель его научной грамотности и добросове­стности.

При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу:

- монографии (научные книги по специальным темам);

- научные статьи журналов;

- статьи в сборниках научных трудов;

- статьи в материалах научных конференций;

- рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи;

- авторефераты диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборни­ках;

- научно-практические комментарии законодательства;

- материалы “круглых столов” по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следу­ет использовать:

- предметные и систематические каталоги библиотек;

- библиографические указатели;

- реферативные журналы;

- указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1-2 номере следующего года) в журналах:

- Государство и право;

- Правоведение;

- Российская юстиция;

- Российский юридический журнал;

- Социальная защита;

- Московский журнал международного права;

- Журнал международногочастного права;

- Социс;

- Полис;

- Вопросы философии;

-Вестник СПбУ МВД РФ

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные “Библиографии”, которые уже содержат сис­тематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за опре­деленный период времени. Информацию об этом можно получить у биб­лиографов в учебных и научных библиотеках.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую цен­ность советской и дореволюционной литературы.

Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и ми­нистерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.

Кроме того, нужно активно использовать, получившие широкое рас­пространение последние годы автоматизированные компьютерные ба­зы данных “Кодекс”, “Гарант”, “Консультант” и др., содержащие инфор­мацию о всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих ак­тов.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, стать­ям, в другом - с журнальных статей. Все зависит от темы исследования, нали­чия, характера и полноты литературы, уровня подготовки слушателя.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нор­мативно-правовые и другие официально-документальные источники, со­держащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государст­венных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений.

Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государ­ственных и негосударственных органов и организаций, а также междуна­родные договоры и другие документы международного характера.

Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официаль­ным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

- Собрание законодательства Российской Федерации(с 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ);

- Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ);

- Российская газета;

Изучение и обобщение правоприменительной практики.

Некоторые темы и характер курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем зако­нодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соот­ветствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию прак­тики применения этого законодательства.

Слушатель должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того, чтобы изучение практики было плодотворным, совместно с научным руководите­лем должен определить методику обобщения (в зависимости от характе­ра обобщения и поставленной задачи).

Материалы обобщения юридической практики могут использоваться как для под­тверждения, и иллюстрации теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справ­ки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

Собранная в процессе подготовки научная информация курсовой работы, должна отражать различные взгля­ды на поставленную проблему, т.е. должны присутствовать эле­менты научной полемики.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материа­ла, используемого в курсовой работе. При работе с нормативным материалом необходимо учесть, что сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного назва­ния, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы долж­но проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточ­нить категориальный аппарат, который следует испльзовать при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного теоретического положения в виде развернутого определения. Во-вторых, раскрыть содержание во­проса, показать роль и значение изучаемого явления, его место в системе теоретических положений. В-третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, как общее пра­вило, скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя разви­вать новые взгляды иначе как полемически, без нее невозможно представить развитие науки. В-шестых, работа должна завер­шаться выводами и предложениями, к которым пришел автор в ходе исследования.

4. Написание текста работы.

К непосредственному написанию содержания курсовой работы можно присту­пить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законода­тельства.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Творче­ская самостоятельность слушателя должна быть проявлена в умении на­ходить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, проанализировать материалы практики и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.

Курсовая работа должна быть написанаграмотно, литературнымязыком.

Основные требования к работе следующие:

- работа должна носить исследовательско - аналитический, а не описательный характер;

- работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат;

- в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые фак­ты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систе­матизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать раз­личные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную пози­цию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

При написании текста курсовой работы следует помнить о том, чтобы каждый пункт плана раскрывал отдельный аспект избранной темы. Структурные разделы работы должны носить логически взаимосвязанный не противоречивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В работе не допускаются текстуальные по­вторения.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, слуша­тель должен исходить из следующих основных принципов:

- самостоятельность в обобщении изученного материала;

- оценка различных точек зрения по затронутой проблеме;

- собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний;

- системность, стройность изложения и логическая завершенность работы;

- убедительность и аргументированность авторских суждений;

- оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с вве­дения, где называются моти­вы избрания данной темы, подчеркивается актуальность исследуемой проблематики, показывается степень ее научной разрабо­танности, определяется место в науке теории госу­дарства и права. Во введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации.

Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2 - 3 страницы).

В основной части работы логически последовательно рас­крываются поставленные вопросы. Каждый вопрос, должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которой автору следует изложить выводы частного характера.

В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понима­ние сущности избранной темы, знание используемых источни­ков, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездо­казательная критика, а стремление к тому, чтобы главные мо­менты были подкреплены теоретическими положениями, фак­тами и примерами практической деятельности.

Раскрывая тему, автору нужно макси­мально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и об­общать полученную информацию. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической дея­тельностью общественных и государственных органов, и прежде всего органов внутренних дел.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.

При написании курсовой работы, курсант (студент, слушатель) должен использовать не менее 10-15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц машинописного текста (30-35 страниц рукописного).

Поскольку курсовая работа является результатом самостоя­тельного изучения курсантами (слушателями) избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые лич­ные обобщения и выводы.

В заключении работы автором подводится итог научного исследования, ука­зывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при из­ложении избранной темы, акцентируется внимание на теоретических положениях вызвавших особый интерес, выделяются вопросы имеющие практическую значимость для деятельности правоохранительных ор­ганов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Объем заключения составляет около 5% от всего содержания курсовой работы (1 - 2 страницы).

5. Оформление курсовой работы, представление ее для регистрации и рецензирования.

 

Как правило, курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствие с требованиями к работам подобного рода. Как исключение, допускается рукописный вариант. Писать нужно разборчиво, без ошибок, пома­рок и исправлений. Сокращение слов не допускается за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, МВД, ОВД и т.п.).

После того как работа подготовлена, необходимо пронуме­ровать страницы. Тщательно отредактиро­ванный текст брошюруется в установленной последователь­ности.

Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен. За­головок отделяется от текста двумя интервалами и печатается заглавными буквами. Общепринятые размеры печати:

- на одной странице текста должно размещаться 28 - 30 строк;

- одна строка должна содержать 60 - 65 знаков (включая пробелы между словами);

- абзацный отступ равняется 5 знакам;

- для поля выставляются следующие размеры: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.

- размер шрифта 12-14 (Times New Roman).

На титульном листе (первой странице – которая не нумеруется) указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы, курс, место работы и должность, адрес и телефон.

На второй странице размещается план курсовой работы.

Текст каж­дого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указыва­ется цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной ли­тературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках.

В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, ука­зы, постановления правительства, приказы министерств, ве­домств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с ус­тановленной последовательностью. В раздел "Книги" включа­ется вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сбор­ник, научных статей, — то по первой букве его названия. В разделе "Статьи" перечисляются научные работы, опублико­ванные в журналах, сборниках научных трудов, в периодиче­ской печати.

Курсовая работа должна быть грамотно и аккуратно написана и представлена для рецензирования в устано­вленный срок. Кафедрой принимаются только оригиналы работ. Работы выполненные путем ксерокопирования не принимаются. Кроме этого, слушатель должен у себя хранить черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой ра­боты вплоть до защиты.

Не рецензируются курсовые рабо­ты выполненные несамостоятельно. В таких случаях преподава­тель определяет новую тему по своему усмотрению.

В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.

Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается или пересылается для регистрации на заочный факультет.

 

6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний.

Получив письменную рецензию, слушатель внимательно изу­чает ее, акцентируя внимание на отмеченных недостатках.

Замечания принципиального характера, должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдельные замечания, указанные в рецензии и не нуж­дающиеся в письменном изложении, требуют подкрепле­ния устными аргументами, которые приводятся при защите.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, при написании работы использован единственный источник, содержание работы не соответствует плану и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку.

В случае неудовлетворительного отзыва рецензента, слуша­тель обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соот­ветствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на предыдущую работу.

Устранение указанных в рецензии замечаний и после­дующая защита представляет собой завершающую часть рабо­ты над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом. Только после устранения указанных замечаний и доработки слушатель допускается к защите.

Получив допуск к защите, автор должен обновить в па­мяти содержание курсовой работы, выделить узловые вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замеча­ния.

Полученный положительный отзыв является основанием для защиты курсовой работы.

7. Защита курсовой работы.

Срок и место защиты определяется в соответствии с расписанием. Слушатель должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом, кратко и убедительно излага­ет содержание работы, делает обзор использованной науч­ной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Выслушав автора, преподаватель задает вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик.

Ознакомившись с отзывом рецензентанакурсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процес­се защиты вопросы, преподаватель указывает на допущенные недостатки. Оценка выставляется с учетом качества выполненной ра­боты и результатов ее защиты.

В случае если курсовая рабо­та оценена на "неудовлетворительно" слушатель должен подготовить ра­боту заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и, пройти вновь процедуру защиты.

Слушатели, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, счи­таются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестровых экзаменов.

Методические указания и рекомендации

Тема 8: Форма государства.

План:

Введение.

1. Понятие и элементы, формы государства и ее виды.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Форма политического (государственного) режима.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

Во введении следует отразить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

Раскрывая содержание первого вопроса, дайте понятие формы государства; многообразие подходов. Необходимо показать, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью наших методов, приемов.

Во втором вопросе раскройте понятие и признаки формы правления, виды монархий, виды республик. Необходимо изложить современные виды республиканского правления, примеры современных государств. Порядок формирования правительства в парламентской и президентской республиках. Формы взаимоотношений правительства с парламентом. Ответственность правительства. Правовое положение главы государства и его отношения с ветвями государственной власти. Необходимо дать понятие демократического режима, его разновидности и признаки. Демократия как политический режим современного государства. Условия формирования демократического политического режима. Типы демократического режима. Правовая защита личности от государственного вмешательства в частную жизнь. Система разделения властей. Политический и идеологический плюрализм. Изложите типы антидемократических режимов современного государства. Тоталитарный политический режим: понятие, причины возникновения, типы и основные признаки. Авторитарный политический режим: понятие, причины возникновения, типы, характерные черты. Невмешательство государства в экономику.

В третьем вопросе рекомендуется изложить формы государственного устройства, характер взаимоотношений между территориальными образованиями, между центральными и местными органами государственной власти. Что характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления. Дайте понятие и признаки унитарного, федеративного и конфедеративного государства. Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

Излагая четвертый вопрос, дайте понятие политического режима. Соотношение понятие политического и государственного режима: многообразие подходов. Общие признаки политического (государственного) режима.

В заключении следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых получило бы отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

 

Рекомендуемая литература:

Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение.1992. № 2.

Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993 № 7.

Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 5 –16.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М.,1996. Гл. 7.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996.

Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М., 1993.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.

Мигранян А. История теории демократии. Таллин. 1991.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8 – 9.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблемы ассиметричных федерации // Государство и право. 1997. № 8.

Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука, 1971.

Лысенко В.Н. Развитие федеральных отношений в современной России. М., 1995.

Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.

Каменская Г.В. Генезис идеи демократии // Полис. 1994. № 4.

Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990.

 

Тема 18: Источники права.

План:

Введение.

1. Понятие источника права.

2. Общая характеристика юридических источников права.

3. Нормативно-правовой акт как основной источник права в современной России.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, ее практическую значимость, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие источника права и многообразие подходов к его пониманию. Материальные источники права. Источники познания права. Источники права в идеальном смысле. Юридические источники права. Проанализировать соотношение категорий “форма” и “источник” права, охарактеризовать сущность широкого и узкого подходов к пониманию источника права.

При рассмотрении второго вопроса следует определить понятие юридических источников права и дать их краткую характеристику. Рекомендуется акцентировать внимание на исследовании в качестве источников права правовых обычаев, правовых прецедентов, нормативно-правовых договоров и нормативно-правовых актов.

При рассмотрении третьего вопроса следует определить понятие нормативно-правового акта и раскрыть его основные признаки. Дать классификацию нормативно-правовых актов по различным основаниям. Определить их место в системе источников российского права.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

 

Рекомендуемая литература:

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М., 1987.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М.: Наука, 1993.

Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения//Государство и право. – 1995. - № 5. – С.30-38.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.162 с.)