Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация стратегии по привлечению в белорусскую экономику инвесторовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность. За годы реформ создана практически заново законодательная база рыночной экономики. Приняты Гражданский кодекс, Законы «Об акционерных обществах», Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и другие законы. К группе законов об инвестициях можно отнести Конституцию РБ, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложениии, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др. Что касается специальных нормативных актов, то к ним относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы государственных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах. Государственные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируются международными соглашениями и договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г. Он определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. В январе 1997 года был принят “Закон Республики Беларусь об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь” (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.). Этот закон и его редакции, в купе с инвестиционным кодексом, определяют правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, закрепляют гарантии осуществления прав и обязанностей инвесторов. Они направлены на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику [4]. В 2012 году правительство рассчитывает получить от продажи госсобственности 2,5 млрд. долларов. Это — одно из условий предоставления Беларуси кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 3 млрд. долларов. Однако выполнить его будет непросто: многие инвесторы считают стоимость белорусских предприятий необоснованно завышенной, бизнес-климат в Беларуси по-прежнему оставляет желать лучшего, экономическое законодательство нестабильно. Так, например, в минувшем году сорвалась крупная сделка по продаже 51% принадлежащих государству акций белорусско-российского предприятия «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). На них претендовала российская компания МТС, велись переговоры, но в результате россиян не устроила запрашиваемая цена — 1 млрд. долларов [27].Торги на аукционе уже дважды переносились: предложения потенциальных покупателей не соответствовали аппетитам белорусской стороны. Тем не менее, правительство не намерено снижать обозначенную цену. Серьезные инвесторы при определении стоимости, как правило, предлагают цену, максимально приближенную к реальной. Такой покупатель тщательно анализирует и официальную информацию об интересующем его предприятии, и слухи. Поэтому цена, на которую он ориентируется, адекватно отражает состояние ОАО. На начало декабря 2011г., по данным Госкомимущества, были проданы всего 38 открытых акционерных обществ (ОАО) из запланированных 180. Выручка от продажи госактивов составила порядка 170 млрд. белорусских рублей (около 20 млн. 230 тыс. долларов по нынешнему курсу Нацбанка) вместо запланированных 1,3 трлн. рублей. Несмотря на это, планы по приватизации в 2012 году объектов госсобственности на 2,5 млрд. долларов неизменны. Какие именно крупные активы, помимо СООО «МТС», будут предложены к приватизации, пока не определено. В 2011 году на продажу выставлялись небольшие предприятия с численностью работников до 500 человек. Хотя пакеты акций были внушительные, от 30% до почти 100%. Их реальная стоимость варьировалась от 1 до 40 млрд. рублей. Продавались в основном акции предприятий Министерства промышленности, Минэнерго, Минстройархитектуры и концерна «Беллесбумпром». Основными покупателями ОАО в минувшем году стали резиденты Беларуси. Лишь несколько объектов были приобретены российским бизнесом. Нынешняя ситуация такова, что в тот момент, когда иностранный капитал готов не глядя скупать белорусские предприятия, предлагая, правда, при этом справедливые только для себя цены, наша страна не спешит устраивать тотальную распродажу госсобственности. Зато как только у нас начинает дозревать желание выставить на продажу достойные активы, выясняется, что за окном кризис, потенциальные покупатели и инвесторы придерживают деньги в кармане до того момента, пока не распогодится. Ситуацию решено переломить. Разработана целая стратегия привлечения иностранных инвестиций на 2012—2015 годы. В документе определены приоритетные направления «заманивания» иностранного капитала. В их числе — инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия биотехнологий, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии), а также инвестиции в традиционные виды экономической деятельности: в химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, логистику, строительство и производство стройматериалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, легкую промышленность. Настаивают разработчики и на создании отдельных кластеров экономики — фармацевтического и по производству льнопродукции. В стратегии по каждому виду экономической деятельности определены приоритетные формы прямых иностранных инвестиций, механизмы их привлечения и принятия обязательств по их развитию, приоритетные типы инвесторов и даже конкретные компании — потенциальные стратегические инвесторы [23]. Также в стратегии определены конкретные мероприятия по улучшению инвестклимата в стране, результатом реализации которых должно стать улучшение позиций во всемирном рейтинге «Ведение бизнеса» («Doing Business»). Так же «ключевой предпосылкой для прихода в республику иностранных компаний» называется «реформирование отношений собственности», а также «активное использование механизма частно-государственного партнерства, который пока не задействован». Белорусские бизнесмены лучше иностранных знают свою страну, ориентируются не только в национальном административно-правовом поле, но и в тенденциях мирового рынка. Серьезным препятствием для привлечения в белорусскую экономику инвесторов — как зарубежных, так и отечественных — является активное вмешательство государства в частный бизнес. Наиболее опытные инвесторы, знающие об особенностях приватизации, пытаются застраховать себя изначально, на этапе заключения сделок. Так, в частности, поступил российский монополист «Газпром» при покупке второй половины акций ОАО «Белтрансгаз». Документ, подробности которого попали в СМИ, предусматривает, что «Газпром» вправе требовать, чтобы Беларусь выкупила «трубу» за 5 млрд. долларов в случае неисполнения ею соглашения о купле-продаже акций и дальнейшей деятельности «Белтрансгаза». Среди таких условий — неиспользование белорусской стороной особого права («золотой акции») по управлению ОАО «Белтрансгаз», которое бы ущемляло права акционеров «Белтрансгаза», а также неизменность условий пользования земельными участками под объектами недвижимого имущества белорусского участка газопровода Ямал — Европа в соответствии с законодательством Беларуси, действующим на дату подписания соглашения. Здесь следует учесть, что «Газпром» — инвестор особенный, и не факт, что белорусское правительство заключило бы сделку на подобных условиях с другой компанией [25]. Программой деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы определена задача обеспечить до 2015 года строительство и ввод в эксплуатацию не менее 35 современных логистических центров с объемом инвестиций около $1,5 млрд. Ход выполнения Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года рассматривался на заседании Президиума Совмина 21 июня 2011 года. В настоящее время по программе реализуются 23 инвестиционных проекта по строительству логистических центров на 22 участках из 50 определенных. Общий объем инвестиций по этим проектам составляет более Br3 трлн., из которых освоено Br226 млрд. По незадействованным участкам ведется работа по поиску инвесторов. В прошлом году введена в эксплуатацию первая очередь логистического центра ИП "БЛТ-Логистик" в СЭЗ "Минск" складской площадью 2,9 тыс.кв.м, а в 2012 году планируется завершение строительства складского корпуса на 26 500 кв.м. В Беларуси в текущем году начали функционировать логистические центры: "Минск-Белтаможсервис", "Брест-Белтаможсервис", ООО "Двадцать четыре". До конца года запланирован ввод первой очереди двух логистических центров: ИООО "Логистический центр "Прилесье" и СООО "БелВингесЛогистик", а также второй очереди - ИП "БЛТ-Логистик". Дополнительно в республике реализуется 17 инвестиционных проектов по строительству логистических центров, не включенных в программу, по 16 них заключены инвестиционные договоры [26]. Для экономики нашей страны велика роль прямых зарубежных инвестиций. Зарубежные инвестиции нужны не только как помощь для выхода нашей страны из экономического кризиса, но и как один из важнейших источников иностранной валюты. Наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг. По данным Национального статистического комитета, за 2011 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили в общей сложности $ 18,9 млрд., что в два с лишним раза больше, чем за 2010 год (рисунок 3.1).
Источник: составлено автором Рисунок 3.1 Источники инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2011г
Как видно из рисунка 3.1, основными инвесторами были субъекты хозяйствования России (50 % от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,3 %), Кипра (6,6 %) и Австрии (5,1 %).
Источник: составлено автором Рисунок 3.2 Инвестируемые отрасли экономики Республики Беларусь в 2011г
Диаграмма на рисунке 3.2 показывает, что в отраслевом разрезе наибольшие суммы иностранных инвестиций удалось привлечь организациям торговли (35,6 %), транспорта (30,8 %) и промышленности (26,1 %). Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-февраль 2012 г. составили 140,5 млн. долларов США при прогнозе на 2012 год 1,2 млрд. долларов США (по постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1779) (таблица 3.1) [28]. Таблица 3.1 - Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) Источник: [28]
Как видно из таблицы 3.1, суммы, по сравнению с предыдущим годом значительно увеличились. Что касается инвестиций в основной капитал, в январе-феврале 2012 г. использовано 12 972,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 86,7% к уровню января-февраля 2011г. За этот период строительно-монтажные работы выполнены на 6 298,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 15,5% меньше, чем в январе - феврале 2011 г. (приложение 5) [28]. Таким образом, чтобы планы и стратегии приносили ожидаемый эффект, необходимо чтоб бизнесмен, купивший предприятие, самостоятельно определял направление его деятельности, объем инвестиций, а также распоряжаться полученной прибылью и решал, в какие проекты вкладывать деньги. Многое уже сделано и бизнесмены по достоинству оценили действующее в Беларуси инвестиционное законодательство. Работа над совершенствованием инвестиционного законодательства и мер по реализации стратегии продолжается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.011 с.) |