Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотивации к ведению здорового образа жизни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несколько фраз о самой категории «образ жизни». Абстрагируясь от существующих различий в толковании ее содержания можно утверждать, что образ жизни — это присущая личности система, форм жизнедеятельности, предопределяемая условиями жизнедеятельности, в функционировании которой проявляет себя способ реализации, личностью; мотивацией своего поведения. Другими словами, жизнедеятельность предопределяется двумя условиями: во-первых, материальными и, во-вторых, субъективньми факторами. Если иметь в виду материальные условия в масштабе общества в целом, а обращение к нему правомерно в первую очередь в интересах личности, то обычно выделяют показатели, которые призваны выразить специфику общественного окружения субъекта образа т.е. реальных основ его жизнедеятельности. В качестве таковых выступают: материально-технические средства, производительные силы, образованность, культура, средства жизнеобеспечения и т.п. Определенную роль в сфере жизнедеятельности занимают ее социальные регуляторы. Их можно подразделить на две группы: 1. Блок внешней социальной регуляции составляют принятые в обществе нормы поведения, которые фиксируются в ролевых предписаниях, законах и других правовых актах. Социальная норма — это правила поведения людей, предъявляемое обществом или социальной группой, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. 2. Блок внутренней регуляции социального поведения личности включает интерес, потребности, ценностные ориентации и социальные установки. В совокупности обеспечивают внутренние побуждения, мотивацию поведения. Спектр интересов личности предопределяется качеством ее мировоззрен-ия. Здесь фокусируются, преломляются обычаи и традиции, знания, полученные в учебных заведениях и в процессе самообразования, жизненный опыт свой и других людей и т.п. Уже обращалось внимание читателя на то, что родовая сущность человека дуалистична, противоречива. Одним из проявлений этого служит дихотомия частного и общего интересов. Деятельность людей как индивидов, преследующих свои особые, частные интересы и цели (во всем их неисчерпаемом многообразии), образует важнейшую сторону человеческого бытия. Другая его сторона — общий интерес, который дан объективно как взаимозависимость людей вследствие разделения труда, как потребность в общении, в социальной защите и помощи, в социальных гарантиях, в решении все более сложных задач, которые превосходят индивидуальные возможности человека. Расшифруем понятие интереса. Личный интерес —- это все, что относится к сфере частной жизни — профессиональной, творческой, семейной, к коммерческой или потребительской. деятельности индивида, миру его увлечений; личный интерес — это и право на жизнь, и другие основные права человека, это заинтересованность в социальной защищенности, в возможности получить образование, медицинскую помощь и т.д. Что же касается общих. интересов, то речь идет о понятии совокупность интересов индивидов. Наряду с категорией ((интерес» выступает категория «потребность». Потребность — это состояние недостатка, ощущение-личностью нужды в чем-либо необходимом для жизни. Все их многообразие можно свести к следующим группам: - потребности физического существования; - потребности социального обеспечения, социального развития личности и др. У различных людей разные потребности. Все здесь зависит от ценностной ориентации. В осмыслении этого элемента механизма саморегуляции оттолкнемся от понятия ценности. В социологии под ним понимаются объекты, способные удовлетворять потребности людей. Мир человеческих ценностей велик и разнообразен. В многообразии ценностей заслуживают быть выделенным общечеловеческие ценности, которые удовлетворяют коренные потребности всех людей, охватывают то, в чем нуждается каждый человек, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, пола, возраста и других социальных явлений. К общечеловеческим ценностям относятся жизнь, сохранение мира, чистая природная среда, уважение человеческого достоинства и др. В каждом обществе складывается своя система ценностей. На базе определенных потребностей и ценностей формируются определенные ценностные ориентации людей. Эти механизмы саморегуляции проявляются в стремлениях личности овладеть желательными ценностями, используя предпочтительные, хотя и не всегда общественно-корректные способы действия, средства достижения. Как следствие, личность вооружает себя социальными установками, т.е. готовностью действовать в той или иной конкретной ситуации определенным способом, учитывая собственные оценки значимости тех людей, явлений, процессов, которые могут оказаться в поле действия. Разумеется, личность не всегда, а чаще всего просто не сразу добивается успеха. В том же случае, когда сделать это удается, судьба столь вожделенной ценности складывается по ситуации. В связи с этим выделяют так' называемые терминальные и инструментальные ценности. К терминальным относятся ценности, овладение которыми само по себе приносит удовлетворение: успех, прогресс, свободу и т.п. К инструментальным ценностям относят средства, необходимые для достижения поставленных целей, для овладения другими ценностями. Таков механизм функционирования системы образа жизни. Субъект жизнедеятельности, конечно, нуждается в определенных условиях своего существования и воспроизводства, которые были бы адекватны его жизненным потребностям. В этом заключается основной социальный интерес данного субъекта; характеризующий его социальное положение. Борьба людей за осуществление своих жизненных интересов является наиболее характерным выражением специфики всей их жизнедеятельности, их поведения и общения. Степень успешности этой борьбы возможно определить с помощью следующих показателей: - культуры образа жизни (культура труда, производства, общения, потребления и т.п.); - социального благополучия (уверенность в завтрашнем дне, социальный оптимизм, социальное самочувствие, уровень и качество жизни); - социального самочувствия (здесь — степень удовлетворенности индивида тем, как складывается его жизнь в целом, как реализуются его жизненные планы, поставленные им самим цели в соответствии с разделяемой системой ценностей и личным опытом). Мотивация Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают: индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза голод жажда избегание боли стремление к температурному оптимуму и т. д. групповые забота о потомстве поиск места в групповой иерархии поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п. познавательные исследовательское поведение игровая деятельность
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.01 с.) |