Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концерн беллегпром «республики Беларусь»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНЦЕРН БЕЛЛЕГПРОМ «РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИМ. В. Е. ЧЕРНЫШЁВА»
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ТЕМЕ «УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ»
2014 г.
С о с т а в и т е л ь: А.Г Гулевич
Рассмотрен на заседании комиссии учётно-финансовых дисциплин (протокол №___ от «___»_______________20___ г.) Председатель комиссии ___________________ И. П. Челевич
Бухгалтерский учёт: краткий курс лекций по теме «Учёт денежных средств» / сост. А.Г. Гулевич. — Барановичи: УО «БГКЛП им. В.Е.Чернышева, — 23 с.
Краткий курс лекций предназначен для учащихся экономических специальностей по дисциплине «Бухгалтерский учет». Излагается материал по теме «Учет денежных средств».
© УО «БГКЛП им В.Е Чернышёва», 2014
ВОПРОС 1Общие положения по учёту денежных средств
В процессе функционирования организаций возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей (работ, услуг), а другая – их получателем (потребителем), а значит, и плательщиком. Кроме того, у организаций возникают взаимоотношения с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам, фондом социальной зашиты и другими организациями и лицами. Все эти расчёты в основном осуществляются в денежной форме. Между организациями расчёты, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные расчёты осуществляются путём перечисления (перевода) денежных средств со счёта плательщика на счёт получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчётах между организациями выступают учреждения банков, обслуживающие их. Банком являются учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом. Небольшие суммы денежных средств хранятся и обращаются через кассы организаций. Наличными денежными средствами осуществляются расчёты с персоналом по оплате труда, с подотчётными лицами на командировочные и другие расходы. Основными задачами учёта денежных средств являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств; обеспечение сохранности денежных средств и ценных бумаг в кассе организации; контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению; периодическое проведение инвентаризаций денежных средств.
ВОПРОС 2 Оформление открытия расчётных и других счетов
Для оформления открытия (переоформления ранее открытых) расчётных и других счетов в банк представляются следующие документы: 1. Заявление на открытие счёта установленной формы. 2. Копия документа о регистрации (перерегистрации) организации, предпринимателя (свидетельство о регистрации, выписка из решения местного органа управления, Министерства юстиции РБ и т. д.) Указанные копии должны быть удостоверены нотариально или регистрирующим органом. 3. Два экземпляра копий учредительных документов, установленных законодательством для владельца счёта, при чём на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо регистрирующим органом. 4. Дубликат извещения о присвоении учётного номера плательщика (УНП). 5. Справка органов Фонда социальной защиты населения о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых и иных платежей в органах Фонда. 6. Справка органов РУСП «Белгосстрах» о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых и иных платежей в органах РУСП «Белгосстрах». 7. Карточка с образцами подписей должностных лиц (предпринимателя), имеющих право распоряжаться счётом, и оттиска печати владельца счёта, содержащая соответствующие реквизиты, удостоверенная нотариально. При открытии временного счёта для формирования уставного фонда учредителям (участникам) создаваемых коммерческих и не коммерческих организаций для аккумулирования денежных средств, представляется карточка с образцами подписей учредителей (участников), имеющих право распоряжаться счётом. Счета в банках открываются на основании разрешительной подписи руководителя банка или другого лица на заявлении клиента.
ВОПРОС 3 Документальное оформление операций на расчётном счёте в банке Банк присваивает организации номер расчётного счёта, на котором сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, получаемые от банка, и прочие зачисления. С расчётного счёта в большинстве случаев производятся платежи организации: оплата поставщикам за приобретаемые материалы, выполненные работы и оказанные услуги; погашение задолженности перед бюджетом, фондом социальной защиты населения, Белгосстрахом; получение денег в кассу для выдачи заработной платы, на командировочные и другие расходы. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчётного счёта банк осуществляет, как правило, на основании приказа организации – владельца счёта или с его согласия (акцепта). В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, банк может производить принудительное списание денежных средств с расчётного счёта. Например, по решениям налоговых органов перечисляются просроченные налоги и сборы, по исполнительным листам суда – суммы удовлетворённых исков. Приём и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальных форм, утверждённых им же. К ним относятся: Денежный чек – документ, по которому банк выдает предъявителю сумму наличных денег, указанную на оборотной стороне чека. Объявление на взнос наличными – выписывается при взносе наличных денег на расчётный счёт. Для подтверждения полученных денег банк выдаёт плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом. Платёжное поручение – это поручение организации банку о перечислении определённой суммы с его расчётного счёта в адрес получателя. Платёжное требование – расчётный документ, содержащий требование поставщика (грузоотправителя) и других получателей средств плательщику об уплате определённой суммы через банк. Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчётного (лицевого) счёта с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания. Полученная из банка выписка обрабатывается, т. е. подбираются все оправдательные документы, сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской, исходящее сальдо, проставляются корреспондирующие счета с расчётным счётом. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить, что расчётный счёт в организации активный, а в банке – пассивный. Проверка и обработка выписок должна производиться в день их поступления. Выписка из расчётного (лицевого) счёта содержит определённые показатели, часть которых кодируется банком. Она заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено». ВОПРОС 4 Учёт операций на расчётном счёте в банке Для учёта наличия и движения денежных средств на расчётном счёте в банке предназначен активный денежный счёт 51 «Расчётные счета». По дебету счёта 51 «Расчётные счета» отражается зачисление денег на расчётный счёт в банке, по кредиту – их выдача и перечисление. Остаток по дебету показывает наличие денежных средств на расчётном счёте организации. Синтетический учёт операций по счёту 51 «Расчётные счета» организуется в следующих учётных регистрах: журнал–ордер № 2, в котором отражаются обороты по кредиту счёта 51 «Расчётные счета»; ведомость № 2, в которой отражаются обороты по дебету счёта 51 «Расчётные счета». Журнал-ордер №2 и ведомость № 2 заполняются на основании проверенных и обработанных выписок банка из расчётного счёта. Вначале в ведомость № 2 из Главной книги переносится остаток на начало месяца. Затем на основании выписок производятся операции за текущий месяц. Синтетический учёт операций по валютным счетам организуется в журнале-ордере №2/1, где отражаются обороты по кредиту счёта 52 «Валютные счета» и ведомости № 2/1, где отражаются дебетовые обороты счёта 52 «Валютные счета». Записи в данные регистры производятся на основании выписок банка и приложенных к ним расчётно-денежным документам. Аналитический учёт по счёту 52 «Валютные счета» ведётся по каждому счёту, открытому в учреждениях банков для хранения денежных средств в иностранных валютах. ВОПРОС 6 Учёт движения денежных средств на специальных счетах в банках Кроме хранения и движения денежных средств на расчётном и валютных счетах, организации могут учитывать отдельные средства на специальных счетах в банках. Учёт таких средств осуществляется на активном, денежном счёте 55 «Специальные счета в банках». Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в белорусских рублях и иностранных валютах, находящихся на специальных счетах в банках, а также наличие и движение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней на счетах в банках. Поступление средств на специальные счета в банках отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках». Списание средств со специальных счетов в банках отражается по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках». К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета: 55-1 «Депозитные счета»; 55-2 «Счета в драгоценных металлах»; 55-3 «Специальный счет денежных средств целевого назначения». На субсчете 55-1 «Депозитные счета» учитываются наличие и движение денежных средств, размещенных в банковские вклады (депозиты). На субсчете 55-2 «Счета в драгоценных металлах» учитываются наличие и движение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней на счетах в банках. На субсчете 55-3 «Специальный счет денежных средств целевого назначения» учитываются наличие и движение денежных средств целевого назначения на специальных счетах в банках. Синтетический учёт операций по счёту 55 «Специальные счета в банках» ведётся в журнале-ордере № 3, в котором отражаются обороты по кредиту счёта 55 «Специальные счета в банках». Данный регистр заполняется на основании выписок банка из специальных счётов. Дебетовые обороты по счёту 55 «Специальные счета в банках» отражаются в журналах-ордерах №№ 2, 4, 12 и др. ВОПРОС 7 Документальное оформление кассовых операций Для приёма, хранения и расходования наличных денег организация имеет кассу. Руководитель организации приказом устанавливает размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости), а также порядок и сроки сдачи выручки в обслуживающее отделение банка. Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально ответственным лицом. В основном деньги в кассу поступают с расчётного счёта в банке через кассира, который получает их по специальным денежным чекам, которые должны быть подписаны руководителем организации, главным бухгалтером и скреплены печатью. Никакие исправления в чеках не допускаются. Кроме того, в кассу организации поступают деньги от работников за отпущенную им спецодежду, топливо, материалы, готовую продукцию, возврат подотчётных сумм и др. Кассир принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам формы КО-1, подписанным главным бухгалтером. При этом, сдавшему деньги выдаётся на руки квитанция приходного кассового ордера, подписанная главным бухгалтером и кассиром и скреплённая печатью. Расход наличных денег из кассы чаще всего связан с выплатой заработной платы, премий, пособий и других массовых выплат. Они производятся по платёжным или расчётно-платёжным ведомостям. По окончании выплат (три рабочих дня, включая день получения денег из банка) ведомости закрываются, и на общую сумму выданных денег составляется расходный кассовый ордер формы КО-2, реквизиты которого проставляются штампом в ведомости. Разовые выплаты денег (под отчёт, депонированная заработная плата и др.) производятся по расходным кассовым ордерам формы КО-2, при этом кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, и записывает его данные в расходный кассовый ордер. Документы на выдачу денег из кассы подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Все приходные и расходные кассовые документы должны быть заполнены ответственными за это лицами чётко и ясно шариковой ручкой или на ПЭВМ. Никаких подчисток, помарок или исправлений, хотя бы и оговорённых, в этих документах не допускается. До передачи в кассу приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов форм КО-3 или КО-3а. Журнал формы КО-3 открывается отдельно на приходные и расходные кассовые документы. На основании приходных и расходных кассовых ордеров кассир заполняет кассовую книгу. Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр и остаётся в книге, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу и как отчёт кассира является отрывной частью листа. Организация ведёт только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому кассовому ордеру. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число и второй (отрывной) экземпляр кассовой книги вместе с приложенными приходными и расходными документами под расписку передаёт в бухгалтерию организации. В бухгалтерии кассовые отчёты и документы обрабатываются: каждая запись проверяется по существу операции, сверяется с первичным документом, проставляется код корреспондирующего со счётом 50 «Касса» синтетического счёта и субсчёта. Остаток денег на начало дня по отчёту кассира сверяется с остатком на конец дня, показанным в предыдущем отчёте, проверяется правильность выведенных оборотов остатка. Кассовая книга является регистром аналитического учёта по счёту 50 «Касса». В начале в ведомость №1 из Главной книги записывается остаток по счёту 50 «Касса» на начало месяца. Затем производятся записи за текущий месяц. При этом каждому отчёту кассира в журнале-ордере №1 и ведомости № 1 отводится одна строка. По окончании месяца в журнале-ордере № 1 и ведомости №1 подсчитывают итоги и определяют сальдо по счёту 50 «Касса» на конец месяца следующим образом: к начальному сальдо из ведомости № 1 прибавляют итого ведомости № 1 и вычитают итог журнала-ордера № 1 и сверяют с остатком по счёту 50 «Касса», отражённому в последнем отчёте кассира. На последней странице журнала-ордера №1 и ведомости №1 ставятся подписи лица, заполнившего их, главного бухгалтера организации, указывается дата заполнения и дата переноса сумм в Главную книгу. В бухгалтерском учёте по дебету счёт 50 «Касса» корреспондирует с кредитом счетов:
В бухгалтерском учёте по кредиту счёт 50 «Касса» корреспондирует с дебетом счетов:
ВОПРОС 9 Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами
Подотчётными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные и командировочные расходы. КОНЦЕРН БЕЛЛЕГПРОМ «РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИМ. В. Е. ЧЕРНЫШЁВА»
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.011 с.) |