Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность политики. Основные теоретические подходы

Поиск

Слово «политика» возникает в середине первого тысячелетия до н.э. Оно происходит от греческого слова «полис», что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления государством.

Слово «политика» введено в оборот Аристотелем. Он видел в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек – животное политическое, т.е. общественное. Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, с разложением первобытного строя, усложнением социальной структуры, возникновением экономического неравенства. В таком обществе появляются новые механизмы властных отношений, господство одних социальных групп над другими.

Политическая власть должна была выразить интересы целого общества через согласование групповых интересов. Так появляются государство и право. Задача политики состояла в том, чтобы обеспечить целостность и эффективность функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности, учета интересов различных социальных слоев и классов.

Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика – это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. В политическом процессе определяются цели политики, принимаются решения, осуществляется контроль и анализ полученных результатов, определяются новые цели.

Политика – это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном обществе.

В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. Например, политика фирмы, политика руководителя какой-либо организации. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанционального и системного.

1. Социологический – основывается на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру.

2. Субстанциональный (сущностный) – ориентирован на раскрытие первоосновы внутренней сущности политики.

3. Системный – политика – это не застывшее законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

Политический процесс зачастую сравнивают с борьбой за власть.

Политика – это сфера деятельности и поведения лиц, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ.

Компоненты политики:

1. Организационный компонент – в него входят политические институты как центры управления общественными процессами и их регулирования (президент, правительство, парламент, партии, СМИ).

2. Политические отношения – характеризуют особенности деятельности, направленность на власть, отношения властвования и подчинения.

3. Содержательный компонент – политические ценности, цели, мотивы политической деятельности, политические проблемы, механизмы принятия решений.

4. Политическое сознание – политика выступает механизмом реализации социальных проектов.

5. Политические процессы – связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Функции политики:

· Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности

· Выражение и защита социально значимых интересов различных слоев и групп общества

· Структурирование политической системы общества

· Предотвращение и регулирование социальных конфликтов

· Формирование политического сознания граждан.

 

8.Власть как системообразующая категория политической науки. Легитимности и легальность власти.

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. М. Дюверже считает, что легитимен всякий режим, с которым согласен народ.

В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Источниками легитимности выступают:

- население (мечта и цель всех правителей). Важно формировать общие ценности у большинства граждан. В таком случае население может поддерживать правительство и тогда, когда оно плохо управляет государством;

- правительство (через СМИ);

- международное сообщество, в первую очередь ООН.

Очевидно, что легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

 

9.Политическая система общества.

Политическая система представляет сложное взаимодействие различных подсистем, которые образуют целостность. Институциональная подсистема включает в себя различные организации, как собственно политические — государство, политические партии, так и организации неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью ее дифференциации и специализации ролей и функций ее структур.

Политическая система обладает определенной структурой — устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно- патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п. Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений— процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

Нормативная подсистема включает совокупность норм, регулирующих политические отношения. К ним относятся не только законы, но и нормы политической морали, политические традиции, обычаи, символы.

Политико-культурная подсистема включает приоритетные ценности, идеалы, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов и потенциал стабильности политической системы.

Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия, основанные на согласии и конфликте. В этой подсистеме проявляются формы взаимодействия власти, общества и индивида. Эти взаимодействия во многом обусловлены характером культурной среды, системой ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитетом.

Коммуникативная подсистема включает в себя две основные группы отношений: формализованные (основанные на нормах права и ими регулируемые) и неформализованные (общественное мнение, настроения). В данную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами других стран.

Функциональная подсистема — представляет совокупность способов и методов реализации власти. На современном этапе в нее включается совокупность политических технологий. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.

Политическую систему иногда определяют, как совокупность отношений, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем.

Политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на целедотижение, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения.

 

К функциям на «входе» в политическую систему относятся:

— политическая социализация и рекрутирование;

— артикуляция интересов;

— агрегирование интересов;

— политическая коммуникация.

На «выходе» политическая система выполняет функции:

— нормотворчества;

— применения правил и норм;

— контроля за применением правил и норм.

 

Политическая социализация — это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация формирует определенный тип человека политического и обеспечивает преемственность в развитии системы, ее стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня легитимности — основы самосохранения политической системы. Сданной функцией связано и рекрутирование.

Артикулирование интересов — процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. В рамках политической системы действуют разные участники (акторы). Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп интереса. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Существуют группы и специфических интересов: клан, клиентела, лобби. Эти группы также могут оказывать существенное влияние на властные структуры.

Функция агрегирования интересов предполагает сбор, накопление требований, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы. Агрегирование интересов — это превращение требований в альтернативы государственной политики. Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат. Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием политического решения. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и лицами, принимающими решения.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой.

Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество — это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Происходит изменение среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.

Функция контроля за применением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это.

 

По типам легитимного господства: традиционные, харизматические, рационально-легальные. По критерию «стабильность — изменчивость»: консервативные и трансформирующиеся системы. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим — это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. По типам политических режимов выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.

 

10.Государство как основной институт политической системы.

Государство — основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, что обеспечивает его способность управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.013 с.)