Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полит.воззрения европ. мыслителей Нового ВремениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Период Нового времени (17-18 вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции. Одной из главных проблем - проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория "естественных прав". Теория "естественных прав" была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т.д. Теория "естественных прав" человека дополнялась теорией "общественного договора", согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Для этого они решили выйти из "естественного состояния и перейти в гражданское общество". Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории "естественного права" и "общественного договора" интерпретировали и развивали Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уинстэнли (Англия), Г.Лейбниц, И.Кант (Германия ), А.И.Радищев, декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн (США), Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро, К.Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо (Франция). Один из наиболее ярких политических мыслителей Нового времени, английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком", "земным богом"). Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения: государство не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительской деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные, силой принуждать к труду здоровых людей. Гоббс — сторонник сильной власти. Его симпатии на стороне абсолютной монархии. Вместе с тем он считал, что подданные способны делать по своему усмотрению то, что не запрещено законом. Они должны иметь на уровне частноправовых отношений широкую инициативу, систему прав и свобод. Большой вклад в политическую науку внесли англичанин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Локк Отстаивалидеюнеотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть.. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств. В плеяде французских просветителей благодаря оригинальности своих взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712-1778). Его политические воззрения выражали интересы крестьянства. Выступая против частной собственности, он критикует феодальные порядки, растущий капитализм, противопоставляет промышленной цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для восстановления свободы им предлагалось заключить новый общественный договор, который бы представлял собой ассоциацию равных свободных индивидов, или республику. Руссо был сторонником прямой демократии. Ратуя за политическое равенство, за уравнивание имущественного положения граждан, он вместе с тем считал, что нужно сохранить мелкую частную собственность, основанную на индивидуальном труде. Идеи Руссо о равенстве и демократии способствовали пробуждению революционного сознания во Франции. Они вдохновляли знаменитых якобинцев — Робеспьера, Марата, Дантона, Сен-Жюста — на борьбу против феодального строя. Эти идеи были закреплены в Декларации прав человека и граждан и других актах Французской республики. Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804). Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества. Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии " Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Основным принципом взаимоотношений в гражданском обществе, по Гегелю, является индивидуализм. Европейская политическая мысль XIX в. Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789-1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господство. Теоретики политики этого периода наряду с рассмотрением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям. Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику. Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям.(утилитаризм) На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий. Марксистское политическое учение возникло в середине прошлого столетия, в период перехода от мануфактурного производства к промышленному, вызвавшему формирование двух основных классов капиталистического общества — пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на выражение и защиту интересов рабочего класса, которому он отводил главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации. Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к социальному неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или не владением ими. С целью реализации интересов этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет политический характер. Политику же они определяли как организованное насилие одного класса над другим. Одной из ключевых в политическом учении марксизм, является идея установления в результате социалистической революции диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество. В отличие от Гегеля основным принципом гражданского общества Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу, возможность самоутверждение проявления и развития способностей и талантов. "Теория завоевания", выдвинутая представителем социального дарвинизма австрийско-польским социологом и юристом Людвигом Гумпловичем (1838-1909). Главной движущей силой истории считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Их господство обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процессе борьбы расовых общностей между собой. Однако в понятие "раса" им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологического расизма, расами он называл нации и классы. Подобные идеи выдвигались и другими европейскими мыслителями этого периода, в частности немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900)- Движущей силой считал волю к власти. Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является "естественным" и "высшим" законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей "демократии", "равенства", "прав человека". Будучи сторонником идеи возвышения индивида, он доходил до крайности. Гак, главная роль в наведении порядка на земле им отводилась "сверхчеловекам". Только они имеют право управлять государством. Их деятельность не должна быть связна моральными и правовыми нормами. Одна из функций государства — ведение войн, которые являются жизненной необходимостью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.007 с.) |