Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Налогообложение. Виды налогов: прямые и косвенные налоги. Кривая А. Лаффера.
Возможности реализации финансовой политики определяются системой организация налоговой политики, обеспечения исполнения налоговой дисциплины.
Налог – обязательный, принудительный денежный платеж, изымаемый государством с физических и юридических лиц на основе налогового законодательства. С помощью налогов создается возможность выполнения своих обязательств со стороны государства.
Налог характеризуется такими чертами как обязательность и принудительность, регулярность уплаты, денежная форма, целевое назначение и отсутствие эквивалента.
Налоги выполняют три основные функции:
· фискальную, обеспечивающую наполнение государственного бюджета;
· экономическую или распределительную – это использование налога как инструмента воздействующего на развитие или сдерживание отдельных производств с целью формирования пропорционального развития экономики и стимулирования производителей развивать необходимые для экономики производства;
· социальную функцию, направленную на поддержание социального равновесия. Сглаживание неравенства способствует формированию и поддерживанию на определенном уровне внутреннего спроса.
К элементам налога относятся:
· субъект налога – юридическое или физическое лицо, обязанное в соответствии с законодательством страны уплачивать налоги;
· объект налога или налогооблагаемая база – факторные доходы или имущество физических и юридических лиц;
· единица налогообложения – денежная единица страны или физическая мера налогооблагаемой базы;
· ставка налога на единицу обложения. Налоговые ставки различаются по видам: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. По форме изъятия различают твердые, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу обложения или относительные или процентные;
· налоговые льготы устанавливаются в виде необлагаемого минимума, налогового кредита;
· способы изъятия налога: «у источника», т.е. до получения дохода налогоплательщиком и по декларации, уплата по истечению отчетного периода по результатам деятельности.
В соответствии с классификацией налогов различают налоги: прямые, косвенные и взносы социального страхования. Прямые налоги взимаются с факторных доходов и имущества, они подразделяются на личные и реальные. Косвенные взимаются в цене, они подразделяются на акцизы, фискальные налоги и таможенные пошлины.
Влияние налоговой системы на развитие экономики теоретически обосновано представителем школы «экономики предложения» А Лаффером. Суть его выводов состоит в том, что снижение налоговых ставок до предельно оптимального уровня обеспечивает рост эффективности производства, увеличение доходов населения, в единстве это обеспечивает увеличение налоговых поступлений в бюджет страны.
Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства.
44. Государственная макроэкономическая политика: кейсианское направление и последствия.
Сложилось два основных направления ведущих методологических подходов о роли государства: кейнсианский и синтез неокейнсианских. Кейнсианство. Концепцию, выдвинутую и разработанную в 30-х гг. Джоном Кейнсом, называют теорией эффективного спроса. Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами): 1.Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развит. 2.Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Стимулирование активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных расходов (с их мультипликативным эффектом) и перераспределения национального дохода через повышение налогов для наиболее обеспеченных слоев населения. Путем повышения государственных расходов оказалось возможным повернуть ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль предпринимателям. Доказывалась необходимость бюджетного финансирования (даже с возможным дефицитом), перевода в собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.
Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики: -высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; -создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий; -выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного"; -первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок. Само кейнсианское направление представлено тремя основными течениями:
· левое, либеральное кейнсианство, по их мнению, все основные экономические противоречия должны решаться путем увеличения государственных расходов на общественные цели, способствующие росту доходов и увеличению совокупного спроса;
· консервативное направление считает, что государственное вмешательство необходимо, чтобы сохранить сложившуюся структуру производства и обеспечить на максимальном уровне прибыли, как основу инвестиций;
· неоклассическое направление считает, что на основе таких инструментов как фискальная и кредитно-денежная политика государство может обеспечить на микро- и макроуровнях рост эффективности инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры производства, регулирование уровня доходов разных слоев населения.
Все эти направления едины в том, что государственное регулирование рыночной экономики объективно необходимо. Государство обеспечивает реализацию политических, социально-экономических принципов, интересов граждан страны. В рамках рыночной экономики государственное регулирование представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на приспособление социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования ради обеспечения экономического роста и повышения качества жизни граждан страны. Также направлено на защиту национальных интересов в системе мирового хозяйства, решения экологических проблем.
45.Государственная макроэкономическая политика: неоклассическое направление и последствия. Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели. В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.
46. Экономические функции и задачи государственного регулирования. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации экономики и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Экономическая политика госуд –это определенная система мер,в кот. содержится регламентация норм и правил поведения хозяйствующих субъектов с применением экономического инструментария. Инструменты гос. регулирования: 1.Налогово-Бюджетная политика использует инструменты (налогообожение граждан, регулир. гос. расходы, осущ. гос. закупки.); 2.Денежно-Кредитная политика (норма обязательных резервов, учетная ставка банковского %, проведение операций с ценными бумагами); 3.Соц. политика (установление минимального уровня з/п, обеспечение пенсий, степендий, определение и выплаты льгот); 4.Внешняя экономическая политика государства (регулирование таможенных пошлин, использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений) Функции государства: 1)Издает правовую нормативную базу, определяет правила игры; 2)Поддерживает национаьного производителя и формирование конкурентной среды; 3)Обеспечивает стабильное развитие экономики; 4)Осуществляет распределение ресурсов по отраслям и регионам страны. Задачи гос. регулирования: 1)Государство обязано создать условия, делающие привлекательным участие граждан страны в общественном производстве; 2)Государство обязано создать условия для обеспечения социальной справедливости в обществе.
47. Социальная политика государства. Кривая М. Лоренца и коэффициент К.Джинни Социальная политика государства — деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Основными задачами социальной политики являются:1) повышение благосостояния; 2) улучшение условий труда и жизни людей; 3) осуществление принципов социальной справедливости. Главным звеном социальной политики государства является формирование доходов населения, что- бы обеспечить определенный стандарт благосостояния. Доход -сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения материальных и духовных благ и услуг на цели личного потребления. Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, реального и располагаемого доходов. Номинальные доходы характеризуются количеством полученных денег они формируются за счет: -факторных доходов по труду, капиталу, по земле (зарплата, процент, прибыль, рента); - выплат и льгот в соответствии с государственными программами распределения средств финансовой системы (жилищные сертификаты, обустройство необходимыми объектами здравоохранения); - выплат в соответствии с программами государственной поддержки (пенсии, родительский капитал, пособия по безработице); -доходов, получаемых через денежно-кредитную систему(ссуды банка, выигрыши по облигациям). Располагаемый доход меньше номинального на величину налогов обязательных платежей. Номинальные доходы населения включают чистый, располагаемый, доход и обязательства граждан перед государством по перечислению в госбюджет налогов и сборов. Реальный доход характеризуется тем количеством товаров и услуг. Которые можно приобрестти на располагаемый доход. Кривая Лоренца — кривой показывающая неравномерность распределения совокупного общественного дохода между различными группами населения.
На оси абсцисс откладывается доля населения, а на оси ординат — доля доходов в обществе в процентном отношении. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% население получало бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40%-40. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов. Реальное распределение дохода OABCDE — кривая Лоренца(чем больше отклоняется линия от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов).
Если бы в обществе было бы равное распределение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике), называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства ОF. ОАВСDЕ=Т, G-показатель измерения степени неравенства в доходах называется коэффициентом Джинни. G=T/OEF На основании кривой Лоренца можно вывести коэффициент Джинни. Коэффициент Джинни – это количественный показатель, показывающий измерения степени неравенства в доходах. Чем выше неравенство в распределении доходов, тем больше коэффициент приближается к 1 (абсолютное неравенство).
48.Сущность мирового хозяйства и его основные субъекты. Мировое хозяйство представляет систему национальных хозяйств отдельных стран, взаимосвязанных между собой международным разделением и кооперацией труда, торговыми, научно-техническими, финансовыми отношениями. В основе формирования мирового хозяйства лежит международное разделение труда, его основе формируются другие системы: транспортная система, единое информационное пространство, миграция капитала, труда, ресурсов. Критерием, отражающем степень сформированности мирового хозяйства как единого целого, можно считать степень технологического, организационного единства производственных процессов разных стран Процесс формирования единого мирового пространства усиливается ускорением развития технологий, поэтому каждая страна заинтересована включиться в систему международного разделения и кооперации труда. Цель при этом каждой страной на современном этапе преследуется двоякая. С одной стороны быстрее освоить новые технологии и сформировать свою структуру внешней торговли, а с другой, чтобы минимизировать степень опасности установления иностранного контроля над внутренним соотношением спроса и предложения, структурой национального производства. Различие в национальных интересах существенно влияет на характер, темпы формирования мирового хозяйства. Мировое хозяйство развивается по рыночным законам, но пока не представляет целостного механизма, единого института, системы, объединяющих интересы всех стран как внутренний рынок. Мировое хозяйство представлено развитой инфраструктурой, которую образуют: мировые рынки товаров и услуг, рынки факторов производства, капиталов, мировая валютная и финансовая системы. Субъектами мирового хозяйства являются государства и их национально-хозяйственными комплексами; транснациональные корпорации; международные организации и институты, фирмы, участвующие в международном разделении и кооперации труда. Мировое хозяйство отличается от национального наличием единого мирового рынка, на котором формируется мировая цена. Мировая цена определяется с учетом условий тех стран, которые поставляют основной объем продукции.
49.Интеграция, интернационализация и глобализация мирового хозяйства. В основе формирования мирового хозяйства лежат процессы интеграции, интернационализации и глобализации. Интеграция представляет собой объективный процесс переплетения интересов национальных хозяйств в проведении скоординированной экономической политики на национальном и международном уровнях в разных формах: (свободной торговли; таможенных союзов; общих рынков; экономических союзов; валютно-экономических и политических союзов). Интернационализация – это процесс развития экономических связей между государствами, характеризующийся тем, что экономика одной страны становится частью мирового хозяйственного процесса на основе разделения и кооперации труда, производственной и научно-технической специализации. Интеграция и интернационализация, взаимосвязанные процессы. Они становятся основой глобализации. Глобализация – это качественно новое состояние мировой экономики, представляющей наднациональную и надгосударственную систему хозяйствования со своим общемировым разделением и кооперацией труда, формированием мирового производства, финансовой системы, особыми формами движения факторов производства, отраслевой структурой.
50.Международные экономические отношения и их структура. Международные экономические отношения (МЭО) – одна из форм международных отношений, система экономических связей (система хозяйственных, финансовых, технических, научных, кредитно-денежных связей и отношений национальных экономик стран мира), основанных на МРТ и функционирования различных международных организаций, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества и др. Объекты МЭО: товары и услуги в мировой торговле, денежные и трудовые ресурсы, информация и технологии, сотрудничество стран и др. В основе МЭО лежит: международное разделение труда, обмен товарами и услугами, мировой рынок, мировая торговля, транснациональные компании, международная предпринимательская и инвестиционная деятельность, международная валютная система, мировая финансовая система. Первичное условие развития МЭО – географически и исторически сложившаяся неравномерность мирового размещения рабочей силы, природных ресурсов, технических средств, капитала, научно-технического потенциала. Международные экономические отношения осуществляются путем участия различных субъектов в международном разделении труда. На реализацию МЭО влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы. Механизм реализации МЭО на макроуровне включает организационные, правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т.д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных экономических отношений. Формы международных экономических отношений: 1. Международное разделение труда как основа развития МЭО. 2. Международная торговля товарами и услугами. 3. Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций. 4. Международная миграция рабочей силы. 5. Международный обмен технологиями и научно-техническое сотрудничество. 6. Международная производственная кооперация и международное производство. 7. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. 8. Международная экономическая интеграция. 9. Международное сотрудничество по поводу решения глобальных проблем. 10. Участие в работе международных экономических организаций. Экономическая эффективность международных отношений проявляется: 1. В формировании тесных экономических и научно-технических связей, поскольку сегодня каждое государство в мире не может развивать самостоятельно все направления НТР. Международное сотрудничество дает возможность объединить усилия всех стран мира в развития НТР и использовании ее достижений в производстве. 2. В использовании преимуществ международного разделения труда и интернационализации производства. Благодаря специализации каждой страны создаются условия для уменьшения себестоимости продукции. Повышение ее качества, экономии ресурсов земли, повышение производительности труда, рационального использования рабочей силы.
51.Внешняя торговля и внешнеэкономическая политика. Платежный баланс. Важную роль в развитии системы международных экономических отношений играет на современном этапе внешняя торговля. Внешняя торговля – это форма международного сотрудничества по многим направлениям: производственное сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, подготовка кадров, туризм, культурное сотрудничество. Внешняя торговля - это торговля между странами, состоящая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Совокупность внешней торговли можно характеризовать как международную торговлю. Она представляет собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами разных государств. На современном этапе международная торговля приобрела форму мирового рынка. Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. В зависимости от масштабов вмешательства государства в МТ различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Объем внешней торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт — продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт — покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экспорт и импорт товаров, по кот за период произведены платежи, образуют торг баланс. Торговый баланс лишь частью платежного баланса. Истинную картину, характеризующую реальный эффект внешней торговли, отражает платежный баланс страны. Платежный баланс состоит из двух разделов - поступлений и платежей. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс активен (имеет место положительное сальдо), в противном случае он пассивен. Платежный баланс — это выраженное в валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу, за тот или иной период (год, квартал, месяц). Реальный эффект внешней торговли отражает платежный баланс страны. Платежный баланс отражает движение товаров и капитала и показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок. Он включает три статьи: -счет текущих операций; -счет движения капиталов; -изменение официальных резервов. Можно иметь пассивный торговый баланс (превышение импорта товаров над экспортом), и в то же время активный платежный баланс (превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам). Внешнеэкономическая политика государства. Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Главной задачей внешнеэкономической политики явл создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство. Протекционизм - это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов, преследует интересы страны, защиты внутреннего рынка. Фритредерство - политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и направлена на достижение большей открытости национальной экономики. не знаю, надо это или нет → Используется ряд экономических показателей, определяющих уровень международной специализации производства. Таким показателем может являться коэффициент относительной экспортной специализации отрасли и экспортная квота в производстве отрасли: Ко = Эо / Эм,(Эо – удельный вес товара в экспорте страны, Эм – удельный вес товаров в мировом экспорте). Если Ко больше единицы, то можно отнести данный товар к международно- специализированным. Об уровне открытости национальной экономики можно судить по экспортной квоте: Кэ = Э / ВВП, где Э – стоимость экспорта. Рост экспортной квоты свидетельствует о возрастающем участии государства в международном разделении труда и повышении конкурентоспособности продукции.
52. Валютный курс и валютная политика. Внешняя торговля, включающая движение товаров и услуг, капиталов, финансовых операций, осуществляется с помощью денег. Формируются валютные отношения между странами. В рамках мировой экономики валютные отношения образуют валютную систему. Валютная система формируется на уровне национальной экономики, региональной и мировой. Валютная система – это совокупность отношений, отражающих функционирование денег в международных расчетах (валюты) в рамках открытой экономики, на уровне государственных, международных институтов (организаций, учреждений, правовых норм). Валюта – это особый способ использования национальных денег в международном платежно-расчетном обороте. Валютный курс – это цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютная политика – это политика государства, направленная на регулирование валютного рынка. Такая политика государства характеризуется разной степенью его участия. В зависимости от этого формируются два типа валютной политики, основанных на разных системах организации валютного курса: 1.режим жестко фиксированных валютных курсов. 2.система свободно плавающих валютных курсов. Эта тема позволяет понять общую тенденцию развития мирового производства, мировой экономики, выяснить объективные причины процессов интеграции, интернационализации и глобализации, роли и места национальной экономики в общемировом процессе. Понять сущностные характеристики валютных отношений.
|