Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовые задачи для решения на практических занятиях

Поиск

Задача 1. Пусть кривая рыночного спроса на продукцию, производимую фирмой, описывается уравнением: Q=100-p. Предельные издержки производства постоянны и равны MC=20 руб. Фирма подкупает государственного чиновника, который лоббирует запрет на появление новых фирм в отрасли, но за это она платит ему 10 руб. с каждой проданной ею на рынке единицы товара.

а) Рассчитайте цены и объем продаж товара при действии фирмы как монополиста и если бы она действовала как совершенно конкурентная фирма, не используя власть чиновника.

б) Рассчитайте совокупный излишек общества при монополии и при конкурентном поведении фирмы.

в) Каковы издержки общества от существования монополии?

г) Как эти издержки распределяются на две части: ренту от монопольного положения фирмы на рынке и потери от ограничения объема производства товара монополией?

Задача 2. Правдоподобно ли мнение, что монополия на каждой стадии производства (где их более одной), будет иметь такую же эффективность, как и вертикально-интегрированная монополия во всей отрасли?

Задача 3. Перемещает ли вертикальная интеграция монопольную власть фирмы с одного уровня на другой?

Задача 4. Часто наблюдается, что отрасли, демонстрирующие высокие темпы входа новых фирм, так же отличаются и высокими темпами выхода их отрасли.

а) Как Вы можете это объяснить?

б) Как это связано с ценовой стратегией фирм-старожилов?

Задача 5. В большинстве моделей удержания от входа фирма-старожил использует тактику хищнического ценообразования для воздействия на потенциальную фирму-новичок. Могут ли эти модели быть пересмотрены таким образом, что подобную тактику использует фирма-новичок? Если да, то в чем тогда принципиальная разница между фирмами?

Задача 6. Используя графическую модель, покажите такую ситуацию, в которой для доминирующей фирмы окажется неэффективным, устанавливать такую низкую цену, которая вытеснит прочие, конкурентные фирмы с рынка.

Задача 7. Пусть монополист действует на рынке, на котором существует две легко различимые группы потребителей, со следующими функциями спроса:

Q1(P)= 100 – P,

Q2(P)= 500 – 10 P.

Функция издержек монополиста: ТС(Q) = 40Q.

Предположим, что перепродажа товара монополиста невозможна. Найдите оптимальные для монополиста объемы производства и цены в условиях, когда монополист проводит ценовую дискриминацию третьей степени, и когда не проводит. Оцените, какой ущерб несет общество от монополизации отрасли и прибыль монополии в каждом из случаев.

Задача 8. Верно ли, что фирма-лидер в модели Штакельберга окажется в более худшем положении, чем фирма, действующая в модели Курно?

Задача 9. В каком случае потери общества выше, в случае ситуации в которой действует доминирующая фирма (фирма-лидер) или когда на рынке действует чистая монополия? Почему, как Вы думаете?

Задача 10. Каким образом на поведение фирм на рынке оказывает воздействие то, что их производственные возможности ограничены существующими производственными мощностями?

Задача 11. У Фирмы-1 функция издержек описывается уравнением: c1(q1)=1000+q12, а у Фирмы-2: c2(q2)=2q22. Обратная функция спроса на рынке, на котором действуют фирмы, выглядит следующим образом: p=150-q1-q2.

а) выведите кривые реакции обеих фирм в модели Курно.

б) каковы будут объем производства каждой фирмы, их прибыль и цена на рынке?

в) как изменится ситуация, если фирма-1 станет лидером по объемам производства?

г) каковы были бы оптимальный с точки зрения объем производства и цена для каждой фирмы?

Задача 12. На рынке присутствует фирма-ценовой лидер с функцией издержек TCL(qL)=10·qL + 0.5·qL2 и 50 фирм конкурентного окружения с одинаковыми издержками TCF(qF)=10·qF + 5·qF2, где qL – объем производства фирмы-лидера, qF – объем производства фирмы конкурентного окружения. Рыночный спрос описывается функцией P(Q) = 200 – 2·Q. Требуется найти характеристики рыночного равновесия и рыночную долю фирмы-лидера.

Задача 13. Рассмотрим модель дуополии. Пусть спрос описывается функцией: QD=100-P.

Общие издержки фирм составляют: TC1(q) = 50 + 10q, TC2(q) = 100 + 20q.

1. Вывести уравнения лучшей реакции фирм.

2. Найти равновесные объемы отраслевого выпуска, выпуска фирм и равновесную цену, если фирмы действуют в соответствии с моделью Штакельберга (первая фирма – лидер), найти индекс Лернера для фирмы-лидера.

3. Найти равновесные рыночные доли фирм и рыночную цену, если фирмы действуют в соответствии с моделью Курно, определить индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Задача 14. Рассмотрим следующую ситуацию. Пусть в деревне живут всего 200 потребителей. В деревне два пивных ларька. Около ларька - 1 живут непосредственно 50 из них, а остальные 150 живут возле ларька – 2. Транспортные издержки на переезд от одного ларька до другого составляют 0.5 руб. Каждый житель деревни готов заплатить не боле 10 руб. за бутылку пива. Издержки ларьков по поставкам в них пива равны 5 руб. Оба ларька имеют положительную долю рынка. Ларьки конкурируют в ценах. Требуется:

а) найти кривые спроса на пиво, с которыми сталкиваются оба ларька;

б) привести интерпретацию понятия «транспортные издержки» и объяснить, как они воздействуют на дифференциацию продукта. Какие бы установились цены в обоих ларьках при отсутствии транспортных издержек и нулевых издержках производства?

в) найти равновесные для каждого ларька цены на пиво.

Задача 15. В настоящее время для оценки потенциальной власти государственные органы во многих странах в основном используют показатели концентрации в отрасли и почти не используют показатели монопольной власти. Как вы думаете, почему происходит именно так и с чем это связано?

Задача 16. Дайте определение естественной монополии. Покажите, как существование естественной монополии взаимосвязано с видом кривой ее издержек. Покажите графически к каким негативным последствиям может привести установление цены на продукцию естественного монополиста на неоправданно низком уровне.

Задача 17. Пусть монополист проводит ценовую дискриминацию третьей степени на двух сегментах рынка. В терминах эластичности спроса показать, что ценовая дискриминация невозможна при одинаковой эластичности спроса на разных сегментах рынка. Какие необходимые условия для проведения ценовой дискриминации потребителей Вы можете назвать?

Задача 18. Пусть в деревне живут всего 200 жителей. В деревне две пекарни. Около пекарни - 1 живут непосредственно 40 жителей, остальные 160 живут возле пекарни - 2. Транспортные издержки на переезд от одной пекарни до другой составляют 1 руб. (в оба конца). Каждый житель деревни готов заплатить не боле 10 руб. за булку хлеба. Издержки пекарен по выпечкебулки хлеба равны 5 руб. Обе пекарни имеют положительную долю рынка. Пекарни конкурируют в ценах.

а) Найдите кривые спроса на хлеб, с которыми сталкиваются обе пекарни.

б) Дайте интерпретацию понятию «транспортные издержки» и объясните, как воздействуют они на дифференциацию продукта, если они нулевые. Какие бы стали цены в обеих пекарнях при отсутствии транспортных издержек и нулевых издержках производства?

Задача 19. На рынке автомобилей попадаются хорошие и плохие. Пусть продавцы и покупатели все нейтральны к риску, и имеют следующую резервационную цену, описывающую ценность соответствующих машин для них.

Резервационная цена Покупатель Продавец
Хороший автомобиль 100 000 руб. 80 000 руб.
Плохой автомобиль 50 000 руб. 40 000 руб.

Предложение автомобилей совершенно неэластично, тогда как спрос совершенно эластичен. Пусть только продавцы знают качество автомобилей (q – доля хороших автомобилей). Найдите критическое значение q* такое, что если q<q*, рынок хороших автомобилей исчезнет.

Задача 20. На рынке действует доминирующая большая фирма, которая определяет общий уровень цены товара для всех продавцов. Рыночный спрос описывается уравнением: D(p)=500-p.

Число прочих, мелких фирм, строго фиксировано и равно n=10.

Функция издержек мелкой фирмы: Cм(qм)=100qм+5qм2.

Функция издержек доминирующей фирмы: Cд(Qд)=50Qд+3Qд2.

а) выведите кривую предложения для мелкой фирмы: Sм(p);

б) определите, какова будет установлена цена товара на рынке доминирующей фирмой, какой объем товара продаст она, а какой каждая мелкая фирма в равновесии.

Задача 21. Пусть фирма, действующая в совершенно конкурентной отрасли, стала обладателем патента на новую технологию производства, которая дает ей снижение кривой средних издержек вниз, что позволяет фирме, не смотря на то, что она по-прежнему имеет цену на товар, определяемую рынком, зарабатывать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

а) Если рыночная цена на товар равна 20, а кривая предельных издержек фирмы описывается уравнением MCf=0.4q. Сколько единиц товара будет произведено фирмой?

б) Пусть органы власти обнаружили, что новая технология загрязняет атмосферу, и установили, что предельные издержки общества от производства фирмы описываются уравнением MCs=0.5q. Если цена на товар по-прежнему равна 20, то каков будет общественно оптимальный уровень производства фирмы? Каким налогом должны обложить органы власти производство товара фирмой, чтобы достичь этого оптимального уровня производства?

с) Представьте ваши ответы теперь и в графическом виде.

Задача 22. Монополия сталкивается на рынке с потребителями двух типов. Всего потребителей каждого типа по 100. Каждый потребитель может потребить максимум две единицы товара. Потребитель первого типа имеет излишек в 10 руб, если потребляет 1 единицу товара, и 18 руб., если две. Потребитель второго типа имеет излишек в 12 руб, если потребляет 1 единицу товара, и 20 руб., если две. Пусть предельные издержки на производство товара постоянны и равны 1. Монополист не имеет никакой информации о типе отдельно взятого потребителя, но хочет применить ценовую дискриминацию второго типа для потребителей, используя двухуровневый тариф в виде T(q)=A+qp, где Т – общие затраты потребителя на приобретение q единиц товара.

а) рассчитайте величины A и q для оптимального двухуровневого тарифа. Каков при этом уровень чистого общественного благосостояния?

б) существует ли в данной игре нелинейная тарифная схема, которая гарантирует монополисту более высокий уровень прибыли?


Контроль знаний (примерные вопросы к зачету)

  1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.
  2. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.
  3. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.
  4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.
  5. Характеристика основных рыночных структур.
  6. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.
  7. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
  8. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.
  9. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.
  10. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.
  11. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.
  12. Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.
  13. Виды нестратегических барьеров.
  14. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.
  15. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.
  16. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.
  17. Модель монополистической конкуренции Чемберлена.
  18. Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.
  19. Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.
  20. Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.
  21. Модель «города на окружности» С. Салопа.
  22. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.
  23. Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.
  24. Характеристика олигополистического рынка.
  25. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.
  26. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.
  27. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.
  28. Модель Бертрана с однородным продуктом.
  29. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.
  30. Модель Эджворта.
  31. Характеристика рынка доминирующей фирмы.
  32. Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.
  33. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.
  34. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.
  35. Модель неполного картеля.
  36. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».
  37. Экономическая природа естественной монополии.
  38. Естественная монополия при растущем эффекте масштаба производства и при ограниченном спросе.
  39. Методы государственного регулирования естественной монополии.
  40. Проблемы реформирования отраслей естественной монополии в России и странах с рыночной экономикой.
  41. Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации.
  42. Ценовая дискриминация первой степени.
  43. Ценовая дискриминация второй степени.
  44. Ценовая дискриминация третьей степени.
  45. Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния.
  46. Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления.
  47. Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.
  48. Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».
  49. Виды вертикальных ограничений и их последствия.
  50. Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.
  51. Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.
  52. Новые тенденции в развитии интеграционных процессов. Деятельность сетевых структур и кластеров
  53. Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм.
  54. Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.
  55. Необходимость промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.
  56. Задачи государственной промышленной политики в России.
  57. Цели и методы государственной антимонопольной политики.
  58. Антимонопольная политика в России.
  59. Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию.
  60. Результативность функционирования рыночных структур. Экономические и социальные последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность монополии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.007 с.)