Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр Николаевич Лазарев.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Александр Николаевич Лазарев. Теория Отраслевых Рынков. Литература: "Теория отраслевых рынков" Толкачев 2012 "Теория организации отраслевых рынков" Овдашева, Розанова 1998 "Анализ отраслевых рынков" Рой, Третьяк 2008 Лекция 1. Теория отраслевых рынков - предмет экономической теории, построенный на нескольких ее этапах. В американском варианте industrial organization (economics) экономика отраслевых рынков. Формирование контуров науки, объект анализа отраслевой организации и предмет курса: - Начало обнаруживается в работах Смита и Маршала. - Далее Турно и Бертран (теория олигополии). - Основоположники Мейсон и Бейн. - В основу науки вошла Гарвардская парадигма. Элементами рыночного механизма связи производителей и потребителей определяются: - структурой рынка - поведением фирм в отраслях - результативностью функционирования рынка. Главная задача ТОРа состоит в том, чтобы механизм взаимосвязи вышеперечисленных элементов работал с минимальными сбоями. В основе анализа отраслевых рынков лежит гарвардская парадигма, которая представляет собой базовое условие: - Предложение: сырье: издержки на, правовая система, профсоюзы. - Спрос: ценовая эластичность, метод закупки, наличия товаров субститутов, тип маркетинга, сезонность. Исходя из этого может быть структура рынка: - по количеству продавцов - по борьерам входа - по характерам продукта - по структурам затрат - по количеству покупателей. Исходя из этого формируется поведение фирм: - цели фирмы - стратегии - формы взаимодействия фирм -тюридическая тактика. Исходя из структуры рынка и поведения фирм, формируется результативность: - производственная эффективность - рациональность использования ресурсов - прогрессивность технологий - занятость - справедливость.
Участие государства на рынке определяет государственная политика: - налоги, субсидии - правила торговли - регулирование фирм - антимонопольное законодательство - контроль цен - информационное обеспечение. Все взаимосвязано: Государство влияет на поведение фирм и структуру рынка, что изменяет или усиливает базовые условия и отражает на результативности рынка. Схема парадигмы "структура рынка - поведение - результативность". Объектом исследования отраслевой организации рынка является изучение механизма, приводящего производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги. Таким 0механизмом может быть совершенный рынок, а перебои в его функционирование могут влиять на процесс удовлетворения экономических потребностей, таким образом организационный механизм не является неизменным, и совершенствуется в процессе эволюционного развития. Рынок появляеться тогда, когда появляется разделение труда. Отмирание натурального обмена и формирование товарного и определяет начало формирования рынка на основе совершенной конкуренции. Это много производителей и потребителей, равнодоступность ресурсов и факторов производства для всех. Хозяйствование ведется не для собственного потребления, а для обмена, высшую ценность имеют не сами по себе свойства продукта, а возможность вымянять за него большее количество производимого продукта, то есть предложение. Производство ориенторованно не на систему потребностей вообще, а на платежеспособность спроса, работа без расчета на индивидуальное заменяется эгоистическим желанием получить больше полезности взамен обмениваемых продуктов, произведенными обособленными товаропроизводителями. В дальнейшем совершенная конкуренция трансформировалась монополистическую конкуренцию, которой пресущ свой отличный от совершенной конкуренции механизм. В дальнейшем формируеться рынок заказов, который подрывает привычные характеристики обособленности. Происходит индивидуализация заказа, таким образом происходит движение развития рынка, от общего к частному. Подходы к иследованию товарных рынков. Наиболее распространенный это маркетинговый подход, согласно которому фирма как субъект рынка стремится выявить большее количество конкурентов на рынке, определить конкурирующие товары, нацелить производство на изменяющийся спрос. Ищет новые подходы к пробуждению интереса, моделирую возможные ситуации и угрозы бизнеса. Институциональный подход. Понятия фирма и контракт. Он позволяет развивать товарную организацию, в том числе вертикальную интеграцию, монопольные эффекты и определяет поведение государства как субъекта рынка. Кроме того использует комплексный подход к определению стратегии поведения рыночных структур, изучение практики борьбы на различных рынках. Субъекты отраслевого рынка. Субъектами являются группа из 3 институцинальных агентов: Это государство, бизнес и домохозяйство. Таким образом взаимодействие государства, бизнеса и домохозяйств определяет возможность развития рынка и так далее. Государство устанавливает правила. Основные характеристики структуры отраслевого рынка: 1. Подходы к определению границ отраслевого рынка 2. Классификации отраслевых рынков 3. Уровень концентрации на отраслевых рынках 4. Оценка концентрации на отраслевом рынке продавцов и покупателей
Теоритически можно определить границы рынка. На рынке отраслевом продаеться товар А, который являеться совокупностью всех его покупателей и продавцов, но товар А может быть не единственным средством, удовлетворяющим данную потребность, таким образом отраслевой рынок продукта А может быть расширен за счет рынка продукта Б, значит данный рынок можно обозначить как сумму А+Б. Между тем определение границ отраслевого рынка тесно связано с целью его исследоаний, поэтому если необходимо оценить эффективнось политики в конкретной области, то следует рассматривать одновременно многие рынки. Если например сфера добычи угля интересует нас с точки зрения долгосрочных контрактов и развития вертикальной интеграции, то необходимо исследовать региональных производителей угля, более того, широта охвата исследования каждого конкретного случая ставится в зависимость от целей анализа и особенностей исследуемого товарного рынка. Все выше изложенное означает, что границы отраслевого рынка определяються не только совокупностью продавцов и покупателей, но и совокупностью других взаимосвязанных рынков с иследуемым. Как определить границы? Английский ученый Робинсон: формулирование подходов являеться сложным вопросом в теории и практатике. В границы отраслевого рынка включается однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв цепи товаров-субститутов, как только перекресная ценовая эластичность становиться меньше определенной величины, следует говорить о своего роде разрыве, то есть о границе рынка, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные масштабы отраслевого рынка. Часто при определении границ отраслевого рынка используеться показатель изменения выручки при изменение цены. Если выручка сократилась, то вероятно имеется близкий заменитель товара, при этом динамика выручки фирм-производителей при длительном росте цены указывается на границы рынка, этот критерий основан на принципе показателя прямой ценовой эластичности, положительная кореляция движения цен товаров в длительном периоде показывает, что товары являются устойчивыми субститутами, в качестве важного критерия принадлежности разных территорий к одному и тому же географическуму рынку используется сравнение этих рынков по степени идентичности условий конкуренции. Отрасль - совокупность фирм, производящих продукты, вшедшие в границы отраслевого рынка на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий, различая между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых активов, или станков и оборудования, по тому не следует отождествлять отрасли и рынки. Виды отраслевых рынков. Рынок - это система экономических отношений, вкладывающихся в процессе производства обращения, распределения товаров. В узком смысле понимаеться сфера свободного обращения товаров и капиталов, а так же движение рабочей силы и других факторов производства, в связи с этим различают рынок товаров и услуг, капиталов и т.д. Отраслевые рынки бывают открытые и замкнутые: открытые предполагают открытый вход на рынок новых фирм, если вход регулируеться определенными механизмами, то такой рынок замкнутый, то есть имеются барьеры входа на рынок. По степени организованности подразделяются на стихийные и организованные, к организованным относятся наличие механизма регулирования спроса и предложения (аукционы, биржевая торговля) стихийные, которые стихийно образуются. Они бывают глобальные, региональные и местные. По степеням стадии зрелости рынки бывают пионерные, растущие, зрелые, развитые, затухающиеся, сжимающиеся. В некоторых странах используеться система стандартной отраслевой классификации (ОРОНХ - Обший Российский Классификатор Отраслей Народного Хозяйства). Кодируются отдельные товары. В коде первые цифры указывают на отраслевую принадлежность. Отраслевая классификация позволяет определить ОР и разделить на рынки однородной и дифференцированной продукции. Лекция 8. Стратегия расширения масштабов бизнеса за счет поглощения и слияния. Наиболее интересным видом экономического предложения - предложение о покупке бизнеса (слияние/поглощение предприятий). Может происходить различными путями: 1) консолидация - объединение 2 и более компаний 2) присоединения поглощаемой компании к поглотителю, то есть созданию нового юридического лица 3) образование холдинга - приобретение пакетов акций других компаний для контроля над последними 4) присоединение Эффекты от слияний и поглощений: Диверсификсации - объединение компаний различной деятельности Синергизм - возникает системный эффект, состоящий в том, что система в целом превосходит простую сумму свойств ее отдельных элементов. Эффект замещения - легче/эффективнее приобрести контроль над уже имеющимся предприятием, чем строить новое. Эффект дополнения - полгода еще предприятие восполните путем слияния/поглощения недостоющие элементы (уникальное оборудование, квалифицированные кадры) Лекция 9. «Основные отраслевые рыночные структуры» Монополия, дуополия, лидеры, аутсайдеры и их характеристики Монополия на отраслевом рынке Естественная монополия Некоопреативные модели стратегических взаимодействий на ОР Лидеры и аутсайдеры на ОР Стратегия сговора на рынке или кортель
Высшей формой рыночного доминирования является чистая монополия, которая встречается редко. Существование монополии объясняется через растущие издержки входа, это связано с возможностью монополии проводить НИОКР и выделять инвестиции для поддержания барьеров входа. Возможность создания монополии также осуществляется появляется при слияние двух или более компаний в одну. Государство также воздействует на бизнес и его вмешательство в экономику и в рынок может стать причиной создания монополий. Принципиальной характеристикой фирмы в види монополии является то, что она единственный на рынке произволитель и продавец товаров и услуг, для которых нет близких субститутов в данном месте и в данное время. Монополия обладает рыночной властью и устанавливает цену, которая максимизирует ее прибыль. Таким образом предельные доходы равняются предельным издержкам, когда возникает макс прибыль MR=MC TR-TC=P-(AC*Q)=макс П. Но для монополиста предельный доход не будет равняться цене,и как в случае совершенной конкуренции. Для монополиста MR<P всегда. Монополия не всегда может получать положительные прибыли, в краткосрочном периоде она может нести потери, сталкиваться со снижением спроса и может продолжать производство при отрицательной прибыли, если цена продукта выше средних переменных издержек AVC. Естественная монополия и ее признаки. Естественная монополия это такая монополия, в основе деятельности которой лежит особая технология производства, не позволяющая конкурентам войти на ОР с меньшими издержками. Отличительные осоенности 1. Имеет место постоянное убывание долгосрочных средних издержек и постоянные или снижающиеся предельные издержки 2. Спрос на рынке может быть удовлетворен единственным производителем с меньшими издержками, то етсь в случае однопродуктовой естественной монополии, когда проявляется эффект эклномиии от масштабов производства, а от многопродуктовой проявляется эффект экономии в результате величины набора предоставляемых услуг Существование естественной монополии зависит от величины рыночного спроса. Они делятся на глобальные и локальные. Для глобальных монополий долгосрочные средние издержки постоянно убывают. Равновесие на рынке естественных монополий проявляется при отсутствии государственного регулированием. Условием максимизации прибыли является MR=MC. Используя это правило естественная монополия извлекает экономическую прибыль, но она не реализует весь возможный эффект масштаба. Естественная монополия может извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде, если она уверена, что обладает достаточным временем для снижения цена до уровня средних издержек при угрозе входа на рынок потенциальных конкурентов. Таким образом установление цены на уровне средних издержек вообще является одним из условий устойчивости естественной монополии на ряду с полным удовлетворением спроса на товары, услуги при заданной цене и блокировкой входа конкурентов в отрасль. Предельное ценообразование на рынке естественной монополии. Средние издержки у естественной монополии выше предельных при производстве всего объема выпуска, тогда логично предположить, что наиболее эффективно было бы установление цен на продукты и услуги естественной монополии на уровне предельных издержек, в этом случае возникает предельное ценообразование на ырке естественной монополии, но тогда естественная монополия не сможет покрывать собственные средние издержки, ее прибыль будет отрицательной, поэтому в данном случае устанавливать цены на уровне предельных издержек можно только при условие предоставления производителю компенсации в размере потрель, понесенных компанией. Как правило компенсирует гсударство. Таким образом бюджетные деньги, полученные от налогоплательщиков являются результатом перераспределением национального дохода и могут направляться на покрытие понесенных потерь естественной монополии. Другим методом установления цены на товары и услуги естественных монополий является метод ее определения на уровне средних издержек. Этот метод получил название "ценообразования Рамсея". При реализации такого подхода естественная монополия не имеет потерь и не получает экономической прибыли. Менеджмент компании естественного монополиста, пользуясь асимметрией информации может завышать реальные затраты, тогда могут получатся дополнительные прибыли. Этот эффект можно ослабить независимым аудитом. Дуополия. Модель Курно. Франция предпринял попытку уменьшит неопределенность (поведение фирм). В его модели фирмы действуют независимо и пытаются максимизировать прибыль, устанавливая объем выпуска. Суто модели состоит в том, чтобы показать, каков механизм установления равновестного состояния на рынке, и с какими трудностями сталкивается активная фирма при изменении ее объема выпуска. Две фирмы выпускают продукт в объеме q1 и q2 и имеею одинаковые уровни изжержек TC. Уровень объема отрасли. Предпосылки модели: 1. Функция общего спроса предполагает монотонное убывание и известно, что.... разброс цен, по которым потребители готовы покупать продукт определн для каждого общего объема выпуска 2. Разброс цен определн для каждого объема выпуска. Стратегической переменной каждой из фирм на рынке является количество или объем выпускаемой продукции, но не цены. Такие рынке называются зрелыми рынками, на которых поизводитель не может следовать ценовой политике, отличной от политики своих конкурнетов, и где потребители привыкли к диапзону существующих цен. 3. ПРоизводимый в отрасли продукт является однородным, то есть имеются субституты 4. Каждая фирма, с целью макимизации прибыли адаптируется к условиям рынка. Целью каждой фирмы зависит максимизация прибыли в зависимости от объема выпуска, который она выбирает для сбыта на рынке. Две фирмы выбирают свои объемы производства некооперативным методом. Тогда максимизации прибыли фирмы одной будет выражатся формулой maxП(q1,q2)=P(q)q1-TC1(q1)=P(q1+q2)q1-TC(q1). Таким образом прибыль фирмы один зависит от объема производства фирмы два. То есть общий доход, который она получит при рыночной цене зависит от общего спроса и объема продукции, предлагаемого индивидуально каждой фирме. Для принятия лучшего решения фирма один должна предвидить решение об объеме выпуска фирмы два, которая по той же схеме будет маскимизировать прибыль. Таким образом, ранвовесие на рынке определяется путем нахождения двух необходимых условий максимизации прибыли для фирмы один и фирмы два, относительно их объемов производства. Курно вводит понятие "Функция реакции". То есть необходимое условие максимизации прибыли для фирмы один определяет оптимальный объем производства в зависимости от точности предугадывания выбора фирмы два, что и называется функцией реакции фирмы один. Использую функции реакции R1(q1) R2(q2). Используя это можно определить q1 и q2, оптимальые для каждой фирмы. Равновестное значение для q1 и q2 определяют параметры равновесия Курно-Неша, которые затем подставляются в функцию общего спроса. Если педставить модель в виде графика фото. Если обратная кривая спроса вогнута, а кривые реакции будут иметь отрицательный наклон, то равновесие в модели Курно будет определятся точкой определения двух кривых реакций. Парадокс Бертрана. Француз. Подверг прибыли модель Курно и предложил свой вариант, в котором в качестве стратегических переменных он рассматривал цены. В модели Бертрана фирмы конкурируют путе изменения цен, и их повеение носит симметричный характер. Анализ дуополии Бертрана. Предпоссылки: 1. Спрос зависит от уровня цены, которую устанавливает вторая фирма. Если фирма определит свою цену выше цены конкурента, то спрос на ее продукции будет нулевым, если она заффиксирует цену ниже цены конкурента, то весь рыночный спрос перейдет к ней. Если обе фирмы установят одинакоовые цены, то они поделят рыночный спрос пополам. 2. Все фирмы имеют достаточный объем объем мощностей для уловлетворения всего рыночного спроса 3. Стратегическими переменными ля каждой фирмы евляются цены 4. Фирмы выпускают однородный товар 5. Каждая фирма стремится макимизировать прибыль,к оторую она может реальзовать в дуополии Существует только единственное равновесие на таком рынке, где Р1=Р2=МС, результатом является достижение конкурентого равновесия, тогда прибыль для каждой фирмы будет определятся Пi=Pi-TCi, при i=1,2, тогда: если Р1>P2>MC? njulf abhvf тогда фирма один не будет продававть товар и ее прибыль будет 0, если Р1=Р2>MC, тогда две фирмы поделят рынок при не стабильной рыночной ситуации. Если P1<P2=MC фирма 2 не будет извлекать прибыль, а фирма 1 не получит ни какой прибыли Условие Р1=Р2=МС это единственно возможный путь достижения равновесия на рынке, ил равновесие по Бертрану. В такой ситуации фирмы не извлекают прибыль и будут занимать безразличную позицию по отношению к решению остатся на рынке или уйти из него, что является парадоксом. Парадокс Бертрана: "Две фирмы действуют на рынке аналагично большого, то есть неограниченного числа предприятий, то есть в сооостветствие с поведением фирм на рынке совершенной конкуренции. Модель Бертарна, изменяя стратегическую переменную ведет к другому результату на рынке дуополии с моделью Курно. Парадокс Бертрана в теории игр представляет собой матрицу ценовой игры". Стратегия "измена" является доминурующей стратегией для двух фирм, и равновесие наступает при совпадение двух измен. Когда прибыль равна 0, в условиях равновесия по Бертрану цены на рынке снижаются до МС, до уровня значительно ниже, который устанавливается ценовыми значениями в модели Курно или модели Штакенберга. Равновесие по Бертрану, так же как и равновесие по Курно является равновесием по Нешу. Модель Эджворта. Эджворт- англичанин, который написал книгу "Чистая теория монополии", в которой попытался разрешит парадокс Бертрана, путем введения предложения о том, что фирмы не могут продавать больше, чем позволяют им производственный мощности. Условие. Два предприятия имею ограниченные мощности Qmax, их МС имеют тенденцию к снижению и неопределнности, тогда фирма 1 может сталкиватся на рынке с отстаточным положительным спросом. НА ОСНОВАНИЕ Остаточного спроса фирмы 1 стремится максимизировать прибыль, тогда она дудет приравнивать предельные издержки к предельным доходам и производит Q1 при P1. Установление равновесия в общем виде по моедли Эджворта. Фирма имеет объем производственных мощностей меньше объема общего рыночного спроса. Тогда возникает вопрос, останется ли условие Pi=Pj=MC рыночному равновесию, при этой цене обе фирмы имеют нулевые прибыли. Если фирма j поднимет цену, то фирма i столкнется с общим рыночным спросом, который она не может удовлетворить, следую рационалтному поведению, некоторые потребители будут обращатся к фирме j, она получит остаточный положительный спрос по цене, выше ее предельных издержек и будт извлекать положительнуб прибыль. Решение парадокса модели Бертрана является нестабильным равновесием модели Эджворта, в силу того, сто цены будут менятся циклически. Предпосылки ограничения мощностей позволяют найти решение проблемы ценовой конкуренции, при котором цены не падают до уровня предельных издержек, поэтому сложность решения состоит в отсутствие стабильного равновесия, поскольку ни одна из двух фирм не имеет достаточного объема мощностей для производства количества продукции, на которое будет определятся спрос по цене, равный предельным издержкам
Лекция Модель Штатиберга. На рынке дулополии 2 компании не одновременно принимают решение об объеме выпускаемой продукции, одновременно рассматривается в модели Курно. Имеется асимметричность в поведении, которая выражается в понятиях лидер и последователь. В этой связи мелкий экономист Штакиберг рассмотрел состояние рынка, когда на нем присутствует лидер и последователь. Поскольку имеется взаимосвязь между моделью Курно и моделью Штакиберга, то рассмотрит поведение 2-х фирм, выпускающих продукции 1 и 2 при общем отраслевом объеме 1+2, эти фирмы имеют функцию совокупный издержек ТС. Предпосылки для модели: 1) функция совокупного спроса - монотонно убывающая и изначально отрицательная (-q), следствие - раз рос цен; обратная функция спроса 2) стратегическая переменная каждой фирмы на рынке - объем выпускаемой продукции 3) выпускаемая продукция однородна: имеются близкие субституты 4) каждая фирма стремится максимизировать свою прибыль 5) фирма-лидер обладает полной информации о кривой реакции другой фирмы Фирма-последователь тоже стремится максимизировать прибыль, учитывая ситуацию, создаваемую фирмой-лидером. Фирма-лидер выбирает первая... И фиксирует, принимая к рассмотрению объем, который выберет последователь в результате реакции на его собственный выбор. Лидер предполагает, что последователь также преследует цель мах прибыли и принимает выбор 1 лидера как данное. Это предположение позволяет лидеру предвидеть выбор объема производства последователем и учесть его, когда он будет выбирать собственный уровень выпуска продукции. Цель каждой фирмы - мах прибыли в зависимости от выдранного объема выпуска продукции. Следовательно, в этой модели используется функция реакции. Зная ее, можно мах прибыль фирмы лидера и найти ее равновесные объем производства. Проводя перестановки и диффериенцировая уравнения, получаем равновесное значение объема выпуска фирмы лидера QL*. Подставив его в функцию реакции последователя, получаем объем последователя Q2. Равновесное значение в этой модели равно:....... Отличается от Курно. В этой модели фирма лидер определяется больший объем выпуска, чего она не может сделать при Курно, и получает более высокую прибыль. Это объясняется преимуществом лидера в модели Штикиберга, так как лидер принимает решение первой.
В модели форхайдера - лидер и аутсайдер: предполагается ситуация, когда активная фирма обладает рыночной властью, определяет цену товара, а конкурентное окружение - аутсайдеры - цены получатели Фирма раньше других освоила рынок Старая фирма могла бы развиваться более быстрыми темпами в силу отсутствия конкурентной борьбы, она может воспользоваться эффектом масштаба, распределяя постоянные издержки на большое количество единиц товара. Что в результате, ведет к снижению уровня средних издержек Еще одна причина до минирования - выпус продукта наивысшего качества. Для ого чтобы использовать эту модель, были сделаны объяснения: 1) все предприятия выпускают однородный продукт 2) до минирующая фирмы определяет рыночную цену 3) аутсайдеры принимают эту цену как данное 4) определенное количество фирм аутсайдеров Исходя из открытости и закрыто сети рынка до минирующая фирма устанавливает цену, решая проблему выбора рыночной цены и мах прибыли, до минирующая фирма должна принимать во внимание реакцию на свои действия со стороны фирм аутсайдеров. Зная количество конкурентных фирм и их индивидуальные кривые спроса, можно определить общую кривую рыночного предложения - совокупность количества фирм умножение на объем выпуска 1-й фирмы аутсайдера, остаточный спрос до минирующей фирмы определяется путем вычитания рыночного спроса общего предложения фирм аутсайдеров для каждого уровня рыночной цены. В результате, доминирующая фирма полностью выбирает объем выпуска в размере QL при цене лидера, приравнивания предельные издержки к предельному доходу. На графике в точке пересечения кривой остаточного спроса и рыночной кривой спроса имеется разрыв между двумя частями ух кривой предельного дохода... Использует преимущество низких издержек по причине технологический инноваций, тогда создается ситуация монополии. 1-й тип равновесия возникает, когда издержки до минирующей фирмы несколько ниже издержек фирм последователей 2-й тип равновесия, когда до минирующая фирма имеет издержки намного меньше, по сравнению с ее последователями 3-тип равновесия, фирма лидер устанавливает монопольным цену, когда никто из аутсайдеров не может войти на рынок, тогда до минирующая фирма единолично удовлетворен рыночный спрос без препятствий, в чем и состоит сущность монополии
Возможность сговора на рынке - картель. На олигополистком рынке возникает возможность координировать их производственную деятельность и политику ценообразования. Такое стратегическое поведение фирм осуществляется в виде кооперативного взаимодействия, когда они предварительно догори вдаются о совместных действиях для увеличений совокупный и индивидуальной прибыли через сокращение рыночного объема выпуска и повышение рыночной цены. Может быть явным и тайным объединением - виды карателей. Он может получиться в результате формально го договора или молчаливого согласия фирм. Как формальный договор, четко фиксируется параметры рынка, поддающихся контролю: цены, объемы выпуска. Как молчаливое соглашение, это параллельность действий поведения фирм на рынке, когда фирмы независимо друг от друга принимают одинаковое решение. Наличие параметров рынка удобных все или для всех, это цензовые линии в розничной торговли, определенный уровень качества и так далее, позволяет выявить так называемые фокальные точки, чтприводит к возможности координации поведения фирм без непосредственных контактов. Фокальные точечки выбираются благодаря аналогиям, симметриям, по эстетическим соображениям, случайно, -> целью кооперативного взаимодействия на несовершенном рынке - мах прибыли картеля - Его совокупный прибыли в отличия от мах прибыли отдельных фирм. Картель, который объединяет все фирмы на рынке, является монопольным и получает рыночную власть. На рынке присутствует немного фирм, а 3, которые решили объединиться в картель. Олигополия ведет себя как монополия, котора будет обеспечивать весь рыночный спою, цель мах совокупный прибыли, поэтому прибыль картеля будет определяется (смотри формулу мах прибыли). Общий доход минус совокупные издержки каждой фирмы= прибыль картеля. Таким образом, объемы выпуска 3-х фирм, мах совокупный прибыль, определяется из условия равенства предельных. Издержек 3-х фирм между собой. Этот результат может обобщаться когда картель включает в себя n-фирм. Необходимо знать, что на рынках, где господствуют картели наблюдается общее правило, установление высокой цены и небольшого объема производства. Почему картель выгодно сокращать выпуск не чем у конкурентов? Картель повышает свою прибыль уменьшая совокупный выпуск до уровня, при котором предельный доход равен предельным издержкам картеля, где цена поднимается до уровня, обеспечивавшего прибыль картеля - ОПЕК. Показывает, что внутри картеля определяются квоты выпуска и 1 цена, которым должны следовать все фирмы картеля. Квоты определяются в соответствии с условиями равновесия на рынке. Прибыль, извлекаемая индивидуально каждой фирмой, определяется в зависимости от уровня их издержек производства и возможное перераспределение квот между членами картеля. Между тем, фирмы вошедшие в картель, имеют стимул нарушать соглашение. Поэтому картель предпринимает меры для стабилизации картеля: 1) законность существования и незначительночть ожидания наказания от правительства 2) наличие неэластичного сроса 3) небольшое количество фирм в картеля 4) установление контроля над большим количеством параметров рынка: неокр, реклама. Раздел рынка 5) наличие высоких барьеров входа 6) идентичность продукции и издержек 7) незначительные издержки по организации картеля 8) стабильность и предсказуемость рыночного спроса 9) характер рынка: степень картелизации местного и регионального рынка, она должна быть выше, чем на национальным 10) социальные отношения между отраслевыми лидерами "Информация и функционирование ОР" 1) причины ограниченности информации на рынке: симметричная и асимметричная информации 2) ограниченность информации о качестве товары 3) ограниченность информации о цене товара 4) теория сигналов и информационная роль рекламы
1) как и любой ресурс, фактор производства, информация, которая стала таковым в условиях постиндустриальное экономики, является диффицитным ресурсов. Поэтому функционирование рынков в постиндустриальной экономик зависти от того, наколько экономические агенты владеют этим ресурсом - информацией о рынке, условием сделки, товаре и так далее. Этой проблемой, начиная с сер прошлого века, постоянно занимаются экономисты. Первым, кто обратил внимание на роль информации о ценах был Фонхаех. В последующем Стиглер пытался решать важные проблемы информации о постановлении рыночной цены, а также Аккерлов посвятил свою работу о рынке лимонов, в которой он определил неблагоприятный отбор товаров на рынке. Проблемы ограниченности информации: информация о ценах, о конъюнктуре рынке получается всеми агентами неодинаковым способом. Одни агенты рынка получают информацию из своих информационных служб, другие - слухи, другие - Константиновые фирмы. Если фирма выбирает какую либо стратегию действий, то результат зависит от стратегических решениях конкурентов, но она не может оценить стратегию, которую выберет конкурент из-за ограниченности информации. Если фирмы не располагают одинаковой информацией о состоянии продукта, то равновесие между предложением и спросом будет нестабильным. В этом случае, ограниченность информации определяется как не оптимальное/не эффективное/ провал рынка, то есть предоставляется системой цен информации менее эффективна, но в течение времени длительного, на основе проб и ошибок она становится эффективной. Особый тип ограниченности информации - ее асимметрия, то есть такая ситуация когда одни фирмы информированы лучше других. Для этого есть причины: 1) степень точности. И надежности информаций из различных источников различна 2) способность к восприятию и использованию информации с целью принятия решений ограничены 3) корректные использование информации
Лекция "Теория сигналов и информационной роли сигналов"
Имеет колоссальные значение: Шмалензи высказал мысль, что аргумент Нельсона, что фирма, предлагающая высоко качественную продукцию, имеет бее сильный стимул для рекламирования, чем фирма, выпускающая низко качественный товар. Это определяется разницей между ценой и издержками качественных товаров по отношению к их низко качественным аналогам. В этой части фирмы-однодневки, выпускающие некачественный товар, заинтересованы в привлечение новых первых покупателей и не заботиться об повторении покупок у низ, поэтому они используют недоброкачественную ложную рекламу. Важную роль в моделях сигнала качества играют цены товаров. Если интенсивная реклама убеждает покупателей, что проблемный продукт - высоко качественный, то производитель этого товара должен определить прибыльность повышения цены в ответ на увеличение спроса. Если это подтверждается, то цена, установленная фирмой, будет постоянно меняться с изменением качества продукции. 1984 год Килстром и Риордан предложили 2-х периодную модель, где реклама фирмы в 1-м периоде определяет, поверит ли покупатели, что товар будет высокого/низкого качества. Они обнаружили, что стимул для производителей высоко качественного товара - заманить покупателя повторно во 2-м периоде, ведет к положительному изменению между расходами на рекламу и качеством продукта. Модель Дорфмена-Штайнера "Реклама в условиях монополии" Реклама создает эффективный спрос на продукцию фирмы- монополиста: N- количество потенциальных покупателей, интересующихся продукцие; предположил что все покупатели одинаковые по предпочтению. Каждый потребитель, однажды получивший полную информацию о продукте, имеет спрос, убывающая относительно р. Если все потребители полностью информированы о продукте, то кривая спроса Q=N*q. Не все покупатели могут быть осведомлены о продукте, что им быть (информированым), нужно получит и понять рекламу. Некоторые покупатели не услышат рекламные послание. Часть - рекламные доходы. Для группы потенциальных потребителей в количестве N, то каждый такой покупатель имеет вероятность 1/N, получить его. Иди каждый потребитель имеет вероятность (1-1/N), не получить ни одного послания. Если монополиста отправит С посланий, то вероятность не получения ни одного из них одним покупателем - (1-1/N)C. Если число покупателей много, то вероятность того, что какой-либо потребитель не получит послание, определяется как Тогда вероятность будет выражена следующим образом Если индивидуальная функция спроса потребител - линейная, то рыночная функция спроса также линейна. А ожидаемый спрос монополиста составляет Из этого вытекает, что увели
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.012 с.) |