Открытая и подавленная инфляция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Открытая и подавленная инфляция



В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются под воздействием спроса и предложения, инфляция носит открытый характер – общее повышение цен. В случае определения цен централизованно имеет место подавленная (скрытая) инфляция – хронический дефицит товаров и услуг.

Б.А. Хансен впервые дал обзор скрытой инфляции, которая была характерна для всех развитых стран после 1945 г. Борьба с ней включала блокирование цен, нормированное распределение основных товаров, политику бюджетного избытка, контроль за валютным обменом. Данные меры деформировали рыночные механизмы, но не разрушали их.

Для социалистических стран был характерен тотальный контроль за ценами и доходами (планирование). Возник разрыв между административными ценами и ценами, которые выравнивали спрос и предложение. Это способствовало перемещению товаров в теневую экономику и формированию дефицита, что привело к появлению феномена дефицитного ожидания (пустые полки, очереди) и появление «барахолок».

Механизмы открытой инфляции.

1. Адаптивные инфляционные ожидания формируются на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции. Потребители и производители в условиях инфляции меняют стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций - коррективы в масштабе и структуре потребления. Меняется соотношение сберегаемой (S), потребляемой (С) и инвестиционной (I) частей и совокупного спроса AD. Нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров. Дефицит сбережений снижает объем кредитных ресурсов – производство и предложение снижаются AS. Производители увеличивают цены (ожидая подорожания факторов производства). Работники требуют повышения заработной платы.

Под воздействием инфляционных ожиданий в экономике сочетаются медленный рост предложения и быстрое увеличение спроса – складывается механизм увеличения цен.

2. В основе механизма инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен.

2.1. Рост последних – это результат совместных действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство увеличивает налоги и трансферты населению. Профсоюзы раскручивают спираль «зарплата-цены» (инфляционная спираль) – увеличение зарплаты опережает рост производительности труда. Предприятия закладывают возросшие издержки в цены. Профсоюзы и работники договариваются об уровне цен и зарплаты (Япония и Германия).

2.2. В технологически связанных отраслях и монополиях продавец, калькулируя, свои фактические издержки, «накидывает» на них предполагаемую прибыль, промежуточный результат он увеличивает в соответствии с ожидаемым при помощи индекса роста цен. Такая накрутка по цепи происходит по числу стадий передела технологического процесса. Т.о. получается прирост издержек по технологической цепочке – самораскручивающаяся спираль затрат. Такая ситуация берется под контроль, негативные ценовые эффекты нивелируются. Исключается политика дискриминации со стороны естественных монополистов.

2.3. Повышение издержек производства под влиянием импортных цен на сырье («нефтяные шоки» 1973-1974 гг.) и продовольственные товары (усиление борьбы за повышение заработной платы).

2.4. Повышение издержек под влиянием либерализации цен.

 

Рисунок 6.1 – Инфляция издержек

 

Смещение кривой совокупного предложения влево (AS-AS1) отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены (Р-Р1) и сокращается объем реального ВВП (Q>Q1).

3. Инфляция спроса – спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате их предложения. Это нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Сдвиг кривой AD вправо ведет к росту цен, если экономика находится на классическом или восходящем отрезке кривой совокупного предложения AS.

Причины избытка совокупного спроса AD.

1. государственные расходы;

2. использование сбережений;

3. банковский кредит;

4. положительное сальдо платежного баланса.

Инфляция будет происходить, если предложение будет недостаточно по отношению к спросу.

Время действия инфляции спроса ограничено периодом, когда существуют чрезмерные общие расходы; инфляция издержек ограничивается автоматически либо самоизлечивается.

4. Структурная инфляция – рост общего уровня цен; вызван условиями формирования цен на некоторых рынках или в некоторых отраслях экономики.

4.1. Цена определяется монополистом;

4.2. Дифференциацией спроса (по полу, возрасту, социальному положению).

4.3. В большинстве экономик сельскохозяйственные цены устанавливаются в зависимости от политических соображений и ориентированы на повышение, что механически или психологически сказывается на других ценах.

 

Уровень инфляции

Инфляция измеряется ростом цен в динамике. Показателями служат индексы цен – процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. В мировой практике применяются:

1. индекс оптовых цен (индекс цен производителей - PPI) включает три группы товаров – конечные товары; готовые для использования, но не проданные потребителям; промежуточные товары; сырье. Он показывает изменение продажных цен промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий.

2. индекс потребительски (розничных) цен (consumer price index – CPI) рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 городам страны). Индекс Ласпейреса (1871 г.)

 

ИПЦ = Потребительская корзина в текущих ценах х 100

Потребительская корзина в ценах базового года

РL = ∑ РtQ 0

∑Р0Q0

РL - индекс Ласпейреса;

Р0 и Рt – цены базисного и текущего года;

Q0 – количество благ в базисном периоде.

3. Индексы цен – дефляторы ВВП характеризуют изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Оценивают стоимость текущего объема производства (а ИПЦ тех товаров, которые входят в потребительскую корзину). Индекс Пааше (1874 г.).

Дефлятор ВВП = Объем производства текущего года в текущих ценах

Объем производства текущего года в ценах базового года

Рр = ∑ РtQ t

∑Р0Qt

Qt – количество благ текущего года.

4. Для количественной оценки масштабов экспорта и импорта инфляции используется показатель условий торговли (tens of trade):

 

Показатель условий торговли = Индекс средней стоимости единицы экспорта х 100

Индекс средней стоимости импорта

ПУТ >100 – страна экспортирует инфляцию

ПУТ < 100 – стана импортирует инфляцию.

Виды инфляции:

Умеренная или ползучая инфляция – 3 – 10% в год – сделки заключаются в текущих ценах.

Галопирующая инфляция – 20-200% в год – население избавляется от денег, кредиты предоставляются по плавающим процентам, предприниматели заключают контракты на основе индексации.

Гиперинфляция – более 50% в месяц, 1000-3000% и выше в год – дезорганизуется рынок и производство, перераспределяются доходы и богатство в обществе. Эффект «бегства от денег» - хранение денег не выгодно, люди оставляют на руках менее 12% той суммы, которую они хранили в условиях низкой инфляции.

Виды инфляции по критериям сбалансированности и ожидаемости:

1. При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, при несбалансированной – постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

2. Ожидаемая инфляция предсказывается и планируется заранее, неожиданная характеризуется внезапным скачком цен.

 

Последствия инфляции

Главное последствие инфляции – перераспределение доходов и богатства (когда доходы не индексированны и кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции).

Перераспределение НД:

1. между сферами производства и регионами в силу неравномерности роста цен;

2. между населением и государством, если используется излишняя денежная эмиссия, происходит скрытое инфляционное налогообложение, когда действует прогрессивная система подоходного налогообложения – эффект инфляционного налогообложения.

3. между классами и слоями населения. Большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к товарам неэластичного спроса, их удорожание оборачивается снижением жизненного уровня беднейшей части населения. Склонная больше сберегать высокообеспеченная часть населения теряет лишь их сберегаемую часть.

4. Непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет вторых (ссудодателей).

Чем выше темпы инфляции, тем ниже экономический рост. При 40% инфляции экономический рост прекращается. Подрываются стимулы роста экономики на базе НТП, выгоднее использовать устаревшее, но дешевое оборудование. Растет ссудный процент, товарный голод подрывает стимул к денежному накоплению, нарушается функционирование денежно-кредитной системы, появляется бартер. Деньги перестают выполнять свои функции, появляются денежные суррогаты. Национальная валюта вытесняется более твердой иностранной. Распад и деградация национального хозяйства, сепаратистские тенденции в регионах, приход к власти тоталитарных режимов.

Внешние последствие инфляции – обесценение денег по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

 

Антиинфляционная политика

Полностью устранить инфляцию невозможно. Антиинфляционная политика заключается в управлении инфляцией. Для этого используется денежно-кредитные, бюджетные, налоговые, методы, мероприятия в области политики доходов, программы стабилизации (в т.ч. радикальные денежные реформы). Цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным.

Варианты антиинфляционной политики:

1. Ортодоксальный вариант предполагает максимальное использование рыночных вариантов:

1.1. либерализация условий деятельности;

1.2. введение свободных цен при ограничении роста зарплат;

1.3. поддержание плавающего, а по возможности стабильного курса национальной валюты;

1.4. сокращение сферы деятельности государства в экономике.

2. Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство:

2.1. временное замораживание роста цен и зарплаты («политика доходов»);

2.2. стимулирование предпринимательства и сбережений посредством снижения налогового бремени;

2.3. развитие рыночной инфраструктуры и поддержка стратегических отраслей;

2.4. регулирование внешней торговли и валютных операций.

Различают долговременную (стратегию) и краткосрочную (тактику) политику. Антиинфляционная стратегия предполагает гашение адаптивных антиинфляционных ожиданий – правительство постепенно искореняет неуправляемую инфляцию и пользуется доверием населения. Правительство ставит задачи, объявляет о них население (о планируемых темпах инфляции) и добивается решения задач. При соблюдении обещаний в течение продолжительного срока действия начинает действовать эффект объявления. Так же укрепляются механизмы рыночной системы: конкуренция, минимизация гос. регулирования, поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж.

Методы снижения инфляции.

1. Стимулирование производства и сбережений через снижение налогов: индивидуальный подоходный налог уменьшился с 70 до 33%, а на прибыль корпораций – с 46 до 34%; снизилась прогрессивность шкалы; возросли сбережения и инвестиции.

2. Смягчение бюджетного дефицита посредством снижения расходов, но не увеличением доходов.

3. Мероприятия в области денежного обращения – политика таргетирования – установление жестких лимитов прироста денежной массы – ЦБ воздействует на денежную базу тремя инструментами и продает валюту.

4. Уравновешивание платежного баланса и стабилизация валютного курса. Повышение валютного курса ухудшает торговый и платежный баланс.

Главная задача краткосрочной политики (тактики) является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением:

1. расширение совокупного предложения без расширения спроса:

1. налоговые льготы;

2. диверсификация производства и продаж;

3. оказание дополнительных услуг;

4. а так же - приватизация гос. собственности;

5. массированный импорт потребительских товаров;

6. реализация предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

2. снижение текущего спроса без уменьшения предложения.

1. повышение процентных ставок;

2. удлинение сроков кредитов;

3. уменьшение уровня ликвидности сбережений (замораживание вкладов до востребования или проведение денежной реформы).

Рынок труда

Спрос на труд – это платежеспособная потребность предпринимателей в наемной рабочей силе. Масштабы привлеченного труда зависят:

1. от усилий предпринимателей минимизировать издержки и максимизировать прибыль;

2. от предельной производительности труда рабочих;

3. технологического уровня предприятия;

4. соотношения уровня цен на применяемые средства производства;

5. от типа НТП.

Согласно концепции Р. Харрода выделяют трудосберегающий тип НТП – обеспечивает экономию живого труда и капиталосберегающий тип НТП – экономит овеществленный труд в средствах производства. На динамику замещения труда капиталом влияют тенденции изменения уровня цен на рабочую силу и основной капитал.

Предложение рабочей силы зависит от уровня заработной платы, но с коррекцией:

1. на культурные, религиозные, политические факторы;

2. на бюджетно-налоговую политику («щедрые» социальные программы и высокие ставки подоходного налогообложения);

3. демографические циклы.

Трудоспособное население делится на работающих (занятых) и неработающих, но активно ищущих работу (безработные). Предложение труда – это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. В результате взаимодействия спроса на труд и предложения труда устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Направления изучения закономерностей на рынке труда:

Согласно неоклассикам, рынок труда функционирует в условиях совершенной конкуренции:

1. взаимодействуют только предприниматели и наемные работники;

2. неограниченная конкуренция;

3. одинаково-высокий уровень подготовки рабочих;

4. полная информированность сторон.

Наем работников продолжается до тех пор, пока объем дополнительной выручки от привлечения еще одного работника не сравняется с дополнительными издержками фирмы на его наем. Границей, устанавливающей размеры найма при данной технике и фиксированном размере капитала, является равенство предельного продукта труда и реальной заработной платы

Рисунок 6.2 – Равновесие на рынке труда (Кейнсианская модель) Рисунок 6.3 – Равновесие на рынке труда (Неоклассическая модель)

 

Рост ставок зарплаты увеличивает предложение труда до L1, поскольку индивиды стремятся максимизировать полезность от участия в производстве не только за счет доходов, но и за счет увеличения свободного времени. Равновесие на рынке труда означает, что все желающие работать и работодатели реализуют свои полностью реализуют свои планы.

Согласно Дж. М. Кейнсу, рынок рабочей силы не совершенен вследствие вмешательства государства и профсоюзов. Предложение труда почти не зависит от его цены. «Добровольное увольнение работников, не согласных с понижением заработной платы, не находит ясного подтверждения в фактах», - отмечал Дж. Кейнс.[1] Спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на блага – «некоторое значение совокупного спроса соответствующего уровню занятости, при котором предприниматель может максимизировать размер ожидаемой прибыли»[2].

Если предприниматели в соответствии с величиной эффективного спроса установили потребность в рабочей силе в размере L и ставку номинальной заработной платы Wopt, то при повышении зарплаты до Wmax спрос на труд сократится с L до 0. Сокращение зарплаты ниже Wopt не способно увеличить спрос на рабочую силу, поскольку невозможно расширить производство в условиях неизменного эффективного спроса на блага.

При изменении зарплаты от 0 до Wopt спрос на труд будет абсолютно не эластичен. Предложение труда является эластичным по отношению к зарплате.

При номинальной ставке зарплаты Wopt предложение труда соответствует L1, что превысит объем спроса на рабочую силу L – это ситуация квазиравновесия, когда при несовпадении спроса и предложения труда изменяются не ставки заработной платы, а предприниматели и наемные работники количественно приспосабливаются к изменившимся условиям. Предприниматели – снижают объем производства и занятости, домохозяйства – сокращают потребление товаров и услуг.

 

Безработица

Занятость – соотношение предложения и спроса на рабочую силу. Безработица - неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышают спрос на него. Безработные (согласно методике МОТ) – не имеют работы, ищут ее, готовы к ней приступить, не имеют других источников дохода кроме зарплаты.

Безработные (согласно российскому законодательству) – трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости и готовые приступить к работе.

При Wopt 0L – число занятых, LL1 – число безработных.

Уровень безработицы в стране = Безработные

Занятые

Причины возникновения безработицы:

1. Согласно неоклассикам, безработица – добровольное временное явление. В условиях совершенной конкуренции превышение предложения над спросом будет способствовать снижению цен до равновесного уровня. В результате снижения ставок зарплаты:

1.1. сократится число претендующих на рабочие места;

1.2. сократятся издержки на наем рабочей силы и увеличится спрос на нее.

Т.о. гибкая заработная плата обеспечивает достижение устойчивого равновесия на рынке труда при полной занятости.

2. Согласно Дж. М. Кейнсу существует вынужденная безработица, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату. В условиях спада производства причиной безработицы является не повышенные требования работников к зарплате, а недостаток совокупных расходов в экономике.

В результате действия государства, профсоюзов и долгосрочной внутрифирменной системы оплаты труда ставка зарплаты устанавливается выше равновесной по условиям совершенной конкуренции.

3. Согласно монетаристам, безработица – это следствие деформации и негибкости рынка труда и искажения зарплаты действием государства и профсоюзов.

Какому направлению принадлежит приоритет при оценке безработицы, зависит от фазы экономического цикла.

По характеру проявления безработица делится:

на фрикционную – добровольная безработица, связанна с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Основная ее причина - это несовершенство информации.

на структурную – вынужденная, вызвана структурными сдвигами в экономике. Она резко возросла в промышленно-развитых странах в связи с переходом экономики к ресурсосберегающему типу воспроизводства и переориентацией его на выпуск наукоемкой продукции.

на циклическую – вынужденная безработица, связанная с абсолютным падением спроса на рабочую силу в период общего экономического спада.

Естественная безработица – это равновесное состояние рынка труда в условиях полной занятости. М. Фридмен объединил фрикционную и циклическую безработицу в понятие естественной безработицы, поскольку они не зависят от макроэкономических факторов: платежеспособный спрос, объем производства, ставка процента, инфляция, а обусловлены несовершенством функционирования рынка труда.

Норма естественной безработицы = Безработные

Трудовые ресурсы (занятые

+ структурные безработные + циклически безработные)

Полная занятость в экономике подразумевает наличие естественной безработицы.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный на величину отклонения циклической безработицы, то реальные объемы производства снижаются по сравнению с потенциальными. А. Оукен установил эмпирическую связь или закон Оукена – превышение фактической безработицы над естественной на 1% приводит к отставанию реальных объемов производства на 2,5%. Это – экономические издержки безработицы.

Социальные последствия: потеря дохода, статусов, сети привычных сообществ. Политические последствия – приход к власти самых реакционных политических режимов (Гитлера, Пиночета).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.071 с.)