Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные взгляды на понятие государства.
Современные взгляды на понятие государства. Самое широкое определение государства – совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. С т.з. конституц-го права, государство – особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть. В юридическом смысле государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». Т.о. государство – совокупность властных органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Признаки государства: 1. Наличие, отдельной от общества, публичной власти, задача которой выполнение властных и управленческих функций. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями. 2. Наличие специального аппарата принуждения. Существует в государстве для управления делами общества, устранения возникающих социальных конфликтов, обеспечения правопорядка и определённого режима властвования. 3.государство – единственная организация власти в масштабе всей страны (наличие суверенитета). Суверенитет означает, во-первых верховенство власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене. 4. Разделение населения на территории по административно- территориальному признаку. Появляются государственные границы. 5. Только государство имеет право издавать общеобязательные НПА. По мнению В.К.Бабаева, «только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению».
Проблема современной типологии государства. Типология – классификация государств по разным признакам. Учитывая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государства, представляется целесообразным их объединение в рамках двух подходов: монистического и плюралистического. Первый подход предполагает осуществление типизации по единственному критерию, наличие которого позволяет отнести различные государства к тому или иному типу. В свою очередь плюралистический подход подразумевает использование нескольких критериев, сочетание которых позволяет говорить о типе государства как о комплексной, системной категории. Традиционно обозначенные направления рассматривались в рамках формационного и цивилизационного подходов. 1.Формационный подход: Суть данного подхода заключается в рассмотрении категории общественно-экономической формации в качестве основополагающего критерия отнесения государства к соответствующему историко-экономическому типу. В данном случае общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и распределения материальных благ. К. Маркс делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую). Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. По Марксу каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей и является по сравнению с ней более высоко организованной. Государственно-организованное общество представляет собой центральный элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический и капиталистический типы государств. 2. Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей. Представителем цив-го подхода в типологии государств является А. Тойнби. По мнению ученого, основной единицей человеческой истории является само общество, делящееся на примитивные, не развивающиеся человеческие коллективы и цивилизации. Цивилизацию ученый характеризует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Выделяют государства первичной цивилизации (шумерская, японская) и государства вторичной цивилизации (североамериканские государства).
Проблемы происхождения государства и права. Экономической основой первобытно-общинного строя являлось первоначально собирательство и охота (человеческое стадо). Затем с появление земледелия (наряду с охотой) формируется оседлый образ жизни à родовая община (род). Неолитическая революция привела к скачку производительных сил, вследствие этого появляется прибавочный продукт (на уровне родовой общины). В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было. Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей. Пути возникновения государства – азиатский и европейский. Азиатский путь. Основа – 1. родовая община, 2. гос.собственность, которая в свою очередь порождает абсолютную власть в виде абсолютных божественных монархий, 3. соседская община (большая самостоятельная семья). Европейский путь. Основа – 1. соседская община, 2. частная собственность, которая привела к появлению республики (равенство голосов). Европейские формы возникновения государства – афинская (классическая), римская, франкская, «приглашение на княжение». Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Человеческое общество отличается тем, что в нём существуют соц.регуляторы человеческого поведения. Первый регулятор – табу такой вид запретов, за нарушение которых не следует соц.наказание, зато следует «кара богов»(присутствует божественный элемент). Затем появляются запреты-обычаи (социальное наказание) à правовые обычаи (устные и писаные). По мере развития гос-ва и права возникает соц.регулирование 2 видов: нормативное и индивидуальное. Появляются мононормы (сочетают в себе нормы морали, религии и права), из которых впоследствии выделилось право. Таким образом, правовой обычай – это ФОРМА, а мононормы – СОДЕРЖАНИЕ. Впоследствии правовые обычаи либо расщепились (на мораль, религию, право), либо вымерли и превратились в право. 2 пути возникновения права (на основе формы собственности): А) ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ – гос.собственность. в праве более сильны элементы религии и морали, право развивается медленно и носит сильный консервативный характер. Б) ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ – частная собственность. Право в чистом виде выступает как эквивалент товарно-денежных отношений, право развивается быстрыми темпами, используется реформаторское законодательство. Данные пути привели к формированию различных правовых систем.
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти). Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Современные взгляды на понятие государства. Самое широкое определение государства – совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. С т.з. конституц-го права, государство – особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть. В юридическом смысле государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». Т.о. государство – совокупность властных органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Признаки государства: 1. Наличие, отдельной от общества, публичной власти, задача которой выполнение властных и управленческих функций. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями. 2. Наличие специального аппарата принуждения. Существует в государстве для управления делами общества, устранения возникающих социальных конфликтов, обеспечения правопорядка и определённого режима властвования. 3.государство – единственная организация власти в масштабе всей страны (наличие суверенитета). Суверенитет означает, во-первых верховенство власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене. 4. Разделение населения на территории по административно- территориальному признаку. Появляются государственные границы. 5. Только государство имеет право издавать общеобязательные НПА. По мнению В.К.Бабаева, «только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.007 с.) |