Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные взгляды на понятие государства.

Современные взгляды на понятие государства.

Самое широкое определение государства – совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. С т.з. конституц-го права, государство – особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть. В юридическом смысле государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». Т.о. государство – совокупность властных органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Признаки государства:

1. Наличие, отдельной от общества, публичной власти, задача которой выполнение властных и управленческих функций. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями.

2. Наличие специального аппарата принуждения. Существует в государстве для управления делами общества, устранения возникающих социальных конфликтов, обеспечения правопорядка и определённого режима властвования.

3.государство – единственная организация власти в масштабе всей страны (наличие суверенитета). Суверенитет означает, во-первых верховенство власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене.

4. Разделение населения на территории по административно- территориальному признаку. Появляются государственные границы.

5. Только государство имеет право издавать общеобязательные НПА. По мнению В.К.Бабаева, «только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению».

 

Проблема современной типологии государства.

Типология – классификация государств по разным признакам. Учитывая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государства, представляется целесообразным их объединение в рамках двух подходов: монистического и плюралистического. Первый подход предполагает осуществление типизации по единственному критерию, наличие которого позволяет отнести различные государства к тому или иному типу. В свою очередь плюралистический подход подразумевает использование нескольких критериев, сочетание которых позволяет говорить о типе государства как о комплексной, системной категории. Традиционно обозначенные направления рассматривались в рамках формационного и цивилизационного подходов.

1.Формационный подход: Суть данного подхода заключается в рассмотрении категории общественно-экономической формации в качестве основополагающего критерия отнесения государства к соответствующему историко-экономическому типу. В данном случае общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и распределения материальных благ. К. Маркс делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую). Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. По Марксу каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей и является по сравнению с ней более высоко организованной. Государственно-организованное общество представляет собой центральный элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический и капиталистический типы государств.

2. Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей. Представителем цив-го подхода в типологии государств является А. Тойнби. По мнению ученого, основной единицей человеческой истории является само общество, делящееся на примитивные, не развивающиеся человеческие коллективы и цивилизации. Цивилизацию ученый характеризует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Выделяют государства первичной цивилизации (шумерская, японская) и государства вторичной цивилизации (североамериканские государства).

 

Проблемы происхождения государства и права.

Экономической основой первобытно-общинного строя являлось первоначально собирательство и охота (человеческое стадо). Затем с появление земледелия (наряду с охотой) формируется оседлый образ жизни à родовая община (род). Неолитическая революция привела к скачку производительных сил, вследствие этого появляется прибавочный продукт (на уровне родовой общины).

В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.

Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей.

Пути возникновения государства – азиатский и европейский.

Азиатский путь. Основа – 1. родовая община, 2. гос.собственность, которая в свою очередь порождает абсолютную власть в виде абсолютных божественных монархий, 3. соседская община (большая самостоятельная семья).

Европейский путь. Основа – 1. соседская община, 2. частная собственность, которая привела к появлению республики (равенство голосов).

Европейские формы возникновения государства – афинская (классическая), римская, франкская, «приглашение на княжение».

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Человеческое общество отличается тем, что в нём существуют соц.регуляторы человеческого поведения. Первый регулятор – табу такой вид запретов, за нарушение которых не следует соц.наказание, зато следует «кара богов»(присутствует божественный элемент). Затем появляются запреты-обычаи (социальное наказание) à правовые обычаи (устные и писаные).

По мере развития гос-ва и права возникает соц.регулирование 2 видов: нормативное и индивидуальное. Появляются мононормы (сочетают в себе нормы морали, религии и права), из которых впоследствии выделилось право.

Таким образом, правовой обычай – это ФОРМА, а мононормы – СОДЕРЖАНИЕ.

Впоследствии правовые обычаи либо расщепились (на мораль, религию, право), либо вымерли и превратились в право.

2 пути возникновения права (на основе формы собственности):

А) ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ – гос.собственность. в праве более сильны элементы религии и морали, право развивается медленно и носит сильный консервативный характер.

Б) ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ – частная собственность. Право в чистом виде выступает как эквивалент товарно-денежных отношений, право развивается быстрыми темпами, используется реформаторское законодательство.

Данные пути привели к формированию различных правовых систем.

 

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

 

Современные взгляды на понятие государства.

Самое широкое определение государства – совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. С т.з. конституц-го права, государство – особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть. В юридическом смысле государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». Т.о. государство – совокупность властных органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Признаки государства:

1. Наличие, отдельной от общества, публичной власти, задача которой выполнение властных и управленческих функций. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями.

2. Наличие специального аппарата принуждения. Существует в государстве для управления делами общества, устранения возникающих социальных конфликтов, обеспечения правопорядка и определённого режима властвования.

3.государство – единственная организация власти в масштабе всей страны (наличие суверенитета). Суверенитет означает, во-первых верховенство власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене.

4. Разделение населения на территории по административно- территориальному признаку. Появляются государственные границы.

5. Только государство имеет право издавать общеобязательные НПА. По мнению В.К.Бабаева, «только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.007 с.)